«Архитектурное бюро Асадова» выиграло конкурс на лучший проект аэропорта «Центральный» в Саратове.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Новый аэропорт Саратова должен быть построен в районе села Сабуровка, что в 20 км от города. Он должен полностью заменить существующий аэропорт Саратов-Центральный, расположенный в черте города и способный принимать лишь небольшие самолеты. Иными словами, сегодня Саратов по воздуху связан лишь с ближайшими городами России, что делает для его жителей невозможными удобные беспересадочные рейсы в Европу и на морские курорты. Необходимость строительства новых «воздушных ворот» обсуждается последние лет двадцать, но лишь в 2008-м была окончательно определена площадка, на которой можно это сделать, в 2011-м завершен выкуп земельных участков, в 2013-м – начато создание взлетно-посадной полосы и проведен конкурс на архитектурное решение самого здания аэропорта. Само состязание носило закрытый характер – во второй тур заказчик пригласил несколько бюро, имевших в портфолио масштабные градостроительные и общественные проекты и аэрокомплексы. Для «Архитектурного бюро Асадова», которое очень хорошо знакомо с тематикой транспортной инфраструктуры в целом, эта работа по срокам практически совпала с разработкой концепции еще одного аэропорта – «Южного» в Ростове-на-Дону. И если право проектировать «воздушные ворота» юга России московские архитекторы в итоге уступили англичанам, то Саратов остался за ними.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
«В качестве исходных данных участникам конкурса была дана четкая функциональная схема аэропорта, которой требовалось придать запоминающийся облик – как внешний, так и внутренний, поэтому наши основные усилия были направлены именно на архитектурное решение комплекса, – рассказывает Андрей Асадов. – При этом, в отличие от Ростова-на-Дону, здесь в конкурсное задание не входила ни площадь перед зданием, ни его связи с парковкой и аэровокзалом – их разработка планируется на следующей стадии развития проекта». С одной стороны, архитекторы оказались в ситуации некоторой изоляции – им предстояло спроектировать объем, условно отрезанный от контекста, но с другой это помогло найти образ одновременно и самодостаточный, и гостеприимно открытый своему ближайшему окружению.
Концепция пассажирского терминала аэропорта «Центральный» в Саратове © Архитектурное бюро Асадова
В новом «Центральном» найдется место и для зала международных вылетов со всеми сопутствующими службами, и для развитого «хаба» внутренних авиалиний, однако, с учетом масштабов Саратова, разместить их планируется достаточно компактно. В плане будущий аэропорт имеет почти квадратную форму, которая со стороны летного поля дополнена всего двумя стационарными телескопическими трапами. Можно сказать, участникам конкурса были выданы «черные ящики», которые каждый из них должен был облагородить внешне, придав более запоминающуюся внешность, чем просто сундук посреди летного поля.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
«Начав работать с этой условной коробкой, мы первым делом определили, какие элементы фасада активнее всего будут влиять на дизайн-концепцию, – рассказывает Андрей Асадов. – Помимо входной зоны, это, конечно, были служебные и технические вход, а также витражи тех зон, где пассажиры проводят больше всего времени». Для того, чтобы избежать на боковых фасадах появления многочисленных «заплаток» из окон и дверей, архитекторы решили объединить все проемы в одну форму. Фактически они вырезают в боковом фасаде большую полуарку, которая затем переходит на телетрап. Пространство под ней прикрывают пилонами, а самой стене еще и придают не очень сильный, но заметный наклон. Точно так же предлагается наклонить и основания телетрапов, тем самым придав «профилю» здания очевидное сходство с фюзеляжем самолета.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Серьезные тектонические изменения переживают и главные фасады. Их архитекторы тоже ощутимо вдавливают внутрь здания, причем со стороны летного поля «лицо» аэропорта обозначено с помощью развитого навеса, а с противоположной стороны экспрессия «вогнутой линзы» подчеркнута световым козырьком такой же формы.
Дизайн кровли логично дополняет выбранную стилистику плавных криволинейных форм. Ее центральной части архитекторы в плане придают сходство с песочными часами, «заполненными» световыми фонарями все той же эллипсоподобной формы, длина которых уменьшается по мере приближения к центру здания. Эти «линзы в небо» выделяют в структуре аэропорта зону перемещения основных пассажирских потоков и, естественно, помогают сделать ее максимально светлой.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Сами архитекторы признаются, что рисунок кровли вобрал в себя сразу несколько ассоциаций – это и перекаты речных волн, и плавные силуэты моста через Волгу, и даже знаменитая саратовская гармошка. Но главное, к чему стремились авторы проекта, это создать своеобразный портал, который бы словно втягивал в себя пассажиров. А поскольку портал – элемент по определению значительный и массивный, неизбежная монументальность здания должна быть компенсирована с помощью витражного остекления, элегантных тросовых растяжек и тонких наклонных ребер, поддерживающих консоли на боковых фасадах. По мнению жюри, «Архитектурное бюро Асадова» с поставленной задачей справилось на «отлично», предложив Саратову здание запоминающееся и в то же время реализуемое.
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
Аэропорт «Гагарин» в Саратове© Архитектурное бюро ASADOV
|