АрхиWOOD-15: душевный

Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.

mainImg
Пятнадцатую юбилейную премию АрхиWOOD вручали торжественно: в по-своему прекрасном кинотеатре «Художественнный», главный зал которого был почти полон – пригласили всех, включая жюри прошлых лет. А учитывая, что состав жюри, согласно идее Николая Малинина, меняется каждый год, это уже немалое количество человек. Показали поздравительно-резюмирующие ролики, вспомнили ушедших и призвали всех говорить добрые слова АрхиWOODу. Все и говорили, лейтмотивом звучало, со сцены и в кулуарах: «самая душевная премия».
Церемония вручения премии АрхиWOOD 2024
Фотография © Анна Гончарова / предоставлена АрхиWood

Другим лейтмотивом стало изменение состава экспертного совета, который отбирает заявки, прежде чем передать их для окончательного судейства жюри. Раньше, в отличие от жюри, совет почти не менялся, сейчас же сокураторы Николай Малинин и Юлия Шишалова его состав обновили. И, поскольку право вручения самого первого в регламенте церемонии приза досталось Владимиру Кузьмину, он превратил выступление в пронзительную речь о своем «увольнении» из экспертного совета, определив, по обыкновению, повестку многих последующих выступлений. Мария Помелова из бюро «Чехарда», которая участвовала в работе совета впервые, вскользь упомянула, что она, вероятно, из тех, кто «занял чье-то место». Юлия Тарабарина высказала готовность уволиться, как только попросят. Кто-то назвал экспертный совет общественным, и чувствовалось, что оговорился неспроста.

Все это породило некоторую сумятицу, но поддержало уверенность в том, что совет обновился радикально: теперь там больше нового поколения, а должно быть – опять же, по словам Кузьмина – еще больше. То есть еще не вечер. Со слуха было не очень понятно, остался ли в совете Тотан Кузембаев (как выяснилось – не остался) – но зато он развернул обсуждение премии другой стороной, сказав со сцены, что дерева среди рассматриваемых объектов почти не осталось. После чего выступающие переключились на обещания следить за чистотой материи, подавая на рассмотрение жюри только самые подходящие к тематике объекты. И только Анна Мартовицкая, которая тоже участвовала в работе совета впервые, а выступала ближе к завершению церемонии, поставила жирную точку в дискуссии, пообещав никуда не уходить. 
Церемония вручения премии АрхиWOOD 2024
Фотография © Анна Гончарова / предоставлена АрхиWood

Кажется, ни на одной премии, какой бы сложной ни была ее процедура судейства – к примеру, у «Золотой капители» она заметно заковыристее – состав экспертного совета не обсуждается так живо и прилюдно. А как же, премия-то душевная.  

Итак, итоги.

Специальный приз жюри

ГЭС на Нерли
amor
Ксения Раковская в коллаборации с Mette Lange Architects и мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко


Как будто вторя сомнениям Тотана Кузембаева в части отклонения от матчасти, жюри отдало «премию жюри» самому парадоксальному объекту – реновации ГЭС на Нерли. Эта работа не была отмечена в своей гибридной номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание», но зато ее наградил спецпризом Владимиро-Суздальский музей-заповедник. И жюри. Впрочем, вручая приз, Илья Мукосей оговорился, что это – не гран-при, то есть не награда выше всех. Понизив таким образом статус похвалы, но соблюдя справедливость.
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood

Парадоксальность объекта заключается в том, что это – реконструкция, но не деревянного здания, а кирпичного. Но с помощью дерева, которое было использовано для дополнения необходимых и утраченных элементов. Чего впрочем не достаточно, чтобы считать объект новой деревянной постройкой… Ну то есть, в название бывшей реставрационной номинации теперь следует добавить: «Реконструкция с помощью дерева». Потому что определить жанр, и, главное – отношение к матчасти – в этом случае затруднительно. Но дерево-то есть, дает и цвет, и запах. Ну и объект, правда же, душевный.
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood
ГЭС на Нерли, amor
Фотография © Сергей Кравцов / предоставлена АрхиWood

