АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни

В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.

mainImg
В этом году премия АрхиWOOD прошла в 16-й раз, приняв рекордные 327 заявок. Среди них было много прелюбопытного: не совсем типичные для дерева типологии – например, аэропорт, вышка сотовой связи или пивоварня; не затертые локации – от Болдино до Бурятии, а также и вовсе ранее не встречавшиеся объекты – улиточная или поп-ап столярная мастерская. 

В шорт-лист попало 85 заявок, которые участвовали в народном голосовании. В этом году разница в предпочтениях жюри и народа ощущается особенно ярко: если специалисты оценивают оригинальность, смелость и мастерство, то простые люди реагируют на уют и доступность – одновременно концептуальную и материальную. Если говорить о какой-то общей тенденции – то мозаика призеров отражает тоску по жизни вдали от суеты, поближе к лесу, саду или воде, располагающую к лиричному, созерцательному и в конечном итоге созидательному настрою. 

Среди других особенностей этого сезона можно отметить следующее. Гран-при снова не вручали, но было два специальных упоминания от жюри в небольших номинациях. Крупные игроки вроде Тотана Кузембаева и Николая Полисского попали в короткие списки, но остались без премии. Зато ее получили объекты, приехавшие с фестивалей – Архстояния, Древолюции, «Не пустое место», а также белорусcкого архитектурного похода «Majsterni ў лесе» – его сетчатый павильон, построенный руками не специалистов, хочется отметить особенно. Призы вручали в летнем кинотеатре бара Strelka, многие – по видеосвязи. 

В состав жюри вошли архитекторы Алексей Гинзбург (бюро GA) и Рубен Аракелян (WALL), победители прошлых лет Сергей Мишин (studio mishin), Дмитрий Овчаров (nefa architects) и Павел Гордеев (АБ «Гордеев-Демидов»), меценат и основатель Творческого сообщества МИРА Дмитрий Разумов. Кроме того, членами жюри стали историк архитектуры, экскурсовод и основатель проекта «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов, архитектурный фотограф Максим Лоскутов и создатель проекта Open Village Владислав Копица.

В обсуждении участвовали: Николай Белоусов, Алексей Тарашевский, Юлия Тарабарина, Сергей Колчин под руководством сокуратора премии Юлии Шишаловой, а также поддержавшие их онлайн Георгий Снежкин, Антон Мальцев, Юлия Зинкевич, Антон Кочуркин, Анна Мартовицкая, Марина Игнатушко во главе с куратором Николаем Малининым.

Загородный дом / жюри

Дом мечты
Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева 
 
Всегда любопытно, какое жилье архитекторы строят для себя: в нем неизбежно проступает самое ценное и важное. Дом мечты руководителей проектной группы «Поле дизайн» Владимира Кузьмина и Татьяны Челяпиной таков: среди озер и лесов Тверской области, с ядром из рубленой избы и пристройками собственного авторства. Вполне понято, чем проект понравился жюри: в нем есть место и сохранению деревянного зодчества, и эксперименту, а возможности дерева как материала представлены куда как широко. 
Дом мечты. Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева
Фотография © Владимир Кузьмин / Предоставлена АрхиWOOD

Центр жилища и композиции – ручной рубки изба, ставленная во Владимирской области из архангельского леса 20 лет назад. Избу разобрали, перевезли, а на новом месте собрали на фундаменте из бетонных свай, сохранив окладные венцы в комле и другие элементы традиционного русского дома: охлупень, причелины, полотенца, резных коней и балконы на выпусках. 
Дом мечты. Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева
Фотография © Владимир Кузьмин / Предоставлена АрхиWOOD

С трех сторон к срубу архитекторы добавили три каркасные пристройки со скользящим соединением для лучшей усадки. В одной, напоминающей данскер средневекового замка, разместилась котельная и санузел. В двух других – спальня-кабинет и гостиная с камином и двухсветным пространством с выходом на большую террасу. Также дом обзавелся высоким крыльцом с рублеными плахами ступеней. 
Дом мечты. Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева
Фотография © Владимир Кузьмин / Предоставлена АрхиWOOD
Дом мечты. Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева
Фотография © Владимир Кузьмин / Предоставлена АрхиWOOD

