Мавзолей Щусева

Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.

mainImg
Юбилей Алексея Щусева прошел бурно, как и полагается 150-летию академика. В двух корпусах Музея архитектуры еще работает большая выставка; другие выставки уже успели закрыться, а некоторые открылись позже: к примеру, в конце ноября – про конструктивизм в центре Гиляровского. У каждого свой взгляд на знаменитого архитектора, в чем кураторам помогает многогранность, чтобы не сказать всеядность, его личности, и сложность исторических обстоятельств, через которые архитектору пришлось пройти. 

Выставка в музее ДПИ на Делегатской, которую еще не поздно посмотреть до 14 января – в какой-то мере кажется альтернативной самой большой экспозиции в Музее Щусева. Там – исследовательская; она оформлена умело и тонко, но монографичность замысла четырех (!) кураторов сама по себе отодвигает искусство экспонирования на второй план, и авторы дизайна стоически это приемлют, впрочем, их работа остается качественной, уверенной и какой-то во многих отношениях «прочной». От нее даже останутся некоторые вещи для дальнейшей работы музея (обо всем этом можно почитать здесь). 

Как будто в противовес неизбежной фундаментальности большой выставки архитектурного музея – выставка куратора Юрия Аввакумова на Делегатской погружена в художественное высказывание. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На ней показывают храмы Щусева: проектную графику, эскизы и фотографии, преимущественно из архива наследников архитектора, несколько вещей, дополняющих историю поиска нового русского стиля начала XX века.
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А также целый ворох шаблонов резьбы для собора Марфо-Мариинской обители, сделанных, в основном, Никифором Тамонькиным для Щусева и хранящихся, почему-то, в Музее декоративного искусства. И объект – макет Мавзолея из костяшек домино, один из трех, сделанных Аввакумовым: один хранится в коллекции Stella Art, другой в центре Помпиду, а третий, вот, здесь.
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Он сделан из черных доминошек со стразами Сваровски, которых на объект пошло порядка 3500 штук, в 2008 году, а на выставке сопровожден цитатой из постановления тройки с участием маршала Ворошилова: «Мавзолей должен быть импозантным зрелищем, центром притяжения для всех глаз». Кураторский текст, сопровождающий цитату и объект, говорит нам, что «Мавзолей стал местом коммунистического паломничества», что в 1991 году «великая империя Советский союз» рассыпалась «как домино – в один момент», что «модель мавзолея <...> должна символизировать <...> вечную память о покойном, <...> и напоминание о преходящей славе любой империи <...> и «импозантное зрелище», завещанное нам ее советскими основателями». 

Конец этого объяснения показался мне немного путаным, а начало интересное: Мавзолей – тоже храм, а следовательно, его место среди храмов Щусева вполне законно. Он даже в каком-то роде последний храм из спроектированных архитектором. Просто в другое время. 

Даже пространство для размещения выставки выбрано храмового свойства, в правом крыле – базиликальное, трехнефное. Причем помимо базиликальности оно обладает еще и свойством катакомбности, поскольку средний неф самый узкий, затесненный, а боковые залы побольше.
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гибрид базилики с катакомбой – и если начать фантазировать, то можно подумать, что катакомбность напоминает нам про полуподпольное существование христиан в советское время, а базиликальность – широту взглядов на храмовое строительство перед революцией.  

Так или иначе, а в конце центрального нефа портрет Щусева размещен почти как на алтаре. 

По сторонам – истории его храмов, написанные Сергеем Колузаковым. 

Но все же главное эмоциональное связующее этой выставки – не кураторские тексты, а дизайнерский замысел Юрия Аввакумова, который, безусловно, в дизайне выставок мастер. Мало что другое могло бы вытянуть такой парадоксальный, чтобы не сказать, урезанный набор экспонатов: храмы плюс мавзолей, и все, закончился Щусев. А тут получается так, что он правильно закончился – выставка показывает нам, когда Щусев был живым, а потом аккуратно так хоронит его. Все остальное, получается, не должно интересовать ни посетителей, ни кураторов, никого. Умер и умер. И мы бродим внутри, в каком-то роде, мавзолея воспоминаний о его творчестве, пока оно еще было творчеством. 

