Слабые токи: итоги «Золотого сечения»

Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.

mainImg
Фестиваль «Золотое сечение» проходил в Доме архитектора в течение недели с 15 по 22 апреля; все это время на верхнем этаже ЦДА была открыта выставка смотра-конкурса. Все представленные на смотр 121 проект (47  постройки и 74 проекта плюс 2 планшета в разделе Технологии, плюс 20 печатных трудов) можно также найти в сети на сайте «Золотого сечения». Победителей награждали в выставочном зале, в несколько спринтерском режиме, дабы не дать заскучать; выдали 46 дипломов, из них 17 – золотых и серебряных; итого наградили чуть больше трети от общего числа участников. В жюри смотра вошли лауреаты прошлых лет: Тотан Кузембаев, Станислав Кулиш, Владимир Кузьмин, Петр Виноградов, Евгений Полянцев и Олег Байдин.

Две главные награды – собственно «золотые знаки» – поделили между собой Москва и Московская область, с постройкой и проектом соответственно. 

 

Гран-при / постройка

Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице
Мастерская Николая Лызлова
Н. Лызлов, А. Янкова, Ю. Головина, А. Шомова, Д. Антонов
Верхняя Красносельская улица, вл. 16, стр. 1-5 / 2018 г. / заказчик: Русагротранс

Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Офисный комплекс сдан в ноябре 2018 года. Он решен в духе любимого Николаем Лызловым направления – средового минимализма, в чем перекликается с другой работой автора – домом в Милютинском переулке (завершен в 2002 году и состоит почти целиком из брандмауэров). В данном случае высотность определили ограничения охранной зоны богадельни имени Геера (1892–1899 гг., автор Л.Н. Кекушев), а на решение строить новые корпуса из полнотелого традиционного кирпича повлиял тот факт, что в комплекс включено реконструированное здание конца XIX века.
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Историческая постройка расположена на красной линии, а два протяженных новых корпуса выстроены вдоль краев участка, они обрамляют внутренний двор, на по сторонам появилось две небольшие улочки. В глубине двора их соединяет навесной переход. Вход со стороны улицы решен контрастно – призматический павильон со спайдерным остеклением прикрывает лестницу, ведущую вниз (почему-то мне она напоминает переходы Странников на планете Надежда из повести Стругацких «Жук в муравейнике», прим. авт.): так авторы обыгрывают существенный перепад рельефа от красной линии улицы в глубину квартала. 
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Новые корпуса сочетают минимализм формы и ретроспективизм технологии: кирпичные стены с хорошо артикулированными швами, деревянные карнизы с простыми модульонами (последние перекликаются со ступенчатыми консолями в карнизе исторического здания примерно как элемент декора флигеля с украшениями главной усадьбы). Одно из новых зданий вплотную примыкает к историческому, к тому же все объемы покрашены в цвет слоновой кости, что обеспечивает целостность восприятия и на первый взгляд может даже создать иллюзию единовременности построек.
Справа историческое здание, слева современное (2018). Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
Фотография: Архи.ру

Словом, комплекс, помимо того, что сопряжен с реконструкцией и ограничен охранной зоной, очень невелик и очень прост – подчеркнуто невелик и прост. На фоне множества масштабных и ощутимо более дорогих московских строек присуждение ему главной профессиональной награды со стороны жюри выглядит если не фрондой, то поиском так называемых «слабых токов» – объектов, противоположных мейнстриму.

Проект, получивший гран-при, не таков. 

 

Гран-при / проект

Театрально-концертный комплекс «Вселенная Чайковского» в г. Клин Московской области
Четвертое измерение

В.Н. Медведев, А.А. Кузьмина, О.В. Мединский, М.Н. Канунников, П.В. Корочкова, М.Ф. Чельцова-Бебутова, М.С. Лытова, Ю.П Волчок
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Вручая награду, президент двух союзов архитекторов Николай Шумаков сообщил, что решение жюри относительно нее было единогласным, поскольку «работа удивительно сильная и на голову выделялась» среди других. Соруководитель авторского коллектива, главный архитектор Московской области Александра Кузьмина озвучила надежду, что проект удастся реализовать и он не останется на бумаге. 
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Проект «Вселенная Чайковского», о котором мы подробно рассказывали год назад, – один из самых масштабных в Подмосковье. Театрально-концертный комплекс на 11 гектарах рядом с домом-музеем Чайковского в Клину объединяет несколько концертных залов, академическое училище при Консерватории, реконструкцию существующего музейного корпуса и переход к нему под трассой Москва-Петербург.  
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Главное здание представляет собой кольцо вокруг внутреннего двора с амфитеатром; кольцо объединяет малый и большой концертный зал, его внешние фасады состоят из вогнутых стеклянных желобков, вдохновленных формой музыкального камертона. В работе над проектом, что было подчеркнуто на церемонии, принимал участие недавно умерший историк архитектуры модернизма Юрий Волчок. 
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»


 

Персональные премии


Их оказалось целых три.

Владимиру Плоткину вручили награду «За честь и достоинство», на что он признался, что очень удивлен, узнал о том, что на награждение обязательно надо прийти, полчаса назад, а также сказал: «надеюсь, это не проводы меня на пенсию», но пообещал продолжать «сражаться и за честь, и за достоинство». Борис Левянт, которого наградили «За вклад в развитие профессии», на награждении не присутствовал. Зато Николай Шумаков вручил Сергею Скуратову медаль «Азарт», которая, по словам главы союзов, была присуждена раньше и какое-то время ожидала вручения. 
 
 

Гран-при /
печатный труд

За фундаментальный вклад в историю архитектуры на благо человечеству и назидание архитекторам.

Цикл печатных изданий по архитектуре итальянского Ренессанса: «Портфолио Джинори +. Флорентийские палаццо эпохи Ренессанса» (2019), Монографии Альберти, Вазари, Сангалло (2015-2018)
Кереметчи Владимир Степанович

Ниже – полный список всех награжденных дипломами, как серебряными, так и просто дипломами, которые в этом году организаторы назвали поэтически – жемчужными. 

 

Постройки

Серебро
Участок Большой кольцевой линии Московского метрополитена со станциями: «Лефортово», «Авиамоторная», «Электрозаводская»
Метрогипротранс
Н.И. Шумаков, Л.Л. Борзенков, А.В. Некрасов, Т.А. Нагиева, Г.С. Мун, С.Ф. Костиков, А.М. Шутов, И.Г. Земляницкий, В.Ю. Молчанов, художник А.И. Рукавишников

Музей «ЗОЯ»
А2М
А.А. Адамович, Д.В. Матковская, Е.Е. Пронина, К.А. Мумятова, А.М. Голикова

Частная Галерея в ПЖСК Горки – 1
Ub.design

Б. Уборевич-Боровский, Т. Тищенко, И. Селезнева, М. Михеева, В. Саруханян, А. Шалай, Е. Карпов, П. Вайль

VILLA E. Загородный жилой дом на Камчатке
Архитекторы Гикало Купцов
Сергей Гикало, Александр Купцов, Конструктор: Сергей Богословский
VILLA E
Фотография © Илья Иванов


Железнодорожный вокзал в г. Иваново
FABER GROUP

Е.Х. Франчян, Б.К. Матвеев, А.Д. Михайлов, Р.А. Хизриев
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Постройки / дипломы («жемчуг»)
Квартал «Свобода» в жилом комплексе «Символ»
Atrium

А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Р. Кузьмин, Д. Зражевский, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, И. Жуков, Н. Кучинский, В. Тополев, А. Сеченов, А. Папертян.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

 
Жилой комплекс «Veren Place Советская»
Спич

С.Чобан, А. Болдырев, С. Васильева, С. Севастьянова
ЖК Veren Place
Фотография © Дмитрий Чебаненко


Жилой дом в составе комплекса «Садовые кварталы»
Спич
С. Чобан, С. Кузнецов, И. Членов, А. Перлич

Винодельня гравитационного типа Côte Rocheuse («Скалистый берег») Северин-Проект
А. Балабин, Е. Введенская, А. Наземнов, Е. Панферова, Я. Юдин, Я. Мирниченко, Н. Ильина, Д. Барабошкин, Д. Прудников
Винодельня «Скалистый берег»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Северин-Проект


Многофункциональный комплекс «Искра-парк»
Спич

Сергей Чобан, Игорь Членов
ЖК «Искра-Парк»
© SPEECH


Многофункциональный ветеринарный центр
ABD architects

А. Кофман, О. Назаров, А. Феоктистова, А. Савельев, Н. Соколова, Д. Королева, И. Бессонова, И. Лактионов, А. Хрусталев, В. Лагунов, С. Уланов

Ротонда с мостиком
Проектная группа «8 линий»
Антон Кочуркин, Лидия Гуфранова

Вид на ротонду с мостика. Ротонда с мостиком
Фотография: Алексей Народицкий. © 8 линий


Парк «Зеленая река» в ЖК «Символ»
Atrium
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, О. Романова, Н. Зурина, Н. Кудряшова,
А. Хакимуллин, И. Хрипков, А. Метельская, Р. Шаматова

Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой


Благоустройство прибрежной зоны «Тёплый берег» г. Курчатов
Проектное бюро «М4»
А.С. Кобзев, А.А. Андрианова, М.А. Тюрина, И.В. Туркин


Реконструкция с переустройством кинотеатра «ЕРЕВАН» под нужды Единого диспетчерского центра московского метрополитена
Архитектурное бюро А.С.+

А.В. Сохацкий, Н.А. Сохацкая, И.М. Лапин, О.М. Плотицын
Главный фасад. Реконструкция с переустройством кинотеатра «ЕРЕВАН» под нужды Единого диспетчерского центра московского метрополитена
Фотография © Илья Иванов


ВДНХ. Нестационарные торговые объекты
Лаборатория арт&культпроектов «Юданов и П»

