АрхиWOOD-15: душевный

Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.

mainImg
Пятнадцатую юбилейную премию АрхиWOOD вручали торжественно: в по-своему прекрасном кинотеатре «Художественнный», главный зал которого был почти полон – пригласили всех, включая жюри прошлых лет. А учитывая, что состав жюри, согласно идее Николая Малинина, меняется каждый год, это уже немалое количество человек. Показали поздравительно-резюмирующие ролики, вспомнили ушедших и призвали всех говорить добрые слова АрхиWOODу. Все и говорили, лейтмотивом звучало, со сцены и в кулуарах: «самая душевная премия».
Церемония вручения премии АрхиWOOD 2024
Фотография © Анна Гончарова / предоставлена АрхиWood

Другим лейтмотивом стало изменение состава экспертного совета, который отбирает заявки, прежде чем передать их для окончательного судейства жюри. Раньше, в отличие от жюри, совет почти не менялся, сейчас же сокураторы Николай Малинин и Юлия Шишалова его состав обновили. И, поскольку право вручения самого первого в регламенте церемонии приза досталось Владимиру Кузьмину, он превратил выступление в пронзительную речь о своем «увольнении» из экспертного совета, определив, по обыкновению, повестку многих последующих выступлений. Мария Помелова из бюро «Чехарда», которая участвовала в работе совета впервые, вскользь упомянула, что она, вероятно, из тех, кто «занял чье-то место». Юлия Тарабарина высказала готовность уволиться, как только попросят. Кто-то назвал экспертный совет общественным, и чувствовалось, что оговорился неспроста.

Все это породило некоторую сумятицу, но поддержало уверенность в том, что совет обновился радикально: теперь там больше нового поколения, а должно быть – опять же, по словам Кузьмина – еще больше. То есть еще не вечер. Со слуха было не очень понятно, остался ли в совете Тотан Кузембаев (как выяснилось – не остался) – но зато он развернул обсуждение премии другой стороной, сказав со сцены, что дерева среди рассматриваемых объектов почти не осталось. После чего выступающие переключились на обещания следить за чистотой материи, подавая на рассмотрение жюри только самые подходящие к тематике объекты. И только Анна Мартовицкая, которая тоже участвовала в работе совета впервые, а выступала ближе к завершению церемонии, поставила жирную точку в дискуссии, пообещав никуда не уходить. 
Церемония вручения премии АрхиWOOD 2024
Фотография © Анна Гончарова / предоставлена АрхиWood

Кажется, ни на одной премии, какой бы сложной ни была ее процедура судейства – к примеру, у «Золотой капители» она заметно заковыристее – состав экспертного совета не обсуждается так живо и прилюдно. А как же, премия-то душевная.  

Итак, итоги.

Специальный приз жюри

ГЭС на Нерли
amor
Ксения Раковская в коллаборации с Mette Lange Architects и мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко


Как будто вторя сомнениям Тотана Кузембаева в части отклонения от матчасти, жюри отдало «премию жюри» самому парадоксальному объекту – реновации ГЭС на Нерли. Эта работа не была отмечена в своей гибридной номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание», но зато ее наградил спецпризом Владимиро-Суздальский музей-заповедник. И жюри. Впрочем, вручая приз, Илья Мукосей оговорился, что это – не гран-при, то есть не награда выше всех. Понизив таким образом статус похвалы, но соблюдя справедливость.
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood

Парадоксальность объекта заключается в том, что это – реконструкция, но не деревянного здания, а кирпичного. Но с помощью дерева, которое было использовано для дополнения необходимых и утраченных элементов. Чего впрочем не достаточно, чтобы считать объект новой деревянной постройкой… Ну то есть, в название бывшей реставрационной номинации теперь следует добавить: «Реконструкция с помощью дерева». Потому что определить жанр, и, главное – отношение к матчасти – в этом случае затруднительно. Но дерево-то есть, дает и цвет, и запах. Ну и объект, правда же, душевный.
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood

Специальный приз АрхиWood

Домик яхтсмена
Архитектурная мастерская Гринберг
Илья Гринберг, Денис Дацюк


Награда по существу напоминает гран-при прежних лет, но опять же – этот приз не главный. Хотя и выбран загородный дом, и дерева в нем предостаточно, и чувствуется легкость руки авторов. Мысленно греясь на просторной террасе и любуясь водной гладью из окон гостиной, не станешь думать о каких-то там ограничениях, над которыми бились архитекторы. А они ведь, наверняка, бились: участок-трапеция, всего четыре сотки, близость водоема и других усадеб. Однако результат не выдает никакой натужности: линии правильны и элегантны, материал явлен во всей своей красе и тактильной притягательности – как снаружи, так и внутри дома. Не обошлось без изюминок: скругленных наличников, чередования тонкого и более широкого планкена. Однако основное, что транслируют стены дома – это аскеза, умеренность и взвешенность. Которым здесь и хочется немедленно соответствовать.   
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood

Загородный дом / жюри

Дом-обелиск
KATARSIS ab
Петр Советников, Вера Степанская

 
В первые годы АрхиWood награда была несомненной вершиной всей этой деревянной истории. Пока не начали, все чаще, давать гран-при, – ну, обходя слона с фланга.

С другого фланга прошли, уже в последние три-четыре года, бойкие представители индустрии модульных домов и отельные домики «выходного дня». Общее впечатление как в пьесе Чехова «Вишневый сад»: уходит крепкая русская усадьба, где наряду с вальяжностью, праздностью, барством и самодурством процветало созерцание и меценатство, а дом небезуспешно спорил с храмом, – сменяют их эффективные хозяйственники, нарезают на кусочки, и ударение в слове вишневый меняет свое место. Потом еще Татьяна Толстая пародию на это написала, подчеркнув цикличную повторяемость процесса.

Тем не менее победитель по мнению жюри – определенно хорош, хотя вокруг него было много споров, даже побольше, чем вокруг ГЭС, и в экспертном совете, и в жюри. Кто-то сказал, что не переночевал бы там никогда (сразу захотелось), на заседании совета рассказали, что в домике жарко и душно, и с гидроизоляцией пришлось повозиться. Может и так, но дом – объект, высказывание, не «просто качественный гостевой дом», пусть и симпатичный. Строго говоря, для домов-объектов – другие правила, они не для комфорта появляются, для комфорта – все другие дома. Они – для интереса, для, собственно, искусства. Все остальное вторично, и для искусства можно постараться, подогнать технологии: спрятать незнамо где кондиционер, найти пропитку и далее по списку. Искусство, оно же заключается не только в том, чтобы умело «оседлать» технику, но еще и в умении нарисовать так, чтобы объект был высказыванием.
 

Загородный дом / народ


Паленки
Исматулаева и партнеры
Константин Ларин, Сергей Авилов, Сергей Дмитриев, Наида Исматулаева

 
Народ сделал выбор в пользу единственного в шорт-листе дома с традиционной скатной кровлей. У номинанта Nord Domos, впрочем, она тоже скатная, но облик в целом куда более модерновый. А тут – уютная терраса, окна-ромбики, фонарики протянуты меж столетних деревьев. В общем: «Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка». Как и в случае выбора жюри, этот проект не совсем проходит по категории «загородный дом»: «скворечников» на берегу Дона стоит три, их можно арендовать
Паленки, Исматулаева и партнеры
Фотография © Сергей Авилов / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Загородный дом:

Белая башня, spirin architects
Birdland House, архитектурно бюро Романа Леонидова
Жилой дом в Румянцево, Ppershin.com
DOM 70, Woodbox
Дом Палуба, архитектурная мастерская Антона Литовского
Дача успешного москвича, Сценарии загородной жизни
ROTE House, Норд Домос
Scout 130, Scout House
Villa Elementis, Elementis Development
Домик Яхтсмена, Архитектурная мастерская Гринберг

Общественное сооружение / жюри


Общественный центр. Культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага»
Проектная организация «Детали»
Проектная группа «8 линий»: Антон Кочуркин, Ольга Мостинская, Александра Кулагина, Олег Чедия, Яна Алиаскарова, Александра Ковалёва 
Куратор: Институт развития городов Татарстана

 
Парк «Алтын Дага» уже несколько лет растет рядом с большой исторической достопримечательность Татарстана – раскопками Биляра, одной из древних столиц Волжской Булгарии. Место притягивает не только любителей истории, но и паломников, поэтому проект помогает распределить потоки людей и снизить антропогенную нагрузку на ландшафты. Общественный центр, как и другие объекты кластера, интерпретирует образы традиционной архитектуры Булгара и Биляра – он напоминает ханскую юрту, в оформлении используются традиционные татарские орнаменты. Характерная отделка деревянным гонтом перекликается с решениями первой очереди – «Святого ключа»
Общественный центр. Культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага». Проектная организация «Детали», Проектная группа «8 линий», Институт развития городов Татарстана
Фотография © Айназ Ярмиев / предоставлена АрхиWood
  

