28.11.2013

Небо в линзах

«Архитектурное бюро Асадова» выиграло конкурс на лучший проект аэропорта «Центральный» в Саратове.

информация:

Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Новый аэропорт Саратова должен быть построен в районе села Сабуровка, что в 20 км от города. Он должен полностью заменить существующий аэропорт Саратов-Центральный, расположенный в черте города и способный принимать лишь небольшие самолеты. Иными словами, сегодня Саратов по воздуху связан лишь с ближайшими городами России, что делает для его жителей невозможными удобные беспересадочные рейсы в Европу и на морские курорты. Необходимость строительства новых «воздушных ворот» обсуждается последние лет двадцать, но лишь в 2008-м была окончательно определена площадка, на которой можно это сделать, в 2011-м завершен выкуп земельных участков, в 2013-м – начато создание взлетно-посадной полосы и проведен конкурс на архитектурное решение самого здания аэропорта. Само состязание носило закрытый характер – во второй тур заказчик пригласил несколько бюро, имевших в портфолио масштабные градостроительные и общественные проекты и аэрокомплексы. Для «Архитектурного бюро Асадова», которое очень хорошо знакомо с тематикой транспортной инфраструктуры в целом, эта работа по срокам практически совпала с разработкой концепции еще одного аэропорта – «Южного» в Ростове-на-Дону. И если право проектировать «воздушные ворота» юга России московские архитекторы в итоге уступили англичанам, то Саратов остался за ними. 
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

«В качестве исходных данных участникам конкурса была дана четкая функциональная схема аэропорта, которой требовалось придать запоминающийся облик – как внешний, так и внутренний, поэтому наши основные усилия были направлены именно на архитектурное решение комплекса, – рассказывает Андрей Асадов. – При этом, в отличие от Ростова-на-Дону, здесь в конкурсное задание не входила ни площадь перед зданием, ни его связи с парковкой и аэровокзалом – их разработка планируется на следующей стадии развития проекта». С одной стороны, архитекторы оказались в ситуации некоторой изоляции – им предстояло спроектировать объем, условно отрезанный от контекста, но с другой это помогло найти образ одновременно и самодостаточный, и гостеприимно открытый своему ближайшему окружению.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

В новом «Центральном» найдется место и для зала международных вылетов со всеми сопутствующими службами, и для развитого «хаба» внутренних авиалиний, однако, с учетом масштабов Саратова, разместить их планируется достаточно компактно. В плане будущий аэропорт имеет почти квадратную форму, которая со стороны летного поля дополнена всего двумя стационарными телескопическими трапами. Можно сказать, участникам конкурса были выданы «черные ящики», которые каждый из них должен был облагородить внешне, придав более запоминающуюся внешность, чем просто сундук посреди летного поля.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

«Начав работать с этой условной коробкой, мы первым делом определили, какие элементы фасада активнее всего будут влиять на дизайн-концепцию, – рассказывает Андрей Асадов. – Помимо входной зоны, это, конечно, были служебные и технические вход, а также витражи тех зон, где пассажиры проводят больше всего времени». Для того, чтобы избежать на боковых фасадах появления многочисленных «заплаток» из окон и дверей, архитекторы решили объединить все проемы в одну форму. Фактически они вырезают в боковом фасаде большую полуарку, которая затем переходит на телетрап. Пространство под ней прикрывают пилонами, а самой стене еще и придают не очень сильный, но заметный наклон. Точно так же предлагается наклонить и основания телетрапов, тем самым придав «профилю» здания очевидное сходство с фюзеляжем самолета. 
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

Серьезные тектонические изменения переживают и главные фасады. Их архитекторы тоже ощутимо вдавливают внутрь здания, причем со стороны летного поля «лицо» аэропорта обозначено с помощью развитого навеса, а с противоположной стороны экспрессия «вогнутой линзы» подчеркнута световым козырьком такой же формы.

Дизайн кровли логично дополняет выбранную стилистику плавных криволинейных форм. Ее центральной части архитекторы в плане придают сходство с песочными часами, «заполненными» световыми фонарями все той же эллипсоподобной формы, длина которых уменьшается по мере приближения к центру здания. Эти «линзы в небо» выделяют в структуре аэропорта зону перемещения основных пассажирских потоков и, естественно, помогают сделать ее максимально светлой.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

Сами архитекторы признаются, что рисунок кровли вобрал в себя сразу несколько ассоциаций – это и перекаты речных волн, и плавные силуэты моста через Волгу, и даже знаменитая саратовская гармошка. Но главное, к чему стремились авторы проекта, это создать своеобразный портал, который бы словно втягивал в себя пассажиров. А поскольку портал – элемент по определению значительный и массивный, неизбежная монументальность здания должна быть компенсирована с помощью витражного остекления, элегантных тросовых растяжек и тонких наклонных ребер, поддерживающих консоли на боковых фасадах. По мнению жюри, «Архитектурное бюро Асадова» с поставленной задачей справилось на «отлично», предложив Саратову здание запоминающееся и в то же время реализуемое.  
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Олег Карлсон
  • Станислав Белых
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Юрий Сафронов
  • Сергей Чобан
  • Антон Бондаренко
  • Роман Леонидов
  • Никита Бирюков
  • Левон Айрапетов
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Селивохин
  • Екатерина Грень
  • Сергей Сенкевич
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Явейн
  • Андрей Романов
  • Илья Уткин
  • Наталия Зайченко
  • Карен Сапричян
  • Андрей Асадов
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Труханов
  • Николай Миловидов
  • Антон Ладыгин
  • Антон Барклянский
  • Александр Скокан
  • Владимир Биндеман
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Скуратов
  • Михаил Канунников
  • Сергей Орешкин
  • Арсений Леонович
  • Тотан Кузембаев
  • Алексей Курков
  • Александр Попов
  • Александр Бровкин
  • Валерия Преображенская
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Плоткин
  • Зураб Басария
  • Олег Шапиро
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Машков
  • Дмитрий Васильев
  • Рустам Керимов
  • Всеволод Медведев
  • Марк Сафронов
  • Наталия Шилова
  • Константин Ходнев
  • Павел Андреев
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Кузнецова
  • Иван Кожин
  • Евгений Герасимов
  • Никита Токарев
  • Василий Крапивин
  • Даниил Лоренц
  • Антон Лукомский
  • Игорь Шварцман

Постройки и проекты (новые записи):

  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии
  • Парк Domino

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи