Цирк в Мневниках: сравнение разрезов

Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.

mainImg
Пожалуй, без особенного преувеличения можно сказать, что конкурс на проект Большого московского цирка стал главным – ну, или хотя бы самым обсуждаемым – архитектурным событием Москвы зимы/весны 2025 года.
  • zooming
    Схема расположения участка в Мневниковской пойме
    © mos.ru
  • zooming
    Схема расположения участка в Мневниковской пойме
    © mos.ru

1 место / Апекс

Сегодня было объявлено, что по итогам общественного голосования победил тот же проект, который нам показали в качестве победившего 31 января. Тогда же о нем сообщалось, что работу над проектом продолжит компания Апекс, и теперь проект подписан компанией Апекс, которая приняла на себя ответственность за него, как предстоящую немалую работу по адаптации проекта.
  • zooming
    1 / 5
    Проект-победитель конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме
    © Apex
  • zooming
    2 / 5
    Проект-победитель конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме
    © Apex
  • zooming
    3 / 5
    Проект-победитель конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме
    © Apex
  • zooming
    4 / 5
    Проект-победитель конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме
    © Apex
  • zooming
    5 / 5
    Проект-победитель конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме
    © Apex

Эксперты высказываются в том смысле, что работа впереди еще большая. И что проект может существенно измениться. 

Надо сказать, пока что здание в разрезе выглядит примерно так же, как и на рендерах, и ассоциации вызывает те же, оно похоже на большую крышку. Но это мое личное оценочное суждение. Детям же нравится... Вон, 42% детей на «Активном гражданине» высказались за этот проект. Значит, надо строить! Ну, или перерабатывать. Или адаптировать. Искренне желаю удачи архитекторам компании Апекс в решении поставленной перед ними непростой задачи. 

Другие проекты конкурса на цирк в Мнёвниках

KAMEN
В импровизированном голосовании, которое мы провели в социальных сетях Архи.ру, победил именно этот проект. А мы предполагаем, что у нас там присутствуют, ну, хотя бы в каком-то количестве, профессионалы отрасли. 

Проект хочется назвать самым легким из всех – что, впрочем, не отменяет перекличек с Театром Камала Кенго Кумы – хотя эти переклички достаточно отдаленные, а мотив паруса, хотя и в другом истолковании, можно увидеть и у Сантьяго Калатравы, и в Сиднейской опере. 
  • zooming
    1 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / KAMEN
    © KAMEN
  • zooming
    2 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / KAMEN
    © KAMEN
  • zooming
    3 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / KAMEN
    © KAMEN
  • zooming
    4 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / KAMEN
    © KAMEN
  • zooming
    5 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / KAMEN
    © KAMEN

Тем не менее именно здесь разрез представляет собой красивую фигуру, здание как будто состоит из тонких скорлупок. Возможно, оно изменилось бы в процессе, или, наоборот, осталось бы таким, а тонкость линий была бы обеспечена размахом здания в пространстве. Что делаем его не самым лучшим примером для территории на проспекте Вернадского, в расчете на которую проектирование велось первоначально. 
   
Маркс Инжиниринг
Проект компании Маркс и Елены Мызниковой занял в нашем голосовании почетное второе место. А после объявления суточных результатов поднатужился и обогнал проект бюро KAMEN довольно существенно. 

Это красивый, здравый, спокойный проект, не лишенный актуальной скульптурности, и в то же время достаточно простой. Он намного компактнее проекта Грекова, выше по этажности; объемные ленты, формирующие образ здания, были задуманы авторами как пешеходные пандусы, то есть по такому цирку можно было бы в буквальном смысле ходить снаружи. На кровле планировал видовой амфитеатр, возможно, для летних представлений. 
  • zooming
    1 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Маркс Инжиниринг
    © Маркс Инжиниринг
  • zooming
    2 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Маркс Инжиниринг
    © Маркс Инжиниринг
  • zooming
    3 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Маркс Инжиниринг
    © Маркс Инжиниринг
  • zooming
    4 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Маркс Инжиниринг
    © Маркс Инжиниринг
  • zooming
    5 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Маркс Инжиниринг
    © Маркс Инжиниринг

  
АБ ASADOV
Проект бюро Асадовых – а он, надо сказать, в общественном голосовании занял почетное второе место, совсем немного отстав от лидера, на своих других картинках выглядит как-то совершенно иначе, хотя «шляпу», за которую все голосовали, разглядеть, при желании, можно. 
  • zooming
    1 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / АБ ASADOV
    © АБ ASADOV
  • zooming
    2 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / АБ ASADOV
    © АБ ASADOV
  • zooming
    3 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / АБ ASADOV
    © АБ ASADOV
  • zooming
    4 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / АБ ASADOV
    © АБ ASADOV
  • zooming
    5 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / АБ ASADOV
    © АБ ASADOV

На видах сверху его стеклянный козырек с цветными отверстиями выглядит лаконично, легко и действительно похож на шатер шапито из архитектурной ткани, – не «взорванный» изнутри, как у Грекова, а аккуратно натянутый. Кровля здесь тоже эксплуатируемая, на ней зеленый сквер. А на разрезе видно, что под «стеклянной корой», которую предложило бюро ASADOV, находится промежуточная зона, прогулочные балконы, как открытые, так и защищенные стеклянным кожухом. 
 
