Арх Москва light

В ЦДХ открылась «Арх Москва», выставка, которую все уже привыкли считать главным архитектурным событием года.

mainImg

Несколько лет назад она превратилась в фестиваль, а в прошлом году – доросла до звания первой московской биеннале архитектуры. В следующем году тоже будет биеннале, а в этом – некоммерческая программа подчинена девизу ‘Next’ и поиску новых имен. Идея чередовать биеннале с архитектурой молодых принадлежит Владу Савинкину и Владимиру Кузьмину, а в роли куратора программы выступает Барт Голдхоорн, основатель журнала «Проект Россия» и неизменный куратор некоммерческих программ «Арх Москвы» уже три года подряд.

Безусловно, всем было интересно, что же станет с «Арх Москвой» в наше неприятное кризисное время. И надо признать – выглядит она, во всяком случае на первый взгляд, хорошо, даже как будто немного лучше, чем прежде. Как женщина, которой пошла на пользу диета. В последние годы строительный и прочий бум заставлял выставку до некоторой степени «распухать», вытесняя содержательные экспозиции то в подвал, то на улицу под галерею, то еще куда-нибудь. В этом видели экспансию и расширение фестиваля, но было заметно, что хорошо продающиеся коммерческие площади не оставляют места другим, тем, за счет которых «Арх Москва» когда-то (уже достаточно давно) сделала свою славу не просто крупной и столичной, но содержательной и художественной выставки.

Зато сейчас все выглядит гармонично, как будто бы баланс экспозиций опять возвратился внутрь ЦДХ. Удивительно, но коммерческих стендов вполне достаточно – не то, чтобы мало, а в самый раз и они достаточно крупные и броские. Еще более удивительно, что архитектурных стендов в центральной коммерческой части на втором этаже (то есть мастерских, купивших места на выставке) тоже как будто бы много. На самом деле их конечно же меньше, примерно на треть, но главные герои на своих местах, и в общем балансе они занимают как будто бы то же место, что и в прошлом году. Все стало более разреженным, несколько более просторным, но общему впечатлению от выставки это идет на пользу. Она вовсе не стала беднее, а вот благороднее – стала. От архитекторов на открытии можно было услышать, что «Арх Москва» стала «легче». Что же, с таким определением стоит согласиться. ЦДХ перестало быть затесненным, выставки расположились более вольготно, ясно и логично.

Одно из самых заметных мест, при входе на второй этаж, занимает выставка архитектора года Сергея Скуратова. Надо сказать, что экспозицию «архитектора года» устраивают четвертый раз (до этого были Михаил Хазанов, «Меганом», Сергей Киселев), но все время ей доставались неудачные залы – то на ступеньках, то в самом дальнем зале на третьем этаже. А выставка Сергея Скуратова встречает зрителей при входе на второй, главный, этаж ЦДХ. Сразу видно, кто именно здесь архитектор года.

Кроме того, выставка очень удачно организует пространство – здесь Сергей Скуратов определенно поработал как архитектор. Входящего встречает широкий и асимметричный перспективный портал с лаконичной надписью. Он оформляет вход в обширную и высокую гипоскартонную выгородку – выставочный «домик». Внутри – проекты, на внешних стенах – фотографии реализаций. По собственному выражению Сергея Скуратова, проекты это то, что необходимо защищать, поэтому они внутри, а постройки – это уже состоявшиеся вещи, достояние критиков, фотографов и горожан, поэтому они снаружи. К этому можно добавить, что проекты черно-белые, постройки – цветные, хотя и не совсем, в несколько сдержанном скорректированном цвете. Все очень крупно, просторно, заметно и при этом изящно. К выставке выпущен небольшой каталог (предшественники этого не делали) с предисловием Барта Голдхоорна, словом, все исполнено, как полагается. Можно даже сказать, что Сергей Скуратов отнесся к званию архитектора года и к своей выставке особенно серьезно. Впрочем, его экспозиции на Арх Москве и раньше были заметны, хотя и не были такими огромными.

