RSS
Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов

Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново

информация:

  • статус
    реализовано
  • даты
    01.2018 — 03.2020 / 2018 — 08.2020
  • место
    Иваново
    Вокзальная площадь, дом 3
  • координаты
    57.017551, 40.979743
  • функция
    Транспортный / вокзал
  • общая площадь
    5 755 м2
  • строительный объем
    65 000 м3
  • Вместимость – 2500 человек
Алёна Франчян
Борис Матвеев
Россия

авторский коллектив

Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев

партнеры, заказчики, смежники

Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»

Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
 
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков

Архи.ру об этом объекте:

06.12.2022

Задавая тренды

Рассказываем об итогах первой премии IPI Award. Звание «Выбор года» – у Пакгаузов на Стрелке Нижнего Новгорода, проекта Сергея Чобана и бюро СПИЧ.

В конце ноября в пространстве Empire Lounge в Москва-Сити прошла церемония подведения итогов первой российской профессиональной премии IPI Award Innovative Public Interior Award независимого конкурса лучших реализованных общественных интерьеров. П...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов

описание:

Здание железнодорожного вокзала в городе Иваново является культурным наследием и памятником архитектуры. Этот крупнейший в России вокзал берегового типа в стиле конструктивизм был построен в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского.

Вокзал в Иваново стал одним из символов города и частью истории России XX века и России современной. С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три глобальные реконструкции. В 1950-х, 1980-х и в 2020 году. Каждая из реконструкций привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения и узнаваемые черты своей эпохи. В результате, здание представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.

Реконструкция с элементами реставрации 2020 года должна была привнести в здание все необходимые функции и технологии современного вокзала, но при этом выявить уникальный облик и максимально сохранить оригинальные конструктивные и декоративные элементы.

Разработке проекта реконструкции предшествовало масштабное исследование, которое показало, что от изначального здания в стиле конструктивизма 1933 года остались общий объем и большая часть несущих конструкций, в том числе протяженный фасад длиной 158 метров и высотой 16 метров с большими вертикальными витражами и круглыми окнами. А также, сохранилась организация движения пассажиропотока от вокзальной площади сквозь грандиозное пространство пассажирского зала ожидания к выходу на перрон.

Этот гигантский авангардный пассажирский зал во время реконструкции 1950 – х был разделен на два зала «Синий» и «Красный». «Синий» зал был декорирован в стиле раннего советского модернизма. Декоративный образ «Красного» зала был сформирован в 1980 году. Зал хранит яркие артефакты эпохи позднего советского модернизма. Аскетичный зал украшает гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Пол выполнен из полнотелого терраццо. Переход из «Синего» зала в «Красный» украшен отреставрированными мозаичными панно с характерной символикой Советского Союза. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и замысел первого архитектора вокзала.

При разработке проекта 2020 года командой архитекторов и историков было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города. Основные элементы интерьеров каждого из залов были сохранены. Новые решения разрабатывались таким образом, чтобы гармонично дополнять сохраняемое.

Фасадам вокзала возвращено характерное для архитектуры авангарда 1920 – 1930 –х годов сочетание цветов красного (caput mortuum или English red), серого и бежевого. В «Синем» зале были сохранены лазоревый и бежевый (алебастровый) цвета стен и потолка. Большие витражи, элементы декора из гипса и пол из разноцветной метлахской плитки были тщательно восстановлены. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой «устрица» с орнаментом по мотивам арт – проекта «Агитационный текстиль» 30-х годов XX века, созданного в мастерских текстильной мануфактуры города Иваново по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации в США и Англии. Использование традиционной трафаретной технологии нанесения орнамента на колонны, позволило добиться эффекта декорирования тканью.

Интерьер «Синего» зала дополнила современная инфраструктура, обеспечивающая удобство и безопасность пассажиров, в том числе, маломобильных. Здесь разместились: билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камера хранения, информационная стойка туристического центра города Иваново и так далее.

Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции 2020 года, авангардное здание вокзала стало не только важным объектом транспортной инфраструктуры города, но и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века.

Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Красный зал. Вид на барную стойку. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Олег Мелехин
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Разрезы. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Колористическая карта. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Предоставлено FABER GROUP
Синий зал. схема зонирования. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Схема напольного покрытия терраццо. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Проект. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Схема разверток. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Проект. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. План-схема помещений. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Схема пола. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема лавки длительного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема лавки краткосрочного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема зоны бара. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема циферблата. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Фронтальный вид на дверной блок «Вход 2» со стороны перрона. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Фронтальный вид на дверной блок. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Киоски. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Орлов
  • Анна Иванова
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Чобан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Василий Крапивин
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Вера Бутко
  • Александр Скокан
  • Зураб Басария
  • Андрей Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Николай Кикава
  • Андрей Романов
  • Сергей Орешкин
  • Григорий Мустафин
  • Михаил Канунников
  • Владимир Тихонов
  • Михаил Давыдов
  • Сергей Никешкин
  • Антон Надточий
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Гнездилов
  • Раис Баишев
  • Полина Воеводина
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Сухов
  • Юлий Борисов
  • Антон Лукомский
  • Сергей Скуратов
  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Энди Сноу
  • Марина Егорова
  • Евгений Зеленов
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Чуйков
  • Анастасия Абашева
  • Станислав Белых
  • Владимир Плоткин
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Полищук
  • Виталий Лутц
  • Олег Мединский
  • Роман Грибанов
  • Никита Явейн
  • Андрей Михайлов
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Ростислав Цайзер
  • Александр Самарин
  • Левон Айрапетов
  • Всеволод Медведев
  • Павел Андреев
  • Степан Липгарт
  • Владислав Андреев
  • Дмитрий Буш
  • Константин Таранов
  • Александр Котенков
  • Татьяна Гук
  • Екатерина Кузнецова
  • Роман Леонидов
  • Игорь Членов
  • Илья Уткин
  • Сергей Труханов
  • Егор Донцов
  • Евгений Подгорнов
  • Юрий Виссарионов
  • Дмитрий Климов
  • Наталия Шилова
  • Григориос Гавалидис

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Ресторан высокой морской кухни «Barca»
  • Музей Фабрики-кухни. Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
  • Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
  • Офис трансконтинентальной компании
  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка

Новости российской архитектуры:

Золотая коронка
20.11.2024

Золотая коронка

Андрей Чуйков
Гибкость и интеграция
18.11.2024

Гибкость и интеграция

Елена Струговец

Технологии:

21.11.2024

«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду

Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
Новые горизонты
19.11.2024

​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям

Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024

Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре

Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
11.11.2024

​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»

В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
КНАУФ ГИПС
07.11.2024

​За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС

Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи