Ар-деко в творчестве Фрэнка Ллойда Райта 1910-1920-х

Ко дню рождения гения.

mainImg
Архитектор:
Фрэнк Ллойд Райт
8 июня 1867 родился великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Слава его стиля давно перешагнула круг научных публикаций и даже в России переросла в настоящую народную любовь к «дому в стиле Райта». Кто не видел под Москвой или даже не проектировал сам особняки в таком стиле? Однако почти никто из нас не видел этих его домов в натуре. Все они, разбросанные в километрах от центра Чикаго и пережившие уже столетие со дня своего возведения, образуют круг построек, объединенных волей этого гениального мастера, которому буквально с нуля удалось создать свой собственный, радикальный стиль. И именно с биографии Райта, как кажется, списан ставший каноничным образ архитектора-новатора, рисующего все – от дверной ручки до небоскреба. Однако была ли архитектурная карьера Райта счастливой?

Выстроив в общей сложности более 350 особняков, Райт оказался зажат в рамки выбранного им самим жанра – загородного дома, свободно распластанного по территории, одновременно и «укорененного в земле», и потустороннего, левитирующего. Как кажется, дома Райта всегда решены невысокими этажами с сильно вынесенными карнизами, аккуратно нарисованными редкими деталями и изысканными витражами. Но что это было, проявление роскоши или экономии? В контексте возведения в Нью-Йорке и Чикаго десятков богато украшенных высотных зданий 1900-30-х – скорее второе.

Известные нам сегодня как «дома в стиле Райта», особняки эти были, в значительной мере, продиктованы японской культурой, знакомство с которой состоялось еще на Всемирной выставке в Чикаго (1893). Именно там выполненный в традиционном стиле японский павильон поразил воображение молодого архитектора – и жесткой геометрией форм, и контрастным сочетанием цветов. Райт увидел в этом не экзотику, но стиль будущего.[1] Не получив классического архитектурного образования, Райт первые годы работал в мастерской Луиса Салливена. Однако соприкосновение этих двух гениев – фигура Салливена заслуживает отдельного повествования – дало искру. Они не могли работать вместе, один родившийся с циркулем руке, другой – с угольником. Все, что у Салливена было нарисовано криволинейно, уРайта получилось ортогонально.[2] И потому, начиная с дома Уинслоу в Оак парке (1893), Райт ищет путь к самостоятельной архитектурной работе.[3]
Дом Уинслоу, Ф.Л. Райт, 1893
Bilyan Belchev / CC BY-SA 4.0
Роби хаус в Чикаго Ф.Л. Райт 1908
Lykantrop / free use

Подчеркнем, в 1900-е годы Райт закладывает основы и авангарда, и ар-деко. Собственно, как пионера ар-деко можно рассматривать и его «учителя» Салливена.[4] Оба они, такие разные, стали основоположниками этого нового стиля. И только через много лет американские архитекторы, наконец, «увидят» и оценят революционную красоту и новацию работ Салливена и Райта.[5] Удаленные окраины Чикаго и малые соседние городки известны теперь только благодаря этим постройкам. В Чикаго автору этих строк посчастливилось увидеть лишь две постройки великого мастера – это знаменитый особняк Роби хаус (1908) и монументальную церковь Юнити темпл (1906), выстроенную Райтом в Оак парке. Но и этого было достаточно, чтобы оценить мощную силу этого сложного, новаторского искусства.
Роби хаус в Чикаго Ф.Л. Райт 1908
Фотография: Андрей Бархин
Вестибюль станции метро «Сокольники», 1935
Фотография: 1935 / Pastvu

Роби хаус, скромный по размерам особняк, стал известнейшим примером американского авангарда и т.н. «стиля прерий».[6] Однако он стал объединением самых разных эстетических идей – его интерьеры стали воплощением ориентализма, а горизонтали карнизов, как представляется, уже предвещают эстетику стримлайна, одного из течений в архитектуре и дизайне 1920-30-х. Редким в СССР подражанием стилю чикагского мастера стал наземный вестибюль станции метро «Сокольники» (1935). На это указывают и общие пропорции, и упрощенные профиля, а также окна и цоколя, увенчанные характерными вазами. Косвенное влияние Райта ощущается вработах Э. Мендельсона и О. Перре.[7] Отметим, что в архитектуре примеры «ребристого стиля» и стримлайна возникают на 10-20 лет раньше аналогичных форм в автомобильном дизайне.
Роби хаус в Чикаго, Ф.Л. Райт, 1908
Фотография: Андрей Бархин

