Цветочный город над рекой

О заказном конкурсе на оформление набережной напротив московского Сити, устроенном этим летом компанией Mirax Group, мы уже писали. Этим летом из всех представленных работ заказчики выбрали самый эффектный и смелый – проект мастерской А. Асадова, в котором цветочные ленты набережной, сплетаясь в косу, превращаются в обитаемый мост над Москвой-рекой.

05 Декабря 2008
mainImg
Мастерская:
ГрандПроектСити
Проект КС (АНО «Проект КС», Архитектурная мастерская Карена Сапричяна)
Архитектурное бюро ASADOV
Проект:
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад»
Россия, Москва, набережная Москвы-реки (напротив СИТИ)

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А.Р. Асадов, К.В. Сапричян,
Архитекторы: А.А.Асадов, Д.Зражевский, А.Полищук, А.Рытиков; при участии А.Левашова, А.Штанюка
соавторы: компания АНО «Проект-КС»

2008
Проект размещения многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки между 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом.
Россия, Москва, Проектируемый проезд,1824. ЗАО

Авторский коллектив:
Асадов А.Р., Сапричян К.В.(рук.), Асадов А.А., Зражевский Д.А., Полишук А.В., Федоров Н.А. (ГИП), Тарнаруций В.А.(гл. констр. ЦНИИСК им. Мельникова). АНО «ПРОЕКТ-КС», ООО «АРХ. МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА»

2008 — 2008

У этого эффектного проекта уже имеется своя сложная история, вследствие которой он, по-видимому, останется на бумаге. Но – и это важно – еще 2-3 месяца назад, «до кризиса», это был вполне живой проект, и несмотря на некоторый оттенок утопизма в замысле, предполагался для реализации. То есть это вовсе не бумажная работа, хотя она лучше всего он вписывается в «бумажную» традицию, развивая одну из ее любимых тем –жизни на мосту.

Сама по себе идея обитаемого моста имеет длинную историю и восходит по меньшей мере к Средневековью. Мосты, застроенные лавками и жилыми зданиями, были в Париже (мост Нотр-Дам), в Лондоне (через Темзу, XII в.), но самые известные сейчас такие мосты находятся в Италии – Риальто в Венеции (1588-1592) и Понте Веккьо (1345) во Флоренции. Для Средних веков и Возрождения обитаемый мост был средством эффективно использовать городское пространство, т.е., скорее необходимостью, чем роскошью. В XX веке он превратился в мечту и утопию.

Чего только не проектировали на мостах. Константин Мельников, например, придумал гараж на мосту через Сену. В 1960 Арата Исодзаки нарисовал гигантский мост с домами, подвешенными к переплетающимся автострадам. А в 1976-1977 – Заха Хадид сделала свой дипломный проект отеля на мосту Хангерфорд через Темзу. В современной России на эту тему полагается вспоминать три вещи: конкурс «Мост будущего» журнала JA (1987), который стал одной из вех в истории «бумажной архитектуры», конкурс и выставку «Обитаемый мост» Британского совета в Москве (1997), где те же «бумажники» участвовали ровно через десять лет. Не исключено, что идея сделать мост между набережной и Сити «обитаемым» каким-то образом восходит к той акции Британского совета.

Так или иначе, а проводя летом этого года заказной конкурс на архитектурное решение набережной напротив Сити, компания Mirax Group включила «обитаемый мост» в задание, правда, в виде пожелания, а не требования. Два других участника конкурса – мастерская Дмитрия Александрова и Murray Ó Laoire, тему обитаемого моста не поддержали, сосредоточившись на набережной и прилегающих пирсах. Архитекторы мастерской А.Асадова, напротив, развили тему до предела, устроив на мосту жилье и объединив его одновременно с двумя видами транспортных магистралей – монорельсом и автодорогой. Ход, очень смелый в инженерном отношении.

