Сергей Неботов: «Павильонная архитектура дает пространство для экспериментов»

Говорим с автором «Павильона будущего», который стал главным событием фестиваля «Арт Овраг 2019». Он должен стать эпицентром культурной и образовательной жизни Выксы.

mainImg
Архитектор:
Анастасия Грицкова
Мастерская:
Архитектурное бюро «Новое»
zooming
Визуализация «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»

 
Расскажите про проект павильона. В чем его главная идея?

По инициативе кураторов фестиваля «Арт Овраг» в конце 2018 – начале 2019 года был проведен закрытый конкурс, к участию в котором пригласили 5 команд. Нам было предложено разработать концепцию компактного временного павильона с длинным перечнем различных функций. Изначально он назывался «Павильон городских инициатив». Согласно идее кураторов, он должен был стать площадкой для развития идей соучаствующего проектирования и местом проведения семинаров, лекций и публичных обсуждений проектов по развитию городской среды. Второе название павильона, которое теперь уже стало официальным – «Павильон будущего». В нем должны были быть отражены мечты о будущем города и представления об идеальной архитектуре завтрашнего дня. Обе эти трактовки были нам чрезвычайно близки и, на наш взгляд, логично дополняли функционально-программную часть конкурсного задания.

Мы взяли за основу спираль, как символ развития, движения вперед. Она служит образующей при формировании поверхности двойного геликоида, ограниченного цилиндрическим внешним периметром. Форма цилиндра, по нашему опыту, всегда органично вписывается в природный контекст. Отсутствие главного фасада, точнее один главный фасад со всех сторон позволяет превратить здание в композиционный центр для многих визуальных осей.
Макет «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»

В результате комбинации цилиндра и двойного геликоида мы получили два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга пространства с большим диапазоном функций. Они в чем-то похожи, а в чем-то противоположны, контраст отличительной особенностью нашего проекта. Одно открытое, второе – закрытое, изолированное от внешней среды. Одно – холодное, второе – теплое, где можно находиться даже зимой. Одно – абсолютно публичное, второе – более приватное. Первое начинается с просторного холла, из которого спиральная лестница-амфитеатр ведет наверх на эксплуатируемую кровлю с видовой площадкой, ориентированной на пруд «Лебединка» и соседний овраг. Это очень важные для жителей Выксы объекты, и мы постарались подчеркнуть визуальную связь с ними. Через переходной мостик на смотровой площадке мы можем перейти из одной части в другую, спускаясь по другой спиральной лестнице, также выполняющей роль амфитеатра, но на этот раз уже для летнего кинотеатра. Экраном служит стена закрытой части павильона. Там находится помещение, которое можно использовать как лекционный зал, мастерские, да в общем, каким угодно способом. Войти в нее можно и снизу. Рядом с входом на первом уровне находятся санузел и техническое помещение, где будет храниться мебель и другое оборудование для мероприятий.
Макет «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»
Визуализация «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»

В родившейся у нас концепции футуристическая идея сочетается с многофункциональностью. Как мне кажется, благодаря этому наш проект и победил в конкурсе.
План на отм. +2.100 «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»

На первый взгляд получается достаточно сложная, даже запутанная структура. Как местные жители реагировали на проект, когда вы его презентовали в Выксе?

Да, наш павильон похож на головоломку. Люди не сразу понимают, как это работает, но им интересно разобраться. На презентации проекта весной 2019 года жители Выксы были заинтригованы и задавали нам много вопросов по поводу формы, взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства. В глазах зрителей было предвкушение чего-то нового и необычного в городе. Большим плюсом стало то, что это не просто декоративный, а абсолютно функциональный объект, которым смогут пользоваться все горожане. В процессе строительства нам часто приходилось рассказывать, что мы делаем, как это будет работать. И сейчас нам кажется очень важным, чтобы он как можно скорее заработал по полной программе, чтобы люди смогли пройти весь выстроенный нами путь и апробировать разные сценарии использования павильона.
План крыши «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»
Разрез «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое»
«Павильон будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое». Фотография Ильи Иванова

Изначальная идея при всей своей сложности оказалась жизнеспособной и открытой к развитию. Мы смогли сконцентрировать в компактном объеме много различных находок и полезных опций. Высота построенного павильона составляет 5,5 метров, а диаметр – 15,5 метров. Нам кажется, особенно интересным и перспективным то, что этот концепт масштабируется как в размерах, так и при помощи раскрутки спирали вверх на любое количество уровней. Он может наращиваться, превращаясь в башню или, наоборот, быть немного сокращен. Это позволит расширить или сузить его функционал, но принципы построения сохраняются.
Фотография «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой


Как решены конструктивные и эксплуатационные вопросы? Ведь это временная архитектура, не рассчитанная на круглогодичное использование?

Безусловно, это временный объект. Мы постарались обеспечить необходимую степень комфорта в межсезонье и даже возможность использования в зимний период. Закрытая часть изолирована, там предусмотрены места установки обогревателей, что в целом, для пространства, которое там получается, вполне достаточно для проведения каких-то небольших мероприятий.
Фотография «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Архитекторы (слева-направо): Сергей Аксенов, Сергей Неботов, Анастасия Грицкова, бюро «Новое», авторы проекта «Павильона будущего», г. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Конструктивно реализовать придуманную форму можно было по-разному. Мы искали наиболее надежное и экономичное решение и остановились на использовании металлического каркаса по периметру с несущей колонной в центре вращения геликоида. От нее к периметру идут металлические фермы (максимальный пролет 11 метров), образующие ступени амфитеатров. Поверх металла устанавливается подсистема для обшивки конструкции деревом, точнее доской из лиственницы. Фасад также зашивается декоративной деревянной рейкой, выполняющей солнцезащитную роль. Таким образом, павильон выглядит как полностью деревянная конструкция, что идеально с учетом паркового окружения. На деле павильон надежен и долговечен.
Пресс-конференция фестиваля «Арт-Овраг 2019» в «Павильоне будущего». 14 июня 2019 г. Выкса.
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Как решены интерьеры павильона?