Наиболее заметное влияние стиль Райта оказал на становление архитектуры амстердамской школы.[8] Ратуша в Хильверсуме (В. Дудок, 1928) предстает крупнейшим образцом европейского авангарда, но его формы почти дословно цитируют чикагский первоисточник. В Хильверсуме перед зрителем предстает укрупненный до размеров ратуши образ Роби хауса, сохранивший все детали прототипа – монументальные подоконные тумбы, горизонтали карнизов и клетчатые полоски заглубленных окон. Печная труба вросшего в землю особняка превратилась в колокольню, парящую над водоемом.
Ратуша в Хильверсуме, В. Дудок, 1928
Фотография: Андрей Бархин
Ратуша в Хильверсуме, В. Дудок, 1928
Фотография: Андрей Бархин
Юнититемпл в Оак парке, Чикаго, Ф.Л. Райт, 1906
Фотография: Андрей Бархин

В архитектуре Юнити темпл очевидно и увлечение Райта японской культурой (особенно, как и в Роби хаус, в интерьере), и открытие мастером новых стилевых форм – фантазийной геометризации ар-деко и абстракции авангарда.[9] Причем пластика этой церкви сочетает в себе и неоархаические, ацтекские образы, и технократические, машинные. Юнити темпл – это редчайший, реализованный образец из целой серии проектов Райта, созданных в формах раннего ар-деко в 1900-10-е. Но даже один этот памятник говорит о его создателе, как о великом мастере, проложившем новый путь, по которому можно было бы совершать все новые шаги.
Юнититемпл в Оак парке, Чикаго, Ф.Л. Райт, 1906
Фотография: Андрей Бархин
Синагога в Амстердаме, Г. Элте, 1927
Фотография: Андрей Бархин
ПроектКолл пресс билдинг, Сан Франциско, Ф.Л. Райт, 1912
Слева: Фрэнк Ллойд Райт рядом с макетом проекта в Сан-Франциско / фотография Bill Ray. Справа: ПроектКолл пресс билдинг, проект, Ф.Л. Райт, 1912

Период 1910-1920-х стал для Европы и США эпохой обмена архитектурными новациями, и после выставки 1925 года в Париже мода на новый стиль, ар-деко уже полновластно захватит города Америки. Однако еще в 1910 г. в Берлине выходит двухтомное издание проектов и построек Ф. Л. Райта, и оно оказало значительное влияние на развитие в Европе и авангарда, иар-деко. Ответом Юнити Темпл стали, выстроенные в Амстердаме и повторяющие ее формы, здания – Синагоги (Г. Элте, 1927) и Иерусалимской церкви (Ф. Б. Янтсен, 1929).
Холлихок хаус в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1919-22
Teemu008 from Palatine, Illinois / CC BY-SA 2.0

В эстетике раннего ар-деко Ф. Л. Райт был готов создавать не только особняки. Одним из первых примеров «ребристого стиля» мог бы стать небоскреб Колл билдинг, спроектированный для Сан Франциско в 1912 г.. Шедевром мастера стал проект высотного здания Нэшнл Лайф Иншуранс билдинг для Чикаго (1924). Однако сообщество архитекторов и заказчиков в те годы фактически отвергло мастера. Райта не воспринимали, как архитектора годного для работы с высотными зданиями. И это в 1920-е, то есть годы массового строительства высотных зданий и расцвета их стиля – ар-деко.
Еннис хаус в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1924
Mike Dillon / CC BY-SA 3.0
«Дом над водопадом», Ф.Л. Райт, 1936
Фотография: Carol M. Highsmith / Библиотека Когресса США / public domain

В те годы Райт работает в Японии, а затем в Лос-Анджелесе, где возводит великолепную серию частных вилл, особняков.[10] Это Холлихок хаус (1919-1922), Миллард хаус (1923), Сторер хаус (1923), Фриман хаус (1923), Еннис хаус (1924), выстроенные из бетона в архитектуре т.н. «текстильных блоков».[11] И их пластика воплотила в себе парадоксальный синтез неоархаических и технократических мотивов, однако это дало здесь сильнейший художественный результат. Таким образом, эволюция стиля Ф. Л. Райта в 1910-20-е состояла в усложнении архитектурной декорации и приближении к эстетике ар-деко.

