Архитектура СССР: измерение общее и личное

Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

21 Сентября 2021
mainImg
0 На презентации новой книги Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» в Музее архитектуры присутствовали многие известные московские архитекторы, критики и историки, начиная с ректора МАРХИ и главы РААСН Дмитрия Швидковского, так что, как было сказано в конце встречи, разговор превратился в вечер воспоминаний. Павел Андреев вспоминал о совместной работе с Феликсом Новиковым над архитектурными проектами, Дмитрий Фесенко задал автору новый вектор, предложив написать книгу с «интегральным представлением» об истории советской архитектуры. Говорилось о судьбе построек модернизма: их сносят, варварски реконструируют с утратой облика, отказываются признавать объектами наследия и ставить на охрану. Зашла речь о здании ТАСС на Никитском бульваре, которому вновь грозит ремонт с искажением.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

И даже – из уст автора книги Феликса Новикова – о том, не слишком ли много авторов в авторских коллективах современных проектов. Автор выступал по видеосвязи, поскольку с начала 1990-х живет в Рочестере, США (об архитектуре которого также написал путеводитель).
Презентация книги Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Книга вышла тиражом 1000 экземпляров в издательстве «Кучково поле» и интересна специфичностью жанра. Советская архитектура сейчас вызывает достаточно много, можно было бы даже сказать, все больше интереса среди историков и архитекторов. Но ей принято посвящать, в основном, путеводители, научные статьи и монографии по отдельным персоналиям, реже зданиям. В тренде детальное углубленное исследование, для которого осталось еще очень много материала, неизученного на современном уровне знания. А вот написать историю советской архитектуры в целом – задача очень ответственная, и такой книги, как справедливо замечает Новиков, еще нет. 

Ее нет, вероятно, не только потому, что материал огромен, полон идеологического подтекста и нельзя сказать, чтобы хорошо изучен: одних газет и журналов читать и читать, не говоря о личных архивах, которые подчас недоступны, и об архивах проектных институтов, часть из которых за последние 30 лет уже утрачена, да, собственно, они и продолжают исчезать. Общей истории архитектуры XX века нет, вероятно, еще и потому, что – как подчеркивает Новиков и в общем-то знаем мы все – она отчетливо подразделяется на три отдельных периода: авангард, сталинскую архитектуру, и послевоенный, по авторскому определению, советский модернизм. Каждая из этих частей отчетливо противостоит предыдущей, если не сказать – исторически поглощает ее, и у каждой по-прежнему есть свои поклонники и противники: водораздел актуален, так что есть историки авангарда, «сталинского ар-деко», или, если угодно, «ампира», и модернизма – они знают о соседних пластах, но не очень пересекаются с ними, уверенно специализируясь на одной из трех частей. Неудивительно, что еще один подзаголовок книги – «историческая триада советской архитектуры».
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Собственно, автор новой книги Феликс Новиков – не исключение, он хорошо известен как историк архитектуры послевоенного модернизма, для которого именно он предложил определение советский модернизм. Если мы посмотрим на распределение глав, то часть авангарда тонка, сталинская чуть больше, все остальное занимает модернизм – в соответствии с хронологией: 10 лет, затем 25, затем 36, также как и со специализацией и знаниями автора, заставшего несколько лет «сталинской» архитектуры лично, но работавшего в основном в модернистской парадигме. 
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Книга, собственно, не претендует на то, чтобы стать гигантским томом истории архитектуры СССР – ее название «Образы» и заявленная типология – «альбом» подчеркивают не-фундаментальность задачи. Скорее перед нами эссе, авторский подбор ключевых построек и личный взгляд на закономерности и особенности развития архитектуры, совмещенный с воспоминаниями, поскольку автор, опять же как известно, и историк, и теоретик, но прежде всего архитектор, автор многих значимых зданий послевоенного времени, прежде всего Дворца пионеров на Ленинских горах.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Название в равной степени можно сопоставить с «Образами Италии» Павла Муратова и «Образами архитектуры» Давида Аркина. Книга стилизована под издания 1960-х – 1970-х, но не любые, а те, которые, в свою очередь, вдохновлялись авангардом, она как будто смотрит на авангард и сталинскую архитектуру из оттепельного времени. Картинки – разные, есть, и довольно много, графики из фондов Музея архитектуры, есть современные фотографии архитектора Юрия Грошева, есть фотографии 1970-х, голубовато-розовые, напоминающие открытки того времени. Временами возникают интересные пары, к примеру когда ДК ЗИЛ Весниных оказывается на одном развороте с Центросоюзом Ле Корбюзье.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Шрифт крупный, обзоры не очень объемные, все объекты сопровождены, помимо дат и авторских коллективов, цитатами – преимущественно из текстов самого Феликса Новикова, нередко других исследователей: Андрея Иконникова, Николая Былинкина, Ирины Шишкиной. 