Специальный приз АрхиWood

Домик яхтсмена
Архитектурная мастерская Гринберг
Илья Гринберг, Денис Дацюк


Награда по существу напоминает гран-при прежних лет, но опять же – этот приз не главный. Хотя и выбран загородный дом, и дерева в нем предостаточно, и чувствуется легкость руки авторов. Мысленно греясь на просторной террасе и любуясь водной гладью из окон гостиной, не станешь думать о каких-то там ограничениях, над которыми бились архитекторы. А они ведь, наверняка, бились: участок-трапеция, всего четыре сотки, близость водоема и других усадеб. Однако результат не выдает никакой натужности: линии правильны и элегантны, материал явлен во всей своей красе и тактильной притягательности – как снаружи, так и внутри дома. Не обошлось без изюминок: скругленных наличников, чередования тонкого и более широкого планкена. Однако основное, что транслируют стены дома – это аскеза, умеренность и взвешенность. Которым здесь и хочется немедленно соответствовать.   
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood
Домик Яхтсмена, архитектурная мастерская Гринберг
Фотография © Влад Айнет / предоставлена АрхиWood

Загородный дом / жюри

Дом-обелиск
KATARSIS ab
Петр Советников, Вера Степанская

 
В первые годы АрхиWood награда была несомненной вершиной всей этой деревянной истории. Пока не начали, все чаще, давать гран-при, – ну, обходя слона с фланга.

С другого фланга прошли, уже в последние три-четыре года, бойкие представители индустрии модульных домов и отельные домики «выходного дня». Общее впечатление как в пьесе Чехова «Вишневый сад»: уходит крепкая русская усадьба, где наряду с вальяжностью, праздностью, барством и самодурством процветало созерцание и меценатство, а дом небезуспешно спорил с храмом, – сменяют их эффективные хозяйственники, нарезают на кусочки, и ударение в слове вишневый меняет свое место. Потом еще Татьяна Толстая пародию на это написала, подчеркнув цикличную повторяемость процесса.

Тем не менее победитель по мнению жюри – определенно хорош, хотя вокруг него было много споров, даже побольше, чем вокруг ГЭС, и в экспертном совете, и в жюри. Кто-то сказал, что не переночевал бы там никогда (сразу захотелось), на заседании совета рассказали, что в домике жарко и душно, и с гидроизоляцией пришлось повозиться. Может и так, но дом – объект, высказывание, не «просто качественный гостевой дом», пусть и симпатичный. Строго говоря, для домов-объектов – другие правила, они не для комфорта появляются, для комфорта – все другие дома. Они – для интереса, для, собственно, искусства. Все остальное вторично, и для искусства можно постараться, подогнать технологии: спрятать незнамо где кондиционер, найти пропитку и далее по списку. Искусство, оно же заключается не только в том, чтобы умело «оседлать» технику, но еще и в умении нарисовать так, чтобы объект был высказыванием.
 

Загородный дом / народ


Паленки
Исматулаева и партнеры
Константин Ларин, Сергей Авилов, Сергей Дмитриев, Наида Исматулаева

 
Народ сделал выбор в пользу единственного в шорт-листе дома с традиционной скатной кровлей. У номинанта Nord Domos, впрочем, она тоже скатная, но облик в целом куда более модерновый. А тут – уютная терраса, окна-ромбики, фонарики протянуты меж столетних деревьев. В общем: «Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка». Как и в случае выбора жюри, этот проект не совсем проходит по категории «загородный дом»: «скворечников» на берегу Дона стоит три, их можно арендовать
Паленки, Исматулаева и партнеры
Фотография © Сергей Авилов / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Загородный дом:

Белая башня, spirin architects
Birdland House, архитектурно бюро Романа Леонидова
Жилой дом в Румянцево, Ppershin.com
DOM 70, Woodbox
Дом Палуба, архитектурная мастерская Антона Литовского
Дача успешного москвича, Сценарии загородной жизни
ROTE House, Норд Домос
Scout 130, Scout House
Villa Elementis, Elementis Development
Домик Яхтсмена, Архитектурная мастерская Гринберг

Общественное сооружение / жюри


Общественный центр. Культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага»
Проектная организация «Детали»
Проектная группа «8 линий»: Антон Кочуркин, Ольга Мостинская, Александра Кулагина, Олег Чедия, Яна Алиаскарова, Александра Ковалёва 
Куратор: Институт развития городов Татарстана

 
Парк «Алтын Дага» уже несколько лет растет рядом с большой исторической достопримечательность Татарстана – раскопками Биляра, одной из древних столиц Волжской Булгарии. Место притягивает не только любителей истории, но и паломников, поэтому проект помогает распределить потоки людей и снизить антропогенную нагрузку на ландшафты. Общественный центр, как и другие объекты кластера, интерпретирует образы традиционной архитектуры Булгара и Биляра – он напоминает ханскую юрту, в оформлении используются традиционные татарские орнаменты. Характерная отделка деревянным гонтом перекликается с решениями первой очереди – «Святого ключа»
Общественный центр. Культурно-рекреационный кластер «Алтын Дага». Проектная организация «Детали», Проектная группа «8 линий», Институт развития городов Татарстана
Фотография © Айназ Ярмиев / предоставлена АрхиWood
  

Общественное сооружение / народ


Амфитеатр в парке «Изумрудный» в городе Барнауле
MDVA архбюро
Дмитрий Индюков, Максим Максименко, Олеся Петухова, Данил Новых, Юлия Титова


Старейший парк Барнаула «Изумрудный» недавно реконструировали, дополнив новыми объектами. Один из них – деревянный амфитеатр: аккуратный, симметричный, наглядно-честный в своей конструкции, поскольку в нем нет декоративных или скрытых элементов. Всё на виду и участвует в формировании классически-идилличного объекта, одновременно весьма функционального: за деревянной аркадой умещаются три сцены с хорошей акустикой и защитой от дождя.
Амфитеатр в парке «Изумрудный» в Барнауле, MDVA архбюро
Фотография © Максим Наземцев / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Общественное сооружение»:

Баня-бублик, KUB House
Павильон «Цветочный-сад», Do buro
Сценический комплекс Woodz, АБ «Эсквайр»

Дизайн среды / жюри


Бетонные сады Острогожска
Citizenstudio / «Новая Земля»
Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Олег Шулика, Никита Асеев, Джульетта Боброва, Григорий Соломин, Максим Чеколаев, Мария Сынкова, Ксения Николаева, Александр Двужилов, Альмира Гаймалетдинова

 
Рыжевато-ржавое дерево в этом проекте напоминает кортеновскую сталь, подчеркивая природу места – «кладбище» из бетонных конструкций недостроенного цеха. Архитекторы решили отказаться от дорогостоящей утилизации руин, превратив «баг» в «фичу»: конструкции используются как фундаменты, арт-объекты, мафы и игровое оборудование. Без инъекций новых элементов, конечно, не обошлось, самым масштабным включением стала как раз деревянная платформа с павильонами и амфитеатром.  
Бетонные сады Острогожска, Citizenstudio / «Новая Земля»
Фотография © Константин Добровицкий / предоставлена АрхиWood

Дизайн среды / народ


Игровой комплекс «Рыба в водорослях»
Проектная группа 8 и АНО «Институт развития городов Башкортостана»
Надежда Снигирева, Никита Карюк


В основе идеи детской площадки – городская легенда об огромном соме, который живет в озере и утаскивает на дно зазевавшихся купальщиков. Архитекторы «расколдовали» чудище, превратив его в игровой элемент.
Игровой комплекс «Рыба в водорослях»,Проектная группа 8 и АНО «Институт развития городов Башкортостана»
Фотография © Владислав Третьяков / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Дизайн среды:

О'берег, dot.bureau
Благоустройство внутреннего двора Республиканской детской библиотеки, ludi_architects
The jumping stairs, Денис Гаврилин
Тени берез или Лавка над ручьем, архитектурная мастерская Антона Литовского

Малый объект / жюри


Павильон храма в Териберке
Цимайло Ляшенко & Партнеры
Реализация проекта: компания АРХИВУД


Проект, которому несмотря на внешнюю скромность, суждено стать громким. Даже его макет, представленный на Арх Москве, спровоцировал любопытство и очереди. Внутри павильона из клееного бруса архитекторы установили глыбу вулканической породы весом в 2,5 тонны. Вместе со мхом и камнями поменьше этот постамент помог легко перенестись в ландшафты Териберки и представить силуэт шатровой церкви-маяка на фоне северного сияния. Вторя храму, павильон транслирует идею проницаемости и открытости свету.  
  • zooming
    Павильон храма в Териберке, Цимайло Ляшенко & Партнеры
    Фотография © Павел Тютюнник, Никита Субботин / предоставлена АрхиWood
  • zooming
    Павильон храма в Териберке, Цимайло Ляшенко & Партнеры
    Фотография © Павел Тютюнник, Никита Субботин / предоставлена АрхиWood
 

Малый объект / народ


Храм Воды
АА СТАДО
Владимир Гришин, Николай Гедеванишвили, Александра Нужная, Гор Овсепян, Ахмед Омаров, Ани Хачатурян, Дмитрий Бурмистров, Елизавета Тренина, Виталина Туманова, Ваче Хачатурян

 
Выбор народа пал на объект попроще и подемократичнее. Павильон построили в рамках практикума «Древолюции» у родника, в нескольких шагах от тропы, где часто проводятся спортивные соревнования. Внутри заботливо предусмотрена скамеечка и полочка с кружкой и черпаком. Чтобы напиться, вошедшему нужно преклонить колени и заглянуть в зеркало воды. Прямых отсылок к культовым сооружениям в домике нет, но его принадлежность миру сакрального считывается безошибочно. 
Храм воды, АА Стадо
Фотография © Гедеванишвили Николай; Гришин Владимир; Хачатурян Ани; Бурмистров Дмитрий / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Малый объект»:

