14.05.2013

Ворота Сити

Подробнее о проекте бюро UNK project, победившем в конкурсе на архитектурное решение второй очереди комплекса «Империя Тауэр» в московском Сити.

информация:

Врисовка здания в панораму «Москвы-Сити»
Врисовка здания в панораму «Москвы-Сити»открыть большое изображение
Закрытый конкурс был объявлен в конце февраля инвестором комплекса «Империя Тауэр» компанией MosCityGroup по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В конце апреля жюри остановило свой выбор на проекте бюро UNK project; как утверждают организаторы, этому бюро, как победителю конкурса, будет поручена дальнейшая работа над проектированием второй очереди комплекса.

Здание второй очереди планируется построить на квадратном участке между башней «Империи Тауэр» и набережной. В период с 2002-го по 2009-й годы для этого места последовательно проектировали:  стеклянный купол с аквапарком и развлекательным центром (Джованни Коррадетти), белое полосатое здание со скругленными углами (ЭНПИ) и наконец одним из последних по времени проектов был обтекаемый волнистый «язык», тянувшийся в проекте NBBJ от башни к набережной. Теперь, в 2013 году, функциональное наполнение второй очереди комплекса изменилось: здание не будет связано с причалом, как это планировалось ранее, и в нем не будет аквапарка; по условиям конкурса, часть комплекса должна занять надземная парковка, часть – офисы, а верхние и нижние этажи следовало отдать общественным пространствам с магазинами и кафе.

Архитекторы бюро UNK project сосредоточили свое внимание на движении людских потоков и поэтому сделали главным героем проекта атриум, прорезающий кубический объем комплекса по диагонали, от юго-восточного угла к северо-западному. Он разделяет кубический объем на два корпуса: северный и южный. Северный с 3-го по 8-й этажи занят парковками (на 3-6 этаже немеханизированная парковка, на 7-8 – механизированная), выше офисами. В южном на 2-3 этажах расположится медицинский центр, выше – офисные помещения. На благоустроенной крыше запланирована смотровая площадка, куда можно попасть на лифте прямо из атриума. Центром северного треугольника служит круглая рампа въезда на парковку (как в «Европейском»; архитекторы приводят научно обоснованные доводы в пользу того, что такой въезд удобнее других для водителей, которым не приходится лишний раз крутить руль). В ядре южного треугольника расположен другой треугольник, поменьше, включающий в себя две лифтовые шахты – что, в свою очередь, позволяет разделить южную часть еще на два треугольника, ориентированных каждый на свой лифт, а значит, организовать офисное пространство с минимальными потерями полезной площади и хорошо осветить его. Эффективность и экономия стали одной из важных тем проекта (позволивших авторам вписаться в бюджет, при этом заложив в него качественные отделочные материалы): там где это возможно, используются типовые решения. К тому же архитекторам удалось использовать в проекте существующие субструкции – сетку подземных колонн, построенных ранее.
План первого этажа
План первого этажаоткрыть большое изображение
План восьмого этажа
План восьмого этажаоткрыть большое изображение

Весь первый этаж отдан общественному пространству с магазинами и ресторанами. Предполагается, что он будет открыт круглосуточно. Центром, а точнее сказать – осью первого этажа, собственно, и становится диагональная «дорога» атриума. В ее начале и в конце, на двух углах кубического объема, перед входами расположены небольшие площади, устроенные наподобие гигантских «лоджий» и защищенные общей кровлей комплекса «от попадания прямых осадков», как пишут архитекторы в своей пояснительной записке.
Площадь перед атриумом
Площадь перед атриумомоткрыть большое изображение

Ущелье атриума раскрывается к востоку, в сторону моста «Багратион» и станции метро «Выставочная» – в ту сторону, откуда потоки людей направляются в сторону Сити. Люди смогут, по идее архитекторов, обойти здание с юга и с востока, но главный сценарий, предложенный архитекторами – это, конечно же, проход через атриум, сквозь тело здания: выйдя с противоположной стороны, мы оказываемся на площади перед башней «Империя Тауэр», откуда уже рукой подать до центральной части делового квартала.
Многофункциональный комплекс «Империя Тауэр», юго-восточный угол здания и вход в атриум. UNK project
Многофункциональный комплекс «Империя Тауэр», юго-восточный угол здания и вход в атриум. UNK projectоткрыть большое изображение

Со стороны моста раструб атриума похож на перспективный портал – именно так называют его авторы, хотя надо признать, что сходство с порталом здесь – лишь частичное; явственно виден только один перспективный скос, правый восточный. Роль второго откоса играет выходящая на набережную южная стена: она повернута под углом 3 градуса в сторону входа в атриум. Получается, что, если говорить о портале, то портал радикально сдвинут с вправо – в классической, характерной для 1970-х схеме «телевизора» как бы резко сдвинута ось. Потянувшись за осью, откосы стали очень разными: один образовал острый угол, другой стал стеклянной ширмой, скорее прикрывающей вход со стороны реки, чем помогающей его обнаружить. Сам же вход, как уже было сказано, развернут в сторону моста, то есть приблизительно под углом 45 градусов к плоскости главного речного фасада. Иными словами, если говорить о портале, то «классический» портал (такой, какой можно себе представить в архитектуре послевоенного модернизма) совершил в данном случае манипуляцию сродни строевому перестроению – сделал шаг влево и развернулся. Движение ясное, рассчитанное на раз-два, но по сути – спиральное, и не зря авторы говорят, что композиция их здания «поддерживает спиралевидную композицию силуэта Москва-сити».

