Для «Тезисов» три куратора ЦЕХа выбрали шесть бюро и предложили им архитектурную «игру в бисер». Описать здесь оригинальную игру из романа Германа Гессе достаточно сложно, скажем только, что она подразумевает использование языка всех наук и искусств, но прежде всего – математики и музыки. Это «игра со всем содержанием и со всеми ценностями нашей культуры».
Взять за точку отсчета постмодернистский интеллектуальный роман – одновременно гроссмейстерский и эскапистский ход кураторов, которые создают проект для выставки с темой «Польза».
Как играть
Правила не такие уж и сложные, но лоскутное пространство АРХ Москвы никак не давало в них вникнуть in situ. Забегая вперед скажем, что и с объектами участников без рассказа авторов не все было понятно. Смыслов у спецпроекта хватит для автономного существования, и в таком плотном пространстве зрителю необходим проводник. На АРХ Москве же «Тезисы» были вещью в себе: всю серьезность затеи и уровень вовлеченности авторов за мобилями, фуникулерами, разноцветными кубиками и рыбками в аквариуме разглядишь не вдруг. Хоть всё это и захватывает и очаровывает с первого взгляда.Итак, правила. Три куратора и шесть приглашенных бюро выбрали по одному собственному проекту, который по каким-то причинам кажется важным. Затем каждый участник случайным образом вытянул чужой проект, всмотрелся в него и по мотивам своих размышлений сделал высказывание в виде той или иной инсталляции. Получилось коллективное исследование пользы: полифония взглядов, собранная в одном павильоне, на одном столе.
Завершающий штрих – записать свой тезис о пользе. Кто-то обратился к проверенным временем манифестам, кто-то формулировал по ходу игры, Katarsis делегировал поиск ответа посетителям, а Хвоя выступила в своем духе: где-то между «не успели» и «мы размышляли и пришли к выводу, что мир непознаваем».
Кураторы спецпроекта «Тезисы»:
Никто не стал ссылаться на Витрувия и других зодчих прошлого. Не захотели мы и погружаться в размышления о «красоте пользы». Сегодня все труднее формулировать абсолютные истины, аксиомы не кажутся интересными.
Что было общим для наших тезисов: чем глубже мы уходили в размышления о пользе, тем более значимой казалась обратная сторона – «бесполезность» или «отложенная польза». Порой именно «бесполезность» – функциональная, коммерческая – становится самым полезным качеством производственных процессов, главным итогом проектов.
С этими мыслями мы и делали ходы в нашей игре. Может быть, она указывает на главную пользу архитектуры: ее способность объединять, становиться поводом для диалога, быть коллективным действием и совокупностью порой даже противоположных мнений.
Что было общим для наших тезисов: чем глубже мы уходили в размышления о пользе, тем более значимой казалась обратная сторона – «бесполезность» или «отложенная польза». Порой именно «бесполезность» – функциональная, коммерческая – становится самым полезным качеством производственных процессов, главным итогом проектов.
С этими мыслями мы и делали ходы в нашей игре. Может быть, она указывает на главную пользу архитектуры: ее способность объединять, становиться поводом для диалога, быть коллективным действием и совокупностью порой даже противоположных мнений.
Итак, что кто предложил и как отрефлексировал?
Katarsis: Пикселизация валетудинария
По проекту: поликлиника в Ногинске, А2МПетр Советников, характеризуя работу коллег, по собственному признанию «словил чувство рецензента градсовета»: прорывной проект муниципальной поликлиники, в котором приведены к гармонии функциональность, объемное выражение и тектоника.
Результатом рефлексии стал объект, демонстрирующий сочетание жесткой структуры и гибкого пространства: «шкаф» с ящичками, двигая которые архитектор, подобно демиургу, управляет пространством. Одним из прототипов этого «пространственного эквалайзера» стал валетудинарий – госпиталь в римском лагере, которому в современных реалиях не хватает разве что гибкости планировок.
