Арх Москва light

В ЦДХ открылась «Арх Москва», выставка, которую все уже привыкли считать главным архитектурным событием года.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

28 Мая 2009
mainImg

Несколько лет назад она превратилась в фестиваль, а в прошлом году – доросла до звания первой московской биеннале архитектуры. В следующем году тоже будет биеннале, а в этом – некоммерческая программа подчинена девизу ‘Next’ и поиску новых имен. Идея чередовать биеннале с архитектурой молодых принадлежит Владу Савинкину и Владимиру Кузьмину, а в роли куратора программы выступает Барт Голдхоорн, основатель журнала «Проект Россия» и неизменный куратор некоммерческих программ «Арх Москвы» уже три года подряд.

Безусловно, всем было интересно, что же станет с «Арх Москвой» в наше неприятное кризисное время. И надо признать – выглядит она, во всяком случае на первый взгляд, хорошо, даже как будто немного лучше, чем прежде. Как женщина, которой пошла на пользу диета. В последние годы строительный и прочий бум заставлял выставку до некоторой степени «распухать», вытесняя содержательные экспозиции то в подвал, то на улицу под галерею, то еще куда-нибудь. В этом видели экспансию и расширение фестиваля, но было заметно, что хорошо продающиеся коммерческие площади не оставляют места другим, тем, за счет которых «Арх Москва» когда-то (уже достаточно давно) сделала свою славу не просто крупной и столичной, но содержательной и художественной выставки.

Зато сейчас все выглядит гармонично, как будто бы баланс экспозиций опять возвратился внутрь ЦДХ. Удивительно, но коммерческих стендов вполне достаточно – не то, чтобы мало, а в самый раз и они достаточно крупные и броские. Еще более удивительно, что архитектурных стендов в центральной коммерческой части на втором этаже (то есть мастерских, купивших места на выставке) тоже как будто бы много. На самом деле их конечно же меньше, примерно на треть, но главные герои на своих местах, и в общем балансе они занимают как будто бы то же место, что и в прошлом году. Все стало более разреженным, несколько более просторным, но общему впечатлению от выставки это идет на пользу. Она вовсе не стала беднее, а вот благороднее – стала. От архитекторов на открытии можно было услышать, что «Арх Москва» стала «легче». Что же, с таким определением стоит согласиться. ЦДХ перестало быть затесненным, выставки расположились более вольготно, ясно и логично.

Одно из самых заметных мест, при входе на второй этаж, занимает выставка архитектора года Сергея Скуратова. Надо сказать, что экспозицию «архитектора года» устраивают четвертый раз (до этого были Михаил Хазанов, «Меганом», Сергей Киселев), но все время ей доставались неудачные залы – то на ступеньках, то в самом дальнем зале на третьем этаже. А выставка Сергея Скуратова встречает зрителей при входе на второй, главный, этаж ЦДХ. Сразу видно, кто именно здесь архитектор года.

Кроме того, выставка очень удачно организует пространство – здесь Сергей Скуратов определенно поработал как архитектор. Входящего встречает широкий и асимметричный перспективный портал с лаконичной надписью. Он оформляет вход в обширную и высокую гипоскартонную выгородку – выставочный «домик». Внутри – проекты, на внешних стенах – фотографии реализаций. По собственному выражению Сергея Скуратова, проекты это то, что необходимо защищать, поэтому они внутри, а постройки – это уже состоявшиеся вещи, достояние критиков, фотографов и горожан, поэтому они снаружи. К этому можно добавить, что проекты черно-белые, постройки – цветные, хотя и не совсем, в несколько сдержанном скорректированном цвете. Все очень крупно, просторно, заметно и при этом изящно. К выставке выпущен небольшой каталог (предшественники этого не делали) с предисловием Барта Голдхоорна, словом, все исполнено, как полагается. Можно даже сказать, что Сергей Скуратов отнесся к званию архитектора года и к своей выставке особенно серьезно. Впрочем, его экспозиции на Арх Москве и раньше были заметны, хотя и не были такими огромными.

Центральный перекресток среди стендов архитектурных мастерских занимают по большей части известные герои, которые выставляются здесь постоянно: Савинкин&Кузьмин, на сей раз с чем-то похожим на выставку стеклянных скульптур, впрочем, обаятельную; Тимур Башкаев, как всегда с большим и сложным макетом, на сей раз металлическим, подвешенным на леске к потолку; и «Меганом» с макетом театра на Таганке, оранжевым, светящимся, красивым – это наверное самый заметный макет на «Арх Москве», меганомовцы вообще мастера макетов. «Архбабы» принесли три пары цветных женских ног; МАО – большие плакаты и маленькие экранчики с видео. 

В этом году в программе «Арх Москвы» два больших «иностранных дня» и соответственно две крупные экспозиции – Италии и Дании. День Италии намечен на четверг (28 мая), и включает пять мастер-классов итальянских архитекторов и реставраторов. Среди них есть известные: Беньямино Сервино, Паоло Дезидери и Массимо Кармасси, а есть – строящие в России (Данте Бенини, автор Глобал-тауна в Нижегородской области). Масштабная выставка Италии заслуживает называться «павильоном»; она занимает широкий «коридор» вдоль второго этажа. Экспозиция эффектная и дорогая, но тот факт, что она призвана прежде всего рекламировать итальянский камень, образцы которого развешаны по стенам, придает ей сходство с очень большим коммерческим стендом. Впрочем, вероятно, так и есть, только стенд представляет не фирму, а страну.

