Главный вход в вокзал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
информация:
-
статус
реализовано -
даты
01.2018 — 03.2020 / 2018 — 08. 2020 -
место
Россия, Иваново
Вокзальная площадь, дом 3 -
функция
Транспортный / вокзал -
общая площадь
5 755 м2 -
строительный объем
65 000 м3 - Вместимость – 2500 человек

Алёна Франчян /
/ Россия
Борис Матвеев /
/ РоссияFABER GROUP /
/ Россияавторский коллектив
Руководители авторского коллектива, ГАП: Алена Франчян, Борис Матвеев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев
Архитекторы: Александр Михайлов, Руслан Хизриев
партнеры, заказчики, смежники
Разработка РД и инженерно-техническое сопровождение: Ярославский проектно-изыскательский институт «Ярославжелдорпроект»
Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
Заказчик: Дирекция РЖД, Правительство Ивановской Области
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Архи.ру об этом объекте:
06.12.2022
Задавая тренды
Рассказываем об итогах первой премии IPI Award. Звание «Выбор года» – у Пакгаузов на Стрелке Нижнего Новгорода, проекта Сергея Чобана и бюро СПИЧ.
В конце ноября в пространстве Empire Lounge в Москва-Сити прошла церемония подведения итогов первой российской профессиональной премии IPI Award Innovative Public Interior Award независимого конкурса лучших реализованных общественных интерьеров. П... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
07.12.2021
Алёна Кузнецова. Свет изнутри
14.09.2020
Юлия Тарабарина. На все времена
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
описание:
Здание железнодорожного вокзала в городе Иваново является культурным наследием и памятником архитектуры. Этот крупнейший в России вокзал берегового типа в стиле конструктивизм был построен в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского.
Вокзал в Иваново стал одним из символов города и частью истории России XX века и России современной. С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три глобальные реконструкции. В 1950-х, 1980-х и в 2020 году. Каждая из реконструкций привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения и узнаваемые черты своей эпохи. В результате, здание представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.
Реконструкция с элементами реставрации 2020 года должна была привнести в здание все необходимые функции и технологии современного вокзала, но при этом выявить уникальный облик и максимально сохранить оригинальные конструктивные и декоративные элементы.
Разработке проекта реконструкции предшествовало масштабное исследование, которое показало, что от изначального здания в стиле конструктивизма 1933 года остались общий объем и большая часть несущих конструкций, в том числе протяженный фасад длиной 158 метров и высотой 16 метров с большими вертикальными витражами и круглыми окнами. А также, сохранилась организация движения пассажиропотока от вокзальной площади сквозь грандиозное пространство пассажирского зала ожидания к выходу на перрон.
Этот гигантский авангардный пассажирский зал во время реконструкции 1950 – х был разделен на два зала «Синий» и «Красный». «Синий» зал был декорирован в стиле раннего советского модернизма. Декоративный образ «Красного» зала был сформирован в 1980 году. Зал хранит яркие артефакты эпохи позднего советского модернизма. Аскетичный зал украшает гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Пол выполнен из полнотелого терраццо. Переход из «Синего» зала в «Красный» украшен отреставрированными мозаичными панно с характерной символикой Советского Союза. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и замысел первого архитектора вокзала.
При разработке проекта 2020 года командой архитекторов и историков было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города. Основные элементы интерьеров каждого из залов были сохранены. Новые решения разрабатывались таким образом, чтобы гармонично дополнять сохраняемое.
Фасадам вокзала возвращено характерное для архитектуры авангарда 1920 – 1930 –х годов сочетание цветов красного (caput mortuum или English red), серого и бежевого. В «Синем» зале были сохранены лазоревый и бежевый (алебастровый) цвета стен и потолка. Большие витражи, элементы декора из гипса и пол из разноцветной метлахской плитки были тщательно восстановлены. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой «устрица» с орнаментом по мотивам арт – проекта «Агитационный текстиль» 30-х годов XX века, созданного в мастерских текстильной мануфактуры города Иваново по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации в США и Англии. Использование традиционной трафаретной технологии нанесения орнамента на колонны, позволило добиться эффекта декорирования тканью.
Интерьер «Синего» зала дополнила современная инфраструктура, обеспечивающая удобство и безопасность пассажиров, в том числе, маломобильных. Здесь разместились: билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камера хранения, информационная стойка туристического центра города Иваново и так далее.
Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции 2020 года, авангардное здание вокзала стало не только важным объектом транспортной инфраструктуры города, но и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века.
Вокзал в Иваново стал одним из символов города и частью истории России XX века и России современной. С 1933 года и до настоящего времени вокзал перенес три глобальные реконструкции. В 1950-х, 1980-х и в 2020 году. Каждая из реконструкций привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения и узнаваемые черты своей эпохи. В результате, здание представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.
Реконструкция с элементами реставрации 2020 года должна была привнести в здание все необходимые функции и технологии современного вокзала, но при этом выявить уникальный облик и максимально сохранить оригинальные конструктивные и декоративные элементы.
