Шаблон для храма Марфо-Мариинской обители. Один из экспонатов выставки
Предоставлено музеем ДПИ
|
пресс-релиз:
Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку-инсталляцию к 150-летнему юбилею архитектора Алексея Щусева, которая раскрывает ранний период творчества зодчего. В основу проекта легла поступившая в 2020 г. в собрание музея коллекция архитектурной графики Щусева. Впервые будут показаны шаблоны, эскизы и зарисовки, большая часть которых относится к знаменитой Марфо-Мариинской обители, созданной в «русском стиле».
«В творчестве Щусева «сошлись» все основные направления деятельности нашего музея: это и народное искусство, и работа с произведениями декоративно-прикладного искусства, и собирательство, и коллекционирование, глубоко осмысленное использование традиций, изучение опыта других культур, отличное знание материалов и технологий, – рассказывает Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства. – На наш взгляд, гений Щусева не просто в том, что он состоялся как архитектор – в двух системах – а в том, что и там, и там он сумел сделать монументальное, знаковое высказывание, не поступаясь собой».
Архитектор Юрий Аввакумов – куратор выставки – начинает проект ранними «замыслами» Щусева. Кроме Мафро-Мариинской обители зрители встретят «сочиненный» Щусевым Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спасскую церковь в Натальевке, Церковь Николая Чудотворца в итальянском Бари и Церковь в имении помещика Богдана в молдавских Кугурештах. Помимо шаблонов и рисунков самого А.В. Щусева будут представлены специально подготовленные «макеты наизнанку» – пространственные модели выставляемых в наших залах храмов с фрагментами росписи. Заканчивается «торжественное шествие» по залам музея арт-моделью наиболее известного культового сооружения архитектора – Мавзолеем, обозначившим и смену эпох, и смену щусевского стиля.
«Иногда мне представляется, – делится Юрий Аввакумов, – что за “фасадом” великого архитектора Щусева скрывается не один, а, по крайней мере, три разных человека: первый – до 1918 года, виртуозный мастер неорусского стиля, второй – до 1932 года, практичный конструктивист, третий – до конца жизни, придворный неоклассицист <…> До 1918 года – у него сказка, с 1918 по 1932 – утопия, с 1932 года – миф. Выбирая из трех его ипостасей, я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества».
Помимо графики в экспозиции будет представлена часть коллекции тканей, принадлежавшей А.В. Щусеву и хранящейся в нашем музее, а также кукла в русском костюме, подаренная архитектору дочерью коллекционера народного искусства Натальи Шабельской.
|