Надежда на молодых

Программа новой «Арх Москвы Next», о которой организаторы рассказали журналистам в прошедший вторник, призвана дать дорогу молодым архитекторам и стимулировать таким образом появление новой, живой, футуристической и творческой архитектуре. Архитектура последних 20 лет была объявлена одномерной и отцветшей, ей предлагается уступить место молодым.

mainImg

17 февраля организаторы «Арх Москвы» объявили программу выставки 2009 года. Знаменитая архитектурная выставка, популярная среди профессионалов и не только, в последние годы активно меняет формат – в позапрошлом году она стала фестивалем, а в прошлом превратилась в биеннале. Так как биеннале полагается проводить один раз в два года, то еще на ее открытии организаторы заявили, что оставшиеся от чередования выставки будут посвящены архитектуре молодых. Теперь эта идея окончательно оформилась и о новом формате заявлено журналистам – биеннале будет чередоваться с «программой Next», посвященной будущему – начинающим архитекторам. Которых приглашают поучаствовать сначала в отборочном конкурсе (подача заявок до 17 марта – спешите), а затем – победителям конкурса – в «Арх Москве Next». «Взрослая» и «молодежная» выставки будут чередоваться – что не ново, с недавних пор так же поступает союз московских архитекторов, чередуя «Золотое сечение» и «Перспективу».

Что характерно, все трансформации расширяющейся за последние три года «Арх Москвы» связаны с деятельностью Барта Голдхорна (основателя профессионального издания «Проект Россия») – ему принадлежит программа фестиваля 2007-го, он же был куратором первой московской биеннале архитектуры. В этом году Голдхорн также остался куратором, но к нему присоединились два эксперта – известные и традиционно активно участвующие в «Арх Москве» архитекторы-дизайнеры Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин. Кстати сказать, в 2006 году они были кураторами выставки (тогда еще не фестиваля) и предложили тему «Звезды». Теперь они же сформулировали тему «Next».

Основой некоммерческой части выставки станут, главным образом, работы выпускников последних десяти лет. Основной интригой обещает стать конкурс «Новые имена», куда будут принимать работы тех, кто окончил МАрхИ до 2006 и не старше 33 лет (заявки принимаются до 17 марта). 24 лучших автора – которых определит жюри конкурса – выставятся на АРХ Москве и заменят собой традиционный «Арх Каталог». Номинанты смогут также опубликоваться в специальном номере журнала «Проект Россия», но главное – они будут состязаться в архитектурном «турнире» на новую «Премию Авангард», которую финансирует фонд «Русский авангард». К слову сказать, было несколько удивительно услышать, что фонд жив, после того как в прессе осенью прошлого года прошли публикации о его закрытии в связи с кризисом. Это радует.

Система турнира, почерпнутая куратором «Арх Москвы» Бартом Голдхорном из истории, показалась ему весьма эффективной в смысле выявления талантов, которые в короткое время способны родить идею, концепцию и предать ее на бумаге. Участникам, как и двести лет назад в одной из Парижских школ в XVIII в., предложат выполнить две клаузуры, т.е. два эскизных представления своих идей. На каждое задание отводится 24 часа, т.е. сутки работают, сутки отдыхают – в перерывах заседает жюри, и так в течение 4-х дней работы выставки. Кстати заседания жюри обещают быть открытыми. Впоследствии на основе турнира отберут 4 финалистов. Далее в течение нескольких месяцев финалисты будут работать над неким конкурсным заданием. Барт Голдхорн, который также выступает куратором Роттердамского биеннале, предложит победителям поучаствовать и в этом событии. И наконец единственный победитель творческих ристалищ сделает свою персоналку в рамках второй биеннале архитектуры, т.е. на «Арх Москве» 2010 года – по образцу «Архитектора года» она будет называться «Дебют года».

«Арх Москва» представит также еще один прелюбопытнейший проект – конкурс дипломных работ, выполненных в 2006–2008, отбирать которые для выставки в числе 12 штук будут Барт Голдхорн и Оскар Мамлеев. Этот материал редко когда покидает стены вузов, разве что для участия в смотре, проводимом каждый год объединением архитектурных институтов, и то далеко не весь. А между тем студенческие дипломы – это иногда нестандартные, нетривиальные идеи, ничем не скованная футурология.