Загородный дом / народ

Фахверк «Суходольское»
SOLOarch
Александра Алексеева

 
Выбор народа пал на проект, в каком-то смысле противоположный предыдущему: аккуратный, модный, не лишенный элегантности – да, но в то же время вполне типичный для своего жанра, «безопасный» и универсальный до прохладности. Вместо ручного сруба и разномастных пристроек – выверенный модуль из клееной древесины, мерный ритм которого усложняют разновысокие кровли со сдвоенными балками, террасы, перголы и крытые переходы. 
  • zooming
    1 / 4
    Фахверк «Суходольское», SOLOarch
    Фотография © Александр Рогулин / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    2 / 4
    Фахверк «Суходольское», SOLOarch
    Фотография © Александр Рогулин / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    3 / 4
    Фахверк «Суходольское», SOLOarch
    Фотография © Александр Рогулин / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    4 / 4
    Фахверк «Суходольское», SOLOarch
    Фотография © Александр Рогулин / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Загородный дом»:

Green, Архивуд
Дом-баня у реки, Diagonal 
Delta-80, архитектурная мастерская Романа Леонидова
Дом «Кедровое гнездо», Керка
Villa Inspirasjon, Норд Домос
Велодом, архитектурное бюро Владимира Русанова
Swidom_Sw6, Maparchitects 
Дом «Атлант», AABA Architects
Дом на Камчатке «Ковчег», Archbro
Дом на косе, Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Гостевой дом Холм 45, SAAS
ЁLKA-House, Снегири-Юга
Nemo, Zrobim Architects
Усадьба из Кело, AI-Architects
MODEL SN 550, Arch625

Общественное сооружение / жюри


Визит-центр Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»
Рождественка

От этого павильона веет духом парка Веретьево: структура визит-центра такова, что окружающая природа пронизывает его насквозь. Вручавший по видеосвязи награду Сергей Мишин отметил исполнение деталей: «Все деревянное чаще всего не сильно превосходит качеством таровый ящик. А здесь уровень деталей очень высокий. Разглядывая их, вспоминаешь Мис ван дер Роэ с его бесконечным углом. Особая любовь – это форточки. Спасибо, что не стали вставлять стеклопакеты. А полочки под окнами – бальзам на мою израненную душу».
Визит-центр Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»
Фотография © Ольга Потеева, Екатерина Ефимова / Предоставлена АрхиWOOD
Визит-центр Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»
Фотография © Ольга Потеева, Екатерина Ефимова / Предоставлена АрхиWOOD

Павильон построен на треугольном участке. Посетителю он открывается протяженным фасадом, выполненным из доски лиственницы и концептуально продолжающим деревянный забор. Членения окон заимствованы из главного дома Антона Чехова. В интерьере расстекловку продолжает деревянный стеллаж с «книгами» из старых досок. Снаружи на деревянном настиле установлены металлические фигуры зверей и насекомых, выполненные по рисункам писателя. В здании умещаются кассы, сувенирный магазин, кафе, туалеты, административные и технические помещения. 
Визит-центр Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»
Фотография © Ольга Потеева, Екатерина Ефимова / Предоставлена АрхиWOOD
  

Общественное сооружение / народ


Ресторан Bro rest
Arhbro

В шорт-лист номинации попало много интересных и инженерно сложных работ, но «ламповый футуризм», как обозначили стиль сами авторы, в сочетании с панорамами берега озера Иссык-Куль, не оставили им шанса. Небольшой «бочонок» ресторана собран из готовых элементов из гнутых клееных балок и фанеры с пролетами до 10 метров. Дерево мимикрирует под краски и линии песчаного ландшафта, а внутри всегда прохладно за счет системы подкровельного проветривания.
Ресторан Bro rest, Arhbro
Фотография © Рубцов Артем / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Общественное сооружение»:

Спортивный комплекс Охотино, Alpbau
Пассажирский терминал аэропорта в Краснокаменске, Alpbau
Павильон центра экологического туризма, проектное бюро ДА
Павильон проката спортивного инвентаря ГЛК «Ян», архитектурная мстерская Тотана Кузембаева
Цветочный сад, Do Buro
Эвицентр_Хлебозавод, Мастерская Андрея Асадова
Хии Морин: общественное пространство села Сотниково, Новая Земля

Дизайн среды / жюри

Зона отдыха на берегу реки Коломенка
Basis architectural bureau

Проект благоустройства берега реки Коломенки напротив кремля стал победителем конкурса «Малых городов» в 2018 году. Идеи для малых архитектурных форм авторы черпали в русском деревянном зодчестве, а также традиционной мебели – напоминающие сундуки скамейки и ограждения в виде поленниц действительно запоминаются.
Зона отдыха на берегу реки Коломенка Basis architectural bureau
Фотография © Илья Иванов / Предоставлена АрхиWOOD

