Надежда на молодых

Программа новой «Арх Москвы Next», о которой организаторы рассказали журналистам в прошедший вторник, призвана дать дорогу молодым архитекторам и стимулировать таким образом появление новой, живой, футуристической и творческой архитектуре. Архитектура последних 20 лет была объявлена одномерной и отцветшей, ей предлагается уступить место молодым.

mainImg

17 февраля организаторы «Арх Москвы» объявили программу выставки 2009 года. Знаменитая архитектурная выставка, популярная среди профессионалов и не только, в последние годы активно меняет формат – в позапрошлом году она стала фестивалем, а в прошлом превратилась в биеннале. Так как биеннале полагается проводить один раз в два года, то еще на ее открытии организаторы заявили, что оставшиеся от чередования выставки будут посвящены архитектуре молодых. Теперь эта идея окончательно оформилась и о новом формате заявлено журналистам – биеннале будет чередоваться с «программой Next», посвященной будущему – начинающим архитекторам. Которых приглашают поучаствовать сначала в отборочном конкурсе (подача заявок до 17 марта – спешите), а затем – победителям конкурса – в «Арх Москве Next». «Взрослая» и «молодежная» выставки будут чередоваться – что не ново, с недавних пор так же поступает союз московских архитекторов, чередуя «Золотое сечение» и «Перспективу».

Что характерно, все трансформации расширяющейся за последние три года «Арх Москвы» связаны с деятельностью Барта Голдхорна (основателя профессионального издания «Проект Россия») – ему принадлежит программа фестиваля 2007-го, он же был куратором первой московской биеннале архитектуры. В этом году Голдхорн также остался куратором, но к нему присоединились два эксперта – известные и традиционно активно участвующие в «Арх Москве» архитекторы-дизайнеры Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин. Кстати сказать, в 2006 году они были кураторами выставки (тогда еще не фестиваля) и предложили тему «Звезды». Теперь они же сформулировали тему «Next».

Основой некоммерческой части выставки станут, главным образом, работы выпускников последних десяти лет. Основной интригой обещает стать конкурс «Новые имена», куда будут принимать работы тех, кто окончил МАрхИ до 2006 и не старше 33 лет (заявки принимаются до 17 марта). 24 лучших автора – которых определит жюри конкурса – выставятся на АРХ Москве и заменят собой традиционный «Арх Каталог». Номинанты смогут также опубликоваться в специальном номере журнала «Проект Россия», но главное – они будут состязаться в архитектурном «турнире» на новую «Премию Авангард», которую финансирует фонд «Русский авангард». К слову сказать, было несколько удивительно услышать, что фонд жив, после того как в прессе осенью прошлого года прошли публикации о его закрытии в связи с кризисом. Это радует.

Система турнира, почерпнутая куратором «Арх Москвы» Бартом Голдхорном из истории, показалась ему весьма эффективной в смысле выявления талантов, которые в короткое время способны родить идею, концепцию и предать ее на бумаге. Участникам, как и двести лет назад в одной из Парижских школ в XVIII в., предложат выполнить две клаузуры, т.е. два эскизных представления своих идей. На каждое задание отводится 24 часа, т.е. сутки работают, сутки отдыхают – в перерывах заседает жюри, и так в течение 4-х дней работы выставки. Кстати заседания жюри обещают быть открытыми. Впоследствии на основе турнира отберут 4 финалистов. Далее в течение нескольких месяцев финалисты будут работать над неким конкурсным заданием. Барт Голдхорн, который также выступает куратором Роттердамского биеннале, предложит победителям поучаствовать и в этом событии. И наконец единственный победитель творческих ристалищ сделает свою персоналку в рамках второй биеннале архитектуры, т.е. на «Арх Москве» 2010 года – по образцу «Архитектора года» она будет называться «Дебют года».

«Арх Москва» представит также еще один прелюбопытнейший проект – конкурс дипломных работ, выполненных в 2006–2008, отбирать которые для выставки в числе 12 штук будут Барт Голдхорн и Оскар Мамлеев. Этот материал редко когда покидает стены вузов, разве что для участия в смотре, проводимом каждый год объединением архитектурных институтов, и то далеко не весь. А между тем студенческие дипломы – это иногда нестандартные, нетривиальные идеи, ничем не скованная футурология.

