Мавзолей Щусева

Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.

mainImg
Юбилей Алексея Щусева прошел бурно, как и полагается 150-летию академика. В двух корпусах Музея архитектуры еще работает большая выставка; другие выставки уже успели закрыться, а некоторые открылись позже: к примеру, в конце ноября – про конструктивизм в центре Гиляровского. У каждого свой взгляд на знаменитого архитектора, в чем кураторам помогает многогранность, чтобы не сказать всеядность, его личности, и сложность исторических обстоятельств, через которые архитектору пришлось пройти. 

Выставка в музее ДПИ на Делегатской, которую еще не поздно посмотреть до 14 января – в какой-то мере кажется альтернативной самой большой экспозиции в Музее Щусева. Там – исследовательская; она оформлена умело и тонко, но монографичность замысла четырех (!) кураторов сама по себе отодвигает искусство экспонирования на второй план, и авторы дизайна стоически это приемлют, впрочем, их работа остается качественной, уверенной и какой-то во многих отношениях «прочной». От нее даже останутся некоторые вещи для дальнейшей работы музея (обо всем этом можно почитать здесь). 

Как будто в противовес неизбежной фундаментальности большой выставки архитектурного музея – выставка куратора Юрия Аввакумова на Делегатской погружена в художественное высказывание. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На ней показывают храмы Щусева: проектную графику, эскизы и фотографии, преимущественно из архива наследников архитектора, несколько вещей, дополняющих историю поиска нового русского стиля начала XX века.
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А также целый ворох шаблонов резьбы для собора Марфо-Мариинской обители, сделанных, в основном, Никифором Тамонькиным для Щусева и хранящихся, почему-то, в Музее декоративного искусства. И объект – макет Мавзолея из костяшек домино, один из трех, сделанных Аввакумовым: один хранится в коллекции Stella Art, другой в центре Помпиду, а третий, вот, здесь.
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Он сделан из черных доминошек со стразами Сваровски, которых на объект пошло порядка 3500 штук, в 2008 году, а на выставке сопровожден цитатой из постановления тройки с участием маршала Ворошилова: «Мавзолей должен быть импозантным зрелищем, центром притяжения для всех глаз». Кураторский текст, сопровождающий цитату и объект, говорит нам, что «Мавзолей стал местом коммунистического паломничества», что в 1991 году «великая империя Советский союз» рассыпалась «как домино – в один момент», что «модель мавзолея <...> должна символизировать <...> вечную память о покойном, <...> и напоминание о преходящей славе любой империи <...> и «импозантное зрелище», завещанное нам ее советскими основателями». 

Конец этого объяснения показался мне немного путаным, а начало интересное: Мавзолей – тоже храм, а следовательно, его место среди храмов Щусева вполне законно. Он даже в каком-то роде последний храм из спроектированных архитектором. Просто в другое время. 

Даже пространство для размещения выставки выбрано храмового свойства, в правом крыле – базиликальное, трехнефное. Причем помимо базиликальности оно обладает еще и свойством катакомбности, поскольку средний неф самый узкий, затесненный, а боковые залы побольше.
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Гибрид базилики с катакомбой – и если начать фантазировать, то можно подумать, что катакомбность напоминает нам про полуподпольное существование христиан в советское время, а базиликальность – широту взглядов на храмовое строительство перед революцией.  

Так или иначе, а в конце центрального нефа портрет Щусева размещен почти как на алтаре. 

По сторонам – истории его храмов, написанные Сергеем Колузаковым. 

Но все же главное эмоциональное связующее этой выставки – не кураторские тексты, а дизайнерский замысел Юрия Аввакумова, который, безусловно, в дизайне выставок мастер. Мало что другое могло бы вытянуть такой парадоксальный, чтобы не сказать, урезанный набор экспонатов: храмы плюс мавзолей, и все, закончился Щусев. А тут получается так, что он правильно закончился – выставка показывает нам, когда Щусев был живым, а потом аккуратно так хоронит его. Все остальное, получается, не должно интересовать ни посетителей, ни кураторов, никого. Умер и умер. И мы бродим внутри, в каком-то роде, мавзолея воспоминаний о его творчестве, пока оно еще было творчеством. 

