Кирпич на вес золота

В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.

mainImg
Всероссийский открытый конкурс архитектурных проектов с применением кирпича, организованный издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад», в 2024 году проводился уже в четвертый раз. 

Молодые архитекторы и дизайнеры в возрасте до 35 лет соревновались в пяти номинациях:
  • «Кирпичный городской дом»
  • «Кирпичное общественное пространство»
  • «Кирпичный загородный дом»
  • «Кирпичный интерьер»
  • «Кирпичная реконструкция» – новая номинация, введенная в 2024 году
Всего на конкурс было подано 244 заявки и 120 проектов из двадцати городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Краснодар, Владивосток, Красноярск, Ижевск, Иркутск, Новосибирск, Владикавказ, Тамбов, Барнаул, Белгород, Орск, Азов.

На площадке «Студии 42» культурно-делового пространства «Севкабель Порт»  проходила выставка 35 работ финалистов, выбранных экспертным советом.

Гран-при получил проект «Серая кольцевая» Анастасии Сергеевой и Владислава Лобко из Санкт-Петербурга.

Рассказываем подробней о победителях. 

Гран-при

«Серая кольцевая»
Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург.
zooming
Гран-при IV Кирпичного конкурса
© «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург

Промышленный серый пояс Петербурга дал название и цвет новой ветке метро. Серая кольцевая линия объединяет множество памятников промышленной краснокирпичной архитектуры, характерных для дореволюционного и советского периодов. Типовые спуски в метро располагаются в корпусах тех заводов и фабрик, названия которых они носят, таким образом вестибюлем метро становится сам краснокирпичный объект. Это явление отражает важный этап в истории города, когда промышленное производство, являясь основой экономики, формировало облик не только промышленных зон, но и всей городской ткани.
  • zooming
    1 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    8 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    9 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    10 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    11 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург

Станции кольцевой линии стали своего рода данью уважения промышленному прошлому города, и их названия связаны с крупнейшими предприятиями, которые когда-то играли ключевую роль в развитии Петербурга. Так, Пороховой завод дал название станции Пороховая, а знаменитый «Красный Треугольник», крупнейшее производство резины, – станцию Резинотрест. Названия станций метро не только наполняют маршруты исторически ми ассоциациями, но и подчеркивают взаимосвязь промышленного наследия и городской инфраструктуры.

Кирпичный городской дом/ победитель

«Тихое место» 
Алина Паршикова, Москва.
Кирпичный городской дом/ победитель
© «Тихое место» Алина Паршикова, Москва

Москва и Санкт-Петербург оказались перегружены ритмом современного города, поэтому возникла потребность сместить фокус внимания с двух столиц на города, являющиеся остановками Сапсана между ними: так, вокзальную территорию Вышнего Волочка предложили осмыслить как пространство для новой типологии жилья, когда дом находится в благоприятной транспортной доступности от мегаполиса, но не находится непосредственно в нем. Вышний Волочек – это большое количество кирпичных зданий – начиная от исторического вокзала и заканчивая торговыми рядами, театрами и музеями. Возникло предложение создать район, построенный на разнообразных сценариях использования дворов, становящимися центрами событиями.
  • zooming
    1 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    2 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    3 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    4 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    5 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    6 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    7 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    8 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    9 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    10 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    11 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва

Проект «Тихое место» – это возможность в активном новом районе побыть наедине с собой как жителю дома, так и гостю. В Вышнем Волочке одним из морфотипов является «внутриквартальное здание» – типология, когда во внутриквартальной застройке возникает одна затерянная секция. На основе этой типологии был разработан «затерянный дом» – тихое место, где каждый имеет право побыть в одиночестве. Дом построен исходя из «права горожанина на уединение»: таким образом, ступенчатая структура зиккурата сформировала вариативную планировку квартир, а также предоставив городу альтернативный вертикальный маршрут и видовую площадку. Дом работает по принципу монастыря в городе, создавая пространство уединения на разных уровнях – от публичного (купольное пространство на первом этаже) к личному (в квартире). Дом затерян, и его трудно найти. В доме 14 входов и 12 квартир: только жильцы знают свой вход, остальные могут пройти по внутреннему сквозному проходу в городской сад. Камерное пространство квартиры решено за счет функциональных ниш в стенах: кирпич, будучи штучным материалом, создаёт человеческий масштаб и отсылает к сводчатым пространствам келий. Толстые стены – изолируют, защищают, но и становятся пространством как таковым...