Общественное сооружение / народ


Амфитеатр в парке «Изумрудный» в городе Барнауле
MDVA архбюро
Дмитрий Индюков, Максим Максименко, Олеся Петухова, Данил Новых, Юлия Титова


Старейший парк Барнаула «Изумрудный» недавно реконструировали, дополнив новыми объектами. Один из них – деревянный амфитеатр: аккуратный, симметричный, наглядно-честный в своей конструкции, поскольку в нем нет декоративных или скрытых элементов. Всё на виду и участвует в формировании классически-идилличного объекта, одновременно весьма функционального: за деревянной аркадой умещаются три сцены с хорошей акустикой и защитой от дождя.
Амфитеатр в парке «Изумрудный» в Барнауле, MDVA архбюро
Фотография © Максим Наземцев / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Общественное сооружение»:

Баня-бублик, KUB House
Павильон «Цветочный-сад», Do buro
Сценический комплекс Woodz, АБ «Эсквайр»

Дизайн среды / жюри


Бетонные сады Острогожска
Citizenstudio / «Новая Земля»
Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Олег Шулика, Никита Асеев, Джульетта Боброва, Григорий Соломин, Максим Чеколаев, Мария Сынкова, Ксения Николаева, Александр Двужилов, Альмира Гаймалетдинова

 
Рыжевато-ржавое дерево в этом проекте напоминает кортеновскую сталь, подчеркивая природу места – «кладбище» из бетонных конструкций недостроенного цеха. Архитекторы решили отказаться от дорогостоящей утилизации руин, превратив «баг» в «фичу»: конструкции используются как фундаменты, арт-объекты, мафы и игровое оборудование. Без инъекций новых элементов, конечно, не обошлось, самым масштабным включением стала как раз деревянная платформа с павильонами и амфитеатром.  
Бетонные сады Острогожска, Citizenstudio / «Новая Земля»
Фотография © Константин Добровицкий / предоставлена АрхиWood

Дизайн среды / народ


Игровой комплекс «Рыба в водорослях»
Проектная группа 8 и АНО «Институт развития городов Башкортостана»
Надежда Снигирева, Никита Карюк


В основе идеи детской площадки – городская легенда об огромном соме, который живет в озере и утаскивает на дно зазевавшихся купальщиков. Архитекторы «расколдовали» чудище, превратив его в игровой элемент.
Игровой комплекс «Рыба в водорослях»,Проектная группа 8 и АНО «Институт развития городов Башкортостана»
Фотография © Владислав Третьяков / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Дизайн среды:

О'берег, dot.bureau
Благоустройство внутреннего двора Республиканской детской библиотеки, ludi_architects
The jumping stairs, Денис Гаврилин
Тени берез или Лавка над ручьем, архитектурная мастерская Антона Литовского

Малый объект / жюри


Павильон храма в Териберке
Цимайло Ляшенко & Партнеры
Реализация проекта: компания АРХИВУД


Проект, которому несмотря на внешнюю скромность, суждено стать громким. Даже его макет, представленный на Арх Москве, спровоцировал любопытство и очереди. Внутри павильона из клееного бруса архитекторы установили глыбу вулканической породы весом в 2,5 тонны. Вместе со мхом и камнями поменьше этот постамент помог легко перенестись в ландшафты Териберки и представить силуэт шатровой церкви-маяка на фоне северного сияния. Вторя храму, павильон транслирует идею проницаемости и открытости свету.  
  • zooming
    Павильон храма в Териберке, Цимайло Ляшенко & Партнеры
    Фотография © Павел Тютюнник, Никита Субботин / предоставлена АрхиWood
  • zooming
    Павильон храма в Териберке, Цимайло Ляшенко & Партнеры
    Фотография © Павел Тютюнник, Никита Субботин / предоставлена АрхиWood
 

Малый объект / народ


Храм Воды
АА СТАДО
Владимир Гришин, Николай Гедеванишвили, Александра Нужная, Гор Овсепян, Ахмед Омаров, Ани Хачатурян, Дмитрий Бурмистров, Елизавета Тренина, Виталина Туманова, Ваче Хачатурян

