Живее всех живых

В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.

mainImg
Мышь: Давай сушиться: сыграем в путалки на сухую тему – и всё. Алиса: Во что?

«Алиса в стране чудес». В. Высоцкий, О. Герасимов, Н. Демурова, Е. Геворгян и др., 1976

Нынешнее Зодчество – двадцать седьмое, фестиваль проводится каждый год почти все тридцать постсоветских лет; долгое время он проходил в Манеже, теперь в Гостином дворе. В этом году многие ждали, что из-за эпидемии фестиваль не состоится, полгода вздыхали и планировали, однако же фестиваль – вот он, и даже 13 ноября, когда все другие массовые мероприятия уже будут запрещены, фестиваль, как мне сказали организаторы, будет работать. Так что – welcome, все же Зодчество открыто всего три дня, со среды по пятницу.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Завтра, в четверг 12 ноября, на параллельном фестивалю отчетно-перевыборном собрании планируется избрать нового президента российского союза архитекторов. Перевыборы СМА уже состоялись, Николай Шумаков сохранил свое место, а на место главы САР сейчас два претендента: действующий президент Николай Шумаков и Дмитрий Наринский.

Итак. Сегодя куратор Зодчества Эдуард Кубенский, глава всероссийского архитектурного издательства Tatlin, базирующегося в Екатеринбурге, ходил, точнее бегал, по Гостиному двору в майке с надписью «Живи вечно», живым примером иллюстрируя тему нынешнего года – «Вечность».



Эдуард Кубенский любит концептуальные инсталляции, и в этом году он, определенно, задался целью наполнить ими фестиваль до отказа, пригласив множество архитекторов сотворить 40 инсталляций на тему «Сумасшедшие корабли», ведомые двумя самыми сумасшедшими – на входе, из пластиковых вилок и поролоновых сосисок.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Сооружения, более или менее напоминающие лодку, заполонили почти все пространство по сторонам центрального осевого коридора.
  • zooming
    1 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру

По оси же вывешена традиционная основа Зодчества – планшеты с проектами и постройками участников смотра-конкурса, претендентами на Хрустальный Дедал, главную награду для построек, и Татлин, главную награду для проектов. Таким образом все получили свое: планшеты развешены вполне традиционно, как всегда, а инсталляции устраивают вокруг сущую пляску.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

А вот если пройти коридор до конца, до амфитеатра-форума, и повернуть налево, то там недалеко от дирекции обнаруживается примечательная инсталляция, где гроб с надписью Зодчество засунут в помойный контейнер с хетшегом #похороны отменяются.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Поначалу в этом заявлении прочитывается месседж то ли самого фестиваля, благо недалеко от офиса дирекции, то ли куратора – нет сомнений, все до последнего ждали в напряжении, состоится Зодчество или нет, и гроб в помойке кажется чем-то вроде сообщения, что «не спешите нас хоронить». Но мне удалось поговорить с одним из авторов стенда, Альбертом Зяббаровым из BAZA school, и выяснилось, что, во-первых, стенд показывает пространство, задуманное молодежным отделением союза в здании САР на Гранатном, 12, лет 10 назад реконструированном Александром Асадовым.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Оно должно расположиться в первом этаже и служить коворкингом, а также местом общения и выставок для молодых зодчих. Название задуманного пространства – Гранат, по имени переулка. А надпись «общение важнее денег» на полу намекает еще и на то, что цена полноценного стенда на фестивале дороговата для молодых архитекторов. Место для инсталляции предоставлено Музеем архитектуры, директор которого Елизавета Лихачева приняла «взрывную» полемическую инсталляцию, по словам ее авторов, «на ура».