Кирпичное общественное пространство/ победитель

«Буян» 
Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичное общественное пространство/ победитель
© «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург

Буян – это утопический проект о том, как могли бы выглядеть общественные зеленые пространства в Санкт-Петербурге. Не хитрыми средствами любое руинированное здание (которых в нашем города не мало) превращается в живописный парк с гравюр Пиранези. Главное – дать волю природе!
  • zooming
    1 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург

В данном случае был выбран участок бывшего Сального буяна в историческом районе Коломна на реке Пряжка, заново прорыты каналы и заодно на фундаменте здания буяна, построенного по проекту Тома де Томона, спроектирована оранжерея. Место это было выбрано неслучайно, на этом месте в конце XVIII века располагались цветущие сады купца Гутуева, которые были видны со всякого судна, входившего в Неву. Позже на их месте было возведено здание буяна для хранения сала. Как известно, сало хранилось в бочках и глиняных горшках, отсюда причудливые кирпичные объемы, которые служат «сосудами» для различных растений. Эти объекты выложены из кирпича таким образом, что растениям удобно цепляться своими корнями за их поверхность. Солнечный свет проходит сквозь отверстия в кирпичной кладке. Кирпич обеспечивает теплую и защищенную среду для растений. В проекте применяется кирпич из каталога компании АРХИТАЙЛ.

Кирпичный загородный дом/ победитель

«Между» 
Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичный загородный дом/ победитель
© «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург

Дом отшельника стоит на самой границе города и леса, словно мост между двумя мирами. Одна его часть встроена в старую кирпичную стену, обращенную к городу.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург

Это место, наполненное следами цивилизации: здесь стоят полки с книгами, которые он когда-то привез с собой, старое кресло, стол и медный подсвечник. Здесь он читает по вечерам, погружаясь в мысли.

Другая часть дома – деревянная, она постепенно растет в сторону леса. Здесь все создано его руками: простая кровать, полки для сушёных трав и ягод, самодельный очаг, где он готовит пищу. Эта часть дома жива, она дышит вместе с природой, каждое новое бревно словно становится продолжением леса. Здесь отшельник чувствует себя свободным, его тело и дух расслабляются. Каждое утро он поднимается на стену, как на границу между двумя реальностями. С одной стороны – город, который медленно приближается. С другой стороны – лес, спокойный, неизменный, где он находит свой покой.

Отшельник смотрит на миры вокруг себя и понимает, что его дом, словно зеркало, отражает это разделение. Один мир, полный шума и движения, другой – наполненный тишиной и жизнью, которая не требует спешки. Он живет на этой границе, не принадлежит полностью ни городу, ни лесу, но находит баланс в их противоречиях...

Кирпичный интерьер/ победитель

Первое место не присуждалось.

Кирпичная реконструкция/ победитель

«Сон о дымовых трубах и дирижаблях» 
Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург.
Кирпичная реконструкция/ победитель
© «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург

Кирпичные дымовые трубы являлись неотъемлемой частью любого промышленного города тира. Эти конструкции, когда-то служившие для отвода дыма от заводских предприятий, сегодня представляют собой объекты культурной ценности, которые рассказывают о развитии городской инфраструктуры и экономической жизни города ушедших эпох. В настоящее время неиспользуемые трубы в лучшем случае – декорация для городской среды, а в худшем и вовсе лишний артефакт.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург

Проект на примере Санкт-Петербурга демонстрирует возможность реконструкции труб города, с целью их сохранения. В проекте также затронута транспортная проблема современной городской среды. Дирижабли служат «небесным общественным транспортом», остановки которого – те самые дымовые трубы. Их использование не только снизит нагрузку на уже перегруженные улицы, но и добавит новую визуальную составляющую в городской пейзаж. Особенность дирижабля в тот, что для него нет необходимости приземляться ради загрузки и выгрузки пассажиров, достаточно лишь состыковаться с посадочным пунктом.
Кирпичный городской дом/ 2 место
«Дом Нафа» 
Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону.
Кирпичный городской дом/ 2 место
© «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Самая лучшая реклама кирпича – известная сказка для маленьких детей «три поросенка». Почему дом третьего героя выстоял в схватке с волком? Наф говорил, что его дом крепость, а самый надежный для этого материал именно кирпич. С развитием технологий и интернета человеку некуда спрятаться, ведь его везде найдут. а что если дом станет личной крепостью, которая надежно спрячет от чужих глаз? Абсурдная идея городского дома, основанная на переосмыслении образа крепости, зажатый между высоток...нет привычных окон, нет привычных дверей – только кирпич.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Дом Нафа – гиперболизированный образ крепости, наполненный как обитаемыми пространствами, так и сетью бессмысленных лимитивных пространств, призванных запутать незнакомцев. кирпич в этом доме, как матрица, из которой рождается каждая его составляющая – каркас, светопропускающие элементы, даже двери. Узкая коробка дома наполнена разнообразными по форме пространствами и переходами, часто ненормативной высоты, глубины или расположения. Однако это не мешает жильцам, ведь такое экспериментальное формирование пространства позволяет использовать его более многогранно. А вот непрошенным гостям придется сильно постараться, чтобы найти жильца или его богатства в этом доме, не испугавшись пространств, балансирующих между реальностью и чистейшим абсурдом.
Кирпичный городской дом/ 3 место
«Сонмище» 
Надина Сардарова, Москва.
zooming
Кирпичный городской дом/ 3 место
© «Сонмище» Надина Сардарова, Москва

Сон – маленькая репетиция смерти. Человек проводит во сне около 20 лет своей жизни. Пребывание во сне покрыто завесой тайны по сей день, науке еще не удалось разгадать ее. Функциональная наполненность Сонмища сложена из рекомендаций, улучшающих сон, а именно, чтение, медитации и йога. Клуб дарит разный опыт сна – на весу, на татами, в комнате. Снаружи он и сам спит, сконцентрировавшись на действе сна внутри. Созвучно тезису, прообразом Сонмища послужили реконструкции мавзолеев в Галикарнасе, Адриана, Августа и Диоклетиана.
  • zooming
    1 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    2 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    3 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    4 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    5 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    6 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    7 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
Кирпичное общественное пространство/ 2 место
«Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» 
Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург.
Кирпичное общественное пространство/ 2 место
© «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург

При создании нового объекта амбициозные архитекторы зачастую преследуют цель поставить своеобразную точку в облике той или иной территории. Хочется верить, что будущий проект всем придется по вкусу и ни время, ни антропогенные воздействия не поглотят его. Реальное же положение дел несколько отличается – время инструмент неподвластный человеческим желаниям, даже самым благородным, оно безжалостно видоизменяет все, что люди привносят в этот мир. А все архитектурные проекты, будь то здания, памятники, сады или площади – лишь слои времени, калька (‘’палимпсест’’ никто, наверное, не знает) многократно накладываемая на исходник.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург

Довольно ярким примером вышеизложенного является небольшое зеленое пятно на пересечении Сытнинской и Кронверкской улиц, когда-то здесь находились деревянная церковь и доходные дома. Не так давно территорию начали подготавливать к новому строительству, однако неожиданная находка в виде скелетов 255 человек, которые были опознаны как рабочие, одни из первых задействованные в строительстве города на Неве. Такое событие, разумеется, помешало масштабным планам девелопера, и теперь территория простаивается, и время там отчасти застыло. Участок не остался без внимания урбанистов, культурологов и просто небезразличных граждан города, которые хотели бы видеть здесь нечто среднее между общественным садом и мемориальным пространством. Однако ни одна инициатива до сих пор не была ясно презентована.

Анализируя историю участка и текущую дискуссию вокруг него, мы склонились к необходимости спроектировать здесь мемориальный сквер, который будет являться не только местом памяти, но и общественным пространством, местом встреч и прогулок.

Для реализации нашего замысла мы решили как бы обнажить первый слой – то есть период, когда и самого города еще не было, а люди чьи скелеты были найдены на участке, возможно еще и не знали, в каком масштабном строительстве им суждено принять участие. Так ландшафт участка постепенно понижается за счет кирпичных ступеней, в центре участка появляется непроходимый остров деревьев, который олицетворяет Петербург до его строительства и является живым памятникам его создателям. Посетители мемориального сквера сначала проходят на площадь покрытую кирпичом и постепенно спускаются к истокам, отрываясь от привычного контекста и получая возможность соприкоснуться с чем-то с очень далеким прошлым.
Кирпичное общественное пространство/ 3 место
«Красный курильщик» 
Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва.
Кирпичное общественное пространство/ 3 место
© «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва

«...таким образом, Фудзияма, последний раз извергавшаяся в 1708 году, все еще представляет опасность для жителей вокруг, так как поведение спящего вулкана непредсказуемо и неконтролируемо...», – вещали новости, пока я доедал завтрак, а мама доглаживала рубашку. По дороге в школу, на перекрестке, глаз неизменно цеплялся за кирпичную громаду, которая нависала над городом и, казалось, красной иглой готова была проколоть серое ноябрьское небо. Оперевшись на бардачок, я спросил: – Мам, а когда она извергалась в последний раз? – Дорогой, она не извергается, – улыбнулась она «Видимо, спящий» – подумал я.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва

Дымовая труба бывшего завода пластиков в Лефортово, ныне заброшенная, переоборудуется в новое общественное пространство. На стальной стержень [лифтовая шахта, коммуникации] нанизываются 17 комнат, каждая из которых отвечает потребностям пестрого состава района: рабочих, семей с детьми, студентов, гостей на Москве-Товарной. По принципу вертикальной схизмы эти пространства не зависят друг от друга: проехав дополнительный этаж, мы окажемся в саду вместо библиотеки. Структура разделена на три общих блока: досуговый, образовательный и рекреационный снизу-вверх соответственно. Оболочка трубы с внутренней стороны укрепляется новыми слоями кирпичной кладки. Прилегающий двор и МАФы также укладываются кирпичом.
Кирпичный загородный дом/ 2 место
«Снести нельзя, оставить» 
Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону.
Кирпичный загородный дом/ 2 место
© «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Вы когда-нибудь сравнивали дом с человеком? Оказывается, мы так похожи. Когда мы стареем – жизнь меняется. Есть те, о ком заботятся, кого любят и могут защитить. а есть те, кого бросают доживать свой век. «Ненужных» никто не спрашивает, их вытесняют и подводят к определенной черте.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Кто такие «ненужные»? Это жилые дома ( названные ветхим жильем ). Те, кого проще снести, чем починить. Реставрация в привычном ее виде ничего не даст, городу нужно место для выгодный застройки. Но кто решил, что они уже не нужны этому миру? Как и любой человек они хотят жить дальше. может хотят что-то поменять и сделать другой свою жизнь. Снести, нельзя оставить или снести нельзя, оставить? Где лучше поставить запятую по вашему мнению? Каждому нужно давать шанс. Предлагается позволить этим домам жить дальше и сохранить частицу своего времени. Для этого нужна непривычная смена образа. Мы позволим этим объектам уйти и продолжить свою жизнь вне города. Предварительно мы укрепим их, пересоберем, придав более прогрессивный архитектурный облик. При этом мы оставляем опорные архитектурные элементы их времени, чтобы акцентарно сохранить детали определенной эпохи. Пусть их отпустит бесцеремонный городской прогресс, пусть они найдут себе уголок спокойствия в лесу...в горах...в поле.
Кирпичный загородный дом/ 3 место
«Жилой дом в лесу» 
Владимир Овчинников, Санкт-Петербург.
Кирпичный загородный дом/ 3 место
© «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург

В сердце густого леса, вдали от суеты и шумного мира, стоит кирпичный дом, идеально подходящий для семьи интроверта. Стены главного фасада, встречающего гостей, ощетинились 3-Д кладкой из черного кирпича, уподобляясь поведению хозяина в обществе. За темными глухими стенами, располагается набор помещений, рассчитанный на проживание семьи, состоящую из 3-х поколений.
  • zooming
    1 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург

Глава семьи – это IТ специалист, который устал от городской суеты и сбежал в тихое уединенное место вблизи небольшого провинциального города. Выбор его пал на густой лес вблизи города Пошехонья, Ярославской области. Внутри дом наполнен теплом и уютом. Просторная гостиная с камином становится идеальным местом для чтения книг или медитации. Мебель выполнена из натурального дерева, а мягкие текстуры создают атмосферу уюта. Кухня оборудована всем необходимым для приготовления простых блюд, а в столовой есть большой деревянный стол, за которым можно наслаждаться едой в одиночестве или в компании близких друзей.

Каждая комната продумана до мелочей: здесь есть личный кабинет для творчества и работы, а также небольшая библиотека с полками, заполненными любимыми книгами. Ванная комната оформлена в спокойных тонах, а душ с видом на лес позволяет расслабиться и забыть о повседневных заботах.

Главный фасад дома, обращенный к улице, представляет собой массивные глухие стены, выполненные из черного кирпича с трехмерной кладкой. В контрасте с ним, задний фасад, скрытый от посторонних глаз, оформлен в светлом кирпиче и украшен крупными окнами, из которых открываются великолепные виды на окружающий лес. Это архитектурное противопоставление отражает внутренний мир хозяина: несмотря на его замкнутость и отстранённость от общества, он является добрым и глубоким человеком, способным ценить красоту природы и находить утешение в уединении. Такой дом становится не только крепостью, но и отражением души своего владельца, где каждая деталь говорит о его характере и жизненных ценностях.
Кирпичный интерьер/ 2 место
«Пятый элемент» 
Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург.
Кирпичный интерьер/ 2 место
© «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург

Концепция интерьера дома-крепости на холме «Пятый элемент». Одноэтажный кирпичный дом с фонарем в крыше, растущим живым деревом в центре пространства, панорамными окнами и ставнями, которые закрывают гостиную от непогоды и чужих глаз. Металл, дерево, вода, огонь и земля. Атриум стремится вверх, тянется к свету и воздуху. Во внутренней отделке присутствует кирпич, дерево, стекло.
  • zooming
    1 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург

В интерьере мы использовали природные материалы и оттенки. За счет высокого потолка и панорамного остекления человек чувствует себя комфортно и свободно, но в тоже время – безопасно. Создавая «вау» эффект при входе в пространство, мы все равно сохраняем приватность остальных зон. Весь интерьер проходит через призму природы. Сама концепция интерьера дома представляет собой цикл ПРИРОДА-ЧЕЛОВЕК. В окружающую природу мы вписываем дом с его общим пространством для человека, потом снова идет «часть природы» атриум с растением, после которого снова погружение в пространство человека.

Мощный инструмент в создании интерьера этого пространства – солнечный свет. Благодаря ажурной кирпичной кладки мы запускаем естественный свет в дом, создавая не просто красивую игру света и тени, а дозируем освещение, усиливая эффект приватности естественный свет в дом, создавая не просто красивую игру света и тени, а дозируем освещение, усиливая эффект приватности и ощущение безопасности.
Кирпичный интерьер/ 3 место
«Квартира фотографа» 
Анастасия Попова, Санкт-Петербург.
Кирпичный интерьер/ 3 место
© «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург

Квартирой в Ленинградской области владеет молодой фотограф и его супруга. Сводчатый потолок помещения шестиметровой высоты дарит простор для создания двухуровневого пространства, освещённого панорамными арочными окнами. Форма арки повторяется в светильниках. Открытая просторная гостиная стала центром в едином пространстве квартиры. Кухня с отдельной кладовой переходит в столовую.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург

Зоны для работы фотографа: гардероб, гримерная, выходят к фотозоне. На антресолях находятся спальня с санузлом и гардеробом и рабочий кабинет с домашней библиотекой. Сочетание кирпича и стекла выступает лейтмотивом в интерьере. Кирпич используется в конструкции отдельных предметов мебели: кирпичная кладка на фасаде кухонного острова и журнальный столик на опоре из кирпича. Высокие сводчатые потолки подчёркнуты подвесными светильниками необычной формы.
Кирпичная реконструкция/ 2 место
«Арт-центр Guild Arts» 
Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичная реконструкция/ 2 место
© «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург

Guild Arts – это современная гильдия, объединяющая художников и ремесленников, которые работают в едином пространстве. В основе концепции лежит идея поддержки традиций и создание условий для сотрудничества и обмена знаниями. Это место, где современное искусство и ремесло находят новые формы воплощения через традиции прошлого. Ремесленные мастерские / здание, наиболее сохранившее свой исторический облик, будет полностью отреставрировано и переоборудовано под ремесленные мастерские.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург

Здесь мастера смогут работать, обучаться и передавать свои навыки новым поколениям, продолжая традиции. Выставочный комплекс / здание не является историческим, поэтому для его фасадов была выбрана облицовка кирпичом с декоративной кладкой, создающей визуальную связь с историческим контекстом.

Арт-резиденция станет местом для проживания и работы художников, приглашенных для участия в проектах. здание уже имеет пристроенный второй этаж, поэтому было принято решение облицевать его металлическими панелями.

Центр искусства керамики станет центральным элементом концепции – это пространство для современных художников-керамистов, где будут проходить выставки, образовательные проекты и мастер-классы. Центр станет платформой для создания сообщества, которое устанавливает высокие стандарты качества произведений, поддерживает художников, предоставляя ресурсы и площадки для их продвижения, а также вдохновляет на обмен опытом и совместное творчество.
Кирпичная реконструкция/ 3 место
«Храм всех святых» 
Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург.
Кирпичная реконструкция/ 3 место
© «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург

Реставрация с частичной реконструкцией православного храма в Ленинградской области. «Храм Всех Святых » г. Гатчина, улица Солодухина, городское кладбище.
  • zooming
    1 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург

Концепция данного проекта предполагает частичную реконструкцию с восстановлением уникальных утраченных конструкций и сохранением важных исторических элементов кирпичного сооружения дополняя утраты современным

Победители Кирпичного конкурса были награждены  денежными призами, дипломами подарками от партнеров мероприятия и авторскими кирпичами от художника-керамиста Андрея Шретера.

Экспертный совет: Евгений Новосадюк, партнер бюро «Студия 44» (Санкт-Петербург); Федор Опарин, архитектор, старший преподаватель кафедры архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина; Камила Халитова, основатель студии концептуальной архитектуры BETON (Казань); Никита Асадов, архитектор бюро ASADOV (Москва); Анзор Берсиров, заместитель генерального директора по развитию Группы компаний «ТРЕСТ».

Жюри конкурса: Николай Смелков, декан факультета архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина; Юлия Тарабарина, главный редактор «Архи.ру»; Степан Липгарт, основатель бюро Liphart Architects (Санкт-Петербург); Андрей Дойницын, руководитель бюро «Новая РАСА» (Ростов-на-Дону); Марсель Искандаров, архитектор и теоретик, член Градостроительного совета Казани; Андрей Кораблев, основатель бюро TOBE architects (Санкт-Петербург); Любовь Леонтьева, руководитель бюро ludi_architects (Санкт-Петербург); Петр Советников, партнер бюро KATARSIS Architects (Санкт-Петербург); Ирина Кащеева и Елизавета Михайлова, лауреаты Гран-при Кирпичного конкурса 2022 года; Юрий Хитров, руководитель компании «АРХИТАЙЛ Северо-Запад»; Владимир Фролов, директор издательского дома «Балтикум», главный редактор журнала «Проект Балтия». Председатель жюри главный архитектор Ленинградской области Сергей Лутченко.  

Партнер конкурса – бренд Faber Jar. Специальный партнер  – группа компаний «ТРЕСТ». Партнер номинации «Кирпичный городской дом» на церемонии награждения – «PROСВЕТ». Медиапартнер конкурса – ARK publishers. Информационные партнеры: Архи.ру, Architime, Санкт-Петербургский союз дизайнеров, Premio.Design. 

Сайт конкурса.
 

11 Января 2025

Похожие статьи
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.