Два лица «зеленого» дома

В Москве на улице Советской Армии по проекту архитектурной мастерской «Атриум» начато строительство жилого комплекса со спортивным центром. И если обычно многофункциональные здания решаются как разные объемы, лишь условно соединенные между собой, то Вера Бутко и Антон Надточий пошли по принципиально иному пути.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

01 Февраля 2011
mainImg

Мастерская:

ATRIUM

Проект:

Спортивно-учебный комплекс и жилой дом Barkli Park на улице Советской армии
Россия, Москва, ул. Советской Армии, владение 6

Авторский коллектив:
Aнтон Надточий, Вера Бутко, Георгий Мирошниченко, Анастасия Михеева, Роман Кузьмин, Александр Малыгин, Елена Валуйских, Анна Шапиро, Ирина Грицкевич, Анна Аленичева, Татьяна Матвиенко, Ольга Кривенкова
Домовладение номер 6 по улице Советской Армии вплотную граничит с Екатерининским парком, и именно это соседство в итоге определило функцию и класс строящегося здания. Сначала, в связи с градостроительными ограничениями, инвестор (компания «Баркли») проектировал на участке офисный комплекс площадью 60 тыс. кв.м., но впоследствии, за счет уменьшения объемов (до 43,5 тыс. кв.м.), с городом был достигнут компромисс. Близость к центру и наличие полноценного парка делают здесь более уместным элитное жилье, чем новые рабочие места. Спортивный же комплекс – функция, доставшаяся в наследство от предшественника нового дома. Раньше на участке располагалась легкоатлетическая школа, и Москомспорт задумал создать на ее месте Центр инновационных спортивных технологий – специальный исследовательский комплекс, где спортсмены будут проходить обследования, спортивное тестирование и т.д. Одним из обязательных условий технического задания было создание в составе комплекса максимально длинной беговой дорожки. «Понятно, что длиннее, чем ширина участка, мы дорожку сделать не могли, поэтому вдоль его границы по улице Советской Армии мы разместили спортивный центр, а жилые корпуса, таким образом, развернуты перпендикулярно этому объему и обращены к парку», – рассказывает архитектор Вера Бутко.

Итак, в плане жилой комплекс напоминает традиционную букву «П», образуя внутри уютный двор, защищенный от дороги и как бы являющийся продолжением парка. А вот в объемном решении комплекса применены неожиданные для данной компоновки и жилой архитектуры в целом композиционные трактовки: пятиэтажный блок  спортивного центра сливается с северным  жилым блоком и образует единую пространственную Г-образную форму, тогда как южный жилой блок (более низкий), наоборот, полностью отделен от объема спортивного центра – он в буквальном смысле нависает над ним длинной консолью. Для решения этой сложной конструктивной задачи было привлечено знаменитое немецкое бюро Werner Sobek Engineering & Design. Корпус не просто не касается своего нежилого соседа, а намеренно отступает от него так, что между ними образуется арка. Этот проем играет важную функциональную роль – сквозь него во внутренний двор могут попасть не только жильцы, но и дополнительный солнечный свет, а взаимодействие архитектурных объемов становится более артикулированным.  Несмотря на большой масштаб здания, архитекторы стремились создать легкую архитектурную композицию, разбивая единый объем на несколько сложных геометрических форм, имеющих разную трактовку и оторванных от земли.  Дополнительный человеческий масштаб создают каменные эркеры и входные группы, козырьки и другие многочисленные  акценты, которые разбросаны по всему комплексу. Некоторые угловые окна трактованы как глубокие прямоугольные ниши, петнхаусы представляют собой полностью остекленные стеклянные параллелепипеды, а входные группы – это аккуратные каменные «кубики», под углом приставленные к основным объемам.

Корпуса кардинально отличаются друг от друга не только формой, но и используемыми материалами: «оторванный» облицован светлым камнем, основной, Г-образный – кирпичом. Однако и в том и в другом случае это лишь накидка, драпировка, частично прикрывающая хрупкие стеклянные объемы. Так небрежно брошенное на атласные подушки покрывало постепенно сползает вниз: «перекладина» спортивного центра выполнена полностью в кирпиче, а вот жилые здания «прикрыты» лишь частично, хотя и в этом случае не обошлось без точно выверенной геометрии. У меньшего по габаритам корпуса камнем отделаны лишь уличный фасад и «днище» консоли, тогда как кирпичная «кожа» натянута на половину стеклянного параллелепипеда.