Центральный перекресток среди стендов архитектурных мастерских занимают по большей части известные герои, которые выставляются здесь постоянно: Савинкин&Кузьмин, на сей раз с чем-то похожим на выставку стеклянных скульптур, впрочем, обаятельную; Тимур Башкаев, как всегда с большим и сложным макетом, на сей раз металлическим, подвешенным на леске к потолку; и «Меганом» с макетом театра на Таганке, оранжевым, светящимся, красивым – это наверное самый заметный макет на «Арх Москве», меганомовцы вообще мастера макетов. «Архбабы» принесли три пары цветных женских ног; МАО – большие плакаты и маленькие экранчики с видео. 

В этом году в программе «Арх Москвы» два больших «иностранных дня» и соответственно две крупные экспозиции – Италии и Дании. День Италии намечен на четверг (28 мая), и включает пять мастер-классов итальянских архитекторов и реставраторов. Среди них есть известные: Беньямино Сервино, Паоло Дезидери и Массимо Кармасси, а есть – строящие в России (Данте Бенини, автор Глобал-тауна в Нижегородской области). Масштабная выставка Италии заслуживает называться «павильоном»; она занимает широкий «коридор» вдоль второго этажа. Экспозиция эффектная и дорогая, но тот факт, что она призвана прежде всего рекламировать итальянский камень, образцы которого развешаны по стенам, придает ей сходство с очень большим коммерческим стендом. Впрочем, вероятно, так и есть, только стенд представляет не фирму, а страну.

Экспозиции Дании на третьем этаже, напротив, выглядят вполне концептуально и «некоммерчески». Первая – Instants of architecture (Моменты архитектуры) – пришла на замену ранее высказанной идее организаторов «Арх Москвы». В Москву собирались привезти выставку Датского павильона Венецианской биеннале (посвященную экологии). Но это не случилось, и приехала другая выставка, посвященная Sustainable (устойчивой) архитектуре. Она показывает результаты работы 10 архитектурных бюро на заданную тему. Выставка датско-французская, вначале ее показывали в Париже, потом в Праге, теперь в Москве. По словам организаторов, в каждом городе она выглядит немного по-разному, но главный «несущий» элемент повсюду – ящик для фруктов. В Москве из этих ящиков сложена приятно пахнущая длинная комната, внутри которой – длинный же стол, на нем макеты, на стенах – картинки проектов. Подписи фломастерами на стенах. Все мило и обаятельно, но в содержание – если всерьез – надо вникать, читая привязанные веревками к ящикам толстые книги.

Вторая датская выставка находится рядом, она более забавна, чем глубокомысленна, хотя текстов и здесь предостаточно. Эта экспозиция посвящена тому, как велосипедное движение изменяет город. Правда, она больше похожа на выставку забавных велосипедов – каждый из них с какой-нибудь причудой, настоящая коллекция. Есть велосипеды по старинным моделям, есть несколько моделей с крышей и тремя колесами, один – меховой с рогами. Каждый образец поставлен в картонную коробку с прорезанными круглыми окнами, надписями и фотографиями архитектуры на стенах.
Датская экспозиция будет сопровождаться мастер-классами архитектурных бюро Дании и лекцией о внедрении велосипедной культуры в города.

Основная тема ‘Next’ представлена несколькими экспозициями. Одна из них, пришедшая на смену «Архкаталогу», занимает вестибюль на первом этаже. Здесь представлены работы 24 молодых архитекторов, отобранных в результате конкурса «Новые имена». Авторы этих работ в течение трех дней (по субботу включительно) можно будет увидеть вживую – они будут трудиться прямо на выставке над новыми конкурсными проектами – в самой дальней части третьего этажа (видимо, для того, чтобы творчеству мешали только  те посетители, которые туда доберутся) устроены каморки, компьютеры и мольберты. То, что будет сделано за эти несколько дней, в субботу вначале продемонстрируют, а затем вечером объявят четырех победителей. Четверо поедут в на биеннале Роттердам – и там уже роттердамское жюри выберет одного самого достойного. Он получит собственную персоналку на следующей «Арх Москве», той, которая вторая биеннале. Так по замыслу организаторов на выставке ‘Next’ будет выставляться «взрослый» архитектор, а на биеннале – молодой, чередуясь год за годом.

