Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Прежде проект назывался Crossrail, но был переименован в честь королевы Елизаветы II. Это не линия метро, но половина ее проходит под землей. 100-километровый маршрут включает 31 реконструированную и 10 новых станций. Новыми станциями занимались архитекторы John McAslan + Partners, Weston Williamson + Partners, Hawkins\Brown, Aedas, Wilkinson Eyre, BDP, Adamson Associates, Allies & Morrison и Fereday Pollard, однако премию Стерлинга дали не этим сооружениям, а комплексу линии в целом, по сути – типовым решениям.
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Авторский коллектив во главе с архитектурным бюро Grimshaw занимался платформами, тоннелями для перемещения пассажиров, эскалаторами и прилегающими к ним залами, указателями и надписями, мебелью, светильниками, отделкой и сопутствующими технологическими решениями.
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Жюри премии во главе с Муйива Оки, президентом Королевского института британских архитекторов RIBA (организатора премии Стерлинга), подчеркнуло, что линия Елизаветы – это «триумф сотрудничества под руководством архитекторов, эффективное, безупречное, прекрасно срежиссированное решение для внутригородской транспортной системы». Особо были отмечены лишенная отвлекающих деталей ясность всех пространств станции, интуитивная понятность планировок, цельная и узнаваемая трактовка всего проекта.
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Яркость и тон освещения соответствует размеру и назначению пространств (на платформах освещение рассеянное, в малых переходах – направленное), скрытые под обшивкой акустические панели минимизируют шум, сдержанный колорит не раздражает: все направлено на то, чтобы снизить возможный стресс от поездки на общественном транспорте даже в час пик.
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы была чрезвычайно сложным проектом, в том числе из-за своего маршрута через весь Лондон с современными и историческими фундаментами, водопроводной и канализационной системой и так далее. Стройплощадка перед началом работ стала крупнейшим археологическим раскопом в истории Великобритании: находки варьируются от останков мамонта, жившего 55 млн лет назад, до шара для игры в кегли тюдоровской эпохи. Весь извлеченный при строительстве грунт не отправили на свалку, а использовали для земляных работ в заповеднике в прилегающем к Лондону графстве Эссекс.
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow
Линия Елизаветы
Фото © Hufton + Crow