Описанный «разворот» практически лишил форму классических аллюзий, наделив ее романтическим сходством с Геркулесовыми столбами, легендарными вратами античного мира. Действительно, перед нами скорее врата Сити – проходя сквозь них, мы оказывается в мире скал-небоскребов, и энергетика «ущелья между скал» готовит нас к попаданию в пространство иного масштаба и иных напряжений, чем те, что привычны в обычном городе.

Надо сказать, что получившаяся аберрация между привычно-классическим и остро-романтическим пронизывает весь проект, создавая в нем как пластическое, так и содержательное, смысловое напряжение.

Архитекторы предложили закрыть стеклянные стены накладной сеткой из архитектурного бетона. Сетка будет отражаться в стекле, дробясь и множась, усиливая, но и растворяя орнамент в последовательности отражений. В простом и крупном рисунке несложно разглядеть обозначение основной идеи здания, построенного на делении квадрата на треугольники. То же самое деление многократно совершается в рисунке бетонной сетки фасада. Тем более что при взгляде снизу из-за перспективного сокращения будет непросто отличить ромб от квадрата. На углах же треугольники, смыкаясь, образуют почти скульптурный зигзаг, намекающий на классику жанра – Херст Тауэр Нормана Фостера. Впрочем, чтобы не было скучно, архитекторы задумали свою сетку «параметрической»: толщина ребер постоянно меняется, плавно сгущаясь и разреживаясь, как то могла бы делать шкура живого существа – по фасаду проходят «волны» материи.  
Южный фасад
Южный фасадоткрыть большое изображение
Восточный фасад
Восточный фасадоткрыть большое изображение
Западный фасад
Западный фасадоткрыть большое изображение

Бетонная сетка, по мысли авторов, должна послужить переходным звеном от каменной архитектуры сталинского Кутузовского проспекта на другой стороне реки, к стеклянной архитектуре Сити. Кое-где сетка прерывается стеклянными плоскостями; внутри атриума западная стена стеклянная, а восточная закрыта бетонным орнаментом.
Получается удачно и экономно: рисунок дублируется собственным отражением на противоположной стене. Если принять во внимание наличие стеклянной стены также и за решеткой, то отражений становится два, а сетка – одна, протяженное пространство оказывается насыщенным бликами и тенями. К тому же атриум сужается кверху, усиливая эффект перспективы для тех, кому не лень поднять голову и посмотреть вверх, и способствуя взаимному пересечению отражений под разными углами.

На уровне верхних этажей появляются белые диагонали переходов, связывающие два корпуса между собой (это удобно для тех, кто здесь будет работать: из парковки можно перейти прямо в офис). Некоторые мостики оказываются лестницами и пронизывают пространство по косой в трех измерениях. Кое-где на мостиках появляются деревья. Ниже на тонких тросах парят белые же светильники в форме стилизованных самолетов, создавая ощущение обитаемости 50-метровой высоты пространства над головами прохожих. По стенам скользят панорамные лифты, добавляя к динамике форм реального движения (к слову: предусмотрено несколько лифтовых групп, одна из них – специально для общественных пространств, она связывает атриум с эксплуатируемой крышей, а сотрудники офисов смогут пользоваться другими лифтами, чтобы не пересекаться с посетителями магазинов и кафе). Словом, несмотря на почти стерильную белизну пространство атриума получилось непростым, оживленным – и безусловно эффектным.
Атриум
Атриумоткрыть большое изображение
Многофункциональный комплекс «Империя Тауэр», атриум. UNK project
Многофункциональный комплекс «Империя Тауэр», атриум. UNK projectоткрыть большое изображение

Типологически это пассаж, но – расширенный, причем сразу в двух измерениях: на первом этаже магазинам и ресторанам отведено больше пространства, так как они занимают всю площадь двух треугольных корпусов. Высота «пассажа» тоже оказывается большой, по магазинным меркам заоблачной, что и позволяет архитекторам экспериментировать с пространством и перспективой, создавая сдержанно-монументальное, но в то же время – заряженное пластической интригой преддверие для плотного леса московских небоскребов.

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Олег Шапиро
  • Илья Машков
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Мединский
  • Магда Чихонь
  • Арсений Леонович
  • Сергей  Орешкин
  • Андрей Гнездилов
  • Константин Ходнев
  • Зураб Басария
  • Валерий Лукомский
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Переслегин
  • Илья Уткин
  • Всеволод Медведев
  • Никита Явейн
  • Станислав Белых
  • Никита Токарев
  • Сергей Скуратов
  • Магда Кмита
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Бровкин
  • Карен Сапричян
  • Владимир Биндеман
  • Шимон Матковски
  • Владимир Плоткин
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Евгений Герасимов
  • Петр Фонфара
  • Левон Айрапетов
  • Олег Карлсон
  • Дмитрий Ликин
  • Анатолий Столярчук
  • Михаил Канунников
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Даниил Лоренц
  • Георгий Трофимов
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Никита Бирюков
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Переслегин
  • Николай Миловидов
  • Александр Асадов
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Чобан
  • Екатерина Грень
  • Игорь Шварцман
  • Александра Кузьмина
  • Юлия Тряскина
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Романов
  • Сергей Труханов
  • Алексей Иванов
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи