«Освободите землю!»

Испанские архитекторы из мастерской Ensamble Studio стали очередными лауреатами Международной архитектурной премии имени Якова Чернихова «Вызов времени» и рассказали о своих проектах и идеях на лекции в институте «Стрелка».

Автор текста:
Екатерина Ровнова

mainImg
8 июля в резиденции посла Испании в Москве состоялась церемония награждения лауреатов премии имени Якова Чернихова «Вызов времени». В этот раз на награду было номинировано 108 архитекторов из 29 стран мира, из этого числа традиционно отобрали 10 финалистов, но, в отличие от предыдущих лет, разногласий при выборе победителя среди членов жюри не возникло: четвертыми лауреатами премии стали Антон Гарсия-Абриль и Дебора Меса из бюро Ensamble Studio. Напомним, что награда, основанная Фондом имени Якова Чернихова в 2005, отмечает архитекторов моложе 44 лет, чье творчество – «новаторский ответ современности и одновременно профессиональный вызов будущему».
 
В творчестве молодых архитекторов во втором издании премии искали «междисциплинарную архитектурную деятельность» (тогда лауреатом стал японец Дзюнья Исигами), в третьем – «новые формы локализма» (норвежцы Fantastic Norway), а в этот раз манифестом стала «абсолютная тишина». Куратор премии, маститый японский архитектор Фумихико Маки, не смог сформулировать единый принцип: «Когда-то у нас было ощущение, что все мы находимся в одной большой лодке, которая плывет в общее будущее. Сейчас мы разъединились, и множество отдельных лодок хаотично плавают в открытом море. Сегодня у меня нет послания, которое я мог бы передать молодым архитекторам, и которое подошло бы им всем. Так что можете сказать своим номинантам, что мое послание им – абсолютная тишина».
 
Антон Гарсия-Абриль и Дебора Меса в институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio

По словам Евгения Асса, входившего в состав жюри, неудивительно, что его коллеги оказались столь единодушны в своем выборе: Антон Гарсия-Абриль и Дебора Меса – «одни из самых ярких представителей своего поколения», и все проекты Ensamble Studio отличает «замечательное сочетание самых совершенных технологий с тончайшим ощущением природы и человеческого присутствия внутри архитектуры».

Кроме чека на 50 тысяч евро, лауреатам были вручены диплом с изображением одной из композиций Якова Чернихова и серебряная медаль, представляющая собой увеличенную копию его личной печати с надписью «Научно-исследовательская лаборатория архитектурных форм Якова Чернихова».
 
Трехмерные кварталы Supraextructures © Ensamble Studio

Важно отметить, что не постройки Ensamble Studio, а развиваемая ими в рамках исследовательской лаборатории POPlab в Массачусетском технологическом институте концепция вертикальных «трехмерных» кварталов – «Supraextructures» – поразительно схожа с черниховскими композициями. «Supraextructures» – это способ прекращения экспансивного развития городов, подразумевающего постоянный захват новой земли; вместо этого предлагается развивать город вверх. Традиционное строение небоскреба – ядро и оболочка – трансформируется во множество ядер, связанных между собою огромными стальными балками до 100 метров длиной. И уже на этих балках строятся дома, прокладываются дороги и разбиваются сады: получается многоуровневый мегаполис. Если представить пространство таких кварталов, как будто оказываешься внутри графических индустриально-архитектурных фантазий Якова Чернихова: под ногами бежит трамвайная линия, над головой мчатся велосипедисты, слева и справа – вертикали несущих конструкций. Антон Гарсия-Абриль на лекции в институте «Стрелка» говорит, что со временем эти фантазии начнут воплощаться в жизнь, и мы увидим «трехмерные» кварталы даже в Москве.
 
Антон Гарсия-Абриль читает лекцию в институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

К концу лекции у Абриля очень садится голос: низкий хриплый тембр, игра теней на крупных чертах лица, активная жестикуляция, каждое слово как удар – его провокационные ответы на вопросы слушателей в такой визуально-акустической упаковке воспринимаются как пророчества. Аудитория недоумевает, как будут жить люди в трехмерной сетке, не чувствуя неба над головой – он отвечает, что мы почувствуем небо не только над собой, но и вокруг себя. Аудитория спрашивает, насколько такие экстравагантные идеи конкурентоспособны на сегодняшний день – он иронично замечает, что у них нет конкурентов. Аудитория не верит, что эти концепции экономически оправданы – он парирует, что бетон очень дешев (умалчивая о стоимости металла и вертикальных коммуникаций) и что практическая реализация – это всего лишь вопрос времени и... девелопера, который «захочет навсегда изменить урбанистическую парадигму».
 
Лекция Антона Гарсия-Абриля и Деборы Месы в институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»
Дебора Меса читает лекцию в институте «Стрелка». Фото: Михаил Голденков / Институт «Стрелка»

«Освободите землю», – говорит Антон Гарсия-Абриль. Сначала кажется, что это апелляция к небоскребам и многоуровневым развязкам, но на деле – это лейтмотив почти всех проектов Ensamble Studio. Освобождение происходит не только за счет переноса жизни в вертикаль, но и за счет того, что сама земля становится частью архитектуры, а архитектура – частью земли.
 
Дом The Truffle © Roland Halbe

Уже ставший очень известным проект микро-дома The Truffle — огромный валун, сливающийся с пустынным скалистым побережьем Коста-да-Морте – земляной гриб, выросший из земли и бетона. Опалубкой для его внутреннего пространства послужили 50 кубов сена, которые в течение года выедал теленок Паулина, формируя пустоту внутри камня. Так на побережье Атлантики появился дом, причем побережье этого даже не заметило.
 
zooming
Дом The Truffle. Схема процесса «создания» интерьера © Ensamble Estudio
zooming
Ensamble Studio. Инсталляция на 12-й венецианской биеннале «Эквилибристика». Фото © Нина Фролова

Гарсия-Абриль и Меса играют с гравитацией в жилых домах Hemeroscopium и Martemar: на огромных балках и консолях размещены основные функции, а земля остается свободной.
 
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio
Дом Hemeroscopium в Мадриде © Ensamble Studio

Театр Сервантеса в Мехико целиком ушел под землю, а его входная зона – это большое открытое пространство под навесом, прикасающемся к земле лишь четырьмя опорами.
 
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe
Театр Сервантеса в Мехико © Roland Halbe

Еще не завершен проект культурного центра в Монтане в фантастическом необитаемом лунном ландшафте: архитектура здесь интерпретирует свое окружение, ее задача – не только не выглядеть, как здание, но и не ощущаться, как здание. Она только обрамляет желтые скалистые карьеры, которые становятся полом и стенами концертных залов, она только корректирует акустику и укрепляет обрывы, а треугольная форма постройки повторяет линию берега.
 
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe

Лауреаты четвертой премии «Вызов времени» считают, что архитектура должна быть именно такой – чтобы земля оставалась свободной для устройства парков, и лодка Ensamble Studio плывет к вертикальному будущему. Присоединение остальных к этому курсу, как уверен Антон Гарсия-Абриль, неизбежно: это всего лишь дело времени.
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe
Культурный центр «Дом читателя» в Мадриде © Roland Halbe


15 Июля 2014

Автор текста:

Екатерина Ровнова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия (коллажа), отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. На сегодняшний день VitraHaus посетили 3,5 миллиона человек со всего мира. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.