И еще один проект, который кажется важным с точки зрения теоретических и методологических основ современного проектирования – это выставка трех педагогов, трех методик преподавания, приближающая нас уже к тому, о чем думают и что показывают зарубежные коллеги. Выбор кураторов вполне понятен – это учитель Савинкина и Кузьмина Александр Ермолаев; человек, которого они «всегда с интересом слушали» – Евгений Асс, а также самарская команда Сергей Малахов и Евгения Репина, одно из самых оригинальных явлений, по мнению Владимира Кузьмина, в образовательном процессе.

Как и раньше, на «Арх Москве» предполагаются зарубежные гастролеры. Так, на выставку приглашены экспозиции двух павильонов венецианской биеннале прошедшего (2008) года – Швеции и Дании. По словам Василия Бычкова, в этих павильонах были поставлены такие задачи, которые в нашей архитектуре, увязшей в практике, сейчас не рассматриваются. Кусочек биеннале должен стать примером для экспериментов молодого поколения россиян.

Итак, некоммерческая программа «Арх Москвы» осваивает ее одно сравнительно нетривиальное направление. Лет 10 назад мы наблюдали, как популярная выставка нащупывала способы показать ту архитектуру, которая есть – параллельно с развитием строительного бума и становлением реальной архитектурной практики. Лет 5 назад архитектурно-строительный бум стал надоедать – тогда Борис Бернаскони и Кирилл Асс предложили определить состояние архитектуры как «тупик» (таков был девиз выставки 2004 года), затем последовали уже упомянутые «звезды», но некоторые сомнения (а не тупик ли?) сохранились.

С началом фестивально-биеннальной деятельности сомнения приобрели (спасибо Барту Голдхорну) позитивный оттенок – организаторы содержательной части экспозиции стали искать правду-матку не то чтобы совсем вовне цветущей махровым цветом архитектурной практики, но где-то в пограничных областях. Вначале куратор обратился к градостроительству (2007), и предложил светлым умам подумать о состоянии города (например Москвы). Это был первый случай, когда «Арх Москва» шагнула за пределы ЦДХ и прилегающей территории – в тот самый город. Второй темой, призванной расширить рамки представлений об архитектуре, стала в прошлом году практическая – дешевое жилье. Этот ряд продолжает и Next – в данном случае нам предлагается перестать думать о состоявшихся профессионалах и дать дорогу молодым. Как раньше предлагалось не думать о «коробках», а думать о городском пространстве, или не думать об элитной архитектуре, а думать о дешевой.

Выступая на пресс-конференции, Василий Бычков продемонстрировал неожиданно критический подход к реалиям современной архитектуры, продвижением и освещением которой занималась «Арх Москва» в течение предыдущего десятилетия. Период последних 20-ти лет директор «Экспо-парка» определил как «экстенсивный», архитектуру – как «одномерную… упаковку квадратных метров». Он отметил «деградацию градостроительной науки», и выразил надежду на то, что очистительный кризис откроет возможности для нового роста. Таким образом организатор «Арх Москвы» обосновал необходимость свежей струи, какого-то такого «next», которое будет лучше, чем вчера. Наша архитектура, по словам Василия Бычкова, стала разрушительной силой. Эти слова удивительным образом – и к сожалению – попадают в унисон с событиями вокруг ЦДХ, кои в феврале опять обострились (24 февраля общественные слушания, которые должны решить судьбу по территории ЦДХ). Получается, что «звезда» спроектировала провокационный апельсин, а градостроители делят по живому музейную территорию. 