Дизайн среды / народ

Набережная реки Мелеуз
АНО Институт развития городов Башкортостана, Новая земля, Аффинум

Выбор народа в чем-то схож: речка в небольшом туристическом городе, набережная, только работа с идентичностью и деревом тут несколько более прямолинейная. Мелеуз каждый год посещают тысячи туристов – именно здесь начинается путь к национальным паркам Башкортостана. Главный рекреационный центр города – речка Мелеуз, вдоль которой и сформирован линейный парк. Если благоустройство детских и событийных площадок довольно типичное, то береговая линия, утопающая в зелени, заставляет глаз отдыхать.
Набережная реки Мелеуз АНО Институт развития городов Башкортостана, Новая земля, Аффинум
Фотография © Влад Третьяков / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации Дизайн среды:

Парк Света в Гурьевске, dot.bureau, Sheredega Consulting
Благоустройство набережной Юрия Долгорукого в Городце, Институт развития городской среды Нижегородской области
Болдино – место творческой силы, ГОРА, Новая земля
Приморский парк в Сосновом бору, Проектное бюро М4
Берег Камы, Архитектурный десант

Малый объект / жюри


Объект Б2: забанить по-черному
Творческое объединение КУБ+

А ведь и правда – у нашей бани и английского to ban много общего. Надоевшему персонажу мы говорим: «Иди в баню!» – вероятно, имея в виду, что тот попарится, отдохнет, а потом глядишь, и общаться будет легче. Объект «Древолюции» – одновременно простой и сложный, ироничный и концептуальный: «супрематическая архитектура, построенная на контрасте черного и белого, внутри – пространство по-шукшински народное, отражающее уникальность и глубину простого русского человека». За угольной стеной, как будто собирающей всю душевную копоть, – вход в темное помещение бани, где с потолка свисают ароматные еловые ветки. 
  • zooming
    Объект Б2: забанить по-черному, Творческое объединение КУБ+
    Фотография © Творческое объединение КУБ+ / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    Объект Б2: забанить по-черному, Творческое объединение КУБ+
    Фотография © Творческое объединение КУБ+ / Предоставлена АрхиWOOD

Специальный приз жюри

Вышка сотовой связи
Norvex НЛК
Конструкторы Александр Погорельцев и Владимир Стоянов


Дерево, кажется, способно сделать красивее и душевнее любой объект – даже вышку сотовой связи. Как утверждают авторы 20-метровой мачты из клееной древесины, такое решение к тому же экологичнее, проще в доставке и дешевле.
  • zooming
    Вышка сотовой связи Билайн в Соколе
    Фотография © Семен Гоглев / предоставлена Норвекс
  • zooming
    Вышка сотовой связи Билайн в Соколе
    Фотография © Семен Гоглев / предоставлена Норвекс


Малый объект / народ

Противо стояние
Творческое объединение КУБ+
 
Народ тоже оценил метафоричность Творческого объединения КУБ+, но выбрало другой проект с «Древолюции». «Ворота» на границе леса и поля помогают осознать пространство и как следует в него вчувствоваться: посидеть, свесив ноги, посмотреть в специальные фокусирующие окошки, решиться переступить границу. Декоративные элементы заимствованы из исторических Галичских наличников. 
Противо стояние, Творческое объединение КУБ+
Фотография © Князева Екатерина, Захарова Дарья / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Малый объект»:

Культурно-спортивный центр «Южность х Курган спот», Сергей Астахов
«Улиточная» в парк-отеле «Бридж Кантри», Amor в сотрудничестве с мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко
Морской павильон, Рождественка
Песочница, Рождественка
Хижина, Archbro
Пешеходный мост на канале, Norvex НЛК
Кухня фестиваля Оutline, Даниил Наринский
Душ кемпинга Остров фестиваля Оutline, Даниил Наринский
Беседка при доходном доме в городе Вологде, Бизнес Консалт: Лукин В.Н., Кучина А.В., Новосёлов В.А., Сапожников В.К.