Помимо катакомбно-базиликального пространства, которое тут не выдумано, а, скорее, дано, в мизансцене участвуют: приглушенный свет, бело-желтый, цвета старой кисеи из прабабушкиного сундука; фотографии, распечатанные на стекле и тоже похожие на рисунки кисеи – часть стекол посередине зала, как этакие тени придорожных крестов, часть по стенам, с отступом от них, отчего эффект становится особенно кисейным, потому что полупрозрачный рисунок еще и двоится. Фотографии теряют в информативности, но сложно показать их интереснее.
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один вид «кисеи» – умозрительный: элементы старой орфографии, добавленные Аввакумовым во все тексты больших, кроме последнего, мавзолейного. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В ту же игру включается зал шаблонов Тамонькина – на выставке в ГНИМА шаблон один, а тут много, они зажаты между стекол, желты и орнаментальны, череда стекол с крупными листами рисунков напоминает уже не столько кисею, сколько театральные постановки 1970-х – 1980-х, где слои такой кисеи использовали для создания сложного пространства, что-то из Левенталя. Это, определенно, удача, бродить среди них – острое впечатление. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но главной удачей стало, а ключевым решением было – сделать макеты не внешних объемов, а внутреннего пространства храмов Щусева и позвать для их росписи Екатерину Уткину. Оборотные макеты напечатаны на 3D-принтере, а расписаны акварелью. Получается, что мы видим овеществленное пространство храмов, на котором как будто «отпечаталась» живопись. Ну вот как если бы мы сделали форму для чего-нибудь, расписали ее, а потом отлили в ней фигуру, и краска перешла на ее поверхность. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Само по себе создание моделей пустоты – довольно популярный архитектурный аттракцион, как правило один-два можно встретить на венецианской биеннале, и даже на наших выставках они стали появляться. Но вот какое совпадение: в 1 номере альманаха «Слово и камень», который начала в 2023 году издавать архитектурная мастерская «ПроХрам», есть статья про итальянского архитектора Луиджи Моретти. Он начал свою карьеру с того, что проектировал клубы фашистской молодежи, стадион для Муссолини и даже EUR, потом посидел немного в тюрьме за сотрудничество с режимом, а позднее занимался теорией нового объективного архитектурного языка, основанного на анализе параметров и даже первым использовал понятие «параметризм», хотя не спроектировал ничего похожего на то, что мы сейчас понимаем под параметрикой. Еще он издавал журнал Spazio (Пространство), где иллюстрировал свои выкладки моделями пространств, в частности, собора Святого Петра и виллы Ротонды. 
  • zooming
    Альманах «Слово и камень», №1, иллюстрации из журнала Spazio, №7, 1952–1953, статься Луиджи Моретти «Структуры и последовательности пространств»
    Переснято: Ю. Тарабариной
  • zooming
    Альманах «Слово и камень», №1, иллюстрации из журнала Spazio, №7, 1952–1953, статься Луиджи Моретти «Структуры и последовательности пространств»
    Переснято: Ю. Тарабариной

Из-за совпадения метода показа возникают аберрации – вероятнее всего, случайные – между моделями, храмами, поисками и судьбами Моретти и Щусева. Оба искали живой универсальный язык и Слово, хотя по-разному, один, хотя многие могут не согласиться, «закончил» Мавзолеем Ленина, другой «начал» с муссолиниевского EURа; оба стремились в абсолюту, каждый в своем понимании. И Щусев, в его ипостаси храмостроителя, намного живее Моретти, может быть, даже ближе к параметризму в его текучем современном представлении. Впрочем, все это может быть совершенно случайно. 

Факт, что несмотря на, в общем-то, известность приема обратного макета, как и приема размещения бумажных экспонатов между стеклами, – в данном случае овеществление пространств вместо оболочек дает совершенно феерический эффект. Остраняет всем известные храмы Щусева по полной. Как не без гордости замечает Юрий Аввакумов в сопровождающем выставку ролике, они становятся похожи на какие-то ракеты, космические корабли. И это правда: первое впечатление – космические объекты. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Конечно, эффект происходит от оконных откосов и его причина довольно проста. Мы привыкли видеть главу храма с тянутым подвышением, яблоком, крестом – а тут лысый лоб. Мы не привыкли, чтобы из церковного объема что-то торчало по бокам – а тут торчит. В общем-то, случайный эффект, но как удивляет. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Роспись Екатерины Уткиной, очень живописная и симпатичная для глаза, – скорее примиряет нас с подчеркнутой несуразностью обращенной, вывернутой наизнанку, как шуба на святки, формы. Словом, впечатление цельное и яркое, этакий сполох. Он будит зрителя, бродящего среди кисейных ретро-декораций. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следующий сполох – последний: блестящий Мавзолей. 

Вообще говоря, первое, что приходит в голову: Юрий Аввакумов показывает свой объект, а вся остальная выставка это лишь умело срежиссированная преамбула к нему. Чего не сделает талантливый человек, чтобы еще раз показать себя. Но, с другой стороны, раз получилось красиво, то, надо думать, можно было? И позволю себе заметить, выставка намного сложнее, живее и интереснее, чем все три Мавзолея из доминошек, в которых единственное, что рифмуется – это гробница и кости (костяшки). Так что в любом случае стоило попробовать. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

История мавзолеев и выстроенные вокруг объекта на стенах примеры склепов, спроектированных Щусевым, как и примеры мавзолеев Самарканда, которые он изучал, кажутся тут какой-то ненужной, или, наоборот, неизбежной шелухой. Если показывать Мавзолей как последний храм Щусева – а в эту версию вполне можно было бы поверить – то следовало показывать его внутреннее пространство, разве нет? Все было бы иначе, даже любопытно, как оно смотрелось бы рядом с храмами-ракетами. Но мы видим этот черный, блестящий гибрид зиккурата с гламуром. Объемную кляксу, которая симметрично расползается в стороны подчеркивая инфернальную природу исходного произведения. 

Строго говоря, Мавзолей на выставке храмовой архитектуры выглядит как оскорбление темы. Но это зависит от того, чьими глазами смотреть. 

Если художника Нестерова, который поссорился со Щусевым после Мавзолея – то одно дело, но можно ведь посмотреть и с другой стороны, советской. Тогда Мавзолей это высшее творение, а поиск образа храма в начале века – подготовительная работа. Почему архитектор на это кончается, вот что интересно. Выдохся? Бог наказал? Но что творческая карьера закончилась именно так, на выставке показано очень выпукло. Сам черный Мавзолей кажется не макетом Мавзолея авторства Щусева, а его собственной гробницей. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

06 Января 2024

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.