Творчество Райта было крайне разнообразно, это было последовательное движение от одной концепции к другой – от «стиля прерий» к «текстильным блокам» и «юсоновским домам».[12] Однако если на рубеже 1900-10х работы мастера действительно опередили время – и по архитектурной графике, и по пластике и композиции объемов, то на рубеже 1920-30-х, когда архитектура ар-деко достигла своего расцвета, Райт оказался не востребован.[13] Более того, в то время как на рубеже 1910-20-х в работах мастера заметно некое сближение фантазийно-геометризованной пластики его особняков с откровенной неоархаической, мезоамериканской стилизацией, в Европе и СССР уже зарождается эстетика авангарда.[14] И в 1920-30-е гг. архитектура Райта, парадоксальным образом, оказалась уже не актуальна ни в возводимых в классике столицах – Вашингтоне и Москве, ни в творческих лабораториях ВХУТЕМАСа и Баухауза.[15]

Наиболее радикальным жестом в творчестве Райта 1920-30-х стал знаменитый «Дом над водопадом» (1936). Это был, по выражению мастера, образец т.н. «органической архитектуры».[16] Подобная терминология сперва может несколько сбить столку, ведь железобетонные консоли «Дома над водопадом» столь же «органичны» в пропитанном влагой лесу Пенсильвании, как и неоклассические портики. Однако принципы «органической архитектуры», «organic architecture» Ф. Л. Райта были эволюцией идей Луиса Салливена (1856-1924), его тезиса «Форма следует функции». Несмотря на разногласия, Райт навсегда сохранил уважение к своему старшему коллеге, называя его «Lieber Meister», «Дорогой учитель».[17]

«Дом над водопадом» стал манифестом авангардной абстракции. Не многие, кто бывал в США, видел этот объект.[18] Расположенный в сотнях километров от Нью-Йорка и Чикаго, и затерявшийся в лесах под Питтсбургом, он остается одним из самых труднодоступных и притягательных для поклонников наследия Райта. Однако созданный во второй половине 1930-х, то есть спустя годы после расцвета советского авангарда этот памятник кажется запоздалым откликом на новации Европы и СССР.[19]

По удивительной симметрии истории, американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) и советский архитектор И. В. Жолтовский (1867-1959) прошли свой жизненный путь в одни годы.[20] Такие разные – Жолтовский проработавший больше 30 лет на государство и осуществивший в Москве десяток неоренессансных зданий, и Райт, новатор, работавший исключительно для частного заказчика. В этой параллели, как кажется, нет ничего общего кроме сходства цифр, дат рождения и смерти. Однако в этом видится характерная иллюстрация двух творческих стратегий – одни сочиняют язык, другие на нем умело говорят. В. А. Моцарт был рожден создавать новую гармонию, С. Т. Рихтер – эту гармонию исполнять. И творчество Фрэнка Ллойда Райта с блеском демонстрирует нам торжество первого принципа.
Материал подготовлен для Архи.ру и Isolationmag.ru
 