Владимир Юданов, Ирина Шумаева

 

Проекты

Серебро

Филиал Русского музея в Кемерово
ПИ «Арена»

 Д.В. Буш, А.В. Орлов, А.А. Заключаев, Е.А. Антонова, С.А. Коробков, Е.Е. Коробской, А.С. Цыплаков
Филиал Русского музея в г. Кемерово
© ПИ «АРЕНА»


Районные ряды
TRY

Ф.С. Сечкин, Н.А. Зайцев, Д.Г. Кузнецов, В.Ю. Беляев
Районные Ряды. Вид с высоты птичьего полета
© TRY


Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в п. Барвиха
Мезонпроект

И.К. Машков, А.В. Колпиков, Н.А. Возвышаев
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в пос. Барвиха
© Мезонпроект


Авиационный учебный центр
Дмитрий Грачёв, Шамиль Катибов

Частный дом в поселке «Millennium Park»
Ub.design
Б.О. Уборевич-Боровский, А.А. Шалай, Д.А. Туранская, Т.Е. Тищенко, Е.В. Спружевник, П.Р. Вайль

Пристань в Уфе
Остоженка

Р.С. Баишев, К.А. Щербакова, А.И. Московченко, А.А. Аникеев

Пешеходный мост в Новой Москве
Т-Констракшн 

С.М. Сластиков, А.Я. Мариносян, В.Н. Александров, А.А. Дружинина



Проекты / дипломы («жемчуг»)

Пансионат для престарелых в Московской области
PRYSM

 Я.Ю. Усов, А.Л. Усова, А.А. Сергеева

Реконструкция кинотеатра «Кунцево» для размещения структурных подразделений ГУП «Московский метрополитен»
Архитектурное бюро А.С.+  совместно с проектно-конструкторским бюро ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

А.В. Сохацкий, Н.А. Сохацкая, И.М. Лапин, О.М. Плотицын

Капитальный ремонт ледового дворца спорта «Сибирь Арена»
Мераком

Д.В. Акулин, Е.Л. Цой, И.В. Караваев, С.В. Золотарев,
В.Н. Сафиуллина, И.А. Осипов, П.С. Чернышева, А.Г. Свешникова, С. Кутовой


Школа в ЖК «Символ»
Atrium

А. Надточий, В. Бутко, Д. Худеньких, О. Романова, А. Сорокин, П. Алимов, А. Галуткина, Е. Котлова, А. Комиссаров, А. Аленичева, И. Хрипко
Образовательный комплекс в составе ЖК «Символ»
© ATRIUM / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры


Реконструкция 3-го корпуса Московского Архитектурного Института
Московский Архитектурный Институт
А.Б. Некрасов, А.А. Цыбайкин, С.А. Белов


Областная гимназия им. Е.М. Примакова 
Студия 44

Н. Явейн, И. Кожин, И. Григорьев, К. Счастливцева, А. Андреевич, А. Патрикеев
Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь. Вестибюль
© Студия 44


Дом в Николино
Match Architects
Анастасия Крусс


Хозблок
Архитектурное бюро ZUN

К.С. Керимов, Р.К. Керимов, А.К. Барабонина

Лицо советского авангарда. Леонидов
ГБУ «ГлавАПУ»

Д.В. Чумачков, И.В. Егоров, А.Г. Дедков, Е.Ю. Корниенко, А.В. Богодаева, Ю.С. Волкова, И.Ф. Коршаков, А.И. Гук, О.М. Чентемирова, Д.В. Марачев, А.М. Тимонов, А.В. Демидов
Смотр-конкурс «Золотое сечение» 2021
Фотография: Архи.ру


Комплекс (станция) временного пребывания, расположенная в экстремальных условиях
Ginzburg Architects, Dmitry Velikovsky Studio

А. Гинзбург, Д. Великовский, А. Молодкин, В. Атаманенко, А. Максимова, Т. Княжинская

Завод < КИБЕРСТАЛЬ > г. Первоуральск
Лаборатория арт&культпроектов  «Юданов и П» 

В. Юданов, А. Жданов, Г. Жирицкая 


 

Печатный труд

Серебро

Трехтомное издание «Московское метро. Сеть. Линии. Станции» 
А. Броновицкая, М. Крестмейн, А. Змеул, Л. Перский, Н. Мурадова

«Волхонка. Неторопливая прогулка»
Федерика Росси, Т. Дудина, Д. Швидковский


Печатный труд / дипломы («жемчуг»)

«Современный русский деревянный дом» (см. нашу рецензию)
Николай  Малинин

«Архитектор Григорий Бархин»
Татьяна Михайловна Бархина

«Москва RE: промышленная. Типология производственных территорий и лучшие практики редевелопмента»
 С.А. Георгиевский, О. Е. Грицан, С. А. Гужов, Н.Г. Тютчева, М. А. Хрусталева

«Инновационное проектирование. Творческий опыт архитектора»
Красников Михаил Андреевич

23 Апреля 2021

Похожие статьи
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.