Небо в линзах

«Архитектурное бюро Асадова» выиграло конкурс на лучший проект аэропорта «Центральный» в Саратове.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

28 Ноября 2013
mainImg

Проект:

Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 – 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»
Новый аэропорт Саратова должен быть построен в районе села Сабуровка, что в 20 км от города. Он должен полностью заменить существующий аэропорт Саратов-Центральный, расположенный в черте города и способный принимать лишь небольшие самолеты. Иными словами, сегодня Саратов по воздуху связан лишь с ближайшими городами России, что делает для его жителей невозможными удобные беспересадочные рейсы в Европу и на морские курорты. Необходимость строительства новых «воздушных ворот» обсуждается последние лет двадцать, но лишь в 2008-м была окончательно определена площадка, на которой можно это сделать, в 2011-м завершен выкуп земельных участков, в 2013-м – начато создание взлетно-посадной полосы и проведен конкурс на архитектурное решение самого здания аэропорта. Само состязание носило закрытый характер – во второй тур заказчик пригласил несколько бюро, имевших в портфолио масштабные градостроительные и общественные проекты и аэрокомплексы. Для «Архитектурного бюро Асадова», которое очень хорошо знакомо с тематикой транспортной инфраструктуры в целом, эта работа по срокам практически совпала с разработкой концепции еще одного аэропорта – «Южного» в Ростове-на-Дону. И если право проектировать «воздушные ворота» юга России московские архитекторы в итоге уступили англичанам, то Саратов остался за ними. 
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
«В качестве исходных данных участникам конкурса была дана четкая функциональная схема аэропорта, которой требовалось придать запоминающийся облик – как внешний, так и внутренний, поэтому наши основные усилия были направлены именно на архитектурное решение комплекса, – рассказывает Андрей Асадов. – При этом, в отличие от Ростова-на-Дону, здесь в конкурсное задание не входила ни площадь перед зданием, ни его связи с парковкой и аэровокзалом – их разработка планируется на следующей стадии развития проекта». С одной стороны, архитекторы оказались в ситуации некоторой изоляции – им предстояло спроектировать объем, условно отрезанный от контекста, но с другой это помогло найти образ одновременно и самодостаточный, и гостеприимно открытый своему ближайшему окружению.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
В новом «Центральном» найдется место и для зала международных вылетов со всеми сопутствующими службами, и для развитого «хаба» внутренних авиалиний, однако, с учетом масштабов Саратова, разместить их планируется достаточно компактно. В плане будущий аэропорт имеет почти квадратную форму, которая со стороны летного поля дополнена всего двумя стационарными телескопическими трапами. Можно сказать, участникам конкурса были выданы «черные ящики», которые каждый из них должен был облагородить внешне, придав более запоминающуюся внешность, чем просто сундук посреди летного поля.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
«Начав работать с этой условной коробкой, мы первым делом определили, какие элементы фасада активнее всего будут влиять на дизайн-концепцию, – рассказывает Андрей Асадов. – Помимо входной зоны, это, конечно, были служебные и технические вход, а также витражи тех зон, где пассажиры проводят больше всего времени». Для того, чтобы избежать на боковых фасадах появления многочисленных «заплаток» из окон и дверей, архитекторы решили объединить все проемы в одну форму. Фактически они вырезают в боковом фасаде большую полуарку, которая затем переходит на телетрап. Пространство под ней прикрывают пилонами, а самой стене еще и придают не очень сильный, но заметный наклон. Точно так же предлагается наклонить и основания телетрапов, тем самым придав «профилю» здания очевидное сходство с фюзеляжем самолета. 
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Серьезные тектонические изменения переживают и главные фасады. Их архитекторы тоже ощутимо вдавливают внутрь здания, причем со стороны летного поля «лицо» аэропорта обозначено с помощью развитого навеса, а с противоположной стороны экспрессия «вогнутой линзы» подчеркнута световым козырьком такой же формы.

Дизайн кровли логично дополняет выбранную стилистику плавных криволинейных форм. Ее центральной части архитекторы в плане придают сходство с песочными часами, «заполненными» световыми фонарями все той же эллипсоподобной формы, длина которых уменьшается по мере приближения к центру здания. Эти «линзы в небо» выделяют в структуре аэропорта зону перемещения основных пассажирских потоков и, естественно, помогают сделать ее максимально светлой.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Сами архитекторы признаются, что рисунок кровли вобрал в себя сразу несколько ассоциаций – это и перекаты речных волн, и плавные силуэты моста через Волгу, и даже знаменитая саратовская гармошка. Но главное, к чему стремились авторы проекта, это создать своеобразный портал, который бы словно втягивал в себя пассажиров. А поскольку портал – элемент по определению значительный и массивный, неизбежная монументальность здания должна быть компенсирована с помощью витражного остекления, элегантных тросовых растяжек и тонких наклонных ребер, поддерживающих консоли на боковых фасадах. По мнению жюри, «Архитектурное бюро Асадова» с поставленной задачей справилось на «отлично», предложив Саратову здание запоминающееся и в то же время реализуемое.  
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове
© Архитектурное бюро ASADOV


Проект:

Аэропорт «Гагарин» в Саратове
Россия, Саратов

Авторский коллектив:
А.Асадов, А.Р.Асадов, Т.Лебедева, К.Шепета, Е.Дидоренко, П.Белкова, Ю.Шалетри

2013 – 2019

Заказчик: Холдинг «Аэропорты Регионов»

Генпроектировщик: ГК “Спектрум”

Технология: WP ARC (Германия)
Интерьер VIP-зон: VOX architects, OFFCON, KOSMOS architects
Входная площадь: NOWADAYS office​
Медиа-музей: NOWADAYS office + Saga +RADUGA design + Макрофабрика
Ландшафт: «Архитектура живой формы»

28 Ноября 2013

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана. С помощью фасадов KMEW архитекторам удалось подчеркнуть уникальность комплекса и отразить его высокий статус.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.

Сейчас на главной

Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.