Отражение завода

Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.

mainImg
Мастерская:
ХВОЯ http://www.chvoya.com
Хора https://xopapraxis.com/
НИиПИ Спецреставрация https://spec.rest/
Проект:
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
Россия, Ижевск, проезд имени Дерябина, 3/3

Авторский коллектив:
Архитектурное бюро Хвоя - архитектурные решения, интерьерные решения
ХОРА - архитектурные решения, ландшафтные и градостроительные решения
Урбанконтекст, Ольга Вад - функциональная и экономическая модель и программирование
НИИиПИ Спецреставрация - решения по сохранению и реставрации и приспособлению

2024
В июле прошлого года в Ижевске стартовал конкурс на концепцию редевелопмента «Главного корпуса оружейного завода». Здание было заложено в 1808 году, проект разработал Семён Дудин – архитектор из Петербурга, который учился в Академии художеств под наставничеством Андреяна Захарова, автора комплекса зданий Адмиралтейства. Символично, что победителем стал консорциум, возглавляет который именно петербургское бюро. Второе и третье места заняли «Даль» и «Студия 44» – о них мы расскажем позже.
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

Главный корпус завода – один из символов города, сыгравший в его становлении решающую роль. В конце XVIII века на реке Иж был основан железоделательный завод, для которого возвели плотину, образовавшую Ижевский пруд. Сначала здесь только перерабатывали уральскую руду, но угроза войны с наполеоновской Францией привела к необходимости производства холодного и огнестрельного оружия – и оружейный завод решили строить на базе железоделательного. Для проекта, как уже говорилось, пригласили Семёна Дудина. Главный корпус построен сразу за дамбой, которая со стороны пруда и некоторых других точек обзора скрывает первые два этажа. 
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

В 1990-х годах мощности завода перенесли в новые цеха, после чего здания начали ветшать. Несмотря на центральное расположение, архитектурную ценность и историческую значимость, комплекс стал «слепым» пятном на карте – закрытая территория, разбитые окна, из трещин в стенах растут деревья. Однако обследования 2021 года показали, что восстановлению и приспособлению под современное использование ничто не препятствует. 
 
Открыть спрятанное
Прежде всего команда консорциума под предводительством бюро «Хвоя» сосредоточилась на выявлении оригинального авторского замысла. Всего главное здание завода включает шесть корпусов 1808-1918 годов постройки общей площадью свыше 21 000 м2, предложенные Семеном Дудиным архитектурные решения оригинальны и важны для своей типологии – комплекс не даром включен в список объектов культурного наследия федерального значения. 

Выдержка из презентации проекта:

Иерархическая осевая композиция главного корпуса – с центральным многоярусным объемом, фокусирующим распластанные крылья фасада, с массивным портиком дорического ордера, высоким аттиком и башней – очевидно вдохновлена зданием Петербургского адмиралтейства. Любопытно трактована тема впуска воды в боковых ризалитах: арки, через которые в адмиралтействе суда заходили из Невы во внутренний канал, использованы у Дудина для пропуска водоводов, питающих водяные колеса завода. Это не только самая значительная архитектурная композиция города. Это здание задает типологию Уральских заводских зданий.

Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

После 1928 года здания ремонтировали и надстраивали, что в итоге исказило исторический силуэт. Авторы предлагают это исправить, разобрав поздние добавления и внутренние конструкции, появившиеся в советский период. На их месте, но в пределах изначальных габаритов и за контуром исторических стен, расположатся новые объемы, способные вместить масштабные зальные функции. Таким образом, сохраняется подлинность материала, восстанавливается авторский замысел, увеличивается функциональность и экономический потенциал здания – практически идеальное сочетание для перезапуска исторического объекта. 
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Последовательность застройки территории завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Синим цветом обозначены новые объемы и переходы
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

 
Улучшить связи
Следующий этап – улучшение связи территории завода с городской средой. Часть комплекса, как уже упоминалось, скрывает дамба, поэтому артикулируется нижний променад и верхняя набережная, которые соединяются лестницами.
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

Попасть в комплекс с набережной позволяют три моста. Центральный каменный арочный мост северного контрфорса – исторический. Его дополнят симметричные переходы, проложенные на кровлю новых объемов в корпусах С2 и С4 – тех самых, которые были перестроены в советское время. Архитекторы называют эти пространства на кровле «городскими балконами» и «площадями». Что вполне логично, учитывая одинаковый с набережной уровень, а также новые виды, которые откроются горожанам. С крыш-площадей также можно зайти в соседние более высокие корпуса. Тем или иным способом все корпуса связываются в единый непрерывный маршрут.
  • zooming
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Генеральный план
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Новые смыслы
Значительная часть проекта посвящена подбору новых функций помещениям бывшего завода. Возведение новых объемов позволяет включить в комплекс концертный зал и выставочные залы, что вкупе с другими «программами» – от офисов и коворкингов до кафе и детских лабораторий – наделяет его потенциалом центра общественной жизни города.
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Функциональная модель
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