Признаться, это очень плохо, что нынешняя выставка проходит к такой печальной и напряженной обстановке, которая поневоле отражается на настроении. «Арх Москва» по праву стала самой известной и внятной выставкой, не говоря уже о том, что и многие другие проекты «Экспо-парка» вполне достойны – можно даже сказать, что из места нудного и пустынного в 1980-е ЦДХ превратился в постоянно действующий центр притяжения всех искусств. Посетителей много, выставки актуальны, хотя и не идеальны, конечно. Не говоря про здание – явление, которое в нем прижилось, хорошее, оно развивается, как мы видим, поступательно, и его хотелось бы сохранить.

В прошлом году самым удивительным результатом темы «Как жить» была внезапная дружба с Москомархитектурой, выставившейся в Третьяковке. В этом году ясно видно, что дружба не состоялась – сейчас в ЦДХ идет официальная выставка про то, как его снести, люди выходят на пикеты против сноса здания, словом, ситуация совсем иная. Кроме того – кризис, явный минус для реальной практики, своего рода потоп. На этом фоне концепция «Next» выглядит более чем логичной, равно как и ее обоснование, высказанное главным организатором «Арх Москвы» Василием Бычковым. Который посреди финансовых (кризис) и градостроительных (планируемый снос ЦДХ) бурь выглядит Ноем, стремящимся на своем ковчеге спасти «каждой твари по паре» творческих архитекторов и взрастить новых заодно. Тем более что штормит вокруг не на шутку.

Надо сказать, что новая программа «Арх Москвы» – больше, чем тема. Это повод для того, чтобы сменить круг участников, отказавшись от архитектурного «истеблишмента». Кроме того, это обоснование для чередования выставок с биеннале. Но темы, получается, нет. Точнее, она срослась с определением выставки, и стала как будто бы более глобальной, чем обычно. Ведь «Арх Москва» всегда отбирала участников некоммерческого каталога, но еще никогда этим критерием не был возраст. Выставка как будто бы отказалась от своих обычных героев и пустилась на поиски новых.
Впрочем, если вспомнить две последние выставки – одной из основных придирок критики к ним была некоторая сухость тем – что градостроительство, что социальное жилье, оба не располагают к полету творческой фантазии. А тут – отрыв, футуризм, идеи, словом свежий ветер. Есть и еще одно наблюдение: опять венецианская биеннале – так, во всяком случае, может показаться – определяет московские предпочтения. Организаторы, по их собственным словам, отталкиваются от российского павильона, посвященного реальным крупным проектам периода «строительного бума» (дизайнерами павильона были, кстати сказать, эксперты нынешней «Арх Москвы»). А притягиваются – так выходит – к основной теме, заданной осенью Бецки. Бецки тоже отдал большой итальянский павильон молодым. И на «Арх Москве» задумано – как кажется – нечто подобное павильону экспериментов. Кроме того, призыв творчески раскрепоститься и сотворить нечто иное по отношению к сегодняшнему (ой, простите, уже вчерашнему) дню – тоже выглядит родственным. Не иначе как над архитектурным миром задувает ветер перемен – и к нам дошел циклон, и очень быстро. Не быть бы потопу – а то Венецию залило ведь дождем…

Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин. Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Василий Бычков. Фото Елены Петуховой
Барт Голдхоорн. Фото Елены Петуховой
Юлия Цыганова. Фонд «Русский авангард». Фото Елены Петуховой
Дания. Экспозиция «Экопедия – информационные прогулки» (Eco-topedia – walk the talk). Комиссар: Danish Architecture Center. Куратор: Danish Architecture Center, CEBRA architects (Kolja Nielsen, Mikkel Frost, Carsten Primdahl Координатор в Венеции: M+B Stodio Archotect Troels Bruun&Daniela Murgia. © FORMAT
Дания. Экспозиция «Экопедия – информационные прогулки» (Eco-topedia – walk the talk).© FORMAT
Швейцария. Экспозиция «Исследование, обучение, созидание, изучение» (Explorations, teaching, design, research). Комиссар: Urs Staub. Куратор: Reto Geiser. Экспоненты: Labaratoire de la production d'architecture (LAPA), Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPFL): Harry Gugger, Dieter Dietz; Atelier de la conception de l'espace (ALICE), MAS Urban Transformation in Developing Territiries (MAS UTDT), Eidgenossische Technische Hochschule Zurich (ETHZ): Marc M. Angelil, Fabio Gramazio; Gramazio&Kohler: Matthias Kohler, Architecture and Digital Fabrication. © FORMAT
Швейцария. Экспозиция «Исследование, обучение, созидание, изучение» (Explorations, teaching, design, research). © FORMAT