KRNV: Эон
По проекту: жилой квартал кампуса в Альметьевске, SagaЕще один объект, материализовать который помогло явление античности, а именно «эон» – понятие, в самом упрощенном виде объясняемое через приравнивание к вечности. Надежда и Илья Кореневы высоко оценили доставшийся им проект бюро Saga и нашли его вневременным: это чистый язык архитектора, не замутненный вмешательством маркетолога и продуктолога, который «сложно сопоставить с релевантными практиками, локализовать и датировать». Подобно эону, он имеет свой жизненный век, но не имеет времени.
Хора: Partitura
По проекту: жилые кварталы «Урман Урбан» в Казани, KRNVСложный проект с жильем, социальными объектами и благоустроенной средой бюро Хора разобрало на составные части: типы застройки, композиционные приемы, пустоты, варианты мощения... А потом представило все эти элементы в виде партитуры и сыграло ее по-своему. На презентации вновь прозвучало сравнение архитектора с демиургом – не первое, и не последнее.
Dnk ag: О чем проект? А это как посмотреть..
По проекту: корпус поточных аудиторий НГУ в Новосибирске, ХораDnk ag, получив свой проект для рефлексии, впали в задумчивость и, кажется, долго не могли найти точек соприкосновения. Поэтому пошли особенным путем, демонстрируя возможный метод исследования. Объект поместили в разные ситуации, чтобы посмотреть, как он будет в них себя проявлять: среди себе подобных (в городе), среди других (деревья), в среде противоположной (пустынные дюны), сам по себе (в зеркальном отражении).
Saga: Храм и кампус
По проекту: МГУ НЦФМ в Сарове, Dnk agВ кампусе Dnk ag бюро Saga заворожила работа со светом: не утилитарное «естественное освещение», необходимое для комфортного чтения, а пустое пространство двора-атриума, наполненное символизмом за счет преломления лучей или положения солнца в течение дня. Инсталляция кампуса до некоторой степени сходна с розой готического собора. Через которую архитекторы Saga пропустили луч закатного солнца.
Хвоя: Тихий час
По проекту KatarsisХвоя и Katarsis – два бюро с одной планеты, поэтому работать было легко и приятно. Модули гостиничного комплекса на Сахалине напомнили Хвое лесных существ, некий магический народец, очарование которого не исчезает при смене интригующего ландшафта. То есть "дома существуют и взаимодействуют в отсутствии места как такового". Архитекторы спроектировали свои варианты зооморфных домиков и подвесили их на мобиль, лишив таким способом привязки к пространству.
ГОРА: Изнанка
По проекту: культурно-досуговый центр в Сосновом Бору, ХвояСтанислав Горшунов на презентации рассказывал, что не только был в Сосновом Бору, но и помнит местный нудистский пляж. С любовью к месту подошла и Хвоя, которая «посадила» здание, стараясь минимально влиять на ландшафт, оставляя посетителю возможность свободно с ним взаимодействовать. ГОРА же выкрутила проницаемость на максимум, одновременно вывернув проект наизнанку: стеклянный бокс оказался снаружи, ландшафт – внутри. «Наблюдатель, лес и залив в реальном времени, буквально, влияют друг на друга».
Объект посетители интерпретировали по-разному. Одна из версий: рыбки – это архитекторы, которые следуют за тем, кто их кормит. Работа получила премию выставки в номинации «Лучшее архитектурное высказывание».
А2М: Материализация покоя
По проекту: спа-центр в Москве, NowadaysЭта рефлексия вновь указывает на суперспособность архитектора – на этот раз влиять не только на пространство, но и на течение времени. Например, через проектирование спа-центра, внутри которого время замедляется, а жизнь человека продлевается. Спираль символизирует замедление, напечатанный на 3D-принтере камень – покой и «рукотворную природу».
Nowadays: Форма коммуникации
По проекту: канатная дорога через Оку в Нижнем Новгороде, ГораПроект одного из кураторов «Тезисов» – тот «слой», который объединил все проекты. Легкие лестницы, тросы и стойки связывают все инсталляции, превращая их в фантастический городок, а также демонстрируют важные для «исходника» понятия: например, красоту инженерных конструкций и просветительские функции – для ГОРА самым волнующим в проекте является интеграция музея Кулибина на площадках канатной дороги.