Надежда на молодых

Программа новой «Арх Москвы Next», о которой организаторы рассказали журналистам в прошедший вторник, призвана дать дорогу молодым архитекторам и стимулировать таким образом появление новой, живой, футуристической и творческой архитектуре. Архитектура последних 20 лет была объявлена одномерной и отцветшей, ей предлагается уступить место молодым.

mainImg

17 февраля организаторы «Арх Москвы» объявили программу выставки 2009 года. Знаменитая архитектурная выставка, популярная среди профессионалов и не только, в последние годы активно меняет формат – в позапрошлом году она стала фестивалем, а в прошлом превратилась в биеннале. Так как биеннале полагается проводить один раз в два года, то еще на ее открытии организаторы заявили, что оставшиеся от чередования выставки будут посвящены архитектуре молодых. Теперь эта идея окончательно оформилась и о новом формате заявлено журналистам – биеннале будет чередоваться с «программой Next», посвященной будущему – начинающим архитекторам. Которых приглашают поучаствовать сначала в отборочном конкурсе (подача заявок до 17 марта – спешите), а затем – победителям конкурса – в «Арх Москве Next». «Взрослая» и «молодежная» выставки будут чередоваться – что не ново, с недавних пор так же поступает союз московских архитекторов, чередуя «Золотое сечение» и «Перспективу».

Что характерно, все трансформации расширяющейся за последние три года «Арх Москвы» связаны с деятельностью Барта Голдхорна (основателя профессионального издания «Проект Россия») – ему принадлежит программа фестиваля 2007-го, он же был куратором первой московской биеннале архитектуры. В этом году Голдхорн также остался куратором, но к нему присоединились два эксперта – известные и традиционно активно участвующие в «Арх Москве» архитекторы-дизайнеры Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин. Кстати сказать, в 2006 году они были кураторами выставки (тогда еще не фестиваля) и предложили тему «Звезды». Теперь они же сформулировали тему «Next».

Основой некоммерческой части выставки станут, главным образом, работы выпускников последних десяти лет. Основной интригой обещает стать конкурс «Новые имена», куда будут принимать работы тех, кто окончил МАрхИ до 2006 и не старше 33 лет (заявки принимаются до 17 марта). 24 лучших автора – которых определит жюри конкурса – выставятся на АРХ Москве и заменят собой традиционный «Арх Каталог». Номинанты смогут также опубликоваться в специальном номере журнала «Проект Россия», но главное – они будут состязаться в архитектурном «турнире» на новую «Премию Авангард», которую финансирует фонд «Русский авангард». К слову сказать, было несколько удивительно услышать, что фонд жив, после того как в прессе осенью прошлого года прошли публикации о его закрытии в связи с кризисом. Это радует.

Система турнира, почерпнутая куратором «Арх Москвы» Бартом Голдхорном из истории, показалась ему весьма эффективной в смысле выявления талантов, которые в короткое время способны родить идею, концепцию и предать ее на бумаге. Участникам, как и двести лет назад в одной из Парижских школ в XVIII в., предложат выполнить две клаузуры, т.е. два эскизных представления своих идей. На каждое задание отводится 24 часа, т.е. сутки работают, сутки отдыхают – в перерывах заседает жюри, и так в течение 4-х дней работы выставки. Кстати заседания жюри обещают быть открытыми. Впоследствии на основе турнира отберут 4 финалистов. Далее в течение нескольких месяцев финалисты будут работать над неким конкурсным заданием. Барт Голдхорн, который также выступает куратором Роттердамского биеннале, предложит победителям поучаствовать и в этом событии. И наконец единственный победитель творческих ристалищ сделает свою персоналку в рамках второй биеннале архитектуры, т.е. на «Арх Москве» 2010 года – по образцу «Архитектора года» она будет называться «Дебют года».

«Арх Москва» представит также еще один прелюбопытнейший проект – конкурс дипломных работ, выполненных в 2006–2008, отбирать которые для выставки в числе 12 штук будут Барт Голдхорн и Оскар Мамлеев. Этот материал редко когда покидает стены вузов, разве что для участия в смотре, проводимом каждый год объединением архитектурных институтов, и то далеко не весь. А между тем студенческие дипломы – это иногда нестандартные, нетривиальные идеи, ничем не скованная футурология.

И еще один проект, который кажется важным с точки зрения теоретических и методологических основ современного проектирования – это выставка трех педагогов, трех методик преподавания, приближающая нас уже к тому, о чем думают и что показывают зарубежные коллеги. Выбор кураторов вполне понятен – это учитель Савинкина и Кузьмина Александр Ермолаев; человек, которого они «всегда с интересом слушали» – Евгений Асс, а также самарская команда Сергей Малахов и Евгения Репина, одно из самых оригинальных явлений, по мнению Владимира Кузьмина, в образовательном процессе.

Как и раньше, на «Арх Москве» предполагаются зарубежные гастролеры. Так, на выставку приглашены экспозиции двух павильонов венецианской биеннале прошедшего (2008) года – Швеции и Дании. По словам Василия Бычкова, в этих павильонах были поставлены такие задачи, которые в нашей архитектуре, увязшей в практике, сейчас не рассматриваются. Кусочек биеннале должен стать примером для экспериментов молодого поколения россиян.

Итак, некоммерческая программа «Арх Москвы» осваивает ее одно сравнительно нетривиальное направление. Лет 10 назад мы наблюдали, как популярная выставка нащупывала способы показать ту архитектуру, которая есть – параллельно с развитием строительного бума и становлением реальной архитектурной практики. Лет 5 назад архитектурно-строительный бум стал надоедать – тогда Борис Бернаскони и Кирилл Асс предложили определить состояние архитектуры как «тупик» (таков был девиз выставки 2004 года), затем последовали уже упомянутые «звезды», но некоторые сомнения (а не тупик ли?) сохранились.

С началом фестивально-биеннальной деятельности сомнения приобрели (спасибо Барту Голдхорну) позитивный оттенок – организаторы содержательной части экспозиции стали искать правду-матку не то чтобы совсем вовне цветущей махровым цветом архитектурной практики, но где-то в пограничных областях. Вначале куратор обратился к градостроительству (2007), и предложил светлым умам подумать о состоянии города (например Москвы). Это был первый случай, когда «Арх Москва» шагнула за пределы ЦДХ и прилегающей территории – в тот самый город. Второй темой, призванной расширить рамки представлений об архитектуре, стала в прошлом году практическая – дешевое жилье. Этот ряд продолжает и Next – в данном случае нам предлагается перестать думать о состоявшихся профессионалах и дать дорогу молодым. Как раньше предлагалось не думать о «коробках», а думать о городском пространстве, или не думать об элитной архитектуре, а думать о дешевой.

Выступая на пресс-конференции, Василий Бычков продемонстрировал неожиданно критический подход к реалиям современной архитектуры, продвижением и освещением которой занималась «Арх Москва» в течение предыдущего десятилетия. Период последних 20-ти лет директор «Экспо-парка» определил как «экстенсивный», архитектуру – как «одномерную… упаковку квадратных метров». Он отметил «деградацию градостроительной науки», и выразил надежду на то, что очистительный кризис откроет возможности для нового роста. Таким образом организатор «Арх Москвы» обосновал необходимость свежей струи, какого-то такого «next», которое будет лучше, чем вчера. Наша архитектура, по словам Василия Бычкова, стала разрушительной силой. Эти слова удивительным образом – и к сожалению – попадают в унисон с событиями вокруг ЦДХ, кои в феврале опять обострились (24 февраля общественные слушания, которые должны решить судьбу по территории ЦДХ). Получается, что «звезда» спроектировала провокационный апельсин, а градостроители делят по живому музейную территорию. 

