И снова шахматы

27 октября в ЦДХ состоялось вручение «Премии Авангард». Эта церемония поставила точку в первом общероссийском конкурсе на звание лучшего молодого архитектора страны, который стартовал на «Арх Москве» нынешней весной. Премию в размере 10 тысяч долларов от фонда «Русский авангард» получил Федор Дубинников, ученик Евгения Асса.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

29 Октября 2009
mainImg
Напомним, что конкурс, организованный Бартом Голдхоорном совместно с фондом «Русский авангард», был объявлен в мае этого года, и его первый этап состоялся в рамках выставки «Новые имена» в ЦДХ, ставшей главной интригой «Арх Москвы»-2009. Для этой экспозиции Барт Голдхоорн и президент фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев отобрали 24 участника, которые в течение трех дней работали в режиме онлайн над выполнением клаузуры. В качестве темы им был предложен наземный гараж на 400 мест, совмещенный с какой-либо общественной функцией.

Тогда определились четыре лидера состязания – Федор Дубинников, Наталья Сухова, Наталья Зайченко и Александр Берзинг, получившие по 5 тысяч долларов от фонда в качестве аванса за проектирование на следующем, финальном этапе конкурса, который состоялся уже в рамках Роттердамской биеннале архитектуры. Тема биеннале в этом году звучала как Open city («Открытый город»), а Барт Голдхоорн, являющийся один из кураторов фестиваля, представлял на нем собственную концепцию «открытого постсоциалистического города». В рамках этого проекта в Роттердаме были представлены и номинанты «Авангарда».

Концепция Голдхооора, оформленная в виде короткого и остроумного видеоролика, пропагандирует… принципы массового производства в архитектуре и типовое строительство, правда, в их современном постсоциалистическом, то есть рыночном виде. Барт Голдхоорн убежден, что в градостроительстве совершенно необходимо сохранить такой жанр, как проектирование кварталов и микрорайонов, ибо отдельные здания, какими бы красивыми они ни были, качественную среду обитания создать не способны. Однако то, что хорошо понятно в теории, не всегда идеально работает на практике: сегодня вся городская земля поделена на неравные доли между различными девелоперами, и разработанные в советское время проекты типовых кварталов их не устраивают не столько своей идеологией, сколько, прежде всего, технико-экономическими показателями. Голдхоорн использовал очень понятную метафору, сравнив архитектурное проектирование с дизайном одежды: сшитые тридцать-сорок лет назад «костюмы» сегодня очень мало кому впору. Решение куратор видит в том, чтобы приспособить стандарт, т.е. типовой проект к условиям открытого рынка именно так, как это произошло с одеждой: от индивидуального пошива мы уже давно отказались в пользу качественных торговых марок, которые шьют в пяти-шести размерах, удовлетворяющих 95 % спроса. Иными словами, современным застройщикам нужны сотни гибких по своим площадям и набору функций проектов кварталов, и тогда, приобретая или беря в долгосрочную аренду участок земли, девелопер сможет сразу подобрать под его параметры несколько вариантов микрорайонов. Экономический смысл этой затеи очевиден: строить кварталами дешевле, чем спроектировать и реализовать десять отдельных зданий. Кроме того, при наличии типовых проектов микрорайонов нового поколения девелоперам не придется думать о том, как и какими объектами инфраструктуры их необходимо насытить, – все пропорции уже будут заложены в документацию.

В рамках именно этой концепции финалисты конкурса «Новые имена» и должны были разработать проект типового квартала, в основу которого была бы заложена возможность его модификации. Барт Голдхоорн обозначил это условие как «один проект – много опций» и призвал архитекторов предусмотреть варианты адаптации их кварталов к самым разным условиям.

Как уже говорилось, проекты финалистов «Премии Авангард» были представлены на Роттердамской архитектурной биеннале и оценивались международным жюри. После долгих обсуждений лучшим судьи признали квартал Checkers Федора Дубинникова, ученика Евгения Асса. Название проекту (в переводе с англ. – «В шахматном порядке») дал выбранный архитектором принцип компоновки жилых зданий: четырехэтажные дома с двускатными или наклонными кровлями расставлены на едином стилобате парковки словно шахматные фигуры на игральной доске. При сохранении общей структуры квартала, подчеркивает Федор Дубинников, в нем можно комбинировать здания различной этажности, формы и назначения – в зависимости от архитектурного контекста и действующего градостроительного регламента. Кроме того, каждое здание имеет четыре совершенно разных по отделке и структуре фасада, что позволяет создавать между ними дворы, обладающие подчеркнуто индивидуальным визуальным образом. Этот прием сам Дубинников остроумно назвал «конструктором дворовых пространств». В Роттердаме же Checkers получил неофициальное название «голландский», и обязан этому своим явным типологическим сходством с проектом застройки района Ypenburg в Гааге известного нидерландского бюро MVRDV.