[1] В 1905 г. Райт предпринимает путешествие в Японию (первое из целой серии) и начинает коллекционировать японские гравюры. В 1919-23 он проектирует в Токио отель «Империал» (не сохр.) и виллу Т. Ямамура (1918-1924).
[2] Архитектурная фирма «Адлер и Салливен» была на рубеже 1880-1890-х среди лидеров в строительстве первых небоскребов. Однако сотрудничество Данкмара Адлера и Луиса Салливена было прервано крахом на биржах в 1893 г. и последовавшей за этим экономической депрессией. В том же году фирму покидает и Ф. Л. Райт. Формальным поводом для увольнения Райта была его работа над частными заказами на стороне. После разрыва отношений Салливен и Райт не разговаривали 12 лет.
[3] В 1893 г. Райт начинает свою самостоятельную архитектурную практику. К ранее возведенному в Оак парке своему дому (1889), он пристраивает мастерскую.
[4] Отметим, что тезис Салливена «Форма должна соответствовать функции» учитель и ученик понимали совершенно по-разному. Салливен понимал под «соответствием» предельно усложненную флористичную пластику, Райт – фантазийно-геометризованный, упрощенный декор и даже аскезу.
[5] Отметим, что архитекторы ар-деко 1920-30-х были уже увлечены идеей аутентичного воспроизведения архаических мотивов. И в то же время они восприняли и были готовы применять приемы фантазийной геометризации Райта.
[6] По проекту основным этажом был второй (с гостиной и столовой). Это стало реализацией задачи, поставленной заказчиком, Фредериком Роби – «видеть своих соседей, не будучи увиденным».
[7] Выстроенный в середине 1930-х, Даниловский универмаг (Г.К. Олтаржевский, 1936) стал одним из самых интересных и ярких примеров стиля стримлайн в Москве, и в тоже время, это был ответ Мосс хаус в Берлине, 1923. Грандиозное здание Наркомзема (А. В. Щусев, 1933), решенное горизонталями карнизов и рамок стало ответом и Э. Мендельсону (универмаг Шокен в Штутгарте, 1928, не сохр.), и Дж. Терраньи (дому Новокомум в Комо, 1928).
[8] Подробнее о раннем ар-деко Амстердама см. статью автора https://archi.ru/lib/publication.html?id=1850570051&fl=5&sl=1
[9] В подобном стиле было решены Ларкин билдинг в Буффало (1904, не сохр.), Бок хаус в Милуоки (1916) и Холлихок хаус в Лос-Анджелесе (1919-1922).
[10]Этим событиям в судьбе архитектора предшествовала непоправимая трагедия. 15 августа 1914 году Дж. Карлтон, работавший у Райта слугой, сжигает виллу Талиесин и убивает всех сотрудников мастерской и домочадцев, в том числе возлюбленную мастера Марту Бортвик-Чини. В тот день Райт был по работе в Чикаго.
[11] Первыми объектами с т.н. текстильными блоками были – Мидвей Гарденс (Чикаго, 1914, не сохр.) и складские помещения А. Д. Германа (Ричленд Сентр, 1915).
[12] Райт стремился находить все новые источники вдохновения и архитектурные приемы, «не подражая даже самому себе». В 1930-е Райт создает новую концепцию своих особняков – т.н. «усониевские дома», название которых происходит от USONA, акронима United States of North America (так в XIX веке именовали США).
[13] Отметим, что успеху своих работ, изданных в т.н. портфолио Э. Васмута (1910), Райт, в значительной мере, был обязан графической манере своей сотрудницы Марион Махони, подготовившей, как считается, более половины листов. Однако в 1914 г. Марион уезжает в Австралию, где ее супруг Уолтер Гриффин в выиграл конкурс на проект новой столицы – Канберры.
[14] Райт не хотел расставаться с декоративными средствами своего стиля и потому не мог принять пуризм авангардной архитектуры 1920-х. «Дома не должны быть сверкающими на солнце коробками» – говорил Райт. См. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973. – С. 38, 50, 54
[15] Отметим, что в эти годы амбиции Райта нельзя назвать скромными. «Я не только полностью намереваюсь стать величайшим из ныне живущих архитекторов, но величайшим из тех, которые когда-либо будут жить. Да, я намереваюсь быть величайшим архитектором всех времен» – заявлял Райт в 1930-м году. См. Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена», 2003. – С. 269
[16] По мнению А. Ф. Гольдштейна перевод «органичная архитектура» более точно передает идею Райта, исключая биоморфные, растительные коннотации и подчеркивая рациональное начало. Подробнее о семантике термина см. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973. – С. 131 и Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена», 2003. – С. 269-270
[17] Интервью с Ф. Л. Райтом (1953), см. https://www.youtube.com/watch?v=W8EABJrMplY&t=778s
[18] Фоторепортаж архитектора Михаила Лина см. https://carmelist.livejournal.com/229906.html
[19] В 1937 г. Райт был приглашен на I Съезд советских архитекторов и посетил СССР.
[20] Ф. Л. Райт одно время указывал в качестве года своего рождения 1869 (год, когда на самом деле родилась его сестра Мери Джейн). Он хотел казаться младше, чтобы еще сильнее поразить собеседника, тем насколько рано он начал свою самостоятельную архитектурную практику. В действительности Райт уходит от Салливена и начинает работать в своей мастерской в Оак парке в 1893 году, тогда ему было около 26 лет.
 