И еще один проект, который кажется важным с точки зрения теоретических и методологических основ современного проектирования – это выставка трех педагогов, трех методик преподавания, приближающая нас уже к тому, о чем думают и что показывают зарубежные коллеги. Выбор кураторов вполне понятен – это учитель Савинкина и Кузьмина Александр Ермолаев; человек, которого они «всегда с интересом слушали» – Евгений Асс, а также самарская команда Сергей Малахов и Евгения Репина, одно из самых оригинальных явлений, по мнению Владимира Кузьмина, в образовательном процессе.

Как и раньше, на «Арх Москве» предполагаются зарубежные гастролеры. Так, на выставку приглашены экспозиции двух павильонов венецианской биеннале прошедшего (2008) года – Швеции и Дании. По словам Василия Бычкова, в этих павильонах были поставлены такие задачи, которые в нашей архитектуре, увязшей в практике, сейчас не рассматриваются. Кусочек биеннале должен стать примером для экспериментов молодого поколения россиян.

Итак, некоммерческая программа «Арх Москвы» осваивает ее одно сравнительно нетривиальное направление. Лет 10 назад мы наблюдали, как популярная выставка нащупывала способы показать ту архитектуру, которая есть – параллельно с развитием строительного бума и становлением реальной архитектурной практики. Лет 5 назад архитектурно-строительный бум стал надоедать – тогда Борис Бернаскони и Кирилл Асс предложили определить состояние архитектуры как «тупик» (таков был девиз выставки 2004 года), затем последовали уже упомянутые «звезды», но некоторые сомнения (а не тупик ли?) сохранились.

С началом фестивально-биеннальной деятельности сомнения приобрели (спасибо Барту Голдхорну) позитивный оттенок – организаторы содержательной части экспозиции стали искать правду-матку не то чтобы совсем вовне цветущей махровым цветом архитектурной практики, но где-то в пограничных областях. Вначале куратор обратился к градостроительству (2007), и предложил светлым умам подумать о состоянии города (например Москвы). Это был первый случай, когда «Арх Москва» шагнула за пределы ЦДХ и прилегающей территории – в тот самый город. Второй темой, призванной расширить рамки представлений об архитектуре, стала в прошлом году практическая – дешевое жилье. Этот ряд продолжает и Next – в данном случае нам предлагается перестать думать о состоявшихся профессионалах и дать дорогу молодым. Как раньше предлагалось не думать о «коробках», а думать о городском пространстве, или не думать об элитной архитектуре, а думать о дешевой.

Выступая на пресс-конференции, Василий Бычков продемонстрировал неожиданно критический подход к реалиям современной архитектуры, продвижением и освещением которой занималась «Арх Москва» в течение предыдущего десятилетия. Период последних 20-ти лет директор «Экспо-парка» определил как «экстенсивный», архитектуру – как «одномерную… упаковку квадратных метров». Он отметил «деградацию градостроительной науки», и выразил надежду на то, что очистительный кризис откроет возможности для нового роста. Таким образом организатор «Арх Москвы» обосновал необходимость свежей струи, какого-то такого «next», которое будет лучше, чем вчера. Наша архитектура, по словам Василия Бычкова, стала разрушительной силой. Эти слова удивительным образом – и к сожалению – попадают в унисон с событиями вокруг ЦДХ, кои в феврале опять обострились (24 февраля общественные слушания, которые должны решить судьбу по территории ЦДХ). Получается, что «звезда» спроектировала провокационный апельсин, а градостроители делят по живому музейную территорию. 

Признаться, это очень плохо, что нынешняя выставка проходит к такой печальной и напряженной обстановке, которая поневоле отражается на настроении. «Арх Москва» по праву стала самой известной и внятной выставкой, не говоря уже о том, что и многие другие проекты «Экспо-парка» вполне достойны – можно даже сказать, что из места нудного и пустынного в 1980-е ЦДХ превратился в постоянно действующий центр притяжения всех искусств. Посетителей много, выставки актуальны, хотя и не идеальны, конечно. Не говоря про здание – явление, которое в нем прижилось, хорошее, оно развивается, как мы видим, поступательно, и его хотелось бы сохранить.