3House, ООО "ЛёАртХаус"
Сельская единица, Артем Гаврилов
Навес над тандыром, Gikalo Kuptsov Architects
Домик в лесу, Анастасия Разгильдеева, Андрей Беломутский
Childmemory house, BЙR BÜRO

Реставрация, реконструкция, воссоздание / жюри


Офис АБ «Гордеев–Демидов»
Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов»
П.В. Гордеев, Б.А. Демидов, Н.Б. Демидов, М.А. Герт, А.В. Склярова, М. А. Ивлева, А.Ю. Зейферт


Небольшой усадебный дом в центре Екатеринбурга архитекторы бюро «Гордеев-Демидов» приспосабливали с любовью – в комнатах памятника регионального значения разместился их собственный офис. Деревянный, на каменном основании, с пристройками разных лет дом очистили от «улучшений» предшественников, и обнаружили сокровища, ставшие главным украшением рабочих будней: лепнину, кирпичную кладку, венцы сруба и деревянные двери.
Офис АБ «Гордеев–Демидов», Архитектурное бюро «Гордеев–Демидов»
Фотография © Максим Лоскутов / предоставлена АрхиWood
   

Реставрация, реконструкция, воссоздание / народ


Служебная постройка
ООО «Валбэк-ру», Дизайн-студия «DESIGN BURO», ООО «Поморская плотницкая школа», ООО «Модуль-Р»
Лукин В.Н., Самойлова А.В., Пьянкова Н.С., Воробьев С.Н., Альтапова А.А., Баранова Т.А., Цыкина М.Ю., Кузнецов С.Е., Тропова М.А., Гамлешко М.В.


Народ отдал предпочтение скромной постройке 1940 года, далеко не такой эффектной, как другие представители короткого списка. Однако есть в ней немало очарования: несуразная геометрия кровли, красиво состарившиеся стены, перегородки из дранки, уютная вернакулярность и, наконец, функция – внутри разместились экспозиции «Архангельский пряник» и «Артель«Красный обувщик», где проходят интерактивные занятия для детей и взрослых.
Служебная постройка, ООО «Валбэк-ру», Дизайн-студия «DESIGN BURO», ООО «Поморская плотницкая школа», ООО «Модуль-Р»
Фотография © Альтапова А.А., Лукин В.Н./ предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание»:

ГЭС на Нерли, amor
Реставрация дома Пановых, ООО «БизнесКонсалт», ООО «Вологодские реставраторы», ООО «АЛЬКОР-2»
Дореволюционный дом в Краснодаре, SOFA SecondInterior

Дерево в экстерьере / жюри


Заонежье ретрит
Rhizome
Евгений Решетов, Татьяна Синельникова, Яна Демина, Екатерина Ростова, Илья Беляков, Ольга Маркина


Без Rhizome уже сложно представить премию, однако в этот раз бюро выступило в несвойственной номинации, которая кажется не такой престижной как, например, общественное сооружение. Тем более, что помимо разнообразных видов деревянной отделки архитекторы демонстрирую и владение разными сопутствующими техниками – в зданиях ретрит-центра, например, есть «волоковые окна», зеленые кровли и лемех.
Заонежье ретрит, Rhizome
Фотография © Дмитрий Чебаненко/ предоставлена АрхиWood
  

Дерево в экстерьере / народ


Палисад
ООО «НПО Энергосервис»
Вячеслав Титов, Михаил Горбушко, Антон Ларионов (Bioclimatic), Мартун Кастандян, Татьяна Королева, Василий Карандашев, Татьяна Королева, Марина Гуревич

 
Народ продолжает голосовать за простые понятные радости – деревянная ширма с названием палисад отгораживает пространство беседки для банкетов от зоны санузлов. Ячейки, напоминающие полки для книг, заполнены сращенной сосной – ее предпочли строганной доске, которая не выдержала бы влажности заливных лугов. 
Палисад, ООО НПО Энергосервис
Фотография © Богдан Зиновьев, Виталий Боев/ предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в экстерьере»:

Дом-макет, ООО «Финский дом»
Загородный комплекс коммерческих зданий, Уникальные здания
Площадка «Морской змей», АБ «Чехарда»