Достаточно интересный эффект возникает, когда здание сопровождает цитата автора-архитектора, представляющего и оценивающего собственную работу. К примеру, пафосно и позитивно характеризует свое произведение Виктор Веснин: «В Днепрогэсе нам удалось достигнуть максимального сочетания целесообразности и красоты». С трогательной долей рефлексии – Андрей Буров: «...Карниз там не очень современный, но я думаю, что не очень испортил Москву», – о трехарочном фасаде ЦДА. 
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Иногда появляются цитаты литераторов – так, здание Госпрома в Харькове архитектора Сергея Серафимова (1928/1929) Феликс Новиков сопровождает цитатой Максима Горького о «чудесной гармонии, выражении могучего духа рабочего класса» – и определяет как «самую выдающуюся постройку XX века в пространствах бывшего СССР», посвящая ему весомый фрагмент в обзоре – с чем, честно говоря, хочется поспорить, здание кажется масштабным и, действительно, представляет собой целый город с массой ракурсов, но тем не менее выглядит не самым выразительным из известных построек периода авангарда. Впрочем, я не видела вживую этого здания, – возражает Феликс Новиков, – и да, действительно, не видела.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Но дело не в спорах. Можно поспорить и с тем, что история советской архитектуры совсем не написана – есть, как минимум цитируемые Новиковым книги Иконникова, Рябушина, Шишкиной, хотя и достаточно давние и принадлежащие своему времени. Дело – в индивидуальном взгляде, оценке закономерностей, сплавленной с воспоминаниями. Дело в живом литературном слоге – сразу видно, что автор писал для «Нового мира»; и в смелости суждений, неважно, хочется с ними поспорить или нет. Новиков искрометно высмеивает поздние попытки советских ортодоксов защитить понятие «социалистического реализма» и одновременно напоминает, что в странах Восточной Европы «сталинский ампир» называют именно так – и это, вероятно, исторически точнее «ампира». Объясняет идеологическую свободу архитектуры модернизма тем, что Хрущев одобрил, а следовательно, поддержал Дворец пионеров и, таким образом, по мнению автора, интрига главы Союза художников Сергея Герасимова и главы Академии художеств Владимира Серова в отношении архитектуры не сработала, а немногим позже при разгроме выставки МОСХа – сработала, так что современное искусство попало в опалу, а современная архитектура – нет.

Согласно Новикову получается, что модернизм развивался свободно, исходя из собственных предпочтений архитекторов, благодаря этой, в общем-то, случайности и несмотря на заданный Хрущевым же приоритет строительной индустрии, а авангард свободно развивался потому что советская власть была «занята своим упрочением» и ей было не до контроля над стилистическими направлениями. А вот укрепившись, «обретя уверенность в себе» и «оглядываясь на дворцы свергнутого режима», власть «взялась руководить архитектурой».

Взаимоотношению архитекторов и власти также посвящено достаточно много пассажей на грани печального принятия: «Извечная зависимость от власти склоняет архитекторов к конформизму. Они – кто раньше, кто позже, почувствовали вкус к этому делу». Но: «Талант остается талантом, какие бы задачи им ни разрешались». И что интересно – кладя в основу хронологии время существования СССР как государства и утверждая особую ценность и уникальность советской архитектуры, в том числе как многонациональной, – Новиков совершенно не преклоняется ни перед советскими функционерами, ни, что уж там, Сталиным и вообще советской властью. Тогда как сейчас в нашей стране интерес к советскому, даже у архитекторов, временами срастается с этакой имманентной ностальгией по красным звездам, идеологии, а то и крепкой руке – а вот автор книги, утверждающей историческую ценность советской архитектуры, совершенно чужд сторонней идеологизации, посмеивается над определениями соцреализма и в этом смысле остается человеком оттепели.

Словом, эту книгу, во многом состоящую из цитат, в значительной степени самоцитат, саму хочется «растащить на цитаты» – насколько емко звучат многие суждения, как те, с которыми сразу хочется начать дискутировать, так и те, которые сразу хочется поместить в записную книжку как очень точные.

К слову сказать, разговор о спорности тех или иных суждений и утверждений в данном случае не исключает общей объективности: даты указано точно, важные события приведены как таковые, визуальный ряд ярок и представителен. Человеку, желающему подковаться в знаниях по архитектуре СССР, не заснув при этом на диване, такую книгу – емко и ясно раскрывающую трагедии и коллизии советской архитектуры XX века практически в жанре повести – определенно можно рекомендовать. 

В то же время книга неплохо работает на некоторое «остранение» взгляда на советскую архитектуру, к примеру для читателя, который не может назвать себя ее глубоким исследователем, но кое-что уже знает. «Остранение» происходит не только из-за ярких текстов, но и благодаря подбору объектов, который восходит, в числе прочего, к венской выставке 2012 года, посвященной архитектуре модернизма всех республик СССР, кроме России. Листая книгу, видишь попеременно то очень знакомые вещи, то знакомые смутно или почти неизвестные.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

Это определяет один из ключевых тезисов Новикова – уникальность советской архитектуры состояла в том, что она объединяла 15 республик, где работали как национальные авторы, так и «пришлые», причем не всегда из России, но и из других республик; и что такое никогда больше не повторится, потому что нет больше таких условий.

Другой тезис Новикова – что три этапа советской архитектуры так или иначе начались «с дворцов»: дворца Труда, дворца Советов, дворца Пионеров.
Книга Феликс Новиков. Образы советской архитектуры. М., Кучково поле Музеон, 2021
Фотография: Архи.ру

К этому можно добавить, что все они были связаны с конкурсами, и только дворец Пионеров был построен. Или что в конкурсных проектах дворца Труда и дворца Советов спорят вертикаль и горизонталь, а дворец Пионеров утверждает модернистскую горизонталь. Все это – размышления, к которым подталкивает книга, и в целом она кажется не столько попыткой автора написать своего рода эскиз истории советской архитектуры, сколько, может быть, подтолкнуть коллег от фундаментальных точечных исследований в сторону дискуссий и обобщений.

Так или иначе, книга-альбом, авторская подборка 247 ключевых объектов и личный, хотя и обоснованный – как опытом, так и знаниями, –  взгляд на логику развития советской архитектуры, и читается, и листается на одном дыхании, так что надо думать, что свой аналог “XX century American Architecture” – а именно это издание, полученное им 20 лет назад, Феликс Новиков называет во вступительном слове как давшее импульс его работе – советская архитектура, надо думать, получила.

Книгу можно заказать с доставкой в магазине Фаланстер: falanster1917@yandex.ru

Ее также можно скачать в формате PDF здесь.

21 Сентября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Постмодернизм до постмодернизма
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» – первый на русском языке подробный исторический труд об итальянской архитектуре, градостроительстве, изобразительном искусстве межвоенных лет.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Палладио между Набоковым и Борхесом
Рецензия на книгу Глеба Смирнова «Палладио. Семь философских путешествий» и отрывки из двух глав: «Вилла Пойяна, или Новое доказательство бытия Божия» и «Вилла Бадоэр, или Первая заповедь искусства».
Сложности с основой основ
В издательстве Strelka Press вышла книга американского критика Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Автор стремился просветить широкую публику, но, как доказывает его труд, эта задача гораздо сложнее, чем может казаться.
Пролетая над городом
Для своей книги «АрхиДрон. Пятый фасад современной Москвы» (DOM, 2017) фотограф Денис Есаков снял с высоты птичьего полета самые известные московские здания.
Мастер фасадов
Монографическая выставка Дэвида Аджайе в московском музее современного искусства «Гараж» демонстрирует не только результат, но и процесс его архитектурной практики.
Технологии и материалы
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Сейчас на главной
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.