Интерьеры тоже отделаны деревом, окрашенным светлой краской. Мы сознательно не закладывали никаких дополнительных приемов и дизайнерских материалов. Все предельно просто. И дело не столько в небольшом бюджете, сколько в стремлении сфокусировать внимание зрителя на качестве и красоте самого пространства внутри нашей сложной формы. Оно складывается из горизонтальных уровней, ступенчато поднимающихся и закручивающихся вверх. За счет открытости, обилия света, использования натурального осветленного дерева и отсутствия привычных ортогональных пространств, все выглядит более просторным, больше своих реальных размеров. Пространства меняются, перетекают одно в другое, свет скользить по криволинейным поверхностям и ступеням, создавая удивительные по красоте тени.
Презентация проекта «Павильона будущего» Губернатору Нижегородской области Глебу Никитину в рамках программы фестиваля «Арт-Овраг 2019». 14 июня 2019 г. Выкса.
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Интерьер «Павильона будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое». Фотография Ильи Иванова
Многофункциональный павильон Центра современного искусства Астаны. Проект бюро «Новое».
© Бюро «Новое»

«Павильон будущего» в Выксе далеко не первый ваш опыт строительства временной, павильонной архитектуры. Вы сознательно выбрали эту типологию в качестве одной из специализаций вашего бюро, как нишу, в которой вы можете экспериментировать с формами и пространством, или молодому архитектурному бюро на сегодняшнем рынке сложно найти другие заказы?

Я как-то не задумывался об этом. Мне кажется, что имеет место все вместе. Мы с самого начала работаем в этом формате – но не только в нем, разумеется. В отношении временных построек не действуют все те жесткие нормы и требования, который существуют для капитальных строений, поэтому с точки зрения свободы творчества этот формат намного интереснее. И развиваться внутри него можно бесконечно. Постоянно появляются какие-то новые решения и образы. Кроме того, только в этом формате ты можешь увидеть реализацию своей идеи уже через полгода, а это крайне важно для любого бюро, стремящегося заявить о себе. Так что в каждом подобном проекте мы стремимся показать свои возможности, раскрыть свой потенциал, максимально реализоваться в решении этой задачи.
Общественные павильоны на центральном бульваре на ЭКСПО Астана 2017. Проект бюро «Новое».
© Бюро «Новое»
Реконструкция входной площади в парк имени Горького в Москве. Проект бюро «Новое».
© Бюро «Новое»

На волне особого интереса к благоустройству и развитию общественных пространств формат павильонной архитектуры должен быть особенно востребован. Как вы оцениваете потенциал рынка подобных проектов? Есть здесь перспектива для развития бюро или эта типология так и останется своего рода архитектурной отдушиной для вас, на фоне более масштабных и коммерческих проектов?

Я думаю, что здесь существует большой потенциал. В проектах развития территорий наибольший экономический и функциональный эффект оказывают уникальные объекты, спроектированные с учетом потребностей и специфики места. И с каждым годом становится больше заказчиков, делающих выбор в пользу авторских проектов, а не дешевых типовых решений. Тем более что за счет небольшого удорожания можно получить хорошую архитектуру и принципиально другое качество пространства. Чем больше будет появляться таких объектов, как «Павильон будущего» в Выксе, чем больше будет к ним внимания, тем лучше, и тем больше на них будет спрос. Мы также занимаемся проектами комплексного развития территорий и используем все возможности для инсталляции в них уникальных объектов: малых архитектурных форм, павильонов и так далее. Для нас очень важно, чтобы та среда, та айдентика, которая развивается во всех уровнях проекта, был проявлена и подчеркнута в архитектуре.
Бизнес центр на проспекте Магилик Ел в Нур-Султане, Казахстан. Проект бюро «Новое».
© Бюро «Новое»

Насколько сейчас на рынке востребованы нестандартные, экспериментальные решения? Создается впечатление, что заказчик сейчас ищет чего-то более традиционного, апробированного и гарантированно успешного?

Возможно в общем масштабе такая тенденция существует, но одновременно мы видим запрос на сотрудничество с «молодыми архитекторами», от которых ожидают как раз ухода от приевшихся, стандартных приемов. Возможно, заказчикам необходимы не столько радикальные, сколько альтернативные идеи, способные выделить проект на рынке. Причем это справедливо для проектов любых типологий и масштабов. Во всяком случае когда мы делаем большую архитектуру мы не меняем наши подходы и так же, как в проектах павильонов, стремимся максимально точно ответить на задачу, проявить и айдентику, и специфику места. В общем, работаем как архитекторы.

 
Архитектор:
Анастасия Грицкова
Мастерская:
Архитектурное бюро «Новое»

28 Июня 2019

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
Меняя город, меняя себя
В середине июня в Выксе прошел очередной фестиваль «Арт-Овраг», в программе которого было собрано все, над чем работали и работают в течении последних лет его организаторы вместе с администрацией города и горожанами.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.