Признаться, это очень плохо, что нынешняя выставка проходит к такой печальной и напряженной обстановке, которая поневоле отражается на настроении. «Арх Москва» по праву стала самой известной и внятной выставкой, не говоря уже о том, что и многие другие проекты «Экспо-парка» вполне достойны – можно даже сказать, что из места нудного и пустынного в 1980-е ЦДХ превратился в постоянно действующий центр притяжения всех искусств. Посетителей много, выставки актуальны, хотя и не идеальны, конечно. Не говоря про здание – явление, которое в нем прижилось, хорошее, оно развивается, как мы видим, поступательно, и его хотелось бы сохранить.

В прошлом году самым удивительным результатом темы «Как жить» была внезапная дружба с Москомархитектурой, выставившейся в Третьяковке. В этом году ясно видно, что дружба не состоялась – сейчас в ЦДХ идет официальная выставка про то, как его снести, люди выходят на пикеты против сноса здания, словом, ситуация совсем иная. Кроме того – кризис, явный минус для реальной практики, своего рода потоп. На этом фоне концепция «Next» выглядит более чем логичной, равно как и ее обоснование, высказанное главным организатором «Арх Москвы» Василием Бычковым. Который посреди финансовых (кризис) и градостроительных (планируемый снос ЦДХ) бурь выглядит Ноем, стремящимся на своем ковчеге спасти «каждой твари по паре» творческих архитекторов и взрастить новых заодно. Тем более что штормит вокруг не на шутку.

Надо сказать, что новая программа «Арх Москвы» – больше, чем тема. Это повод для того, чтобы сменить круг участников, отказавшись от архитектурного «истеблишмента». Кроме того, это обоснование для чередования выставок с биеннале. Но темы, получается, нет. Точнее, она срослась с определением выставки, и стала как будто бы более глобальной, чем обычно. Ведь «Арх Москва» всегда отбирала участников некоммерческого каталога, но еще никогда этим критерием не был возраст. Выставка как будто бы отказалась от своих обычных героев и пустилась на поиски новых.
Впрочем, если вспомнить две последние выставки – одной из основных придирок критики к ним была некоторая сухость тем – что градостроительство, что социальное жилье, оба не располагают к полету творческой фантазии. А тут – отрыв, футуризм, идеи, словом свежий ветер. Есть и еще одно наблюдение: опять венецианская биеннале – так, во всяком случае, может показаться – определяет московские предпочтения. Организаторы, по их собственным словам, отталкиваются от российского павильона, посвященного реальным крупным проектам периода «строительного бума» (дизайнерами павильона были, кстати сказать, эксперты нынешней «Арх Москвы»). А притягиваются – так выходит – к основной теме, заданной осенью Бецки. Бецки тоже отдал большой итальянский павильон молодым. И на «Арх Москве» задумано – как кажется – нечто подобное павильону экспериментов. Кроме того, призыв творчески раскрепоститься и сотворить нечто иное по отношению к сегодняшнему (ой, простите, уже вчерашнему) дню – тоже выглядит родственным. Не иначе как над архитектурным миром задувает ветер перемен – и к нам дошел циклон, и очень быстро. Не быть бы потопу – а то Венецию залило ведь дождем…

Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин. Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Василий Бычков. Фото Елены Петуховой
Барт Голдхоорн. Фото Елены Петуховой
Юлия Цыганова. Фонд «Русский авангард». Фото Елены Петуховой
Дания. Экспозиция «Экопедия – информационные прогулки» (Eco-topedia – walk the talk). Комиссар: Danish Architecture Center. Куратор: Danish Architecture Center, CEBRA architects (Kolja Nielsen, Mikkel Frost, Carsten Primdahl Координатор в Венеции: M+B Stodio Archotect Troels Bruun&Daniela Murgia. © FORMAT
Дания. Экспозиция «Экопедия – информационные прогулки» (Eco-topedia – walk the talk).© FORMAT
Швейцария. Экспозиция «Исследование, обучение, созидание, изучение» (Explorations, teaching, design, research). Комиссар: Urs Staub. Куратор: Reto Geiser. Экспоненты: Labaratoire de la production d'architecture (LAPA), Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPFL): Harry Gugger, Dieter Dietz; Atelier de la conception de l'espace (ALICE), MAS Urban Transformation in Developing Territiries (MAS UTDT), Eidgenossische Technische Hochschule Zurich (ETHZ): Marc M. Angelil, Fabio Gramazio; Gramazio&Kohler: Matthias Kohler, Architecture and Digital Fabrication. © FORMAT
Швейцария. Экспозиция «Исследование, обучение, созидание, изучение» (Explorations, teaching, design, research). © FORMAT

