Горошек – вещь наивная и одновременно серьезная, как весь феномен «Пушкинской-10». Первое, что приходит на ум при взгляде на здание «Манежа», превратившегося в мухомор, – творчество японской художницы Яёи Кусамы, получающей космические гонорары за свои объекты с кружочками. На самом же деле принт отсылает к флагу России, который придумал Андрей Хлобыстин, один из резидентов «Пушкинской-10».
Круг – штука универсальная и совершенная, может вмещать в себя любые смыслы: планеты и звезды, лоно и бессмертие, цикличность и перерождение, арбуз и мячик. Поэтому приема в оформлении выставки всего два – контейнер и принт с кружочками – а смыслов за ними можно найти много. За кажущейся простотой открывается сложность – таково, наверное, и современное искусство.
Не чувствуя себя свободно в области совриска, предположим, что «Пушкинская-10», лучшие годы которой пришлись на 1990-е, – это что-то вроде The Factory Энди Уорхола – место, где собиралась отвергнутая официальными институциями богема. Упаковывая феномен в современную терминологию, можно сказать, что это арт-резиденция. А тогда ее называли творческой коммуной, что лучше отражает царивший в ней дух свободы и чувственности.
Осевшие на Пушкинской художники, скульпторы и фотографы формировали всевозможные группировки. Какие-то их них, вроде Митьков, стали широко известны. Другие совсем позабылись. Впрочем, когда заходишь на «улицу» с фотопортретами участников, кажется, что у всех у них было одно объединяющее свойство – лукавая смешинка в глазах, которая помогала перерабатывать окружающую хтонь, неустроенность и одиночество. В дядек с ушанками и серафимами, в натюрморт из настоящих мясорубок, в картину с выходящими за ее пределы красками.
В прошлом году «Манеж» получил в дар от «Товарищества «Свободная культура» обширную коллекцию. Лишь часть ее – 400 работ от 200 авторов – стала основой для выставки «Пушкинская-10. Ковчег ХХI века». Помните инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых – «В будущее возьмут не всех»? А тут как раз ковчег.
Архитекторы выставки – Сергей Падалко, Игорь Мусанов и Маргарита Никитина – для каждой группировки сделали грузовой контейнер, из которых построили город. Он нелинейный, контейнеры стоят чуть «пьяно», образуя кривые улочки, тупички, площади и пьяцетты. Постоянная смена ракурса и масштаба при движении по экспозиции радует глаз и часто заставляет восхищенно вздохнуть: выходишь ты из замкнутого пространства контейнера, а за ним – как готический собор на площади – огромный «сырный» куб с луной. За кубом спрятан лестнично-лифтовой узел, и это самое популярное место для фотографий. Чтобы было совсем эффектно – рекомендуем одеваться в черный.
На втором этаже принт переходит еще и на пол, погружая посетителя в выдуманную постмодернистскую вселенную с «кротовыми норами», по которой нужно бродить интуитивно, выстаривая неожиданные связи и параллели. Здесь появляются башни и силуэтность, более странные траектории и ракурсы, остановиться фотографировать очень сложно.
На втором этаже принт переходит еще и на пол, погружая посетителя в выдуманную постмодернистскую вселенную с «кротовыми норами», по которой нужно бродить интуитивно, выстаривая неожиданные связи и параллели. Здесь появляются башни и силуэтность, более странные траектории и ракурсы, остановиться фотографировать очень сложно.
Под занавес из фольги, который вы увидите при входе на выставку, предлагаем забираться в самом конце осмотра – чтобы финальное впечатление получилось сильным. Намекнем, что под куполом воссоздана Пушкинская улица, но чтобы не портить впечатление, фотографию не покажем.
Веселье продолжается и на Манежной площади, но на него мы не попали, поскольку пришли под вечер, а надувные деревья на ночь убирают. По задумке художников они символизируют райский сад, к которому прибывает ковчег.
Выставка открыта до 8 сентября, расписание и билеты здесь.