English version

Не хуже Притцкера

Сегодня в стильном и уютном зале ГЦСИ открылась выставка номинантов и лауреатов премии имени Якова Чернихова. Председатель  международного жюри, Элиа Зенгелис на пресс-конференции перед открытием выставки сказал, что считает учрежденную фондом Чернихова премию даже важнее Притцкера

mainImg
Выставка преследует ту же цель, что и премия: связать поиски авангарда с работой современных молодых (младше 44) архитекторов и направить их в будущее вслед за футуристическими мечтами самого авангарда, а значит – возродить дух 20-х годов XX века в работах архитектурной молодежи. Попытка связать воедино память об архитектурном авангарде и современность очень наглядно воплотилась в экспозиции. Посередине висят планшеты лауреатов – Пьер Антонио Аурели и Мартино Таттара, вокруг выставлена подлинная графика Якова Чернихова, архитектурные фантазии, а еще вокруг на стены проецируются презентации десяти из 55 номинантов, признанных лучшими. Получился своего рода пространственный рулет, позволяющий оценить сходство и отличия современного модернизма и его истоков.

Куратором конкурса стала Заха Хадид – именно она подобрала состав экспертов, среди которых Том Мейн, Эрик Эгераат, Питер Кук, которые отобрали номинантов для участия в конкурсе. Председателем жюри, которое выбрало лауреатов, стал британский архитектор Элиа Зенгелис. Именно он высказался на пресс-конференции в том смысле, что считает премию Фонда Чернихова даже более важной, чем Притцкер, потому что тот присуждается зрелым архитекторам, а здесь – премия, устремленная в будущее и стремящаяся это будущее сформировать.
О работах номинантов глава жюри сказал так: было много очень талантливых участников, но многие увлечены современными компьютерными технологиями, а эксперты искали яркий манифест, прорыв, адекватный военной этимологии слова «авангард» - передовой отряд, формирующий будущее. На фоне засилья формальных поисков таковыми оказались итальянцы, работающие в Нидерландах, Пьер Антонио Аурели и Мартино Таттара, группа DOGMA.

Молодые итало-голландцы мыслят себя европейцами в широком смысле, увлечены экологией и социальными проблемами, интересуются «больше городами, чем зданиями». Их работы – это в основном градостроительные концепции разной степени утопичности. На премию был представлен выставленный на Биеннале проект кладбища идеального города Вема, «города новых якобинцев», которые, будучи помещены на кладбище, будут в оппозиции к «гегемонии креативного класса» и проповедовать новый «образ жизни, основанный на солидарности, уединении и готовности поделиться жизненным пространством». Несложно заметить, что слов значительно больше чем форм, хотя слова все очень правильные. Формы – очень простые, архитекторы по их словам намеренно не прорисовывают здания, их презентации и планшеты больше похожи на схемы даже тогда, когда изображают конкретные вещи. Большей отрешенности от пластических поисков, большего несходства с современными маститыми «звездами» сложно было бы и желать, поэтому выбор экспертов нельзя не признать соответствующим авангардной концепции премии, это своего рода преодоление авангардного наследия его же средствами – манифестом, теорией, отрицанием отжившей формы. Эта архитектура до такой степени погруженная в теорию новаций, что ее хочется назвать состоящей из слов – манифестов, концепций, теорий, от этого она становится невесомой, отчасти неуловимой, и этим притягательной. Такая словесная архитектура в противовес нашей бумажной.

Сами архитекторы сказали, что для них даже более важно получить российскую премию чем международную, очень важно что вручение происходит в Москве, потому что Москва для них – одна из интереснейших столиц XX века. Подтекстом здесь должно быть то, что Москва – одна из столиц русского авангарда, хотя если попробовать измерить Москву мерками урбанизма, проповедуемого лауреатами, то можно понять их радость как радость врача при виде интересного пациента – но это уже осталось за рамками обсуждения.

Вечером 13 ноября состоялась открытая лекция лауреатов Аурели и Таттара, на которой они показали три концептуальных градостроительных проекта, для Афин, для научного городка в Южной Корее и для столицы Албании Тираны. На лекции архитекторы еще раз подчеркнули свою увелеченность общественными пространствами, оригинальными идеями и некоторую холодность в отношении форм конкретных зданий. Южнокорейский проект, например, предполагает сочетание крестоообразных домов, пространства между которыми должны заполниться общественной жизнью. Немного напоминает равномерные ячейки кладбища новых якобинцев, проект которого был преставлен на премию и одновременно выставлялся на венецианской Биеннале. 14 ноября состоится торжественное вручение премии - лауреаты получат 50 тыс. Евро и номерную копию работы Якова Чернихова.

Помимо главного конкурса частью премии стало несколько дополнительных программ – студенческих и детских конкурсов, где тоже присуждались денежные призы (каждая из дополнительных номинаций – по 10 тыс.). Студенческий конкурс это визуализации архитектурных фантазий Якова Чернихова, в сумме призванные показать эти работы классика русского авангарда как не просто графические сюиты, а трехмерные пространства. Из визуализаций, конкурс на которые проводится уже три года, вскоре будет сделан фильм, демо-версия которого показывается в отдельном зальчике и очень впечатляет. Это красивые, профессиональные и очень современные композиции, сравнимые с тем, что показывают рядом проекции номинантов; еще можно и поспорить, где лучше.

Среди детских стендов безусловно привлекает внимание парный манекен в костюме в духе Черниховских архитектурных фантазий от студии «Старт» – своего рода «Рабочий колхозница», но не такие брутальные и веселее. Из трех первых премий детского конкурса одна досталась итальянским детям, и очень хорошо заметна разница: в то время как наши дети старательно рисуют в большей или меньшей мере абстрактные композиции, подчас вполне профессиональные по качеству исполнения – иностранные дети развлекаются, связывают коконы из веревок, корабли из картонных трубок и домики из полиэтиленовых мешков.
Лауреаты премии им. Якова Чернихова Мартино Таттара и Пьер Антонио Аурели. Фотографии Ирины Фильченковой
Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара, лауреаты премии имени Якова Чернихова. Андрей Чернихов, председатель Фонда имени Я. Чернихова (справа)
Председатель жюри Элиа Зенгелис и член жюри Георги Станишев
Планшеты лауреатов премии. «Город новых якобинцев», кладбище идеального города Вема
Графика Якова Чернихова
Работы номинантов показывались в виде проекций на стенах зала
Костюм посвященный Якову Чернихову, от студии «Старт»
Трехмерный макет архитектурной фантазии Якова Чернихова
третье место за детский проект
zooming
Работа детской студии из Тольятти. Первая премия в детском конкусе
zooming
Работы детской студии из Турина. Первая премия в детском конкурсе

13 Ноября 2006

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Пресса: Андрей Чернихов: "Надо нащупать болевую точку"
Ушедший год можно назвать годом архитектурных премий: к традиционной "Государыне" и "Хрустальному Дедалу", учрежденному Союзом архитекторов России, добавились новые, из которых на звание самой громкой претендует "Вызов времени" - Международная премия имени Якова Чернихова для молодых архитекторов.
Пресса: Догматы инновационности
В середине ноября были объявлены лауреаты премии имени Якова Чернихова в области концептуальной архитектуры «Вызов времени». По случаю чего в Государственном центре современного искусства прошла пресс-конференция с участием первых лауреатов — работающих в Нидерландах итальянцев Пьера Витторио Аурели и Мартино Таттара (архитектурное бюро DOGMA), их лекция, открытие выставки номинантов премии, а на следующий день — и торжественная церемония ее вручения.
Пресса: Команда, которая построит города
Вот уже пятый год в Димитровграде работает детская школа-студия архитектурного творчества и дизайна "СТАРТ". Ее основали и работают здесь с ребятами активные, талантливые люди, находящиеся в постоянном поиске нового, интересного, необычного - Михаил и Ольга Вавиловы, Елена Аверина, Инесса Огуречникова, Наталья Стрельченко, Елена Шарапова, Лариса Андреева, Юлия Белодубровская, Николай Русанов. Они называют себя командой
Пресса: На «Вызов времени» ответили итальянцы
Лауреатами первой международной архитектурной премии в области концептуальной архитектуры, носящей имя выдающегося представителя русского архитектурного авангарда Якова Чернихова, стали итальянцы Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара из группы DOGMA с проектом «города новых якобинцев», кладбища в несуществующем городе Вема
Пресса: Архитекторов наградили за нестандартность
Во вторник вечером в Российском молодежном театре прошла торжественная церемония награждения лауреатов архитектурной премии "Вызов времени". Эта награда носит имя Якова Чернихова – пионера архитектурного авангарда 1920 годов
Пресса: Дедушкина победа. Фонд Чернихова наградил за идеи
Премией имени Якова Чернихова “Вызов времени” награждают за концептуальную архитектуру, т. е. не за конкретные произведения, а за смелые и новые большие идеи. В Государственном центре современного искусства открылась выставка первых ее лауреатов. Рассмотреть на ней было возможно только хрестоматийную графику самого Чернихова
Пресса: Первая международная именная архитектурная премия
России появилась первая международная именная архитектурная премия. Она носит имя Якова Чернихова, советского архитектора-авангардиста, автора знаменитых архитектурных фантазий, которому, по его словам, «удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным»
Пресса: «Вызов времени» имени Якова Чернихова
Выставка номинантов премии имени Якова Чернихова в области концептуальной архитектуры «Вызов времени» открылась в Государственном центре современного искусства
Не хуже Притцкера
Сегодня в стильном и уютном зале ГЦСИ открылась выставка номинантов и лауреатов премии имени Якова Чернихова. Председатель  международного жюри, Элиа Зенгелис на пресс-конференции перед открытием выставки сказал, что считает учрежденную фондом Чернихова премию даже важнее Притцкера
Пресса: «Вызов времени» отвергает / следует Zeitgeist?
14 ноября в Российском Академическом молодежном театре в Москве состоялось вручение первой международной премии имени Якова Чернихова в области концептуальной архитектуры «Вызов времени». Конкурс инициирован Международным благотворительным фондом имени Я.Чернихова (ICIF). Событие беспрецедентное - как с точки зрения адресности награды, которой удостоены не только молодые архитекторы (возрастной ценз - до 44 лет), но и дети, так и объема международного участия как следствия небывалого размера премии - суммарно, по нескольким номинациям, 100 тысяч евро (для сравнения: Притцкеровская - 100 тысяч долларов) и представительного жюри и организационного комитета - достаточно сказать, что председателем жюри, в которое входили Д.Суджик, Г.Станишев и А.Чернихов, являлся Э.Зенгелис, а в экспертном совете значатся имена Т.Мэйна, П.Кука, Э. ван Эгераата
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.