19 Февраля 2009

Пресса: «Меня нашли в капусте». Проект гаража в спальном районе
На последней «Арх Москве» гараж архитектора Рустама Керимова (бюро А-ГА) выиграл приз за экологически-рациональный дизайн. Крыша этого паркинга становится не только катком, огородом, бассейном и рынком, но и «клубом знакомств», где можно встретиться, подружиться и даже пожениться.
Перезимуем
Не так много нового было в прошедшем году, который архитекторы в унисон называют тяжелым. Год получился невеселый и даже какой-то немного застойный. Немудрено: старые «движущие силы» – деньги – кончились, а новые, видимо, пока на зародились.
Пресса: Авангард – что дальше?
27 октября вручена молодежная премия «Авангард», завершился этап, начатый на АРХМОСКВЕ конкурсом среди молодых архитекторов. Сегодня можно подвести промежуточные итоги, в следующем году намечено продолжение и есть возможность для совершенствования идеологии конкурса.
Пресса: Лучший молодой архитектор России — Федор Дубинников
Федор Дубинников получил премию «Авангард», которая вручается «лучшему молодому архитектору России»: помимо почестей, ему достались хрустальная буква «А» и сертификат на $10 000, а также возможность сделать персональную выставку на 2-й Московской биеннале архитектуры, которая пройдет в мае-июне 2010 года.
И снова шахматы
27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.
Пресса: Новые имена или новое поколение?
Минувшая АРХМОСКВА была уникальна, по крайней мере в одном отношении. Впервые за 15 (?) лет АРХМОСКВА от демонстрации достижений отдельных архитекторов перешла к постановке и обсуждению профессиональных проблем (не могу здесь не согласиться с К.Ассом, высказавшим сходную точку зрения на сайте openspace).
Пресса: Инициатива Союза архитекторов
В минувший четверг в рамках программы XIV Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва состоялась общероссийская конференция архитекторов. Обсудить проблемы градостроительства в России - такова была тема конференции - собрались ведущие архитекторы страны, представители Союза архитекторов России и Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).
Пресса: Фиксация перелома. Выставка АрхМосква становится...
«АРХ Москва» — самая тенденциозная выставка архитектуры в России. Куратор, который выбирается организаторами, задает тему, отбирает экспонентов некоммерческих проектов или, как было раньше, участвует в отборе «Архкаталога» (который в этом году был заменен сольной выставкой архитектора года 2008 Сергея Скуратова).
Пресса: Форма любви. Выставка Сергея Скуратова - архитектора...
АРХ Москва 2009 закончилась. Однако выставка архитектора Сергея Скуратова продлена до 6 июня. В прошлом году он был награжден титулом «Архитектор года» и в этом, согласно правилам АРХ Москвы, представил персональную экспозицию.
Пресса: Сказки Андерсена: день Дании на АРХ Москве.
29 мая на АРХ Москве прошел день Дании. Он сложился из презентации выставки «Моменты архитектуры» и лекций четырех датских архитекторов. Датчане поразили проектами дешевого экологичного жилья – прекрасного, как сказки Андерсена, но недоступного в России.
Пресса: Школа общения. Архитектурное образование на "Арх Москве-2009"
Естественное продолжение темы NEXT — образование. В рамках АРХ Москвы показаны три архитектурных школы: московская Мастерская Экспериментального Учебного Проектирования Евгения Асса, Мастерская ТАФ (Театр архитектурной формы) Александра Ермолаева и учебная творческая Мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной из Самары. Школа как архитектурное пространство была осмыслена в лекции финского архитектора Севери Бломштеда.
Пресса: Грамматика стены
В ЦДХ на Крымском валу 27 мая открылась главная ежегодная архитектурная выставка "Арх-Москва". Гостем выставки по приглашению журнала AD стал архитектор Моше Сафди — человек, построивший сегодняшний Иерусалим. О Моше Сафди — Григорий Ревзин.
Пресса: Арх-Москва'09 и велосипеды
