Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.11.2006

Не хуже Притцкера

Ирина Фильченкова
Мастерская:
Dogma

Сегодня в стильном и уютном зале ГЦСИ открылась выставка номинантов и лауреатов премии имени Якова Чернихова. Председатель  международного жюри, Элиа Зенгелис на пресс-конференции перед открытием выставки сказал, что считает учрежденную фондом Чернихова премию даже важнее Притцкера

Лауреаты премии им. Якова Чернихова Мартино Таттара и Пьер Антонио Аурели. Фотографии Ирины Фильченковой
Лауреаты премии им. Якова Чернихова Мартино Таттара и Пьер Антонио Аурели. Фотографии Ирины Фильченковой
Выставка преследует ту же цель, что и премия: связать поиски авангарда с работой современных молодых (младше 44) архитекторов и направить их в будущее вслед за футуристическими мечтами самого авангарда, а значит – возродить дух 20-х годов XX века в работах архитектурной молодежи. Попытка связать воедино память об архитектурном авангарде и современность очень наглядно воплотилась в экспозиции. Посередине висят планшеты лауреатов – Пьер Антонио Аурели и Мартино Таттара, вокруг выставлена подлинная графика Якова Чернихова, архитектурные фантазии, а еще вокруг на стены проецируются презентации десяти из 55 номинантов, признанных лучшими. Получился своего рода пространственный рулет, позволяющий оценить сходство и отличия современного модернизма и его истоков.

Куратором конкурса стала Заха Хадид – именно она подобрала состав экспертов, среди которых Том Мейн, Эрик Эгераат, Питер Кук, которые отобрали номинантов для участия в конкурсе. Председателем жюри, которое выбрало лауреатов, стал британский архитектор Элиа Зенгелис. Именно он высказался на пресс-конференции в том смысле, что считает премию Фонда Чернихова даже более важной, чем Притцкер, потому что тот присуждается зрелым архитекторам, а здесь – премия, устремленная в будущее и стремящаяся это будущее сформировать.
О работах номинантов глава жюри сказал так: было много очень талантливых участников, но многие увлечены современными компьютерными технологиями, а эксперты искали яркий манифест, прорыв, адекватный военной этимологии слова «авангард» - передовой отряд, формирующий будущее. На фоне засилья формальных поисков таковыми оказались итальянцы, работающие в Нидерландах, Пьер Антонио Аурели и Мартино Таттара, группа DOGMA.

Молодые итало-голландцы мыслят себя европейцами в широком смысле, увлечены экологией и социальными проблемами, интересуются «больше городами, чем зданиями». Их работы – это в основном градостроительные концепции разной степени утопичности. На премию был представлен выставленный на Биеннале проект кладбища идеального города Вема, «города новых якобинцев», которые, будучи помещены на кладбище, будут в оппозиции к «гегемонии креативного класса» и проповедовать новый «образ жизни, основанный на солидарности, уединении и готовности поделиться жизненным пространством». Несложно заметить, что слов значительно больше чем форм, хотя слова все очень правильные. Формы – очень простые, архитекторы по их словам намеренно не прорисовывают здания, их презентации и планшеты больше похожи на схемы даже тогда, когда изображают конкретные вещи. Большей отрешенности от пластических поисков, большего несходства с современными маститыми «звездами» сложно было бы и желать, поэтому выбор экспертов нельзя не признать соответствующим авангардной концепции премии, это своего рода преодоление авангардного наследия его же средствами – манифестом, теорией, отрицанием отжившей формы. Эта архитектура до такой степени погруженная в теорию новаций, что ее хочется назвать состоящей из слов – манифестов, концепций, теорий, от этого она становится невесомой, отчасти неуловимой, и этим притягательной. Такая словесная архитектура в противовес нашей бумажной.

Сами архитекторы сказали, что для них даже более важно получить российскую премию чем международную, очень важно что вручение происходит в Москве, потому что Москва для них – одна из интереснейших столиц XX века. Подтекстом здесь должно быть то, что Москва – одна из столиц русского авангарда, хотя если попробовать измерить Москву мерками урбанизма, проповедуемого лауреатами, то можно понять их радость как радость врача при виде интересного пациента – но это уже осталось за рамками обсуждения.

Вечером 13 ноября состоялась открытая лекция лауреатов Аурели и Таттара, на которой они показали три концептуальных градостроительных проекта, для Афин, для научного городка в Южной Корее и для столицы Албании Тираны. На лекции архитекторы еще раз подчеркнули свою увелеченность общественными пространствами, оригинальными идеями и некоторую холодность в отношении форм конкретных зданий. Южнокорейский проект, например, предполагает сочетание крестоообразных домов, пространства между которыми должны заполниться общественной жизнью. Немного напоминает равномерные ячейки кладбища новых якобинцев, проект которого был преставлен на премию и одновременно выставлялся на венецианской Биеннале. 14 ноября состоится торжественное вручение премии - лауреаты получат 50 тыс. Евро и номерную копию работы Якова Чернихова.

Помимо главного конкурса частью премии стало несколько дополнительных программ – студенческих и детских конкурсов, где тоже присуждались денежные призы (каждая из дополнительных номинаций – по 10 тыс.). Студенческий конкурс это визуализации архитектурных фантазий Якова Чернихова, в сумме призванные показать эти работы классика русского авангарда как не просто графические сюиты, а трехмерные пространства. Из визуализаций, конкурс на которые проводится уже три года, вскоре будет сделан фильм, демо-версия которого показывается в отдельном зальчике и очень впечатляет. Это красивые, профессиональные и очень современные композиции, сравнимые с тем, что показывают рядом проекции номинантов; еще можно и поспорить, где лучше.

Среди детских стендов безусловно привлекает внимание парный манекен в костюме в духе Черниховских архитектурных фантазий от студии «Старт» – своего рода «Рабочий колхозница», но не такие брутальные и веселее. Из трех первых премий детского конкурса одна досталась итальянским детям, и очень хорошо заметна разница: в то время как наши дети старательно рисуют в большей или меньшей мере абстрактные композиции, подчас вполне профессиональные по качеству исполнения – иностранные дети развлекаются, связывают коконы из веревок, корабли из картонных трубок и домики из полиэтиленовых мешков.
Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара, лауреаты премии имени Якова Чернихова. Андрей Чернихов, председатель Фонда имени Я. Чернихова (справа)
Пьер Витторио Аурели и Мартино Таттара, лауреаты премии имени Якова Чернихова. Андрей Чернихов, председатель Фонда имени Я. Чернихова (справа)
Председатель жюри Элиа Зенгелис и член жюри Георги Станишев
Председатель жюри Элиа Зенгелис и член жюри Георги Станишев
Планшеты лауреатов премии. «Город новых якобинцев», кладбище идеального города Вема
Планшеты лауреатов премии. «Город новых якобинцев», кладбище идеального города Вема
Графика Якова Чернихова
Графика Якова Чернихова
Работы номинантов показывались в виде проекций на стенах зала
Работы номинантов показывались в виде проекций на стенах зала
Костюм посвященный Якову Чернихову, от студии «Старт»
Костюм посвященный Якову Чернихову, от студии «Старт»
Трехмерный макет архитектурной фантазии Якова Чернихова
Трехмерный макет архитектурной фантазии Якова Чернихова
третье место за детский проект
третье место за детский проект
Работа детской студии из Тольятти. Первая премия в детском конкусе
Работа детской студии из Тольятти. Первая премия в детском конкусе
Работы детской студии из Турина. Первая премия в детском конкурсе
Работы детской студии из Турина. Первая премия в детском конкурсе