Проекты остальных участников финала выглядели не менее достойными первой премии. Александр Берзинг, окончивший Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и работающий в бюро «Витрувий и сыновья», в Роттердаме представил квартал «Сборка XXI». В основе этого концепта – идея повторного использования типовых конструкций образца 1960-70-х. Каждую панель Берзинг предлагает изолировать и утеплить, а затем «собрать» из них кардинально новую жилую среду – квартал из 6-15-этажных зданий, имеющих развитые общественные пространства, а также многоуровневые квартиры с двойным светом в гостиной.

Наталья Зайченко, еще одна ученица Евгения Асса, представила в Роттердаме квартал «Калейдоскоп», основным преимуществом которого стала необычайно развитая инфраструктура. Жилой квартал как бы интегрируется в многофункциональный комплекс – связующими элементами между жилыми секциями становятся «зоны комфорта» (парковки, службы быта, магазины, офисы). Наталья Зайченко придумала даже специальный показатель комфортности – «тапочная доступность», обозначающий возможность для жителей этих домов добраться до всех нужных им предприятий быстро и без необходимости менять домашнюю обувь на уличную.

Четвертый финалист, Наталья Сухова, не смогла лично присутствовать на церемонии в ЦДА, и пояснительную записку проекта вместо нее озвучил Александр Змеул. В квартале под названием Chlorofilia она развивает идею гибридной типологии квартиры-дачи. Квартал образован 5-6-этажными блочными домами, в которых каждая квартира снабжена открытой озелененной террасой. Помимо этих частных садиков, в проекте предусмотрены также общественные площади и полузакрытые дворы. Для оформления жилых блоков разработано несколько вариантов «одежды», в зависимости от климата и времени года.

Заслуженных оваций на церемонии награждения удостоился и Евгений Асс, воспитавший десять из двадцати четырех участников первого этапа конкурса и двоих финалистов. Сам же проект «Новые имена» был признан очень интересным и удачным, и организаторы конкурса обнародовали свое решение проводить его каждые два года, то есть в рамках «Арх Москвы», посвященной творчеству молодых архитекторов. Для этих целей фонд «Русский авангард» уже зарезервировал соответствующие средства и уверен, что никакой кризис не помешает продолжить поиски архитектурных талантов.
Вручение главного приза. Фото Натальи Коряковской
Профессор МАрхИ Оскар Мамлеев вручает Диплом финалиста Федору Дубинникову. Фото: Андрей Ягубский
Федор Дубинников, ведущий церемонии Алексей Муратов и профессор МАрхИ Оскар Мамлеев. Фото: Наталья Коряковская
Алексей Муратов, Наталья Зайченко и Андрей Гозак. Фото: Наталья Коряковская
Доктор архитектуры Андрей Гозак поздравляет и вручает Диплом финалиста Наталье Зайченко. Фото: Андрей Ягубский
Александр Берзинг, ведущий церемонии Алексей Муратов и президент САР Андрей Боков. Фото: Наталья Коряковская
Ректор МАрхИ Дмитрий Швидковский поздравляет и передает Диплом финалиста Наталье Суховой через представляющего ее на церемонии Александра Змеула (на заднем плане). Фото: Андрей Ягубский
Барт Голдхоорн рассказывает о проекте для Роттердамской биеннале. Фото: Наталья Коряковская
Профессор МАрхИ Евгений Асс. Фото: Наталья Коряковская
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Федор Дубинников. Checkers housing system. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Александр Берзинг. Сборка XXI. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Сухова. Chrolophilia housing. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал КАЛЕЙДОСКОП. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал КАЛЕЙДОСКОП. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал КАЛЕЙДОСКОП. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam
Наталья Зайченко. Типовой квартал КАЛЕЙДОСКОП. IABR – International Architectural Biennale in Rotterdam


29 Октября 2009

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Пресса: Herzog & de Meuron возведут придорожную церковь – первую...
Вместо заправки и ресторана — придорожный храм, спроектированный не кем-нибудь, а Herzog & de Meuron. Расположена церковь будет в кантоне Граубюнден на скоростной межрегиональной автомагистрали A13 близ города Андеер, ведущей в сторону перевала Сан-Бернардино, важнейшего транспортного узла в Альпах.
Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные...
Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.
Опалубка для экзоскелета
Жилая башня One Thousand Museum в Майами по проекту Zaha Hadid Architects получила вынесенную на фасад бетонную конструкцию с постоянной опалубкой из стеклофибробетона.
Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.