Дерево в интерьере / жюри 


Кофейня «Глина»
amor
Ксения Раковская, Идрис Сулиман


То же бюро, что отметилось с ГЭС на Нерли. Светлая уютная кофейня явно работает на контраст – пространство открылось в одном из коммерческих помещений ЖК «Композиция» с черными-пречерными фасадами.
Кофейня «Глина», amor
Фотография © Даниил Анненков/ предоставлена АрхиWood

 
Дерево в интерьере / народ

 
Экстрим-отель «Аврора»
FANTALIS
Александр Гвоздиков, Ангелина Филимонова, Екатерина Чернышева, Роман Фанталис, Анна Куликова


В этот камчатский отель постояльцев забрасывают на вертолете, чтобы они четыре часа не тряслись по бездорожью. И там, в совершенно дикой глуши, их поджидает высокая кухня, баня с бассейном, массаж, а также – роскошные интерьеры с толикой брутальности и этники, соответствующих контексту. 
Экстрим-отель «Аврора», Fantalis
Фотография © Елизавета Гуровская / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в интерьере»:

Ржаной хлеб и молоко, АТ_Архитектура, дизайн
Фанерная квартира в Алматы, Петр Костелов
Kafeterija, KIDZ
Дом на краю леса, Horomystudio
Индивидуальное рабочее место, nefa

  
Предметный дизайн / жюри 


Книжный шкаф Pandemonium
Citizenstudio
Михаил Бейлин, Иван Ермолаев, Даниил Никишин


Шкаф-тотем как хранилище памяти и жилище для духов и покровителей дома. Объект был сделан совместно с мастерскими «Своды» Дома культуры ГЭС–2.
  • zooming
    Книжный шкаф Pandemonium, Citizenstudio
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  • zooming
    Книжный шкаф Pandemonium, Citizenstudio
    © Фотография предоставлена АрхиWood

Предметный дизайн / народ


Табурет
Наталья Соколова

Нескучная супрематическая табуретка, у которой каждая ножка – в разном «носке»: с сечением круга, треугольника, прямоугольника. Для круглой ножки в мастерской нашелся черенок от лопаты. 
Табурет, Наталья Соколова
Фотография © Лина Самигуллина / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации «Предметный дизайн»:

Табурет/столик/подставка Penyok, the.lazy.architect 
Стол и стулья, Valkeda
PIE stool, Михаил Любецкий
Игрушка-головоломка Пенза, АБ «Вещь!»
Wave, delo design
Lark, АНО-ВО «Институт бизнеса и дизайна»
Оловский мужик и калужский мужик, Невская перспектива

  
Арт-объект / жюри


За́кром
Коллектив Троица
Анастасия Разгильдеева, Андрей Беломутский, Ольга Сизенцева


Объект создавался в арх-резиденции URALRUIN для фестиваля «Не пустое место». Согласно условиям – своими руками и из неликвидных пиломатериалов. За́кром – это отгороженное место для засыпки зерна или муки. Объект построен на том месте, где раньше стояла купеческая мельница. Издалека он напоминает промышленную постройку, а вблизи – скорее руины. Присев на скамейку, можно полюбоваться рекой и поразмышлять о течении времени. 

  • zooming
    За́кром, коллектив «Троица»
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  • zooming
    За́кром, коллектив «Троица»
    © Фотография предоставлена АрхиWood
  

Арт-объект / народ


Стела «and-ШПИЛЬ»
Елизавета Росс, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова

Стела, покрытая горбылем, располагается на возвышенности и служит ориентиром на тропе, рядом с которой проходят различные соревнования. 
Стела «and-ШПИЛЬ», Елизавета Росс, Кирилл Гилев, Алексей Беспалов, Дарья Тихонова
Фотография © Елизавета Росс, Алексей Беспалов / предоставлена АрхиWood

Другие проекты шорт-листа в номинации Арт-объект: 

Соляной столб, Саша Покатович, Полина Шевчук
Антитектон, glubinka_ab
Смотровая площадка «Факел», Дмитрий Рогачиков, Максим Кузнецов, Николай Смирнов, Юлия Сорокина, Юлия Гаевая, Екатерина Денисюк, Любовь Кидинова, Иван Кидинов, Елизавета Айрапетян
Дома земли, Андрей Сяйлев, Алена Ярмольчук
На юг, команда «Завтра»
Восход, Полина Бидыло, Елизавета Гусева, Михаил Икрянников, Мария Карпушина, Олеся Андреева, Степан Гордиенко, Дарья Лисенкова, Алена Орехина, Елизавета Сытова
Златник, проект «Обло»
Бесконечность, Александра Белоусова, Дарья Казарина, Елизавета Ярославцева, Мария Ярославцева

23 Сентября 2024

Похожие статьи
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.