«Мы старались уйти от традиционной разбивки многофункционального комплекса и выявления самостоятельных объемов. Наоборот, здесь разные функции собраны в единую сложную форму, что, на наш взгляд, разрушает стандартный подход к проектированию МФК как к дизайну разных коробочек. Два структурно одинаковых жилых объема трактуются нами совершенно по-разному, – говорит Антон Надточий. – Один из них отчетливо тяготеет к прогрессивной модернистской архитектуре, панорамному остеклению, минималистским плоскостям, тогда как второй намеренно наполовину решен в кирпиче – это такой традиционный элитный московский дом, в котором будет уместен и классический интерьер.  Мы хотели уйти от монотонности и создать многообразие выбора, чтобы удовлетворить покупателей с разными вкусовыми предпочтениями».

При этом к парку оба корпуса обращены полностью стеклянными фасадами – правда, и здесь архитекторы стремились уйти от стереотипов. В облицовке использованы четыре разных по оттенку и степени зеркальности типа стекла, благодаря чему поверхность не воспринимается как единая прозрачная плоскость. Объем ей придают и треугольные эркеры, чередующиеся с такими же по форме балкончиками. На первый взгляд, они рассыпаны по фасадам в совершенно хаотичном порядке, однако это впечатление обманчиво: архитекторы просчитывали каждый сдвиг для того, чтобы уйти от расположения балконов друг над другом и тем самым избавить будущих жильцов от соблазна их застеклить.
Пластика  этих эркеров нарастает от дороги, за счет чего стеклянные объемы как бы растворяются в сторону парка. 

Близость к природному комплексу заставила архитекторов и их заказчиков сделать новое здание максимально «зеленым». Полностью озеленена кровля спортивного комплекса, а в обоих жилых корпусах каждый лифтовой холл решен как зимний сад площадью 50 квадратных метров. Зелеными планируется сделать и террасы пентхаусов, но, главное, что в комплексе использованы энергоэффективные инженерные системы, и все вместе это позволяет архитекторам сертифицировать свой проект по стандарту LEED. Так что соответствующий внешне всем представлениям о качественном московском доме (натуральный камень, кирпич, много стекла и несколько функций под одной крышей), новый жилой комплекс обещает стать еще и одним из немногих пока в столице настоящих «зеленых» зданий.
Barkli Park на улице Советской армии. Проект © ам «Атриум»
Barkli Park на улице Советской армии © ам «Атриум»
Barkli Park на улице Советской армии © ам «Атриум»
Barkli Park на улице Советской армии. Проект © ам «Атриум»
Barkli Park на улице Советской армии © ам «Атриум»
Генеральный план © ам «Атриум»
Разрез © АБ «Атриум»
План 2 этажа © АБ «Атриум»
План 3 этажа © АБ «Атриум»
План 9 этажа © АБ «Атриум»


Мастерская:

ATRIUM

Проект:

Спортивно-учебный комплекс и жилой дом Barkli Park на улице Советской армии
Россия, Москва, ул. Советской Армии, владение 6

Авторский коллектив:
Aнтон Надточий, Вера Бутко, Георгий Мирошниченко, Анастасия Михеева, Роман Кузьмин, Александр Малыгин, Елена Валуйских, Анна Шапиро, Ирина Грицкевич, Анна Аленичева, Татьяна Матвиенко, Ольга Кривенкова

01 Февраля 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.

Сейчас на главной

Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Дорога к парку
«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.
Дом для друзей
Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.
На реке
Любопытный пример освоения «хипстерской» стилистки в ресторане-дебаркадере, расположенном в центре Ростова-на-Дону: сравнительно лаконичный фасад и крайне насыщенный интерьер.
Как в фотокамере
Недалеко от Осло по проекту BIG построен изогнутый музей-мост – в дополнение к самому крупному в Северной Европе парку скульптур.
Пресса: Как город соединит виртуальное с реальным
Интернет, как мы уже тут неоднократно обсудили, лишает город многих его преимуществ перед не-городом, но он же сделает города центрами своего всевластия и всеведения.
Холм в кольце
Смотровая терраса по проекту архитекторов WaterScales у средневекового замка на юге Испании помещает посетителей в контекст исторического ландшафта.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.