19 Февраля 2009

Пресса: «Меня нашли в капусте». Проект гаража в спальном районе
На последней «Арх Москве» гараж архитектора Рустама Керимова (бюро А-ГА) выиграл приз за экологически-рациональный дизайн. Крыша этого паркинга становится не только катком, огородом, бассейном и рынком, но и «клубом знакомств», где можно встретиться, подружиться и даже пожениться.
Перезимуем
Не так много нового было в прошедшем году, который архитекторы в унисон называют тяжелым. Год получился невеселый и даже какой-то немного застойный. Немудрено: старые «движущие силы» – деньги – кончились, а новые, видимо, пока на зародились.
Пресса: Авангард – что дальше?
27 октября вручена молодежная премия «Авангард», завершился этап, начатый на АРХМОСКВЕ конкурсом среди молодых архитекторов. Сегодня можно подвести промежуточные итоги, в следующем году намечено продолжение и есть возможность для совершенствования идеологии конкурса.
Пресса: Лучший молодой архитектор России — Федор Дубинников
Федор Дубинников получил премию «Авангард», которая вручается «лучшему молодому архитектору России»: помимо почестей, ему достались хрустальная буква «А» и сертификат на $10 000, а также возможность сделать персональную выставку на 2-й Московской биеннале архитектуры, которая пройдет в мае-июне 2010 года.
И снова шахматы
27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.
Пресса: Новые имена или новое поколение?
Минувшая АРХМОСКВА была уникальна, по крайней мере в одном отношении. Впервые за 15 (?) лет АРХМОСКВА от демонстрации достижений отдельных архитекторов перешла к постановке и обсуждению профессиональных проблем (не могу здесь не согласиться с К.Ассом, высказавшим сходную точку зрения на сайте openspace).
Пресса: Инициатива Союза архитекторов
В минувший четверг в рамках программы XIV Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва состоялась общероссийская конференция архитекторов. Обсудить проблемы градостроительства в России - такова была тема конференции - собрались ведущие архитекторы страны, представители Союза архитекторов России и Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).
Пресса: Фиксация перелома. Выставка АрхМосква становится...
«АРХ Москва» — самая тенденциозная выставка архитектуры в России. Куратор, который выбирается организаторами, задает тему, отбирает экспонентов некоммерческих проектов или, как было раньше, участвует в отборе «Архкаталога» (который в этом году был заменен сольной выставкой архитектора года 2008 Сергея Скуратова).
Пресса: Форма любви. Выставка Сергея Скуратова - архитектора...
АРХ Москва 2009 закончилась. Однако выставка архитектора Сергея Скуратова продлена до 6 июня. В прошлом году он был награжден титулом «Архитектор года» и в этом, согласно правилам АРХ Москвы, представил персональную экспозицию.
Пресса: Сказки Андерсена: день Дании на АРХ Москве.
29 мая на АРХ Москве прошел день Дании. Он сложился из презентации выставки «Моменты архитектуры» и лекций четырех датских архитекторов. Датчане поразили проектами дешевого экологичного жилья – прекрасного, как сказки Андерсена, но недоступного в России.
Пресса: Школа общения. Архитектурное образование на "Арх Москве-2009"
Естественное продолжение темы NEXT — образование. В рамках АРХ Москвы показаны три архитектурных школы: московская Мастерская Экспериментального Учебного Проектирования Евгения Асса, Мастерская ТАФ (Театр архитектурной формы) Александра Ермолаева и учебная творческая Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной из Самары. Школа как архитектурное пространство была осмыслена в лекции финского архитектора Севери Бломштеда.
Пресса: Грамматика стены
В ЦДХ на Крымском валу 27 мая открылась главная ежегодная архитектурная выставка "Арх-Москва". Гостем выставки по приглашению журнала AD стал архитектор Моше Сафди — человек, построивший сегодняшний Иерусалим. О Моше Сафди — Григорий Ревзин.
