Итак, в плане жилой комплекс напоминает традиционную букву «П», образуя внутри уютный двор, защищенный от дороги и как бы являющийся продолжением парка. А вот в объемном решении комплекса применены неожиданные для данной компоновки и жилой архитектуры в целом композиционные трактовки: пятиэтажный блок спортивного центра сливается с северным жилым блоком и образует единую пространственную Г-образную форму, тогда как южный жилой блок (более низкий), наоборот, полностью отделен от объема спортивного центра – он в буквальном смысле нависает над ним длинной консолью. Для решения этой сложной конструктивной задачи было привлечено знаменитое немецкое бюро Werner Sobek Engineering & Design. Корпус не просто не касается своего нежилого соседа, а намеренно отступает от него так, что между ними образуется арка. Этот проем играет важную функциональную роль – сквозь него во внутренний двор могут попасть не только жильцы, но и дополнительный солнечный свет, а взаимодействие архитектурных объемов становится более артикулированным. Несмотря на большой масштаб здания, архитекторы стремились создать легкую архитектурную композицию, разбивая единый объем на несколько сложных геометрических форм, имеющих разную трактовку и оторванных от земли. Дополнительный человеческий масштаб создают каменные эркеры и входные группы, козырьки и другие многочисленные акценты, которые разбросаны по всему комплексу. Некоторые угловые окна трактованы как глубокие прямоугольные ниши, петнхаусы представляют собой полностью остекленные стеклянные параллелепипеды, а входные группы – это аккуратные каменные «кубики», под углом приставленные к основным объемам.
Корпуса кардинально отличаются друг от друга не только формой, но и используемыми материалами: «оторванный» облицован светлым камнем, основной, Г-образный – кирпичом. Однако и в том и в другом случае это лишь накидка, драпировка, частично прикрывающая хрупкие стеклянные объемы. Так небрежно брошенное на атласные подушки покрывало постепенно сползает вниз: «перекладина» спортивного центра выполнена полностью в кирпиче, а вот жилые здания «прикрыты» лишь частично, хотя и в этом случае не обошлось без точно выверенной геометрии. У меньшего по габаритам корпуса камнем отделаны лишь уличный фасад и «днище» консоли, тогда как кирпичная «кожа» натянута на половину стеклянного параллелепипеда.
«Мы старались уйти от традиционной разбивки многофункционального комплекса и выявления самостоятельных объемов. Наоборот, здесь разные функции собраны в единую сложную форму, что, на наш взгляд, разрушает стандартный подход к проектированию МФК как к дизайну разных коробочек. Два структурно одинаковых жилых объема трактуются нами совершенно по-разному, – говорит Антон Надточий. – Один из них отчетливо тяготеет к прогрессивной модернистской архитектуре, панорамному остеклению, минималистским плоскостям, тогда как второй намеренно наполовину решен в кирпиче – это такой традиционный элитный московский дом, в котором будет уместен и классический интерьер. Мы хотели уйти от монотонности и создать многообразие выбора, чтобы удовлетворить покупателей с разными вкусовыми предпочтениями».
При этом к парку оба корпуса обращены полностью стеклянными фасадами – правда, и здесь архитекторы стремились уйти от стереотипов. В облицовке использованы четыре разных по оттенку и степени зеркальности типа стекла, благодаря чему поверхность не воспринимается как единая прозрачная плоскость. Объем ей придают и треугольные эркеры, чередующиеся с такими же по форме балкончиками. На первый взгляд, они рассыпаны по фасадам в совершенно хаотичном порядке, однако это впечатление обманчиво: архитекторы просчитывали каждый сдвиг для того, чтобы уйти от расположения балконов друг над другом и тем самым избавить будущих жильцов от соблазна их застеклить.
Пластика этих эркеров нарастает от дороги, за счет чего стеклянные объемы как бы растворяются в сторону парка.
Близость к природному комплексу заставила архитекторов и их заказчиков сделать новое здание максимально «зеленым». Полностью озеленена кровля спортивного комплекса, а в обоих жилых корпусах каждый лифтовой холл решен как зимний сад площадью 50 квадратных метров. Зелеными планируется сделать и террасы пентхаусов, но, главное, что в комплексе использованы энергоэффективные инженерные системы, и все вместе это позволяет архитекторам сертифицировать свой проект по стандарту LEED. Так что соответствующий внешне всем представлениям о качественном московском доме (натуральный камень, кирпич, много стекла и несколько функций под одной крышей), новый жилой комплекс обещает стать еще и одним из немногих пока в столице настоящих «зеленых» зданий.
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Генеральный план. Barkli Park на улице Советской армии
© ATRIUM
Разрез © АБ «Атриум»
План 2 этажа © АБ «Атриум»
План 3 этажа © АБ «Атриум»
План 9 этажа © АБ «Атриум»