В программу ‘Next’ входит еще несколько выставок: экспозиция дипломных работ, также отобранных в результате конкурса, и три выставки, посвященные архитектурным школам или методикам преподавания: мастерской Евгения Асса и мастерской ТАФ из МАрхИ, и самарской мастерской Малахова и Репниной. Первая – в зале на втором этаже выставляет четыре студенческих проекта на актуальную тему реконструкции ЦДХ; обсуждение этих проектов состоится в четверг.
Две другие архитектурные школы представлены на так называемом «балконе» по соседству друг с другом – и здесь становится заметно, что они похожи, хотя самарская выставка сделана добротнее и аккуратнее, а выставка мастерской ТАФ – нарочито крупно и широко.

«Арх Москва» всегда вбирала в себя по нескольку «ассоциированных» проектов. В прошлом году по этой части наблюдался некоторый перебор, особенно в связи с выставками Москомархитектуры в здании ГТГ. В этом году все опять же стало спокойнее, остались более привычные партнеры. Это «Архстояние», которое «улетает»: его тема «вне земли». Золотое сечение, выставившее номинантов премии, врученной в начале этой недели, в пятницу будет награждать фаворитов интернет-голосования. Премия «Дом года», голосование по которой еще идет, объявит своих лауреатов в четверг вечером и тоже на «Арх Москве». Выставка зданий-номинантов на премию «Дом года», как московскую, так и проведенную впервые петербуржскую – устроилась на втором этаже прямо на стеклах, что красиво (получается похоже на слайды), но неудобно (солнце светит в глаза).
Там же нашла для себя место и выставка проекта «Города», причем картинки дополнены небольшой экологической акцией – сегодня вечером на открытии проекта можно было посадить семена в подвешенный над полом газон.
Один из новых партнеров «Арх Москвы» – союз архитекторов России, который назвал себя «патроном» мероприятия и впервые организовал здесь свой стенд – в виде арх-кафе на третьем этаже.

Словом, выставка вопреки опасениям не стала беднее, а напротив, как-то «утряслась» и похорошела. Посмотреть есть на что.

Мы планируем дополнительно освещать программу ‘Next’, мастер-классы и лекции.

Выставка продлится до 31 мая.

Арх Москва 2009. Фотографии Ю. Тарабариной
Вход на выставку Сергея Скуратова
Сергей Скуратов на открытии персональной выставки «Архитектор года»
Стенд бюро «Проект Меганом». Макет театра на Таганке
Вход на экспозицию Италии
Экспозиция Дании. «Моменты архитектуры»
Экспозиция Дании. «Моменты архитектуры»
Экспозиция Дании. Велосипеды
Экспозиция Дании. Велосипеды
АрхМосква Next 2009. Выставка «Новые имена»
Выставка премии «Дом года»