Разработке проекта реконструкции предшествовало масштабное исследование, которое показало, что от изначального здания в стиле конструктивизма 1933 года остались общий объем и большая часть несущих конструкций, в том числе протяженный фасад длиной 158 метров и высотой 16 метров с большими вертикальными витражами и круглыми окнами. А также, сохранилась организация движения пассажиропотока от вокзальной площади сквозь грандиозное пространство пассажирского зала ожидания к выходу на перрон.
Этот гигантский авангардный пассажирский зал во время реконструкции 1950 – х был разделен на два зала «Синий» и «Красный». «Синий» зал был декорирован в стиле раннего советского модернизма. Декоративный образ «Красного» зала был сформирован в 1980 году. Зал хранит яркие артефакты эпохи позднего советского модернизма. Аскетичный зал украшает гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Пол выполнен из полнотелого терраццо. Переход из «Синего» зала в «Красный» украшен отреставрированными мозаичными панно с характерной символикой Советского Союза. Сами переходы между залами значительно увеличены, что позволило подчеркнуть масштаб и замысел первого архитектора вокзала.
При разработке проекта 2020 года командой архитекторов и историков было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города. Основные элементы интерьеров каждого из залов были сохранены. Новые решения разрабатывались таким образом, чтобы гармонично дополнять сохраняемое.
Фасадам вокзала возвращено характерное для архитектуры авангарда 1920 – 1930 –х годов сочетание цветов красного (caput mortuum или English red), серого и бежевого. В «Синем» зале были сохранены лазоревый и бежевый (алебастровый) цвета стен и потолка. Большие витражи, элементы декора из гипса и пол из разноцветной метлахской плитки были тщательно восстановлены. Синее деревянное покрытие потолка, колонн и стен полностью заменено на аналогичное, но из негорючих материалов. Колонны «Синего» зала покрыты декоративной штукатуркой «устрица» с орнаментом по мотивам арт – проекта «Агитационный текстиль» 30-х годов XX века, созданного в мастерских текстильной мануфактуры города Иваново по спецзаказу АХРР (Ассоциации художников революционной России) для агитации в США и Англии. Использование традиционной трафаретной технологии нанесения орнамента на колонны, позволило добиться эффекта декорирования тканью.
Интерьер «Синего» зала дополнила современная инфраструктура, обеспечивающая удобство и безопасность пассажиров, в том числе, маломобильных. Здесь разместились: билетные кассы, зоны ожидания, кафе, киоски, камера хранения, информационная стойка туристического центра города Иваново и так далее.
Проект 2020 года дал «Красному» залу новую функцию: теперь здесь проводятся выставки, ярмарки, кинопоказы и лекции. В результате реконструкции 2020 года, авангардное здание вокзала стало не только важным объектом транспортной инфраструктуры города, но и центром культурных и общественных мероприятий всего региона, представляя собой редкий для России пример бережного восстановления памятника архитектуры XX века.
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Красный зал. Вид на арт-пространство. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Красный зал. Вид на барную стойку. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Андрей Сафонов
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Дмитрий Рыжаков
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Фотография © Олег Мелехин
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Разрезы. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Колористическая карта. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Орнамент. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
Предоставлено FABER GROUP
Синий зал. схема зонирования. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Синий зал. Фрагмент потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Схема напольного покрытия терраццо. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Проект. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Схема разверток. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Проект. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Красный зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. План-схема помещений. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Схема пола. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Схема потолка. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Развертки. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Бизнес зал. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема лавки длительного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема лавки краткосрочного ожидания. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема зоны бара. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Схема циферблата. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Фронтальный вид на дверной блок «Вход 2» со стороны перрона. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Фронтальный вид на дверной блок. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Киоски. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
В проекте декоративный фриз, осужденный эспертами, был, в реализации его нет. Северный и южный фасады. Реконструкция железнодорожного вокзала в городе Иваново
© FABER GROUP
Алёна Франчян,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
26.09.2023
Сны о вселенной
26.09.2023
Гибкая сторона силы
Тотан Кузембаев26.09.2023
Искусствовед между молотом и наковальней
25.09.2023
Шестиглавый
Сергей Кузнецов, Сергей Чобан, Игорь Членов, Борис Шаталов, Александр Шумилкин, Александр Деринг, Игорь КозакТехнологии:
25.09.2023
Axyforma
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементамиAxyforma
21.09.2023
HILTI
Инженерный практикум: методика расчета теплотехнических характеристик навесных фасадных систем HILTI
HILTI
21.09.2023
Tarkett
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природыTarkett
13.09.2023
Larta Glass
Тренд на «структурные фасады»: как изготавливают и применяют сверхгабаритное архитектурное стекло с покрытием от Larta Glass
Larta Glass
12.09.2023
Cladding Solutions, S.P.A.C.E. Architects, Архитектурная мастерская Мамошина, Архитектурное бюро «Новая Р.А.С.А.», Проектное бюро АПЕКС, СПИЧ
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.Cladding Solutions, S.P.A.C.E. Architects, Архитектурная мастерская Мамошина, Архитектурное бюро «Новая Р.А.С.А.», Проектное бюро АПЕКС, СПИЧ