В прошлом году самым удивительным результатом темы «Как жить» была внезапная дружба с Москомархитектурой, выставившейся в Третьяковке. В этом году ясно видно, что дружба не состоялась – сейчас в ЦДХ идет официальная выставка про то, как его снести, люди выходят на пикеты против сноса здания, словом, ситуация совсем иная. Кроме того – кризис, явный минус для реальной практики, своего рода потоп. На этом фоне концепция «Next» выглядит более чем логичной, равно как и ее обоснование, высказанное главным организатором «Арх Москвы» Василием Бычковым. Который посреди финансовых (кризис) и градостроительных (планируемый снос ЦДХ) бурь выглядит Ноем, стремящимся на своем ковчеге спасти «каждой твари по паре» творческих архитекторов и взрастить новых заодно. Тем более что штормит вокруг не на шутку.

Надо сказать, что новая программа «Арх Москвы» – больше, чем тема. Это повод для того, чтобы сменить круг участников, отказавшись от архитектурного «истеблишмента». Кроме того, это обоснование для чередования выставок с биеннале. Но темы, получается, нет. Точнее, она срослась с определением выставки, и стала как будто бы более глобальной, чем обычно. Ведь «Арх Москва» всегда отбирала участников некоммерческого каталога, но еще никогда этим критерием не был возраст. Выставка как будто бы отказалась от своих обычных героев и пустилась на поиски новых.
Впрочем, если вспомнить две последние выставки – одной из основных придирок критики к ним была некоторая сухость тем – что градостроительство, что социальное жилье, оба не располагают к полету творческой фантазии. А тут – отрыв, футуризм, идеи, словом свежий ветер. Есть и еще одно наблюдение: опять венецианская биеннале – так, во всяком случае, может показаться – определяет московские предпочтения. Организаторы, по их собственным словам, отталкиваются от российского павильона, посвященного реальным крупным проектам периода «строительного бума» (дизайнерами павильона были, кстати сказать, эксперты нынешней «Арх Москвы»). А притягиваются – так выходит – к основной теме, заданной осенью Бецки. Бецки тоже отдал большой итальянский павильон молодым. И на «Арх Москве» задумано – как кажется – нечто подобное павильону экспериментов. Кроме того, призыв творчески раскрепоститься и сотворить нечто иное по отношению к сегодняшнему (ой, простите, уже вчерашнему) дню – тоже выглядит родственным. Не иначе как над архитектурным миром задувает ветер перемен – и к нам дошел циклон, и очень быстро. Не быть бы потопу – а то Венецию залило ведь дождем…

Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин. Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Василий Бычков. Фото Елены Петуховой
Барт Голдхоорн. Фото Елены Петуховой
Юлия Цыганова. Фонд «Русский авангард». Фото Елены Петуховой
Дания. Экспозиция «Экопедия – информационные прогулки» (Eco-topedia – walk the talk). Комиссар: Danish Architecture Center. Куратор: Danish Architecture Center, CEBRA architects (Kolja Nielsen, Mikkel Frost, Carsten Primdahl Координатор в Венеции: M+B Stodio Archotect Troels Bruun&Daniela Murgia. © FORMAT
Дания. Экспозиция «Экопедия – информационные прогулки» (Eco-topedia – walk the talk).© FORMAT
Швейцария. Экспозиция «Исследование, обучение, созидание, изучение» (Explorations, teaching, design, research). Комиссар: Urs Staub. Куратор: Reto Geiser. Экспоненты: Labaratoire de la production d'architecture (LAPA), Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPFL): Harry Gugger, Dieter Dietz; Atelier de la conception de l'espace (ALICE), MAS Urban Transformation in Developing Territiries (MAS UTDT), Eidgenossische Technische Hochschule Zurich (ETHZ): Marc M. Angelil, Fabio Gramazio; Gramazio&Kohler: Matthias Kohler, Architecture and Digital Fabrication. © FORMAT
Швейцария. Экспозиция «Исследование, обучение, созидание, изучение» (Explorations, teaching, design, research). © FORMAT