 
Выбор народа пал на объект попроще и подемократичнее. Павильон построили в рамках практикума «Древолюции» у родника, в нескольких шагах от тропы, где часто проводятся спортивные соревнования. Внутри заботливо предусмотрена скамеечка и полочка с кружкой и черпаком. Чтобы напиться, вошедшему нужно преклонить колени и заглянуть в зеркало воды. Прямых отсылок к культовым сооружениям в домике нет, но его принадлежность миру сакрального считывается безошибочно. 
Храм воды, АА Стадо
Фотография © Гедеванишвили Николай; Гришин Владимир; Хачатурян Ани; Бурмистров Дмитрий / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Малый объект»:

3House, ООО "ЛёАртХаус"
Сельская единица, Артем Гаврилов
Навес над тандыром, Gikalo Kuptsov Architects
Домик в лесу, Анастасия Разгильдеева, Андрей Беломутский
Childmemory house, BЙR BÜRO

Реставрация, реконструкция, воссоздание / жюри


Офис АБ «Гордеев–Демидов»
Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов»
П.В. Гордеев, Б.А. Демидов, Н.Б. Демидов, М.А. Герт, А.В. Склярова, М. А. Ивлева, А.Ю. Зейферт


Небольшой усадебный дом в центре Екатеринбурга архитекторы бюро «Гордеев-Демидов» приспосабливали с любовью – в комнатах памятника регионального значения разместился их собственный офис. Деревянный, на каменном основании, с пристройками разных лет дом очистили от «улучшений» предшественников, и обнаружили сокровища, ставшие главным украшением рабочих будней: лепнину, кирпичную кладку, венцы сруба и деревянные двери.
Офис АБ «Гордеев–Демидов», Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена АрхиWood
   

Реставрация, реконструкция, воссоздание / народ


Служебная постройка
ООО «Валбэк-ру», Дизайн-студия «DESIGN BURO», ООО «Поморская плотницкая школа», ООО «Модуль-Р»
Лукин В.Н., Самойлова А.В., Пьянкова Н.С., Воробьев С.Н., Альтапова А.А., Баранова Т.А., Цыкина М.Ю., Кузнецов С.Е., Тропова М.А., Гамлешко М.В.


Народ отдал предпочтение скромной постройке 1940 года, далеко не такой эффектной, как другие представители короткого списка. Однако есть в ней немало очарования: несуразная геометрия кровли, красиво состарившиеся стены, перегородки из дранки, уютная вернакулярность и, наконец, функция – внутри разместились экспозиции «Архангельский пряник» и «Артель«Красный обувщик», где проходят интерактивные занятия для детей и взрослых.
Служебная постройка, ООО «Валбэк-ру», Дизайн-студия «DESIGN BURO», ООО «Поморская плотницкая школа», ООО «Модуль-Р»
Фотография © Альтапова А.А., Лукин В.Н./ предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание»:

ГЭС на Нерли, amor
Реставрация дома Пановых, ООО «БизнесКонсалт», ООО «Вологодские реставраторы», ООО «АЛЬКОР-2»
Дореволюционный дом в Краснодаре, SOFA SecondInterior

Дерево в экстерьере / жюри


Заонежье ретрит
Rhizome
Евгений Решетов, Татьяна Синельникова, Яна Демина, Екатерина Ростова, Илья Беляков, Ольга Маркина


Без Rhizome уже сложно представить премию, однако в этот раз бюро выступило в несвойственной номинации, которая кажется не такой престижной как, например, общественное сооружение. Тем более, что помимо разнообразных видов деревянной отделки архитекторы демонстрирую и владение разными сопутствующими техниками – в зданиях ретрит-центра, например, есть «волоковые окна», зеленые кровли и лемех.
Заонежье ретрит, Rhizome
Фотография © Дмитрий Чебаненко/ предоставлена АрхиWood
  

Дерево в экстерьере / народ


Палисад
ООО «НПО Энергосервис»
Вячеслав Титов, Михаил Горбушко, Антон Ларионов (Bioclimatic), Мартун Кастандян, Татьяна Королева, Василий Карандашев, Татьяна Королева, Марина Гуревич

 
Народ продолжает голосовать за простые понятные радости – деревянная ширма с названием палисад отгораживает пространство беседки для банкетов от зоны санузлов. Ячейки, напоминающие полки для книг, заполнены сращенной сосной – ее предпочли строганной доске, которая не выдержала бы влажности заливных лугов. 
Палисад, ООО НПО Энергосервис
Фотография © Богдан Зиновьев, Виталий Боев/ предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в экстерьере»:

Дом-макет, ООО «Финский дом»
Загородный комплекс коммерческих зданий, Уникальные здания
Площадка «Морской змей», АБ «Чехарда»