Помимо катакомбно-базиликального пространства, которое тут не выдумано, а, скорее, дано, в мизансцене участвуют: приглушенный свет, бело-желтый, цвета старой кисеи из прабабушкиного сундука; фотографии, распечатанные на стекле и тоже похожие на рисунки кисеи – часть стекол посередине зала, как этакие тени придорожных крестов, часть по стенам, с отступом от них, отчего эффект становится особенно кисейным, потому что полупрозрачный рисунок еще и двоится. Фотографии теряют в информативности, но сложно показать их интереснее.
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Еще один вид «кисеи» – умозрительный: элементы старой орфографии, добавленные Аввакумовым во все тексты больших, кроме последнего, мавзолейного. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В ту же игру включается зал шаблонов Тамонькина – на выставке в ГНИМА шаблон один, а тут много, они зажаты между стекол, желты и орнаментальны, череда стекол с крупными листами рисунков напоминает уже не столько кисею, сколько театральные постановки 1970-х – 1980-х, где слои такой кисеи использовали для создания сложного пространства, что-то из Левенталя. Это, определенно, удача, бродить среди них – острое впечатление. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но главной удачей стало, а ключевым решением было – сделать макеты не внешних объемов, а внутреннего пространства храмов Щусева и позвать для их росписи Екатерину Уткину. Оборотные макеты напечатаны на 3D-принтере, а расписаны акварелью. Получается, что мы видим овеществленное пространство храмов, на котором как будто «отпечаталась» живопись. Ну вот как если бы мы сделали форму для чего-нибудь, расписали ее, а потом отлили в ней фигуру, и краска перешла на ее поверхность. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Само по себе создание моделей пустоты – довольно популярный архитектурный аттракцион, как правило один-два можно встретить на венецианской биеннале, и даже на наших выставках они стали появляться. Но вот какое совпадение: в 1 номере альманаха «Слово и камень», который начала в 2023 году издавать архитектурная мастерская «ПроХрам», есть статья про итальянского архитектора Луиджи Моретти. Он начал свою карьеру с того, что проектировал клубы фашистской молодежи, стадион для Муссолини и даже EUR, потом посидел немного в тюрьме за сотрудничество с режимом, а позднее занимался теорией нового объективного архитектурного языка, основанного на анализе параметров и даже первым использовал понятие «параметризм», хотя не спроектировал ничего похожего на то, что мы сейчас понимаем под параметрикой. Еще он издавал журнал Spazio (Пространство), где иллюстрировал свои выкладки моделями пространств, в частности, собора Святого Петра и виллы Ротонды. 
  • zooming
    Альманах «Слово и камень», №1, иллюстрации из журнала Spazio, №7, 1952–1953, статься Луиджи Моретти «Структуры и последовательности пространств»
    Переснято: Ю. Тарабариной
  • zooming
    Альманах «Слово и камень», №1, иллюстрации из журнала Spazio, №7, 1952–1953, статься Луиджи Моретти «Структуры и последовательности пространств»
    Переснято: Ю. Тарабариной

Из-за совпадения метода показа возникают аберрации – вероятнее всего, случайные – между моделями, храмами, поисками и судьбами Моретти и Щусева. Оба искали живой универсальный язык и Слово, хотя по-разному, один, хотя многие могут не согласиться, «закончил» Мавзолеем Ленина, другой «начал» с муссолиниевского EURа; оба стремились в абсолюту, каждый в своем понимании. И Щусев, в его ипостаси храмостроителя, намного живее Моретти, может быть, даже ближе к параметризму в его текучем современном представлении. Впрочем, все это может быть совершенно случайно. 

Факт, что несмотря на, в общем-то, известность приема обратного макета, как и приема размещения бумажных экспонатов между стеклами, – в данном случае овеществление пространств вместо оболочек дает совершенно феерический эффект. Остраняет всем известные храмы Щусева по полной. Как не без гордости замечает Юрий Аввакумов в сопровождающем выставку ролике, они становятся похожи на какие-то ракеты, космические корабли. И это правда: первое впечатление – космические объекты. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Конечно, эффект происходит от оконных откосов и его причина довольно проста. Мы привыкли видеть главу храма с тянутым подвышением, яблоком, крестом – а тут лысый лоб. Мы не привыкли, чтобы из церковного объема что-то торчало по бокам – а тут торчит. В общем-то, случайный эффект, но как удивляет. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Роспись Екатерины Уткиной, очень живописная и симпатичная для глаза, – скорее примиряет нас с подчеркнутой несуразностью обращенной, вывернутой наизнанку, как шуба на святки, формы. Словом, впечатление цельное и яркое, этакий сполох. Он будит зрителя, бродящего среди кисейных ретро-декораций. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следующий сполох – последний: блестящий Мавзолей. 

Вообще говоря, первое, что приходит в голову: Юрий Аввакумов показывает свой объект, а вся остальная выставка это лишь умело срежиссированная преамбула к нему. Чего не сделает талантливый человек, чтобы еще раз показать себя. Но, с другой стороны, раз получилось красиво, то, надо думать, можно было? И позволю себе заметить, выставка намного сложнее, живее и интереснее, чем все три Мавзолея из доминошек, в которых единственное, что рифмуется – это гробница и кости (костяшки). Так что в любом случае стоило попробовать. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

История мавзолеев и выстроенные вокруг объекта на стенах примеры склепов, спроектированных Щусевым, как и примеры мавзолеев Самарканда, которые он изучал, кажутся тут какой-то ненужной, или, наоборот, неизбежной шелухой. Если показывать Мавзолей как последний храм Щусева – а в эту версию вполне можно было бы поверить – то следовало показывать его внутреннее пространство, разве нет? Все было бы иначе, даже любопытно, как оно смотрелось бы рядом с храмами-ракетами. Но мы видим этот черный, блестящий гибрид зиккурата с гламуром. Объемную кляксу, которая симметрично расползается в стороны подчеркивая инфернальную природу исходного произведения. 

Строго говоря, Мавзолей на выставке храмовой архитектуры выглядит как оскорбление темы. Но это зависит от того, чьими глазами смотреть. 

Если художника Нестерова, который поссорился со Щусевым после Мавзолея – то одно дело, но можно ведь посмотреть и с другой стороны, советской. Тогда Мавзолей это высшее творение, а поиск образа храма в начале века – подготовительная работа. Почему архитектор на это кончается, вот что интересно. Выдохся? Бог наказал? Но что творческая карьера закончилась именно так, на выставке показано очень выпукло. Сам черный Мавзолей кажется не макетом Мавзолея авторства Щусева, а его собственной гробницей. 
Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», Музей ДПИ, 2023–14.01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

06 Января 2024

Похожие статьи
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.