Сергей Неботов: «Павильонная архитектура дает пространство для экспериментов»

Говорим с автором «Павильона будущего», который стал главным событием фестиваля «Арт Овраг 2019». Он должен стать эпицентром культурной и образовательной жизни Выксы.

mainImg
Архитектор:
Анастасия Грицкова
Мастерская:
Архитектурное бюро «Новое»
zooming
Визуализация «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»

 
Расскажите про проект павильона. В чем его главная идея?

По инициативе кураторов фестиваля «Арт Овраг» в конце 2018 – начале 2019 года был проведен закрытый конкурс, к участию в котором пригласили 5 команд. Нам было предложено разработать концепцию компактного временного павильона с длинным перечнем различных функций. Изначально он назывался «Павильон городских инициатив». Согласно идее кураторов, он должен был стать площадкой для развития идей соучаствующего проектирования и местом проведения семинаров, лекций и публичных обсуждений проектов по развитию городской среды. Второе название павильона, которое теперь уже стало официальным – «Павильон будущего». В нем должны были быть отражены мечты о будущем города и представления об идеальной архитектуре завтрашнего дня. Обе эти трактовки были нам чрезвычайно близки и, на наш взгляд, логично дополняли функционально-программную часть конкурсного задания.

Мы взяли за основу спираль, как символ развития, движения вперед. Она служит образующей при формировании поверхности двойного геликоида, ограниченного цилиндрическим внешним периметром. Форма цилиндра, по нашему опыту, всегда органично вписывается в природный контекст. Отсутствие главного фасада, точнее один главный фасад со всех сторон позволяет превратить здание в композиционный центр для многих визуальных осей.
Макет «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»

В результате комбинации цилиндра и двойного геликоида мы получили два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга пространства с большим диапазоном функций. Они в чем-то похожи, а в чем-то противоположны, контраст отличительной особенностью нашего проекта. Одно открытое, второе – закрытое, изолированное от внешней среды. Одно – холодное, второе – теплое, где можно находиться даже зимой. Одно – абсолютно публичное, второе – более приватное. Первое начинается с просторного холла, из которого спиральная лестница-амфитеатр ведет наверх на эксплуатируемую кровлю с видовой площадкой, ориентированной на пруд «Лебединка» и соседний овраг. Это очень важные для жителей Выксы объекты, и мы постарались подчеркнуть визуальную связь с ними. Через переходной мостик на смотровой площадке мы можем перейти из одной части в другую, спускаясь по другой спиральной лестнице, также выполняющей роль амфитеатра, но на этот раз уже для летнего кинотеатра. Экраном служит стена закрытой части павильона. Там находится помещение, которое можно использовать как лекционный зал, мастерские, да в общем, каким угодно способом. Войти в нее можно и снизу. Рядом с входом на первом уровне находятся санузел и техническое помещение, где будет храниться мебель и другое оборудование для мероприятий.
Макет «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»
Визуализация «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»

В родившейся у нас концепции футуристическая идея сочетается с многофункциональностью. Как мне кажется, благодаря этому наш проект и победил в конкурсе.
План на отм. +2.100 «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»

На первый взгляд получается достаточно сложная, даже запутанная структура. Как местные жители реагировали на проект, когда вы его презентовали в Выксе?

Да, наш павильон похож на головоломку. Люди не сразу понимают, как это работает, но им интересно разобраться. На презентации проекта весной 2019 года жители Выксы были заинтригованы и задавали нам много вопросов по поводу формы, взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства. В глазах зрителей было предвкушение чего-то нового и необычного в городе. Большим плюсом стало то, что это не просто декоративный, а абсолютно функциональный объект, которым смогут пользоваться все горожане. В процессе строительства нам часто приходилось рассказывать, что мы делаем, как это будет работать. И сейчас нам кажется очень важным, чтобы он как можно скорее заработал по полной программе, чтобы люди смогли пройти весь выстроенный нами путь и апробировать разные сценарии использования павильона.
План крыши «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»
Разрез «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»
«Павильон будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое». Фотография Ильи Иванова

Изначальная идея при всей своей сложности оказалась жизнеспособной и открытой к развитию. Мы смогли сконцентрировать в компактном объеме много различных находок и полезных опций. Высота построенного павильона составляет 5,5 метров, а диаметр – 15,5 метров. Нам кажется, особенно интересным и перспективным то, что этот концепт масштабируется как в размерах, так и при помощи раскрутки спирали вверх на любое количество уровней. Он может наращиваться, превращаясь в башню или, наоборот, быть немного сокращен. Это позволит расширить или сузить его функционал, но принципы построения сохраняются.
Фотография «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой


Как решены конструктивные и эксплуатационные вопросы? Ведь это временная архитектура, не рассчитанная на круглогодичное использование?

Безусловно, это временный объект. Мы постарались обеспечить необходимую степень комфорта в межсезонье и даже возможность использования в зимний период. Закрытая часть изолирована, там предусмотрены места установки обогревателей, что в целом, для пространства, которое там получается, вполне достаточно для проведения каких-то небольших мероприятий.
Фотография «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Архитекторы (слева-направо): Сергей Аксенов, Сергей Неботов, Анастасия Грицкова, бюро «Новое», авторы проекта «Павильона будущего», г. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Конструктивно реализовать придуманную форму можно было по-разному. Мы искали наиболее надежное и экономичное решение и остановились на использовании металлического каркаса по периметру с несущей колонной в центре вращения геликоида. От нее к периметру идут металлические фермы (максимальный пролет 11 метров), образующие ступени амфитеатров. Поверх металла устанавливается подсистема для обшивки конструкции деревом, точнее доской из лиственницы. Фасад также зашивается декоративной деревянной рейкой, выполняющей солнцезащитную роль. Таким образом, павильон выглядит как полностью деревянная конструкция, что идеально с учетом паркового окружения. На деле павильон надежен и долговечен.
Пресс-конференция фестиваля «Арт-Овраг 2019» в «Павильоне будущего». 14 июня 2019 г. Выкса.
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Как решены интерьеры павильона?

Интерьеры тоже отделаны деревом, окрашенным светлой краской. Мы сознательно не закладывали никаких дополнительных приемов и дизайнерских материалов. Все предельно просто. И дело не столько в небольшом бюджете, сколько в стремлении сфокусировать внимание зрителя на качестве и красоте самого пространства внутри нашей сложной формы. Оно складывается из горизонтальных уровней, ступенчато поднимающихся и закручивающихся вверх. За счет открытости, обилия света, использования натурального осветленного дерева и отсутствия привычных ортогональных пространств, все выглядит более просторным, больше своих реальных размеров. Пространства меняются, перетекают одно в другое, свет скользить по криволинейным поверхностям и ступеням, создавая удивительные по красоте тени.
Презентация проекта «Павильона будущего» Губернатору Нижегородской области Глебу Никитину в рамках программы фестиваля «Арт-Овраг 2019». 14 июня 2019 г. Выкса.
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Интерьер «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое». Фотография Ильи Иванова
Многофункциональный павильон Центра современного искусства Астаны. Проект бюро «Новое».
© Бюро «Новое»

«Павильон будущего» в Выксе далеко не первый ваш опыт строительства временной, павильонной архитектуры. Вы сознательно выбрали эту типологию в качестве одной из специализаций вашего бюро, как нишу, в которой вы можете экспериментировать с формами и пространством, или молодому архитектурному бюро на сегодняшнем рынке сложно найти другие заказы?

Я как-то не задумывался об этом. Мне кажется, что имеет место все вместе. Мы с самого начала работаем в этом формате – но не только в нем, разумеется. В отношении временных построек не действуют все те жесткие нормы и требования, который существуют для капитальных строений, поэтому с точки зрения свободы творчества этот формат намного интереснее. И развиваться внутри него можно бесконечно. Постоянно появляются какие-то новые решения и образы. Кроме того, только в этом формате ты можешь увидеть реализацию своей идеи уже через полгода, а это крайне важно для любого бюро, стремящегося заявить о себе. Так что в каждом подобном проекте мы стремимся показать свои возможности, раскрыть свой потенциал, максимально реализоваться в решении этой задачи.
Общественные павильоны на центральном бульваре на ЭКСПО Астана 2017. Проект бюро «Новое».
© Бюро «Новое»
Реконструкция входной площади в парк имени Горького в Москве. Проект бюро «Новое».
© Бюро «Новое»

На волне особого интереса к благоустройству и развитию общественных пространств формат павильонной архитектуры должен быть особенно востребован. Как вы оцениваете потенциал рынка подобных проектов? Есть здесь перспектива для развития бюро или эта типология так и останется своего рода архитектурной отдушиной для вас, на фоне более масштабных и коммерческих проектов?

Я думаю, что здесь существует большой потенциал. В проектах развития территорий наибольший экономический и функциональный эффект оказывают уникальные объекты, спроектированные с учетом потребностей и специфики места. И с каждым годом становится больше заказчиков, делающих выбор в пользу авторских проектов, а не дешевых типовых решений. Тем более что за счет небольшого удорожания можно получить хорошую архитектуру и принципиально другое качество пространства. Чем больше будет появляться таких объектов, как «Павильон будущего» в Выксе, чем больше будет к ним внимания, тем лучше, и тем больше на них будет спрос. Мы также занимаемся проектами комплексного развития территорий и используем все возможности для инсталляции в них уникальных объектов: малых архитектурных форм, павильонов и так далее. Для нас очень важно, чтобы та среда, та айдентика, которая развивается во всех уровнях проекта, был проявлена и подчеркнута в архитектуре.
Бизнес центр на проспекте Магилик Ел в Нур-Султане, Казахстан. Проект бюро «Новое».
© Бюро «Новое»

Насколько сейчас на рынке востребованы нестандартные, экспериментальные решения? Создается впечатление, что заказчик сейчас ищет чего-то более традиционного, апробированного и гарантированно успешного?

Возможно в общем масштабе такая тенденция существует, но одновременно мы видим запрос на сотрудничество с «молодыми архитекторами», от которых ожидают как раз ухода от приевшихся, стандартных приемов. Возможно, заказчикам необходимы не столько радикальные, сколько альтернативные идеи, способные выделить проект на рынке. Причем это справедливо для проектов любых типологий и масштабов. Во всяком случае когда мы делаем большую архитектуру мы не меняем наши подходы и так же, как в проектах павильонов, стремимся максимально точно ответить на задачу, проявить и айдентику, и специфику места. В общем, работаем как архитекторы.

 
Архитектор:
Анастасия Грицкова
Мастерская:
Архитектурное бюро «Новое»

28 Июня 2019

Похожие статьи
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Меняя город, меняя себя
В середине июня в Выксе прошел очередной фестиваль «Арт-Овраг», в программе которого было собрано все, над чем работали и работают в течении последних лет его организаторы вместе с администрацией города и горожанами.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало гольф-поля и два различных по стилю «острова»: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.