Стрелка, Нижний Новгород

Проект превращения нижегородской Стрелки из грузового порта в современный многофункциональный комплекс объединяет деликатное отношение к наследию, смелую архитектуру и даже попытку осмыслить историю места, театрально выстраивая новое городское пространство вокруг собора Александра Невского

mainImg

Архитектор:

Юрий Виссарионов

Мастерская:

ПТАМ Виссарионова

Проект:

Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород
Россия, Нижний Новгород

Авторский коллектив:
Ю.Виссарионов, К.Савкин, А.Осипов, Ю.Филатов, О.Абаимова, М.Чернявский, А.Калмыков.

2006

Заказчик – компания СИСТЕМА-ГАЛС

Река Ока делит Нижний Новгород на две части – справа по ее течению высокие берега, овраги, Кремль и монастыри, один из которых,  Благовещенский, хорошо виден с моста через реку. Слева – берега пологие, относительно современная часть, вокзал, метро, Горьковский автозавод. И Нижегородская ярмарка на Стрелке между Окой и Волгой, которая существует здесь взамен Макарьевской с 1817 года – тогда ее обустройством занимались инженер А.А. Бетанкур, перед этим построивший московский Манеж, и архитектор О. Монферран, после этого спроектировавший питерский Исаакиевский собор. Тогда на Стрелке строили только временные павильоны, а постоянная и каменная ярмарка располагалась несколько глубже – сейчас от нее сохранился ампирный собор в глубине хрущевских кварталов и, ближе к Оке, так называемый «Главный дом», для москвича больше всего похожий на ГУМ, – где сейчас проводят различные «экспо» под маркой Нижегородской ярмарки.

Пространство Стрелки ярмарка начала всерьез осваивать в 1860-е годы, когда по проекту Л.В. Даля на ней построили грандиозный пятишатровый собор Александра Невского и проложили несколько улиц вдоль Оки, одну Александро-Невскую, другую Макарьевскую. Тогда это был третий по высоте храм в России, а автор получил за него звание профессора Академии художеств. Это был масштабный и эффектный проект, он стал своего рода «визитной карточкой» города – в пандан Кремлю и в виде архитектурно-градостроительного напоминания о кремлевском шатровом храме начала XVII века, где сейчас похоронен Кузьма Минин. Позднее, однако, смыслом города вместо ярмарки стал автозавод, он разросся новыми кварталами, полными памятников конструктивизма, а Стрелка превратилась в грузовой порт – и проплывающие по Волге корабли сейчас видят в основном портовые краны, по большей части ржавые, и горы разного груза, а уже потом, за ними – желтоватый собор.

Сейчас Стрелку надумали реконструировать ради превращения ее в разновидность нижегородского «Сити». Проект Юрия Виссарионова – одно из концептуальных градостроительных предложений такой реконструкции. Он имеет, на мой взгляд, два преимущества: во-первых проект предполагает очень деликатное реставрационное отношение к имеющемуся на Стрелке наследию, и прежде всего собору, а во-вторых, несмотря на это, для новой застройки предложен достаточно смелый и артистичный план, «завернутый» радиально-лучевым амфитеатром вокруг собора. Обычно бывает – либо наследие, либо смелая современная архитектура, а здесь, кажется, то и другое вместе.

По проекту Виссарионова, предполагается отреставрировать не только собор, но одну из сохранившихся старых улиц с низкоэтажной застройкой: это бывшая Александро-Невская, а сейчас улица Стрелка, идущая вдоль Оки к собору. Еще Л.В. Далем эта ось была рассчитана на перспективу с храмом в точке схода, позднее растиражированную на коллекционных открытках. Сохраняя эту находку, архитекторы продолжают ее дело – создают несколько совершенно новых лучей, веером cходящихся к собору. Один из них идет до самого «носа» Стрелки, который немного удлиняется посредством строительства конгресс-холла, частично нависающего над водой, акцентируя природное заострение мыса. Похожим образом – в консолями над рекой – продолжены три других луча, выходящих от собора к волжскому берегу: вдоль них задуманы протяженные гостиничные корпуса, северные части которых тоже выходят за границу береговой линии, как будто бы отвоевывая себе дополнительное пространство, а на самом деле – конструируя видовой аттракцион для посетителей гостиниц.

Кстати сказать, здесь предусмотрено несколько разных «аттракционов» с участием воды, что надо признать вполне логичным, учитывая расположение комплекса между двумя знаменитыми реками. На Волге – причал яхт-клуба, вдоль Оки – парк с кафе и ресторанами, опять же «плавучими», висящими над рекой на тонких опорах. Перед западным фасадом собора предполагается вырыть пруд, а вдоль радиальных лучей – впадающие в него каналы. Таким образом, помимо сетки улиц возникает дублирующая сеть каналов, которая насыщает пространство водой и делает прогулки приятными, а также имеет любопытную предысторию.

Дело в том, что когда инженер А.А. Бетанкур проектировал и строил в 1817-1822 годах ярмарку, он устроил вокруг нее подковообразный канал, берущий воду из большого Мещерского озера – в окрестностях исторически было много разной внутренней воды, ручьев и озер. Каким-то образом старая ярмарка использовала этот Бетанкуров канал, но потом, после ее переустройства, в самом конце XIX века он был засыпан, также как и большинство ручьев. Местность осталась сыроватой, но лишилась открытой воды. Проект Виссарионова «восстанавливает справедливость», выпуская воду наружу – его пруд оказывается если не прямым, то знаковым наследником Бетанкурова канала, правда, он окажется несколько севернее.
В центре участка, местами нависая над прудом и каналами, запланирован подковообразный торговый комплекс – образующий подобие амфитеатра, окружающего собор с запада. Дальше от храма здания повышаются, перерастая на юго-западном углу квартала в группу «пляшущих» стеклянных небоскребов – собственно Сити. В результате выстраивается композиция театрального зрелища – полукруглый комплекс превращается в партер, искусственный водоем перед которым раскрывается как оркестровая яма, а все внимание зрителей направлено на сцену, где главный герой – собор – выступает на фоне неба, парка и слияния двух рек.

Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород © ПТАМ Виссарионова
Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород © ПТАМ Виссарионова
Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород © ПТАМ Виссарионова
Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород © ПТАМ Виссарионова
Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород © ПТАМ Виссарионова
Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород © ПТАМ Виссарионова
Современный вид на Стрелку с «кремлевской» стороны
zooming
Улица Стрелка – перспектива на собор Александра Невского со стороны «Главного дома» Нижегородской ярмарки
Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород © ПТАМ Виссарионова


Архитектор:

Юрий Виссарионов

Мастерская:

ПТАМ Виссарионова

Проект:

Торгово-деловой комплекс на Стрелке в г. Нижний Новгород
Россия, Нижний Новгород

Авторский коллектив:
Ю.Виссарионов, К.Савкин, А.Осипов, Ю.Филатов, О.Абаимова, М.Чернявский, А.Калмыков.

2006

Заказчик – компания СИСТЕМА-ГАЛС

25 Мая 2007

author pht

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.