Дерево в интерьере / жюри 


Кофейня «Глина»
amor
Ксения Раковская, Идрис Сулиман


То же бюро, что отметилось с ГЭС на Нерли. Светлая уютная кофейня явно работает на контраст – пространство открылось в одном из коммерческих помещений ЖК «Композиция» с черными-пречерными фасадами.
Кофейня «Глина», amor
Фотография © Даниил Анненков/ предоставлена АрхиWood

 
Дерево в интерьере / народ

 
Экстрим-отель «Аврора»
FANTALIS
Александр Гвоздиков, Ангелина Филимонова, Екатерина Чернышева, Роман Фанталис, Анна Куликова


В этот камчатский отель постояльцев забрасывают на вертолете, чтобы они четыре часа не тряслись по бездорожью. И там, в совершенно дикой глуши, их поджидает высокая кухня, баня с бассейном, массаж, а также – роскошные интерьеры с толикой брутальности и этники, соответствующих контексту. 
Экстрим-отель «Аврора», Fantalis
Фотография © Елизавета Гуровская / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в интерьере»:

Ржаной хлеб и молоко, АТ_Архитектура, дизайн
Фанерная квартира в Алматы, Петр Костелов
Kafeterija, KIDZ
Дом на краю леса, Horomystudio
Индивидуальное рабочее место, nefa

  
Предметный дизайн / жюри 


Книжный шкаф Pandemonium
Citizenstudio
Михаил Бейлин, Иван Ермолаев, Даниил Никишин


Шкаф-тотем как хранилище памяти и жилище для духов и покровителей дома. Объект был сделан совместно с мастерскими «Своды» Дома культуры ГЭС–2.
  • zooming
    Книжный шкаф Pandemonium, Citizenstudio
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  • zooming
    Книжный шкаф Pandemonium, Citizenstudio
    © Фотография предоставлена АрхиWood

Предметный дизайн / народ


Табурет
Наталья Соколова

Нескучная супрематическая табуретка, у которой каждая ножка – в разном «носке»: с сечением круга, треугольника, прямоугольника. Для круглой ножки в мастерской нашелся черенок от лопаты. 
Табурет, Наталья Соколова
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Предметный дизайн»:

Табурет/столик/подставка Penyok, the.lazy.architect 
Стол и стулья, Valkeda
PIE stool, Михаил Любецкий
Игрушка-головоломка Пенза, АБ «Вещь!»
Wave, delo design
Lark, АНО-ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Оловский мужик и калужский мужик, Невская перспектива

  
Арт-объект / жюри


За́кром
Коллектив Троица
Анастасия Разгильдеева, Андрей Беломутский, Ольга Сизенцева


Объект создавался в арх-резиденции URALRUIN для фестиваля «Не пустое место». Согласно условиям – своими руками и из неликвидных пиломатериалов. За́кром – это отгороженное место для засыпки зерна или муки. Объект построен на том месте, где раньше стояла купеческая мельница. Издалека он напоминает промышленную постройку, а вблизи – скорее руины. Присев на скамейку, можно полюбоваться рекой и поразмышлять о течении времени. 

  • zooming
    За́кром, коллектив «Троица»
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  • zooming
    За́кром, коллектив «Троица»
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  

Арт-объект / народ


Стела «and-ШПИЛЬ»
Елизавета Росс, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова

Стела, покрытая горбылем, располагается на возвышенности и служит ориентиром на тропе, рядом с которой проходят различные соревнования. 
Стела «and-ШПИЛЬ», Елизавета Росс, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова
Фотография © Елизавета Росс, Алексей Беспалов / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Арт-объект: 

Соляной столб, Саша Покатович, Полина Шевчук
Антитектон, glubinka_ab
Смотровая площадка «Факел», Дмитрий Рогачиков, Максим Кузнецов, Николай Смирнов, Юлия Сорокина, Юлия Гаевая, Екатерина Денисюк, Любовь Кидинова, Иван Кидинов, Елизавета Айрапетян
Дома земли, Андрей Сяйлев, Алена Ярмольчук
На юг, команда «Завтра»
Восход, Полина Бидыло, Елизавета Гусева, Михаил Икрянников, Мария Карпушина, Олеся Андреева, Степан Гордиенко, Дарья Лисенкова, Алена Орехина, Елизавета Сытова
Златник, проект «Обло»
Бесконечность, Александра Белоусова, Дарья Казарина, Елизавета Ярославцева, Мария Ярославцева

23 Сентября 2024

Похожие статьи
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.