Пресса: Арх-Москва'09 и велосипеды
Сейчас «Арх-Москва» совсем не та, что раньше. Вроде не хуже прежнего, а соли нет. Ведь что такое была «Арх-Москва» раньше? Это был клуб архитектурной оппозиции Лужкову. Был Лужков и его придворные архитекторы, которые в угоду ему застраивали Москву домами-кренделями, а были честные-благородные архитекторы, которые выставлялись на «Арх-Москве».
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Плановая имитация
10 ноября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблеме публичных слушаний. Этот механизм работает в России уже год и применялся в том числе и при решении ряда крупных градостроительных вопросов, таких как реконструкция ЦДХ, актуализированный генплан Москвы, строительство «Охта-центра». Именно эти проекты и показали, что в своем нынешнем виде публичные слушания совершенно не эффективны – фактически они не учитывают, а манипулируют общественным мнением. Участники круглого стола попытались разобраться, почему это происходит, и предложить более приемлемые модели.
Двойка за проект. С общественных слушаний по проекту...
24 февраля в ГТГ прошли общественные слушания по вопросу о застройке территории на Крымском валу. Прошли мощно, со скандалом, выкриками, накалом эмоций. Стороны высказались, но диалога не получилось. Жители района собрались обсуждать вовсе не проект, а снос, но вот это как раз решили без них. Зато к конструктивным предложениям многие оказались не готовы, что оказалось на руку тем, кто все это затеял.
ЦДХ и общественность. Заседание Общественной палаты...
На прошлой неделе обсуждением проблемы перестройки территории ЦДХ на Крымском валу занялась Общественная палата РФ. Обсуждение было напряженным, не только из-за разницы позиций присутствующих, но также и потому, что реального проекта пока никто не видел. Члены Общественной палаты неоднократно призвали к применению иных, цивилизованных механизмов контроля за подобными решениями, для чего вопрос с ЦДХ предложили вынеси на пленарное заседание и, возможно, даже в Госдуму. Василий Бычков призвал приостановить разработку проекта планировки этой территории, которым занимается сейчас НИиПИ Генплана.
«Апельсина» не будет». Интервью с Григорием Ревзиным
31 октября в павильоне России на XI венецианской биеннале планировалось провести презентацию проекта «Апельсин» – с участием представителей «Интеко», мастерской Нормана Фостера, правительственных комиссий, а также противников проекта. Несколько дней назад презентация была внезапно отменена, без каких-либо комментариев, руководством компании «Интеко». Куратор российского павильона ГРИГОРИЙ РЕВЗИН согласился дать Агентству архитектурных новостей интервью, в котором он делится своими предположениями относительно причин отмены представительной презентации проекта и мнением о проекте в целом.
Город архитектурных чудачеств
Во вторник в пресс-центре «РИА Новости» состоялся круглый стол, посвященный проблеме московского архитектурного наследия. Эту инициативу спровоцировал ряд недавних событий: открытие нового «Военторга», скандал с надстройкой дома Пастернака, нелепая история «подкопа» под Кремль рядом с Заиконоспасским монастырем, заявление столичного правительства о скором окончании реконструкции гостиницы «Москва», а также грозящая перестройка ансамбля Провиантских складов
Модернистское здание ЦДХ/ГТГ или «Апельсин» мастерской...
Мы задали известным московским архитекторам и представителям общественности два вопроса – нравится ли им проект «Апельсин» мастерской Фостера и надо ли, по их мнению, сохранять существующее здание ЦДХ/ГТГ, построенное в 70-е годы архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым. Публикуем блиц-интервью с Юрием Аввакумовым, Евгением Ассом, Юрием Григоряном, Бартом Голдхоорном, Николаем Лызловым, Давидом Саркисяном и Михаилом Хазановым
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.