28.11.2013

Небо в линзах

«Архитектурное бюро Асадова» выиграло конкурс на лучший проект аэропорта «Центральный» в Саратове.

информация:

Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Новый аэропорт Саратова должен быть построен в районе села Сабуровка, что в 20 км от города. Он должен полностью заменить существующий аэропорт Саратов-Центральный, расположенный в черте города и способный принимать лишь небольшие самолеты. Иными словами, сегодня Саратов по воздуху связан лишь с ближайшими городами России, что делает для его жителей невозможными удобные беспересадочные рейсы в Европу и на морские курорты. Необходимость строительства новых «воздушных ворот» обсуждается последние лет двадцать, но лишь в 2008-м была окончательно определена площадка, на которой можно это сделать, в 2011-м завершен выкуп земельных участков, в 2013-м – начато создание взлетно-посадной полосы и проведен конкурс на архитектурное решение самого здания аэропорта. Само состязание носило закрытый характер – во второй тур заказчик пригласил несколько бюро, имевших в портфолио масштабные градостроительные и общественные проекты и аэрокомплексы. Для «Архитектурного бюро Асадова», которое очень хорошо знакомо с тематикой транспортной инфраструктуры в целом, эта работа по срокам практически совпала с разработкой концепции еще одного аэропорта – «Южного» в Ростове-на-Дону. И если право проектировать «воздушные ворота» юга России московские архитекторы в итоге уступили англичанам, то Саратов остался за ними. 
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

«В качестве исходных данных участникам конкурса была дана четкая функциональная схема аэропорта, которой требовалось придать запоминающийся облик – как внешний, так и внутренний, поэтому наши основные усилия были направлены именно на архитектурное решение комплекса, – рассказывает Андрей Асадов. – При этом, в отличие от Ростова-на-Дону, здесь в конкурсное задание не входила ни площадь перед зданием, ни его связи с парковкой и аэровокзалом – их разработка планируется на следующей стадии развития проекта». С одной стороны, архитекторы оказались в ситуации некоторой изоляции – им предстояло спроектировать объем, условно отрезанный от контекста, но с другой это помогло найти образ одновременно и самодостаточный, и гостеприимно открытый своему ближайшему окружению.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

В новом «Центральном» найдется место и для зала международных вылетов со всеми сопутствующими службами, и для развитого «хаба» внутренних авиалиний, однако, с учетом масштабов Саратова, разместить их планируется достаточно компактно. В плане будущий аэропорт имеет почти квадратную форму, которая со стороны летного поля дополнена всего двумя стационарными телескопическими трапами. Можно сказать, участникам конкурса были выданы «черные ящики», которые каждый из них должен был облагородить внешне, придав более запоминающуюся внешность, чем просто сундук посреди летного поля.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

«Начав работать с этой условной коробкой, мы первым делом определили, какие элементы фасада активнее всего будут влиять на дизайн-концепцию, – рассказывает Андрей Асадов. – Помимо входной зоны, это, конечно, были служебные и технические вход, а также витражи тех зон, где пассажиры проводят больше всего времени». Для того, чтобы избежать на боковых фасадах появления многочисленных «заплаток» из окон и дверей, архитекторы решили объединить все проемы в одну форму. Фактически они вырезают в боковом фасаде большую полуарку, которая затем переходит на телетрап. Пространство под ней прикрывают пилонами, а самой стене еще и придают не очень сильный, но заметный наклон. Точно так же предлагается наклонить и основания телетрапов, тем самым придав «профилю» здания очевидное сходство с фюзеляжем самолета. 
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

Серьезные тектонические изменения переживают и главные фасады. Их архитекторы тоже ощутимо вдавливают внутрь здания, причем со стороны летного поля «лицо» аэропорта обозначено с помощью развитого навеса, а с противоположной стороны экспрессия «вогнутой линзы» подчеркнута световым козырьком такой же формы.

Дизайн кровли логично дополняет выбранную стилистику плавных криволинейных форм. Ее центральной части архитекторы в плане придают сходство с песочными часами, «заполненными» световыми фонарями все той же эллипсоподобной формы, длина которых уменьшается по мере приближения к центру здания. Эти «линзы в небо» выделяют в структуре аэропорта зону перемещения основных пассажирских потоков и, естественно, помогают сделать ее максимально светлой.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

Сами архитекторы признаются, что рисунок кровли вобрал в себя сразу несколько ассоциаций – это и перекаты речных волн, и плавные силуэты моста через Волгу, и даже знаменитая саратовская гармошка. Но главное, к чему стремились авторы проекта, это создать своеобразный портал, который бы словно втягивал в себя пассажиров. А поскольку портал – элемент по определению значительный и массивный, неизбежная монументальность здания должна быть компенсирована с помощью витражного остекления, элегантных тросовых растяжек и тонких наклонных ребер, поддерживающих консоли на боковых фасадах. По мнению жюри, «Архитектурное бюро Асадова» с поставленной задачей справилось на «отлично», предложив Саратову здание запоминающееся и в то же время реализуемое.  
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Курков
  • Александр Бровкин
  • Сергей Труханов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Селивохин
  • Никита Токарев
  • Василий Крапивин
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Асадов
  • Александр Попов
  • Антон Бондаренко
  • Иван Кожин
  • Екатерина Кузнецова
  • Карен Сапричян
  • Антон Барклянский
  • Илья Уткин
  • Евгений Герасимов
  • Юлия Тряскина
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Грень
  • Илья Машков
  • Станислав Белых
  • Андрей Гнездилов
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Шварцман
  • Олег Шапиро
  • Владимир Плоткин
  • Антон Лукомский
  • Андрей Романов
  • Роман Леонидов
  • Сергей  Орешкин
  • Алексей Гинзбург
  • Полина Воеводина
  • Антон Ладыгин
  • Николай Миловидов
  • Юлий Борисов
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Шилова
  • Сергей Скуратов
  • Никита Явейн
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Никита Бирюков
  • Александр Скокан
  • Валерия Преображенская
  • Олег Карлсон
  • Павел Андреев
  • Вера Бутко
  • Арсений Леонович
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Надточий
  • Константин Ходнев
  • Сергей Сенкевич

Постройки и проекты (новые записи):

  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме
  • Офис компании ATRIUM

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи