В разработке концепции необходимо было использовать блоки оконных конструкций из железобетона Дома Советов. Они были сохранены музеем в ходе демонтажа здания в мае этого года.
На рассмотрение жюри были представлены 60 проектов от конкурсантов из Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тамбова, Нижнего Новгорода. Ростова-на-Дону, Ярославля, Мытищ, Курска, Казани, Томска и Краснодара.
Победителем стал московский проект, коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль». Если описывать концепцию в двух словах, то с одной стороны это куб – мемориальный объект, несущий в себе память и материальность утраченного памятника модернизма. Но с другой это игровой автомат, встав за пульт управления которым можно заполучить плюшевую панельку и увезти ее с собой как память о Доме Совете или в целом – о Калининграде.
Рассказываем о победителе и проектах, вошедших в шорт-лист.
1 место
ДЕ(конструкция) памяти о памятнике. Коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль»Анастасия Култаева, Константин Антипин, Ксения Лапсина, Елизавета Дворщенко, Москва
«Сто лет назад, в 1924 году А.В. Щусев сказал: «У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все». В поисках образа для объекта мы, следуя примеру Щусева, тоже пошли от куба. Из бесконечного многообразия вкладываемых в эту форму смыслов мы стали высекать те два начала, что поставили задачей раскрыть в своем проекте.
Утрата калининградского Дома Советов для нас – безусловно, печальное событие, поэтому первое начало – мемориальное. Свою фразу о кубе Щусев произнес в контексте обоснования формы, выбранной им для мавзолея В.И. Ленина. В СССР за все время его существования было построено три мавзолея, и все – для одного тела. Но на них список возведенных по проектам советских архитекторов мавзолеев не заканчивается. В 1950- 1980-е годы еще три были сооружены для тел революционных лидеров Вьетнама, Монголии и Анголы.
Их создали архитекторы ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений – ведущего института, одним из главных профилей которого было проектирование административных зданий. Именно в стенах этой организации полвека назад был разработан проект калининградского Дома Советов.
Разместить объект мы предлагаем на возвышении в перспективе парковой аллеи, фокусирующей взгляды на его силуэт.
Единственным материальным свидетельством существования здания теперь являются три сохраненные во время его демонтажа фасадные панели.
Мы не стали предлагать сакрализировать материальные останки объекта нашей печали. В нашем, вывернутом наизнанку, (не)мавзолее – сами сохраненные элементы Дома Советов являются оболочкой хранения памяти о нем и продолжают при этом нести исходную функцию, служа фасадом уже нового объекта. Как и в предыдущие десятилетия, в окна можно смотреть в основном извне, но теперь наконец происходящее за ними.
Ключевое отличие памятников советского модернизма от шедевров интернационального стиля на Западе – применение сборных (или разборных) железобетонных конструкций. Недаром процесс демонтажа Дома Советов был так тяжело отличим от идущего задом наперед строительства.
Преследуя цель сохранить память об утраченном символе города в сердцах людей скорее теплой и светлой, нежели печальной и безысходной, мы выбрали для нашего объекта второе смысловое начало – игровое.
Будучи строго выверенной монументальной формой, наш объект одновременно является игровым автоматом. Встав за его пульт управления, каждый прохожий может попробовать заполучить масштабную модель фасадной панели Дома советов, выполненной из плюша. Таким образом, человек оказывается причастным к процессу его бесконечной, запертой в «вечный» контур куба, (де) конструкции.
Принцип игры прост: человеку дается фиксированное время для того, чтобы выбрать положение крюка, а затем нажать кнопку и опустить крюк в попытке зацепить одну из лежащих на дне куба панелей. В случае удачи игрока, зацепленную панель крюк опустит в отверстие, из которого ее можно будет забрать».
2-10 место
Янтарный маякАнтонина Зыкова, архитектор, Санкт-Петербург
«Арт-объект «Янтарный маяк» станет не просто символом Калининграда, но и его визитной карточкой. Сочетание старых бетонных плит, теплых оттенков янтаря и природных материалов позволит создать уникальное произведение искусства, отражающее морскую историю города и его тесную связь с природой. Верхняя часть маяка будет оборудована смотровой площадкой, с которой можно будет любоваться закатами, наблюдать за морскими судами и наслаждаться панорамным видом города.
Бетон и дерево как символы прочности и гармонии: сочетание этих двух материалов символизирует прочность и надежность, а также гармонию между человеком и природой».
BRUTALIST PLAYGROUND
Данил Корниецкий, архитектор, Калининград
«Предлагаемая концепция паблик – арт объекта основана на необходимости создания неподдельно живого объекта, хранившего бы в себе память о Доме советов и находящего новое прочтение и функцию его сохранившимся элементам.
Сама геометрия оконных блоков наталкивает на образы детского наивного представления о доме – прямоугольник с окном, а переломы граней в отдельно взятых панелях, приобретают новую выразительность, которая перекликается с встречающимся в типологии детских площадок разнообразием плоскостей. Более того, подобного рода геометрия очень характерна для детских площадок, создаваемых архитекторами – бруталистами в период процветания этого направления.
Таким образом было решено обратиться к образу детской площадки – арт объекта, что позволило бы дать сохранившимся элементам Дома советов новую жизнь в обоснованно – естественном для них контексте и стилистической направленности. Приспособление панелей под элементы детской площадки меняет их масштаб на соразмерный человеку и в то же время позволяет найти для оконных блоков современное прочтение, не изменяя их стилистическим особенностям».
Подробно ознакомиться с проектами можно будет на выставке, посвященной конкурсу и его итогам, которая откроется в музее «Дом китобоя» 19 декабря.