Сейчас «Арх-Москва» совсем не та, что раньше. Вроде не хуже прежнего, а соли нет. Ведь что такое была «Арх-Москва» раньше? Это был клуб архитектурной оппозиции Лужкову. Был Лужков и его придворные архитекторы, которые в угоду ему застраивали Москву домами-кренделями, а были честные-благородные архитекторы, которые выставлялись на «Арх-Москве».
ГТГ: ОМА
Бюро OMA представило проект реконструкции здания Третьяковской галереи на Крымском валу.
Плановая имитация
10 ноября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблеме публичных слушаний. Этот механизм работает в России уже год и применялся в том числе и при решении ряда крупных градостроительных вопросов, таких как реконструкция ЦДХ, актуализированный генплан Москвы, строительство «Охта-центра». Именно эти проекты и показали, что в своем нынешнем виде публичные слушания совершенно не эффективны – фактически они не учитывают, а манипулируют общественным мнением. Участники круглого стола попытались разобраться, почему это происходит, и предложить более приемлемые модели.
Двойка за проект. С общественных слушаний по проекту...
24 февраля в ГТГ прошли общественные слушания по вопросу о застройке территории на Крымском валу. Прошли мощно, со скандалом, выкриками, накалом эмоций. Стороны высказались, но диалога не получилось. Жители района собрались обсуждать вовсе не проект, а снос, но вот это как раз решили без них. Зато к конструктивным предложениям многие оказались не готовы, что оказалось на руку тем, кто все это затеял.
ЦДХ и общественность. Заседание Общественной палаты...
На прошлой неделе обсуждением проблемы перестройки территории ЦДХ на Крымском валу занялась Общественная палата РФ. Обсуждение было напряженным, не только из-за разницы позиций присутствующих, но также и потому, что реального проекта пока никто не видел. Члены Общественной палаты неоднократно призвали к применению иных, цивилизованных механизмов контроля за подобными решениями, для чего вопрос с ЦДХ предложили вынеси на пленарное заседание и, возможно, даже в Госдуму. Василий Бычков призвал приостановить разработку проекта планировки этой территории, которым занимается сейчас НИиПИ Генплана.
«Апельсина» не будет». Интервью с Григорием Ревзиным
31 октября в павильоне России на XI венецианской биеннале планировалось провести презентацию проекта «Апельсин» – с участием представителей «Интеко», мастерской Нормана Фостера, правительственных комиссий, а также противников проекта. Несколько дней назад презентация была внезапно отменена, без каких-либо комментариев, руководством компании «Интеко». Куратор российского павильона ГРИГОРИЙ РЕВЗИН согласился дать Агентству архитектурных новостей интервью, в котором он делится своими предположениями относительно причин отмены представительной презентации проекта и мнением о проекте в целом.
Город архитектурных чудачеств
Во вторник в пресс-центре «РИА Новости» состоялся круглый стол, посвященный проблеме московского архитектурного наследия. Эту инициативу спровоцировал ряд недавних событий: открытие нового «Военторга», скандал с надстройкой дома Пастернака, нелепая история «подкопа» под Кремль рядом с Заиконоспасским монастырем, заявление столичного правительства о скором окончании реконструкции гостиницы «Москва», а также грозящая перестройка ансамбля Провиантских складов
Модернистское здание ЦДХ/ГТГ или «Апельсин» мастерской...
Мы задали известным московским архитекторам и представителям общественности два вопроса – нравится ли им проект «Апельсин» мастерской Фостера и надо ли, по их мнению, сохранять существующее здание ЦДХ/ГТГ, построенное в 70-е годы архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым. Публикуем блиц-интервью с Юрием Аввакумовым, Евгением Ассом, Юрием Григоряном, Бартом Голдхоорном, Николаем Лызловым, Давидом Саркисяном и Михаилом Хазановым
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.