UNK
Проект архитекторов UNK, положа руку на сердце, хочется назвать самым оригинальным из всех – они дальше всех ушли от образа круглого цирка-шапито, «утопив» свою арену в «зарослях» грибовидных колонн. Авторы предложили яркую цветную подсветку колонн, и именно она работала на зрителя в рамках голосования. Однако если посмотреть на проект в новом ракурсе – он вообще не яркий, разноцветье в нем опционно, он скорее зеленый. Лес колонн и гипостильный, так сказать, подход к живописной планировке, – еще один актуальный прием современной архитектуры, очень популярный. «Грибы», конечно, читатели сравнивали с 55 причалом Томаса Хезервика, но он далеко не единственный в этой компании – вспомним хотя бы Большую мечеть в Алжире. Прием есть прием. 
  • zooming
    1 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / UNK
    © UNK
  • zooming
    2 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / UNK
    © UNK
  • zooming
    3 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / UNK
    © UNK
  • zooming
    4 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / UNK
    © UNK
  • zooming
    5 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / UNK
    © UNK

И так же, как и проект KAMEN, проект UNK широко «размахивается» в пространстве. Но самое удивительное – авторы предложили провести сквозь лес грибовидных колонн трубу, вероятно, для прогулок, но на аксонометрии возникают неизбежные ассоциации с аквапарком. Тем не менее, это самый неожиданный вид организации общественного пространства внутри многофункционального культурного центра, каким призван стать, согласно замыслу московских властей, московский цирк.  На кровле здесь тоже был предложен амфитеатр. 
  
Мирпроект / Никита Богачкин
Этот проект использует ту же тему свернутой кольцом «улитки», что и Маркс Инжиниринг, но с точки зрения пластики фасадов к нему – больше вопросов. Ей, как кажется, не хватает цельности высказывания, поскольку здание оказалось составленным из трех частей: улитки собственно арены, глубоко вынесенного вперед портика на тонких опорах и ортогонального здания – технического назначения, в том числе с вольерами для животных. 
  • zooming
    1 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Мирпроект, Никита Богачкин
    © Мирпроект
  • zooming
    2 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Мирпроект, Никита Богачкин
    © Мирпроект
  • zooming
    3 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Мирпроект, Никита Богачкин
    © Мирпроект
  • zooming
    4 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Мирпроект, Никита Богачкин
    © Мирпроект
  • zooming
    5 / 5
    Проект конкурса на концепцию Большого московского цирка в Мневниковской пойме / Мирпроект, Никита Богачкин
    © Мирпроект

Проект выглядит более традиционным, может быть, несколько чересчур «деконструктивистским», и в этом смысле отсылает куда-то к 2000-м годам. 

Зато в зените здесь не амфитеатр, а настоящий оккулюс, который позволил бы – предположим –  впустить на арену цирка, обычно темную, солнечный свет. 
 
Ну вот и все шесть проектов, официально участвовавших в конкурсе для Мневников. 

Лично мне осталось немного не понятным, почему цирки на разрезах какие-то половинчатые, не полные арены. Они же должны быть круглыми? Или нет? 
***

Кто следил за конкурсом, тот знает, но мы в двух словах напомним: 31 января мэр Москвы показал победивший проект; одновременно стало известно, что его разработкой займется компания Апекс, и все, и мы в том числе, начали гадать, кто же автор проекта. Состав жюри конкурса остался неизвестным, как и авторство пластической идеи победившего проекта, который теперь взял на себя Апекс. После некоторого общественного недоумения, высказанного в соцсетях, мэрия провела два голосования: одно за перенос участка проектирования в Мневники, другое на выбор проекта цирка из исходно заявленных шести. Жюри у конкурса так и не появилось, или – скажем иначе – власти города проявили высокую степень демократизма, доверившись мнению общественности. 

Теперь тему можно считать закрытой и наблюдать за переработкой проекта.

Уже многие эксперты высказались, что для наших широт характерны существенные доработки победившего в конкурсе проекта. Добавлю – характерно еще и включение идей из соседних конкурсных проектов. Осмысление, так сказать, лучших из предложенных всеми участниками конкурса решений. Так вот, можно было бы, например, соединить деконструкцию Ивана Грекова и Никиты Богачкина; так сказать, целостный и наоборот, дробный подход. Распределить пешеходные пандусы петлями, как у Маркс Инжиниринг, но накрыть стеклянной корой, как в проекте бюро ASADOV. Обязательно нужно использовать гипостильное предложение от UNK. Часть пешеходных пандусов можно было бы соединить с «прогулочными трубами», и дотянуть их до мневниковского природного заповедника, поскольку эксперты говорят, что природа – главная ценность полуострова. Животных, желательно тех, которые помельче, можно было бы выпускать в заповедник, вероятно, в специальные вольеры – подышать свежим воздухом и размяться. В свою очередь посетители заповедника могли бы, наблюдая за животными, вдохновляться идеей похода в цирка, обязательно с детьми, и даже покупать билеты прямо там же, у дополнительного входа, если новый многофункциональный центр сочтет возможным установить дополнительные кассы с этой стороны. Ну и наконец, Остров же окружен водой, а в цирке есть опция трансформации арены в водную арену. Ее можно было бы соединить с водой Москвы-реки, разумеется, включив необходимые технологии очистки, к примеру, из водорослей – такое предложение в отношении Москвы-реки уже высказывали в 2014 году. Больше того, здание цирка следовало бы совместить с станцией очистки воды Москвы-реки, одновременно используя уже очищенную воду для животных на арене. Это мог бы получиться очень амбициозный проект, если его немного доработать. 

13 Марта 2025

Похожие статьи
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Массенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.