Река Ока делит Нижний Новгород на две части – справа по ее течению высокие берега, овраги, Кремль и монастыри, один из которых, Благовещенский, хорошо виден с моста через реку. Слева – берега пологие, относительно современная часть, вокзал, метро, Горьковский автозавод. И Нижегородская ярмарка на Стрелке между Окой и Волгой, которая существует здесь взамен Макарьевской с 1817 года – тогда ее обустройством занимались инженер А.А. Бетанкур, перед этим построивший московский Манеж, и архитектор О. Монферран, после этого спроектировавший питерский Исаакиевский собор. Тогда на Стрелке строили только временные павильоны, а постоянная и каменная ярмарка располагалась несколько глубже – сейчас от нее сохранился ампирный собор в глубине хрущевских кварталов и, ближе к Оке, так называемый «Главный дом», для москвича больше всего похожий на ГУМ, – где сейчас проводят различные «экспо» под маркой Нижегородской ярмарки.
Пространство Стрелки ярмарка начала всерьез осваивать в 1860-е годы, когда по проекту Л.В. Даля на ней построили грандиозный пятишатровый собор Александра Невского и проложили несколько улиц вдоль Оки, одну Александро-Невскую, другую Макарьевскую. Тогда это был третий по высоте храм в России, а автор получил за него звание профессора Академии художеств. Это был масштабный и эффектный проект, он стал своего рода «визитной карточкой» города – в пандан Кремлю и в виде архитектурно-градостроительного напоминания о кремлевском шатровом храме начала XVII века, где сейчас похоронен Кузьма Минин. Позднее, однако, смыслом города вместо ярмарки стал автозавод, он разросся новыми кварталами, полными памятников конструктивизма, а Стрелка превратилась в грузовой порт – и проплывающие по Волге корабли сейчас видят в основном портовые краны, по большей части ржавые, и горы разного груза, а уже потом, за ними – желтоватый собор.
Сейчас Стрелку надумали реконструировать ради превращения ее в разновидность нижегородского «Сити». Проект Юрия Виссарионова – одно из концептуальных градостроительных предложений такой реконструкции. Он имеет, на мой взгляд, два преимущества: во-первых проект предполагает очень деликатное реставрационное отношение к имеющемуся на Стрелке наследию, и прежде всего собору, а во-вторых, несмотря на это, для новой застройки предложен достаточно смелый и артистичный план, «завернутый» радиально-лучевым амфитеатром вокруг собора. Обычно бывает – либо наследие, либо смелая современная архитектура, а здесь, кажется, то и другое вместе.
По проекту Виссарионова, предполагается отреставрировать не только собор, но одну из сохранившихся старых улиц с низкоэтажной застройкой: это бывшая Александро-Невская, а сейчас улица Стрелка, идущая вдоль Оки к собору. Еще Л.В. Далем эта ось была рассчитана на перспективу с храмом в точке схода, позднее растиражированную на коллекционных открытках. Сохраняя эту находку, архитекторы продолжают ее дело – создают несколько совершенно новых лучей, веером cходящихся к собору. Один из них идет до самого «носа» Стрелки, который немного удлиняется посредством строительства конгресс-холла, частично нависающего над водой, акцентируя природное заострение мыса. Похожим образом – в консолями над рекой – продолжены три других луча, выходящих от собора к волжскому берегу: вдоль них задуманы протяженные гостиничные корпуса, северные части которых тоже выходят за границу береговой линии, как будто бы отвоевывая себе дополнительное пространство, а на самом деле – конструируя видовой аттракцион для посетителей гостиниц.
Кстати сказать, здесь предусмотрено несколько разных «аттракционов» с участием воды, что надо признать вполне логичным, учитывая расположение комплекса между двумя знаменитыми реками. На Волге – причал яхт-клуба, вдоль Оки – парк с кафе и ресторанами, опять же «плавучими», висящими над рекой на тонких опорах. Перед западным фасадом собора предполагается вырыть пруд, а вдоль радиальных лучей – впадающие в него каналы. Таким образом, помимо сетки улиц возникает дублирующая сеть каналов, которая насыщает пространство водой и делает прогулки приятными, а также имеет любопытную предысторию.
Дело в том, что когда инженер А.А. Бетанкур проектировал и строил в 1817-1822 годах ярмарку, он устроил вокруг нее подковообразный канал, берущий воду из большого Мещерского озера – в окрестностях исторически было много разной внутренней воды, ручьев и озер. Каким-то образом старая ярмарка использовала этот Бетанкуров канал, но потом, после ее переустройства, в самом конце XIX века он был засыпан, также как и большинство ручьев. Местность осталась сыроватой, но лишилась открытой воды. Проект Виссарионова «восстанавливает справедливость», выпуская воду наружу – его пруд оказывается если не прямым, то знаковым наследником Бетанкурова канала, правда, он окажется несколько севернее.
В центре участка, местами нависая над прудом и каналами, запланирован подковообразный торговый комплекс – образующий подобие амфитеатра, окружающего собор с запада. Дальше от храма здания повышаются, перерастая на юго-западном углу квартала в группу «пляшущих» стеклянных небоскребов – собственно Сити. В результате выстраивается композиция театрального зрелища – полукруглый комплекс превращается в партер, искусственный водоем перед которым раскрывается как оркестровая яма, а все внимание зрителей направлено на сцену, где главный герой – собор – выступает на фоне неба, парка и слияния двух рек.