12-й район Щукино ограничен Строгинской поймой, на берегу которой и возведен самый, пожалуй, известный столичный жилой комплекс начала 2000-х – «Алые паруса», – и улицами Новощукинская и Авиационная. Когда-то это был типичный спальный район, под завязку застроенный пяти- и девятиэтажками, а потом в нашу жизнь стремительно ворвалось понятие «жилье класса люкс» и оказалось, что на берегу Москвы-реки ему самое место. Безликая типовая застройка постепенно уступила натиску современных многоквартирных домов: с 2004 года здесь выросло уже шесть 29-этажных корпусов раскрученного жилого комплекса, а на противоположной оконечности района в пандан им тот же «ДОН-Строй» возвел муниципальные высотки, облицованные голубыми панелями и за это прозванные в народе «синими башнями». Их внушительный объем, лаконичный облик и угловое остекление в целом неплохо поддержали масштаб «Алых парусов», но всю остальную застройку, конечно же, подавили. Впрочем, отнюдь не эстетика преображающегося микрорайона печалит его жителей больше всего. Куда трагичнее то, что при столь масштабной застройке в 12-м микрорайоне до сих пор существует всего одна общеобразовательная школа и три крошечных детских сада, причем последний был построен совсем недавно. Школа трещала по швам еще до того, как были заселены первые корпуса «Алых парусов», теперь же ее ученики буквально сидят друг у друга на головах. Возможно, не удостойся кожуховский интернат столь громких почестей, компания «ДОН-Строй» отделалась бы возведением вместительной, но внешне совершенно стандартной школы. Однако успех окрылил девелопера, и проектирование нового учебного заведения в Щукино он также поручил архитектурной мастерской «Атриум», причем Бутко и Надточему дали полный карт-бланш: школа должна была получиться очень большой, необычной внешне и совершенно уникальной по функциям.
Однако работу требовалось распланировать так, чтобы не лишить детей школ и садов на время стройки. Поэтому Бутко и Надточий в своем проекте учли план «волнового переселения» воспитанников, разделив строительство на несколько очередей. Первый детский сад должен вырасти прямо под боком у нынешней школы, у которой временно отрежут часть территории и ради соблюдения противопожарных норм заложат кирпичом окна спортзала. После того, как в новый сад начнут ходить дети, оба старых снесут и на их месте начнут строить новую школу и второй детский сад. Последним будет снесено существующее здание школы №1875 с химико-биологическим уклоном, и за счет ее территории к новой школе пристроят спортивный блок с двумя бассейнами. Существенно осложнил работу архитекторов и характер участка, который имеет перепад высот до 15 метров и очень непростую геологию. Более того, обозначенная заказчиком функциональная программа банально не помещалась на отведенной территории.После долго анализа и кропотливой проработки более десяти вариантов компоновочных решений была принята схема с двумя учебными корпусами младшей и средней школы, соединенными вестибюльной группой и формирующими между собой внутренний двор в виде открытого амфитеатра. При этом сама вестибюльная группа из-за перепада рельефа оказалась закопана в землю и имеет естественное освещение только по одному фронту, а также верхний свет, поступающий через стеклянный фонарь атриума. К старшей школе примыкает спортивный блок, а сами корпуса на уровне верхних этажей соединены между собой двумя ломанными переходными галереями. Переходы между корпусами понадобились для того, чтобы «развести потоки» школьников, точнее, чтобы старшеклассники как можно меньше пересекались с малышами, но при этом имели удобный доступ к общественным помещениям, которые располагаются на верхних этажах корпуса младших классов. Сами галереи завершаются стеклянными эркерами в которых собраны рекреационные зоны, музеи, оранжереи, выставочный зал, интернет-кафе и даже собственный планетарий. Кстати говоря, задание включить в проект школы коммерческую составляющую также повлекло за собой дополнительные сложности. В частности, архитекторам пришлось решать проблему присутствия в школе посторонних посетителей – блоки с дополнительными функциями спроектированы таким образом, чтобы вести полностью автономное существование. У каждого из них есть отдельный вход, а в планетарий даже ведет собственный лифт.
За счет такого компоновочного решения вся территория делится на «верхнюю» - зеленую и приватную, и «нижнюю» – общественную и активную, где размещается «площадь» с центральным входом и спортивная зона. Кровля вестибюльного блока озеленена, что позволяет сократить нехватку территории, а актовый зал расположен так, что его ряды и уклон совпадают со ступенями уличного амфитеатра, как бы продолжая друг друга. Для того чтобы ученикам, приходящим в школу с разных сторон микрорайона, не приходилось обходить ее внушительную территорию вокруг, здания приподняли на опоры, устроив под ними сквозные проходы.
Здесь, как и в проекте школы-интерната в Кожухово, вместо традиционного компактного объема архитекторы пошли по пути создания богатой и многообразной среды, имеющей внутренние и внешние улицы и площади, общественные и приватные пространства, мосты и переходы. Существующий рельеф задействован самым активным образом, и здание образует с участком единый сложный организм.
Оба детских сада размещены вдоль Авиационной улицы. Их планировка подчинена основным функциональным требованиям: в сторону дворовой территории обращены детские группы, а на проезжую часть выходят окна общественных зон – кружковых и игровых комнат, бассейнов, актовых залов. Архитектура садов строится по принципу игры в кубики, что позволяет уйти от ощущения громоздкого объема и превратить здание в сложную композицию из взаимодействующих цветных форм. Яркая колористика фасадов объединяет школу и детские сады в единый комплекс. Отработанный на Кожухово прием облицовки панелями из минерита ярких оттенков «Атриум» использовал и здесь, и фасады всех трех учреждений радуют глаз жизнерадостной расцветкой, при этом в школе, как в заведении более «взрослом», цвет применяется более сдержанно.
У Веры Бутко и Антона Надточего получилось создать не просто школу и детские сады, а образовательный центр нового поколения, с уникальной функциональностью и современным подходом к архитектурным решениям. Сами архитекторы сравнивают композицию школы со строением молекулы ДНК – школа-то химико-биологическая! Интересно, может быть, ученики такой, отчаянно-нетиповой, школы вырастут немножко другими людьми, чем все мы, «рожденные в СССР»?