Почти весь главный корпус займет Музей инженерной мысли. Вход в него находится на тех самых крышах-площадях двух соседних корпусов. Экспозиционный маршрут закольцован и возвращает посетителя к исходной точке. По анфиладе, расположенной вдоль северного фасада, можно пройти аванзал насквозь, не заходя в музей. При этом прохожие и посетители видят друг друга через сквозные проемы в стенах башни. На месте аварийных участков перекрытий устанавливаются лестницы и лифты, объединяющие три уровня здания. На четвертом этаже и чердаке расположены административные, технические и служебные помещения. На первом – зона шоурумов технологических компаний.
  • zooming
    1 / 4
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Маршруты и сценарии передвижения
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    2 / 4
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    3 / 4
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    4 / 4
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Маршруты и сценарии передвижения
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

В самом западном корпусе С1, сильно перестроенном в XX веке, располагается блок лабораторий, а также детский клуб. Зайти можно как с уровня земли, так и с кровли-площади смежного корпуса С2.
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Маршруты и сценарии передвижения
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Лаборатории и детский клуб
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

В «промежуточном» корпусе С2, построенном в 1920-х годах, предлагается демонтировать внутренние конструкции, оставив только внешние стены. За ними помещается новый объем современного выставочного зала. В «зазоре» располагается открытая лестница, ведущая на крышу здания, откуда открываются вид на пруд и новый индустриальный двор. Аналогичным образом устроен и корпус концертного зала С4. 
  • zooming
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Маршруты и сценарии передвижения. Корпус С2
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Маршруты и сценарии передвижения. Корпус С4
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

Корпус С5 – первый на пути из города, то есть самый проходимый. Поэтому первый этаж отдают под ритейл и общепит, а второй – под офисы. Третий этаж занимает книжный магазин, коворкинг и небольшое кафе, выходящее на эксплуатируемую кровлю смежного корпуса С4. На месте аварийного участка перекрытия между вторым и третьим этажом появится амфитеатр. Оригинальная стропильная система сохраняется и становится частью интерьера. 
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Маршруты и сценарии передвижения
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Ритейл, офисы, книжный магазин и коворкинг
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Ритейл, офисы, книжный магазин и коворкинг
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

Наконец, в корпусе Т надстроенный в советское время третий этаж заменит двусветный объем выставочного зала. В его коньке встроена кран-балка, с помощью которой экспонаты можно загружать прямо с улицы. Над кран-балкой расположен зенитный фонарь с системой автоматического зашторивания.
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Маршруты и сценарии передвижения
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
  • zooming
    Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Выставки
    © ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Сначала танцы
Понятно, что столь масштабный проект не будет реализован сразу. Однако оставлять его еще на годы скрытым за строительными лесами тоже было бы неправильно. Команда проекта предлагает открывать части завода постепенно, начиная с ближних к городской части корпусов. Первой откроется крыша с временной клубно-выставочной площадкой и рестораном – так горожане постепенно привыкнут к объекту и нанесут его на свою карту повседневности. Концертно-театральная площадка, книжный магазин с коворкингом и офисные пространства обеспечат уже значительный и постоянный приток посетителей. Только после этого откроются основные смысловые пространства: главный корпус с музеем, башня с новым видом на город, двор и пруд, а также выставочный зал и лаборатории.
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация

До конца февраля 2025 года победители доводят свою работу до стадии эскизного проекта с учетом рекомендаций жюри. Затем планируется техническая экспертиза, разработка проектно-сметной и рабочей документации.
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода. Видовые раскрытия
© ХВОЯ, Хора, Урбанконтекст, Ольга Вад, НИиПИ Спецреставрация
Мастерская:
ХВОЯ http://www.chvoya.com
Хора https://xopapraxis.com/
НИиПИ Спецреставрация https://spec.rest/
Проект:
Проект ревалоризации Главного корпуса Ижевского завода
Россия, Ижевск, проезд имени Дерябина, 3/3

Авторский коллектив:
Архитектурное бюро Хвоя - архитектурные решения, интерьерные решения
ХОРА - архитектурные решения, ландшафтные и градостроительные решения
Урбанконтекст, Ольга Вад - функциональная и экономическая модель и программирование
НИИиПИ Спецреставрация - решения по сохранению и реставрации и приспособлению

2024

05 Февраля 2025

Похожие статьи
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Капли воды
Блестящие диски, грибовидные колонны, текучесть круглящихся форм – dot.bureau в конкурсном проекте для аэропорта Омска трактуют здание терминала как своего рода «водоворот», погружающий пассажира в метафору разных форм воды, от льда до пара через капли на воде.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Технологии и материалы
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Сейчас на главной
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.