Но архитекторы не остановились и на этом – и вдобавок превратили набережную в сад вечнозеленых растений радужной окраски (точнее сказать, вечно-разно-цветных). Это гигантская цветочная клумба, состоящая из переплетенных в косу радужных лент – террас набережной. Она должна стать самой большой цветочной клумбой в Европе – длиной около 700 метров, а составляющие ее цветы и вечнозеленые кустарники должны сохранять свой цвет круглый год, зимой и летом. От клумбы произошло и название проекта «Миракс-Сад» (кстати, это не первый случай, когда архитекторы мастерской А.Асадова предлагают заказчику риелторское название в комплекте с проектом).

Радужная плетенка моста вздувается посередине и от этого становится похожей на большую яркую рыбу – или еще какого-то сказочного зверя, но больше всего на рыбу, которая вздумала перепрыгнуть реку, да так и зависла над ней, опираясь хвостом на один берег, а носом – всматриваясь в кусочек леса на другом берегу. Еще мост опирается на две белые опоры – пожалуй, это единственное, в чем его внешность делает уступку реальности.

Фантастическая до утопичности идея. Дома надо разместить над рекой, хотя в нашей стране строить жилье над водой и даже рядом с водой как будто бы запрещено. Разумеется, это может быть только очень элитное и даже уникальное для Москвы жилье. Это элитное жилье надо срастить с двумя напряженными трассами. И дополнить гигантской вечноцветущей клумбой. Прямо цветочный город какой-то. Архитекторы утверждают, что проект вполне реализуем. Во всяком случае, в портфолио Асадовых немало мостов, хотя и поменьше, и есть как минимум один большой проект (тоже для «Миракса»), в котором жилье расположено рядом с трассой – вдоль Киевской железной дороги.

Из всех представленных на конкурс проектов летом «Миракс» выбрал именно этот – самый эффектный. Это мог бы быть очень яркий и праздничный, не говоря уже о том, что очень масштабный проект. Для Москвы – просто-таки необычно веселый и жизнерадостный. Но пока его выбирали и согласовывали (согласовывать только начали) – наступили совсем другие времена. Теперь маловероятно, что эти проекты реализуются. Возможно, это были очень смелые проекты и очевидно, что очень дорогие. Но помимо претенциозности заказчика в них сквозит такая разудалая жизнерадостность и разноцветная бесшабашность – воспоминание о которых хотелось бы сохранить.

План и чертежи
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад» © Проект КС
Фотография с макета
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад», проект-победитель конкурса 2008
© Проект КС
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад» © Проект КС
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад» © Проект КС
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад» © Проект КС
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад» © Проект КС
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад» © Проект КС
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад» © Проект КС


Мастерская:
ГрандПроектСити
Проект КС (АНО «Проект КС», Архитектурная мастерская Карена Сапричяна)
Архитектурное бюро ASADOV
Проект:
Многофункциональный рекреационный комплекс «Миракс-Сад»
Россия, Москва, набережная Москвы-реки (напротив СИТИ)

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А.Р. Асадов, К.В. Сапричян,
Архитекторы: А.А.Асадов, Д.Зражевский, А.Полищук, А.Рытиков; при участии А.Левашова, А.Штанюка
соавторы: компания АНО «Проект-КС»

2008
Проект размещения многофункционального рекреационного комплекса на набережной Москвы-реки между 3-м транспортным кольцом и железнодорожным мостом.
Россия, Москва, Проектируемый проезд,1824. ЗАО

Авторский коллектив:
Асадов А.Р., Сапричян К.В.(рук.), Асадов А.А., Зражевский Д.А., Полишук А.В., Федоров Н.А. (ГИП), Тарнаруций В.А.(гл. констр. ЦНИИСК им. Мельникова). АНО «ПРОЕКТ-КС», ООО «АРХ. МАСТЕРСКАЯ А. АСАДОВА»

2008 — 2008

05 Декабря 2008

author pht

Авторы текста:

Юлия Тарабарина, Анна Герасименко
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.