Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.Лиговский проспект, д.52, литер К
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.Лиговский проспект, д.52, литер К
Административный корпус вестибюля станции «Лиговский проспект-2»
Адрес:
Россия,Санкт-Петербург.Лиговский проспект, д.52, литер К
Мастерская:
Студия-17
SLOI Architects
Архитектурное бюро «А.Лен»
Авторский коллектив:
Сергей Орешкин, Рената Андреева, Константин Авдейчиков, Алексей Серов, Иван Забавин, Михаил Бердник, Константин Трофимов, Валерия Барчан
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Метро Петербурга – часть городской мифологии вроде зимней уборки, «сосуль» и дождливой погоды. Его ждут и годами рассматривают фантастические схемы, где есть выходы в Парголово и Пулково. По факту же за последние десять лет открылась только одна станция – «Горный институт». Еще город обновляет существующие вестибюли – обсуждение таких проектов неизменно вызывает бурные споры на Градостроительных советах, где раз за разом эксперты выносят вердикт о необходимости доработки. В последние годы все настойчивее звучало предложение объявлять конкурсы.
И вот, конкурс объявлен – на концепцию вестибюля станции «Лиговский проспект-2», которая станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали и будет принимать основной поток пассажиров, прибывающих из Москвы. Со станцией «Лиговский проспект-1» ее свяжет подземный переход. Открытие намечено на 2028 год.
Условия конкурса не самые обычные: первый этап – квалификационный отбор по портфолио, один из критериев – «высокая профессиональная репутация и не менее пяти лет опыта работы с историческими территориями центральных районов Санкт-Петербурга». Это автоматически отсекает участие бюро из других городов и оставляет поле для широких интерпретаций: какой мерой, интересно, измеряется репутация? Из 21 заявки было отобрано 10, однако позднее «Студия 44» и «СУАР.Т-проект» вышли из конкурса по своей инициативе. Таким образом, в финале боролись восемь команд.
Проекты разработаны с учетом утвержденной планировки: в шестиэтажном здании разместится, собственно, вестибюль станции, а также музей метрополитена, административные помещения и клиентский центр. Основной задачей архитекторов было вписать новое здание в панораму Лиговского проспекта с его разностилевыми постройками, а также оставаться в рамках всех регламентов. Как оказалось, последний пункт и стал решающим.
В состав жюри вошли: главный архитектор города Павел Соколов, председатель КГА Юлия Киселева, председатель КГИОП Алексей Михайлов, президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов Владимир Григорьев, руководитель управления проектными работами АО «Метрострой Северной столицы» Станислав Голубев, архитектор Михаил Мамошин и другие.
Присуждение первого места «Студии-17» вызвало большой резонанс: отзывы в основном негативные, срез мнений собрала «Фонтанка» – в подборке есть и наш главный редактор Юлия Тарабарина.
Механизм принятия решения пояснил Владимир Линов, который возглавил экспертный совет.
Владимир Линов
Все участники конкурса нарушили какие-либо заданные ограничения. Особенно это относится к охранным ограничениям по высоте, проценту остекления, скатной крыше и так далее. Выбран победителем проект, в котором жюри усмотрело минимум нарушений и, главное, возможность при проектировании внести нужные поправки без изменения общей композиции.
Действительно, проект «Студии-17» содержит образ транспортного сооружения (ассоциация с арочным остеклением исторических вокзалов), имеет довольно большие глухие поверхности фасада, может быть завершен скатной крышей (металлической или стеклянной), имеет удобную зону входа в метро. Самым важным достоинством проекта, с моей точки зрения, является зрительное сокращений протяженности фасада за счет остекленных скругленных углов. Соответствие модуля уличного фасада нового здания «модулю смежного уличного фронта» (так это формулируется в регламентах) – это важное архитектурное качество.
Все остальные проекты не содержат таких предложений и выглядят «сундуковато» в общих с соседями изображениях. Недостатки могут быть доработаны: более интересный внутренний фасад, предложение по архитектуре проездов и проходов на вокзал по бокам здания.
Предлагаем ознакомиться со всеми проектами-финалистами. Больше информации о них доступно на сайте КГА.
1 место
«Студия-17»
Авторы поясняют, что здание «выполнено в стиле брутализма» и «олицетворяет портал скоростного перемещения из Петербурга в Москву». Роль портала играет большая арка – характерный для архитектуры Санкт-Петербурга элемент. Его, к слову, использовали также Евгений Герасимов, Сергей Орешкин и Максим Атаянц. Среди многочисленных референсов оказались и Зимняя канавка, и Дом Мартенса, и даже Церковь Марии Магдалины в Приморске. Определенно, в арке чувствуется северная суровость – нам она онтологически напомнила Библиотеку университета Хельсинки. В качестве основного материала предлагается использовать натуральный серый или слегка красноватый гранит на нижних ярусах, где камень можно потрогать рукой, и керамогранит – на верхних.
Несмотря на соблюдение процента остекления здание воспринимается именно «стекляшкой»: натуральный камень в таком сочленении с прозрачными поверхностями теряет и массу, и суть. Полукруглые угловые «башни», над которыми парят две чаши неясной этиологии, слишком живо напоминают о «стаканизме» эпохи Валентины Матвиенко – за эту ретроградность проект и получил большую часть критики. Или же именно она стала причиной победы?
Авторы этого проекта, завоевавшего вне конкурса достаточно много симпатий, вполне справедливо рассудили, что на Лиговском проспекте, который собрал здания самых разных стилей, да еще и рядом с терминалом высокоскоростных поездов, вполне допустима современная концепция.
Ключевым элементом выступает колонна-атлант, которая делает вход хорошо заметным. Архитекторы хотели бы, чтобы она вызывала у приезжающих удивление и желание разобраться в инженерном устройстве. Поэтому элемент играет роль «атомарной скульптуры», динамичность которой созвучна движению скоростных поездов. Не в лоб, но изящно и даже с уютом.
Здание имеет классическую трехчастную структуру: галерея первого этажа, ясно очерченный основной объем и аттиковый этаж. Спокойный ритм окон-эркеров прерывает лишь «короб» панорамной витрины музея, через которую прохожие смогут увидеть объекты – например, целый вагон. Аттик же «выводит последний этаж из формулы объекта» и делает пропорции аккуратнее.
Выходящий на вокзальную площадь фасад отыгрывает совсем другую тему: перфорированные волнообразные поверхности напоминают театральный занавес и сразу же задают настроение – попасть с корабля на бал.
В данном проекте первую скрипку играют арки и своды. Главный вход акцентирует большая полуцикрульная арка, абрис которой напоминает логотип петербургского метрополитена и свод подземного тоннеля. Параболические арки поменьше формируют двухуровневую галерею первого этажа. За счет уступов и профилей фасад приобретает многослойную фактуру, словно напечатанную на 3D-принтере. В качестве облицовочного материала, впрочем, используется натуральный камень.
Фасад со стороны терминала ВСЖМ глухой, но его украшают рельефы из узоров, напоминающих железнодорожные пути и все те же своды в виде концентрических кругов.
В интерьере преобладает выразительный пестрый кирпич и клепаный металл, отсылающие к складам Кокоревых и исторической промышленной застройке района.