Реставрация, реконструкция, воссоздание / жюри


Лабаз. Городская гостиная
АНО Центр территориального развития Ивановской области, APRELarchitects, АО Ивановореставрация

Редкий образец утилитарной деревянной архитектуры второй половины XIX века архитекторы бережно приспособили под современное использование, проявив при этом дух места: решения подчеркивают темноту, массивность, грубость, равно как ажурность, сложность конструкций и линий. Новые элементы – от антресолей и ограждений до мебели – подчеркнуто сдержаны, окрашены в темно-серый цвет и «уведены в тень». Важной частью реализации стала реставрация: сохранение деревянных конструкций, их усиление и докомпоновка. Во время празднования 800-летия Юрьевца «Лабаз» стал одной из центральных площадок.
Лабаз. Городская гостиная, АНО Центр территориального развития Ивановской области, APRELarchitects, АО Ивановореставрация
Фотография © Полина Полудкина / Предоставлена АрхиWOOD
 

Реставрация, реконструкция, воссоздание / народ

Дом под Минском. Реконструкция деревенского дома
Татьяна Синицева

Народу оказалась близка идея эффектного преображения старенького дачного домика небольшими усилиями: фотографии «до/после» воодушевляют и заставляют открыть «Авито», чтобы поискать схожую недвижимость. Реконструкцию провели, сохранив всё важное: пропорции, окна со ставнями и наличниками, крышу, печь. Для кровли архитекторы придумали особую конструкцию с новой стропильной системой и утеплением. 
  • zooming
    Дом под Минском. Реконструкция деревенского дома, Татьяна Синицева
    Фотография © Сергей Пилипович / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    Дом под Минском. Реконструкция деревенского дома, Татьяна Синицева
    Фотография © Сергей Пилипович / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание»:

Дом «Липа», YARATAM
Бутик-отель «Сомов», 1010 Hospitality
Изба-пятистенок из деревни Савино, Нагель
Коллайдер, Lebedeva project
Реставрация с приспособлением доходного дома в Вологде, БизнесКонсалт, Вологодские реставраторы

Дерево в экстерьере / жюри


Ландшафтный отель Eder Vuoksa
Rhizome

Бюро берет награду в этой номинации второй год подряд, и вновь с отелем. На этот раз домики украсили живописный берег Вуоксы, где на гранитных скалах умудряются расти березы и сосны. Каждый дом отличается от соседа, обеспечивает гостям приватность и включенность в окружающий пейзаж. Дома выполнены из железобетона с применением несъемной опалубки, в сочетании с несущими элементами из клееной древесины. В отделке – тонированный планкен и панели из фиброцемента.
Eder Vuoksa. Ландшафтный отель. Дом С. Общий вид
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Rhizome
  

Дерево в экстерьере / народ


Пешеходный переход со смотровой площадкой на территории Волгоречья
ГОРА (архитектурное бюро С. Горшунова)

Мост мог представлять и другую номинацию: в проекте он задумывался полностью деревянным. Однако карты смешал игрок в команде заказчика, продвигающий алюминий, из-за чего форма моста тоже изменилась, приобретя более модернистский характер. Несмотря ни на что, команда объект полюбила и каждый год приезжает к нему на лодке, чтобы полюбоваться его видом с воды. 
Пешеходный мост в Борском Волгоречье
Фотография © Александр Ивасенко / предоставлена АБ ГОРА

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в экстерьере»:

Арт-резиденция «Дворец-Скворец», MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE
Гостиничный комплекс «Cвет», Норд Домос

Дерево в интерьере / жюри 

Образовательное пространство в музее-заповеднике «Царицыно»
UTRO

Пространство мастерской заражает творческой лихорадкой: вот чистый стол, а вот шкафы с материалами и инструментами. Вся мебель создана для обучения и творчества. Столы из светлой фанеры можно соединить в круг или выстроить в форме волны, а система хранения спроектирована по принципу шкафа столяра – все аккуратно расставлено в дверцах и ящиках. Вдохновением для скульптурных шкафов стали резные секретеры Wootton и столики для рукоделия XIX века. Перфорированная поверхность стен удобна для размещения экспонатов.
Образовательное пространство в музее «Царицыно»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Архитектурное бюро UTRO

 
Дерево в интерьере / народ

 
ФАБЛАБ
Архитектурное бюро Чехарда

Еще одна «столярка», только более современная, рассчитанная на подростков: в ней хранятся и классические ремесленные инструменты, и 3D-принтеры, лазерные резаки и граверы. Под присмотром мастера можно пройти путь от эскиза до реализации, а также обзавестись единомышленниками. 
ФАБЛАБ, Архитектурное бюро Чехарда
Фотография © Ольга Резник / предоставлена Архитектурное бюро UTRO

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в интерьере»:

Ржаной хлеб и молоко, АТ_Архитектура, дизайн
Фанерная квартира в Алматы, Петр Костелов
Kafeterija, KIDZ
Дом на краю леса, Horomystudio
Индивидуальное рабочее место, nefa