Экспозиции Дании на третьем этаже, напротив, выглядят вполне концептуально и «некоммерчески». Первая – Instants of architecture (Моменты архитектуры) – пришла на замену ранее высказанной идее организаторов «Арх Москвы». В Москву собирались привезти выставку Датского павильона Венецианской биеннале (посвященную экологии). Но это не случилось, и приехала другая выставка, посвященная Sustainable (устойчивой) архитектуре. Она показывает результаты работы 10 архитектурных бюро на заданную тему. Выставка датско-французская, вначале ее показывали в Париже, потом в Праге, теперь в Москве. По словам организаторов, в каждом городе она выглядит немного по-разному, но главный «несущий» элемент повсюду – ящик для фруктов. В Москве из этих ящиков сложена приятно пахнущая длинная комната, внутри которой – длинный же стол, на нем макеты, на стенах – картинки проектов. Подписи фломастерами на стенах. Все мило и обаятельно, но в содержание – если всерьез – надо вникать, читая привязанные веревками к ящикам толстые книги.

Вторая датская выставка находится рядом, она более забавна, чем глубокомысленна, хотя текстов и здесь предостаточно. Эта экспозиция посвящена тому, как велосипедное движение изменяет город. Правда, она больше похожа на выставку забавных велосипедов – каждый из них с какой-нибудь причудой, настоящая коллекция. Есть велосипеды по старинным моделям, есть несколько моделей с крышей и тремя колесами, один – меховой с рогами. Каждый образец поставлен в картонную коробку с прорезанными круглыми окнами, надписями и фотографиями архитектуры на стенах.
Датская экспозиция будет сопровождаться мастер-классами архитектурных бюро Дании и лекцией о внедрении велосипедной культуры в города.

Основная тема ‘Next’ представлена несколькими экспозициями. Одна из них, пришедшая на смену «Архкаталогу», занимает вестибюль на первом этаже. Здесь представлены работы 24 молодых архитекторов, отобранных в результате конкурса «Новые имена». Авторы этих работ в течение трех дней (по субботу включительно) можно будет увидеть вживую – они будут трудиться прямо на выставке над новыми конкурсными проектами – в самой дальней части третьего этажа (видимо, для того, чтобы творчеству мешали только  те посетители, которые туда доберутся) устроены каморки, компьютеры и мольберты. То, что будет сделано за эти несколько дней, в субботу вначале продемонстрируют, а затем вечером объявят четырех победителей. Четверо поедут в на биеннале Роттердам – и там уже роттердамское жюри выберет одного самого достойного. Он получит собственную персоналку на следующей «Арх Москве», той, которая вторая биеннале. Так по замыслу организаторов на выставке ‘Next’ будет выставляться «взрослый» архитектор, а на биеннале – молодой, чередуясь год за годом.

В программу ‘Next’ входит еще несколько выставок: экспозиция дипломных работ, также отобранных в результате конкурса, и три выставки, посвященные архитектурным школам или методикам преподавания: мастерской Евгения Асса и мастерской ТАФ из МАрхИ, и самарской мастерской Малахова и Репниной. Первая – в зале на втором этаже выставляет четыре студенческих проекта на актуальную тему реконструкции ЦДХ; обсуждение этих проектов состоится в четверг.
Две другие архитектурные школы представлены на так называемом «балконе» по соседству друг с другом – и здесь становится заметно, что они похожи, хотя самарская выставка сделана добротнее и аккуратнее, а выставка мастерской ТАФ – нарочито крупно и широко.

«Арх Москва» всегда вбирала в себя по нескольку «ассоциированных» проектов. В прошлом году по этой части наблюдался некоторый перебор, особенно в связи с выставками Москомархитектуры в здании ГТГ. В этом году все опять же стало спокойнее, остались более привычные партнеры. Это «Архстояние», которое «улетает»: его тема «вне земли». Золотое сечение, выставившее номинантов премии, врученной в начале этой недели, в пятницу будет награждать фаворитов интернет-голосования. Премия «Дом года», голосование по которой еще идет, объявит своих лауреатов в четверг вечером и тоже на «Арх Москве». Выставка зданий-номинантов на премию «Дом года», как московскую, так и проведенную впервые петербуржскую – устроилась на втором этаже прямо на стеклах, что красиво (получается похоже на слайды), но неудобно (солнце светит в глаза).
Там же нашла для себя место и выставка проекта «Города», причем картинки дополнены небольшой экологической акцией – сегодня вечером на открытии проекта можно было посадить семена в подвешенный над полом газон.
Один из новых партнеров «Арх Москвы» – союз архитекторов России, который назвал себя «патроном» мероприятия и впервые организовал здесь свой стенд – в виде арх-кафе на третьем этаже.

Словом, выставка вопреки опасениям не стала беднее, а напротив, как-то «утряслась» и похорошела. Посмотреть есть на что.

Мы планируем дополнительно освещать программу ‘Next’, мастер-классы и лекции.

Выставка продлится до 31 мая.

Арх Москва 2009. Фотографии Ю. Тарабариной
Вход на выставку Сергея Скуратова
Сергей Скуратов на открытии персональной выставки «Архитектор года»
Стенд бюро «Проект Меганом». Макет театра на Таганке
Вход на экспозицию Италии
Экспозиция Дании. «Моменты архитектуры»
Экспозиция Дании. «Моменты архитектуры»
Экспозиция Дании. Велосипеды
Экспозиция Дании. Велосипеды
АрхМосква Next 2009. Выставка «Новые имена»
Выставка премии «Дом года»


28 Мая 2009

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.