19 Февраля 2009

Пресса: «Меня нашли в капусте». Проект гаража в спальном районе
На последней «Арх Москве» гараж архитектора Рустама Керимова (бюро А-ГА) выиграл приз за экологически-рациональный дизайн. Крыша этого паркинга становится не только катком, огородом, бассейном и рынком, но и «клубом знакомств», где можно встретиться, подружиться и даже пожениться.
Перезимуем
Не так много нового было в прошедшем году, который архитекторы в унисон называют тяжелым. Год получился невеселый и даже какой-то немного застойный. Немудрено: старые «движущие силы» – деньги – кончились, а новые, видимо, пока на зародились.
Пресса: Авангард – что дальше?
27 октября вручена молодежная премия «Авангард», завершился этап, начатый на АРХМОСКВЕ конкурсом среди молодых архитекторов. Сегодня можно подвести промежуточные итоги, в следующем году намечено продолжение и есть возможность для совершенствования идеологии конкурса.
Пресса: Лучший молодой архитектор России — Федор Дубинников
Федор Дубинников получил премию «Авангард», которая вручается «лучшему молодому архитектору России»: помимо почестей, ему достались хрустальная буква «А» и сертификат на $10 000, а также возможность сделать персональную выставку на 2-й Московской биеннале архитектуры, которая пройдет в мае-июне 2010 года.
И снова шахматы
27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.
Пресса: Новые имена или новое поколение?
Минувшая АРХМОСКВА была уникальна, по крайней мере в одном отношении. Впервые за 15 (?) лет АРХМОСКВА от демонстрации достижений отдельных архитекторов перешла к постановке и обсуждению профессиональных проблем (не могу здесь не согласиться с К.Ассом, высказавшим сходную точку зрения на сайте openspace).
Пресса: Инициатива Союза архитекторов
В минувший четверг в рамках программы XIV Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва состоялась общероссийская конференция архитекторов. Обсудить проблемы градостроительства в России - такова была тема конференции - собрались ведущие архитекторы страны, представители Союза архитекторов России и Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).
Пресса: Фиксация перелома. Выставка АрхМосква становится...
«АРХ Москва» — самая тенденциозная выставка архитектуры в России. Куратор, который выбирается организаторами, задает тему, отбирает экспонентов некоммерческих проектов или, как было раньше, участвует в отборе «Архкаталога» (который в этом году был заменен сольной выставкой архитектора года 2008 Сергея Скуратова).
Пресса: Форма любви. Выставка Сергея Скуратова - архитектора...
АРХ Москва 2009 закончилась. Однако выставка архитектора Сергея Скуратова продлена до 6 июня. В прошлом году он был награжден титулом «Архитектор года» и в этом, согласно правилам АРХ Москвы, представил персональную экспозицию.
Пресса: Сказки Андерсена: день Дании на АРХ Москве.
29 мая на АРХ Москве прошел день Дании. Он сложился из презентации выставки «Моменты архитектуры» и лекций четырех датских архитекторов. Датчане поразили проектами дешевого экологичного жилья – прекрасного, как сказки Андерсена, но недоступного в России.
Пресса: Школа общения. Архитектурное образование на "Арх Москве-2009"
Естественное продолжение темы NEXT — образование. В рамках АРХ Москвы показаны три архитектурных школы: московская Мастерская Экспериментального Учебного Проектирования Евгения Асса, Мастерская ТАФ (Театр архитектурной формы) Александра Ермолаева и учебная творческая Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной из Самары. Школа как архитектурное пространство была осмыслена в лекции финского архитектора Севери Бломштеда.
Пресса: Грамматика стены
В ЦДХ на Крымском валу 27 мая открылась главная ежегодная архитектурная выставка "Арх-Москва". Гостем выставки по приглашению журнала AD стал архитектор Моше Сафди — человек, построивший сегодняшний Иерусалим. О Моше Сафди — Григорий Ревзин.
Пресса: Арх-Москва'09 и велосипеды
Сейчас «Арх-Москва» совсем не та, что раньше. Вроде не хуже прежнего, а соли нет. Ведь что такое была «Арх-Москва» раньше? Это был клуб архитектурной оппозиции Лужкову. Был Лужков и его придворные архитекторы, которые в угоду ему застраивали Москву домами-кренделями, а были честные-благородные архитекторы, которые выставлялись на «Арх-Москве».
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Плановая имитация