Арт-объект / жюри

Диалог
Не пустое место

Объект, созданный в рамках Архитектурной резиденции «Не пустое место», расположен на опорах разрушенного моста на реке Исеть. Физическая связь берегов хоть и исчезла, но их диалог продолжается, что и фиксирует объект: две рамки общаются без слов и звуков, перекидывая через гладь воды взгляды и сигналы. По словам авторов, «долина реки и высокие берега создают особенную акустику, превращая пространство в театр, где есть две сцены и два зрителя». Верхняя ферма повторяет конструкцию исторического моста.
Диалог, Не пустое место
Фотография © Елена Елизарова / Предоставлена АрхиWOOD

Специальный приз жюри

«Исправительное учреждение»
ARCHPOINT

Этот «потусторонний» объект был построен на юбилейном Архстоянии. Авторы «оттолкнулись от концепции паноптикума, идеального пенитенциарного учреждения классической эпохи, но сделали его инвертированным» – каково? «Паноптикум» состоит из 17 П-образных зеркал, напротив которых стоят стулья. На стенке зеркал есть глазок, через который любой желающий может понаблюдать за тем, кто сидит на стуле и наблюдает за собой. Вторая часть – «Перископ»: павильон с системой зеркал, в которых посетитель при входе и выходе видит небо.
«Исправительное учреждение», ARCHPOINT
Фотография © Стас Червонных, Анастасия Балясникова, Варвара Еретнова / Предоставлена АрхиWOOD



Арт-объект / народ

Гиперпространство ночного леса
MAJSTERNI

Павильон построен в рамках архитектурного похода “Majsterni ў лесе”, который каждый год проходит в Беларуси. На этот раз участники своими силами, по инструкции архитекторов, строили параметрический павильон: 200 человек разделились на команды и сначала собрали два десятка конструктивных модулей из строганой доски, а затем с помощью вспомогательной башни, цепей и тросов подняли их в проектное положение. Быстрое возведение обеспечили кропотливый процесс проектирования и точная фрезеровка деталей. 
Гиперпространство ночного леса, MAJSTERNI
Фотография © Надежда Доркина / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации Арт-объект: 

«Эпилог», ООО ПРОЕКТ ОБЛО
Ротонда памяти, Академия художеств имени И.Е. Репина
ЛЕТÁ, Команда Цех
Тактильные бревна, Ландшафтно-строительное бюро АФА, Richter Rus
Стог, Студия Контур
ГРЯДУЩЕЕ (инверсия), Команда Название
Электроарт, Николай Полисский
Табу-этика, Семья Инфанте-Коноваловых
Шалаш «600 досок», Citizenstudio, Saga
Стелла «Красная гора», Alpbau
Паруса среди деревьев, Citizenstudio + Studio 911
Дом для мухоловки-пеструшки, Коллектив Троица

Предметный дизайн / жюри 

Хранитель
LUB

Буфет из коллекции «Третьяковъ» – дипломный проект Анастасии Моисеевой, посвященный социокультурной деятельности Павла Третьякова. Внутреннее наполнение может меняться: в данном экземпляре, например, есть два выдвижных ящика для столовых приборов, полки для посуды и держатели для бокалов. Предмет сделан из массива дуба, МДФ, шпона и фанеры.
  • zooming
    Хранитель, LUB
    Фотография © Светлана Кирьянова / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    Хранитель, LUB
    Фотография © Светлана Кирьянова / Предоставлена АрхиWOOD

Предметный дизайн / народ


Стол «Дали»
Игорь Шумак

Сальвадор Дали – куда более народная фигура, чем Павел Третьяков. Стол вдохновлен картиной испанца «Постоянство памяти», где время теряет привычные границы и растекается. В основе – спил 250-летнего дуба. Одна опора выполнена в виде устойчивой буквы «Г», вторая – из прозрачного стекла, символизирующего невидимое течение времени и хрупкость настоящего.
Стол «Дали», Игорь Шумак
Фотография © Игорь Шумак / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Предметный дизайн»:

Зеркало Времени, NE POPOV_ART
Стул Блок, Delo Design
Вазы «Многогранность», NP
Скамья KIGUMI, UCLAD  
 

16 Сентября 2025

Похожие статьи
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Капли воды
Блестящие диски, грибовидные колонны, текучесть круглящихся форм – dot.bureau в конкурсном проекте для аэропорта Омска трактуют здание терминала как своего рода «водоворот», погружающий пассажира в метафору разных форм воды, от льда до пара через капли на воде.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Технологии и материалы
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Сейчас на главной
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.