В стойке, поддерживающей макет будущего коворкинга, помещен разломанный гранат – символ его названия.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Но гранатов на выставке много – Эдуард Кубенский сделал эти фрукты, символизирующие христианскую жертву, элементом навигации. Гранаты возлежат на навигационных кубах с планом выставки и на некоторых стендах некоммерческой программы, на гранаты наклеены QR-коды, открыв которые, мы получаем обозначение своего места на плане выставки. [UPD: Выяснилось, что и все остальные гранты разложили по выставке авторы инсталляции #похороны отменяются, и все QR-коды содержат схему прохода именно к их стенду. То-то целый ящик гранатов с кодами лежит на стенде. Вот молодцы. А гранаты, символ жертвы Христа, авторы трактуют как символ возрождения молодежной секции Союза архитекторов. – Прим. авт., 12.11.2020].
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

К слову, и QR-кодов на выставке просто-таки очень много. Пора переходить на шестнадцатеричную систему общения, встраивать в мозг считывающий чип.

Если говорить о претендентах на главную премию Зодчества, то в некоторые годы работы с максимальными шансами на награду группировали, объединяя пять-шесть ближайших претендентов, – но сейчас, кажется, это не так: постройки и проекты участников основного конкурса выстроены по правую руку от входа, студенческие проекты по левую, и, пожалуй, все. Традиционно немного московских проектов, традиционно много петербургских. В отдельную группу выделены церкви, что, надо думать, правильно, очень уж специфичный жанр, и, уже менее обоснованно, проекты, представленные, помимо планшетов, макетами. Но последнее объяснимо – прием обеспечивает лучшую сохранность выставленных макетов, поскольку центральный коридор узок, и никто не будет спотыкаться в нем об экспонаты. Самый крупный из макетов – кампуса ИТМО Никиты Явейна, недавно показанный на Арх Москве здесь же, в Гостином дворе (вообще говоря, аберрации, происходящие между Арх Москвой и Зодчеством, особенно после того, как они стали проходить в одном пространстве, да еще из-за Covid-a оба осенью – предмет отдельного исследования).

Главный коридор, к которому примыкают ячейки стендов областей, нескольких бюро и части некоммерческих экспозиций, выстроен, как обычно, из гипсокартона. Кстати, лучший стенд – пожалуй, Самарской области, с большим колесом для белки.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

На стенде Ростовской области главный герой – обновленный мемориал Самбекских высот, но увы, там мне никак не смогли назвать архитекторов этого проекта, и они, конечно, не указаны на стенде, что жаль.

Все сопровождающие центральную ось с двух сторон инсталляции и стенды спецпроектов выполнены из пенополистирола компании Мосстрой-31, которая как следствие получила место для собственного стенда среди инсталляций там она показывает скульптуры из своего материала, внешне похожего на пенопласт, а также картины кисти руководителя компании.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Пространство инсталляций – типичная «периферия» – занято в основном «кораблями». Их много, некоторые авторы сделали по два корабля. Некоторые компании тоже сделали корабли. Один корабль из настоящей старой лодки сделала компания Norvex, в ней сидит человек, играет на варгане и издает другие звуки, похожие на шаманское камлание. Все вместе – спецпроект «Ад, рай и трепет», напоминающий о «постановке «Божественной комедии» Данте в сентябре 2020 в поселке Хужир на острове Ольхон на Байкале».
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Другой большой корабль сделала компания Riverclack.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Такой же красный (оранжевый), но из бумажных корабликов – Владимир Кузьмин и студенты.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Братья Асадовы – один с металлической чашей с горсткой чего-то черного: «ЧелоВечность», другой со стеклянными колбами, лампами и мхом.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Алексей Гинзбург – разноцветную «мечту архитектора».
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Михаил Бейлин – круги, часть их которых вращается, часть нет.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Николай Лызлов – решетчатую конструкцию с Teddy bear внутри и маску радужных цветов в виде флага.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Тотан Кузембаев продолжает развивать национальную тему кочевника: ковер и верблюды.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Алексей Козырь и Александр Пономарев использовали тему корабля для того, чтобы показать свой проект Мемориального комплекса погибшим морякам в Кронштадте: вода там переливается через край и течет к морю, как слезы.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Школа МАРШ – много картинок.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Ну и так далее.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Среди спецпроектов – стенд «Вечная мерзлота» Елены Петуховой, Андрея и Никиты Асадовых, Ольги Кудриной и Александра Мошкирева, посвященный работе Александра и Елизаветы Шипковых в Норильске в 1960-е годы. Там они придумали проекты «поляров», самодостаточных многофункциональных комплексов, позволяющих пережить заполярную зиму. Часть этих проектов были опубликованы в Architecture d'aujourd'hui. На стенде завывает ветер, стоит настоящий кульман (раритет!) и несколько старых табуреток. Стенд очень атмосферный и выглядит как самостоятельная выставка, которую можно показать где-то еще.
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Стенд BIF – интерьерного фестиваля Союза архитекторов, упоминание которого встречается в экспозиции очень-очень часто, чтобы не сказать повсюду, с секретом: он представляет собой рамку трехмерного пространства, которое будет меняться каждый из трех дней, демонстрируя силу иллюзии визуального эффекта, а проще говоря раскраски стен. В первый день стенд был покрашен по проекту MAD architects – здесь настоящие кубики перекликаются с нарисованными, бравируя сходством. В четверг обещают тени от megabudka, в пятницу оп-арт от CITIZENSTUDIO.

[UPD: выяснилось, что на одной площадке параллельно проводят два фестиваля САР, Зодчество и BIF, один с темой «Вечность», другой с темой «Изменчивость». Изменчивость стенда призвана обозначать тему интерьерного фестиваля, а работы его конкурса выставлены на фиолетовых стендах ближе к амфитеатру-форуму, – прим. авт., 12.11.2020].
Зодчество 2020, Гостиный двор
Фотография: Архи.ру

Далее фоторепортаж. В некоммерческой программе фестиваля присутствуют: важный стенд, посвященный научным работам Юрия Волчка, которые можно скачать и прочитать, опять же, через QR-код; ретроспективный стенд Дмитрия Михейкина с тающим на глазах Храмом Христа Спасителя; скамейка «Калуга» Алексея Комова с попыткой классифицировать типы индентичности города; проект «Индентичность в типовом», классифицирующий типовые ДК советского времени (150 макетов) и проект Евгении Репиной и Сергея Малахова, классифицирующий самарские дворы через призму «ордера», то есть самобытного порядка хозяев, организовавших пространство; «Некрополь» Юрия Аввакумова; выставки Архнадзора, школы Бизнеса и Дизайна и RE-школы Наринэ Тютчевой.
  • zooming
    1 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    11 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    12 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    13 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    14 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    15 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    16 / 16
    Зодчество 2020, Гостиный двор
    Фотография: Архи.ру

Тут много разного. Хотя, как и Арх Москва 2020 года, Зодчество выглядит достаточно просторным, скажем так, незатесненным, не сравнить с 2007 годом.

Чего, пожалуй, действительно удалось добиться куратору, раз уж не удалось добиться бесплатного участия архитекторов в смотре-конкурсе, оптимистически заявленного в кураторской программе, победившей в 2019 году – так это, пожалуй, равновесия некоммерческой и базовой программы фестиваля. «Кораблей» так много, что между ними можно долго бродить, идентифицируя и интерпретируя. Некоммерческие стенды тоже многочисленны и обширны. Может быть когда-то они и жались по углам, а теперь грозят затопить центр, причем некоторые бравируют «отвязностью»: то радужный флаг, то белорусский корабль, то гроб, – как, впрочем, и полагается артистическим инсталляциям. Но фланирование между вполне официальными стендами областей и вполне вольными, равно как и вполне загадочными, открытыми для интерпретаций, кораблями, – показывает разнообразие нашего мира, множество границ и пограничных сюжетов, равных перед лицом вечности.

Куратор не был бы издателем, если бы уже не издал каталог, «написанный кровью куратора». Понять его можно.

11 Ноября 2020

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.