10 ноября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблеме публичных слушаний. Этот механизм работает в России уже год и применялся в том числе и при решении ряда крупных градостроительных вопросов, таких как реконструкция ЦДХ, актуализированный генплан Москвы, строительство «Охта-центра». Именно эти проекты и показали, что в своем нынешнем виде публичные слушания совершенно не эффективны – фактически они не учитывают, а манипулируют общественным мнением. Участники круглого стола попытались разобраться, почему это происходит, и предложить более приемлемые модели.
Двойка за проект. С общественных слушаний по проекту...
24 февраля в ГТГ прошли общественные слушания по вопросу о застройке территории на Крымском валу. Прошли мощно, со скандалом, выкриками, накалом эмоций. Стороны высказались, но диалога не получилось. Жители района собрались обсуждать вовсе не проект, а снос, но вот это как раз решили без них. Зато к конструктивным предложениям многие оказались не готовы, что оказалось на руку тем, кто все это затеял.
ЦДХ и общественность. Заседание Общественной палаты...
На прошлой неделе обсуждением проблемы перестройки территории ЦДХ на Крымском валу занялась Общественная палата РФ. Обсуждение было напряженным, не только из-за разницы позиций присутствующих, но также и потому, что реального проекта пока никто не видел. Члены Общественной палаты неоднократно призвали к применению иных, цивилизованных механизмов контроля за подобными решениями, для чего вопрос с ЦДХ предложили вынеси на пленарное заседание и, возможно, даже в Госдуму. Василий Бычков призвал приостановить разработку проекта планировки этой территории, которым занимается сейчас НИиПИ Генплана.
«Апельсина» не будет». Интервью с Григорием Ревзиным
31 октября в павильоне России на XI венецианской биеннале планировалось провести презентацию проекта «Апельсин» – с участием представителей «Интеко», мастерской Нормана Фостера, правительственных комиссий, а также противников проекта. Несколько дней назад презентация была внезапно отменена, без каких-либо комментариев, руководством компании «Интеко». Куратор российского павильона ГРИГОРИЙ РЕВЗИН согласился дать Агентству архитектурных новостей интервью, в котором он делится своими предположениями относительно причин отмены представительной презентации проекта и мнением о проекте в целом.
Город архитектурных чудачеств
Во вторник в пресс-центре «РИА Новости» состоялся круглый стол, посвященный проблеме московского архитектурного наследия. Эту инициативу спровоцировал ряд недавних событий: открытие нового «Военторга», скандал с надстройкой дома Пастернака, нелепая история «подкопа» под Кремль рядом с Заиконоспасским монастырем, заявление столичного правительства о скором окончании реконструкции гостиницы «Москва», а также грозящая перестройка ансамбля Провиантских складов
Модернистское здание ЦДХ/ГТГ или «Апельсин» мастерской...
Мы задали известным московским архитекторам и представителям общественности два вопроса – нравится ли им проект «Апельсин» мастерской Фостера и надо ли, по их мнению, сохранять существующее здание ЦДХ/ГТГ, построенное в 70-е годы архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым. Публикуем блиц-интервью с Юрием Аввакумовым, Евгением Ассом, Юрием Григоряном, Бартом Голдхоорном, Николаем Лызловым, Давидом Саркисяном и Михаилом Хазановым
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Зеленый и чистый
Водно-ландшафтный парк в Екатеринбурге, созданный компанией Urban Green для проведения фестиваля ландшафтного искусства «Атмофест», включает семь «зеленых» технологий – от посевных цветников до датчиков замера качества воздуха и очищающего воду биоплато.
Пресса: Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который...
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Что я несу?
До апреля в зале ожидания московского Северного речного вокзала можно посмотреть инсталляцию, посвященную истории грузоперевозок по Москве-реке. Используя эстетику контейнеров и кранов бюро .dpt создает скульптурный павильон, который заставляет по-новому взглянуть на пышные интерьеры вокзала, а также узнать, как менялась роль реки.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Выросший из своего окружения
Объявлены результаты конкурса по концепции Большого московского цирка, и теперь можно более полно показывать конкурсные проекты. Здесь – проект Маркс Инжиниринг, вызвавший наибольший интерес и одобрение у нашей аудитории.
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.