28 Мая 2009

Похожие статьи
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Пресса: «Меня нашли в капусте». Проект гаража в спальном районе
На последней «Арх Москве» гараж архитектора Рустама Керимова (бюро А-ГА) выиграл приз за экологически-рациональный дизайн. Крыша этого паркинга становится не только катком, огородом, бассейном и рынком, но и «клубом знакомств», где можно встретиться, подружиться и даже пожениться.
И снова шахматы
27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.
Пресса: Интервью Сергея Скуратова журналу "САР"
Один из самых востребованных московских архитекторов, руководитель собственного бюро и «Архитектор года» по версии «Арх Москвы-2008» Сергей Скуратов, по традиции, представит на нынешней «Арх Москве» свою персональную экспозицию. О личном и коллективном, об искусстве и ремесле, об архитектурной моде, экономике и своих пристрастиях - в эксклюзивном интервью Сергея Скуратова.
Пресса: Новые имена или новое поколение?
Минувшая АРХМОСКВА была уникальна, по крайней мере в одном отношении. Впервые за 15 (?) лет АРХМОСКВА от демонстрации достижений отдельных архитекторов перешла к постановке и обсуждению профессиональных проблем (не могу здесь не согласиться с К.Ассом, высказавшим сходную точку зрения на сайте openspace).
Пресса: Инициатива Союза архитекторов
В минувший четверг в рамках программы XIV Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва состоялась общероссийская конференция архитекторов. Обсудить проблемы градостроительства в России - такова была тема конференции - собрались ведущие архитекторы страны, представители Союза архитекторов России и Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).
Пресса: Фиксация перелома. Выставка АрхМосква становится...
«АРХ Москва» — самая тенденциозная выставка архитектуры в России. Куратор, который выбирается организаторами, задает тему, отбирает экспонентов некоммерческих проектов или, как было раньше, участвует в отборе «Архкаталога» (который в этом году был заменен сольной выставкой архитектора года 2008 Сергея Скуратова).
Пресса: Форма любви. Выставка Сергея Скуратова - архитектора...
АРХ Москва 2009 закончилась. Однако выставка архитектора Сергея Скуратова продлена до 6 июня. В прошлом году он был награжден титулом «Архитектор года» и в этом, согласно правилам АРХ Москвы, представил персональную экспозицию.
Пресса: Сказки Андерсена: день Дании на АРХ Москве.
29 мая на АРХ Москве прошел день Дании. Он сложился из презентации выставки «Моменты архитектуры» и лекций четырех датских архитекторов. Датчане поразили проектами дешевого экологичного жилья – прекрасного, как сказки Андерсена, но недоступного в России.
Пресса: Школа общения. Архитектурное образование на "Арх Москве-2009"
Естественное продолжение темы NEXT — образование. В рамках АРХ Москвы показаны три архитектурных школы: московская Мастерская Экспериментального Учебного Проектирования Евгения Асса, Мастерская ТАФ (Театр архитектурной формы) Александра Ермолаева и учебная творческая Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной из Самары. Школа как архитектурное пространство была осмыслена в лекции финского архитектора Севери Бломштеда.
Пресса: Грамматика стены
В ЦДХ на Крымском валу 27 мая открылась главная ежегодная архитектурная выставка "Арх-Москва". Гостем выставки по приглашению журнала AD стал архитектор Моше Сафди — человек, построивший сегодняшний Иерусалим. О Моше Сафди — Григорий Ревзин.
Пресса: Арх-Москва'09 и велосипеды
Сейчас «Арх-Москва» совсем не та, что раньше. Вроде не хуже прежнего, а соли нет. Ведь что такое была «Арх-Москва» раньше? Это был клуб архитектурной оппозиции Лужкову. Был Лужков и его придворные архитекторы, которые в угоду ему застраивали Москву домами-кренделями, а были честные-благородные архитекторы, которые выставлялись на «Арх-Москве».
Пресса: Архитектура на вырост
Программа «Next!», где представлены молодые дарования, задает тон на XIV Международной выставке архитектуры и дизайна «Арх Москва–2009», открывшейся в ЦДХ.
Пресса: Поколение Next: они будут строить новый мир
Вчера, 27 мая, в Центральном доме художника на Крымском Валу открылась ежегодная выставка «АРХ Москва» – крупнейший в нашей стране смотр в области современной архитектуры. Конечно, экономический кризис, бушующий во всех сферах жизни, не мог не сказаться на тематике и составе экспозиции.
Пресса: Архитектурные рецепты от пробок. XIV Международная...
Думать о будущем, строить по-новому: умно, грамотно, интересно, без ущерба для уже освоенного исторического пространства города, умело и точно вписываться в природный ландшафт, использовать новейшие технологии и экологически чистые материалы" - приблизительно так лаконично и внятно можно охарактеризовать концепцию нынешней архитектурной выставки.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
В Сеуле завершен первый в Южной Корее Музей робототехники и искусственного интеллекта RAIM по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects. Само здание можно тоже считать частью экспозиции.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.