Библиография
  1. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973.
  2. Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Том I – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  3. Овсянникова Е. Б. Влияние экспрессионизма на архитектуру 1930-х годов. / Овсянникова Е. Б., Туканов М. А./ Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Под ред. Г. Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2003. С. 387-406
  4. Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена» // Об архитектуре, её истории и проблемах. Сборник научных статей/Предисл. А. П. Кудрявцева. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 261-274.
  5. Frank Lloyd Wright on Architecture Selected: Selected writings. 1894-1940 / Ed. by Frederick Gutheim. New York: Duell, Sloan and Pearce, 1941
  6. Hess A. Frank Lloyd Wright Prairie Houses / Hess A., Weintraub A. – NY.: Rizzoli, 2006.
  7. Pfeiffer B. B. Frank Lloyd Wright. – Koln: Benedikt Taschen, 2001.
  8. Bayer P. Art Deco Architecture. London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
  9. Sandoval H. M. People that Changed the Course of History: The Story of Frank Lloyd Wright 150 Years After His Birth. – Atlantic Publishing Group Inc, 2017
  10. Secrest M. Frank Lloyd Wright: A Biography – University of Chicago Press, 1998

Электронные источники
  1. Броновицкая А. Ю. «Фрэнк Ллойд Райт». [Электронный ресурс] // Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж» в рамках цикла «Архитекторы XX века. Часть 1» – Режим доступа: URL. – https://www.youtube.com/watch?v=9GA__NJtNGE (дата обращения: 10.06.2020).
  2. Горбутович Т. Два дома Фрэнка Ллойда Райта из текстильных блоков сумму [Электронный ресурс] URL: https://gorbutovich.livejournal.com/103205.html (дата обращения: 10.06.2020).
  3. «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта [Электронный ресурс] // AD Russia – URL: https://www.admagazine.ru/interior/dom-nad-vodopadom-frenka-llojda-rajta (дата обращения: 10.06.2020).
  4. «Дом Эннисов» Фрэнка Ллойда Райта продан за рекордную сумму [Электронный ресурс] URL: https://www.elledecoration.ru/news/architecture/dom-ennisov-frenka-lloida-raita-vystavlen-na-prodazhu-id6786081/ (дата обращения: 10.06.2020).
  5. Измайлова А. Гиперреалистические рендеры ныне не существующих построек Фрэнка Ллойда Райта [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/news/72984/ispanskii-arkhitektor-vossozdaot-v-realistichnykh-renderakh-nesuschestvuyuschie-postroiki-frenka-lloida-raita (дата обращения: 10.06.2020).
  6. Лин М. Fallingwater. Дом над водопадом. [Электронный ресурс] // Живой Журнал. Архитакты и прочие изобразия. – URL: https://carmelist.livejournal.com/229906.html (дата обращения: 10.06.2020).
  7. Новиков К. Строитель прерий [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ Деньги» №21 от 04.06.2007, стр. 73 – URL: https://www.kommersant.ru/doc/771111 (дата обращения: 10.06.2020).
  8. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Frederick C. Robie House [Электронный ресурс] // Архитектура и Проектирование | Справочник – URL: http://arx.novosibdom.ru/node/2052 (дата обращения: 10.06.2020).
  9. AD Classics: Frederick C. Robie House / Frank Lloyd Wright [Электронный ресурс] URL: https://www.archdaily.com/60246/ad-classics-frederick-c-robie-house-frank-lloyd-wright/ (дата обращения: 10.06.2020).
Архитектор:
Фрэнк Ллойд Райт

17 Июня 2020

Похожие статьи
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.