Меняя город, меняя себя

В середине июня в Выксе прошел очередной фестиваль «Арт-Овраг», в программе которого было собрано все, над чем работали и работают в течении последних лет его организаторы вместе с администрацией города и горожанами.

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg
0

Капля воды
В этом году «Арт-Овраг» проходит в девятый раз и как всегда организаторы фестиваля: Объединенная металлургическая компания, Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и администрация города Выкса, а также команда кураторов проектной группы «8 линий» под руководством Юлии Бычковой и Антона Кочуркина, подготовили насыщенную и разнообразную программу, сфокусировав в трех днях достижения нескольких последних лет. Для внимательного зрителя фестиваль может служить той «каплей воды», по которой можно судить о существовании «океана» усилий и каждодневной работы множества людей, жителей Выксы и гостей города, приезжающих сюда, чтобы поделиться своими талантами, знаниями и опытом.
Детский воркшоп в одном из павильонов на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Панорама берега пруда Лебединка. Выкса
© ARCHI.RU. Фотография Елены Петуховой

Польза и параметрика
Последние несколько лет организаторы фестиваля при выборе проектов для реализации отдают предпочтение объектам функциональным и практичным. Это эффективный способ дать горожанам возможность познакомиться с современным дизайном и архитектурой в их витрувианской трактовке. К коллекции «полезного искусства» в этом году добавился весьма весомый и эффектный экспонат – в центральном парке на берегу пруда «Лебединка», рядом с одним из неофициальных символов города – огромным единорогом, собранным из множества дощечек (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), 2013), открылся павильон, получивший название «Павильон будущего». Архитекторы бюро «Новое» соединили в проекте традиции парковой архитектуры и современные приемы параметрического моделирования, благодаря которым в компактном объеме удалось уместить несколько многофункциональных пространств. Подробнее о проекте «Павильона будущего» читайте в интервью с архитектором Сергеем Неботовым. В одном из самых популярных уголков парка появилась площадка, где будут проходить открытые мастер-классы, лекции, кинопоказы, выставки и даже уроки танца. И судя по интересу к павильону со стороны горожан во время фестиваля, пустовать он не будет. Тем более что в разработке программы мероприятий участвуют сами жители Выксы.
Вид на «павильон Будущего» – главный объект фестиваля «Арт-Овраг 2019»
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
«Павильон будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое». Фотография Ильи Иванова

Время и энергия
Вновь в число реализованных на «Арт-Овраге» объектов вошел проект, придуманный жителем Выксы. В прошлый раз это было огромный футбольный мяч (2018 – год ЧМФ), а в этом – гигантская мультимедийная скульптура, похожая на спираль ДНК, названная «Бинарные часы» (автор Андрей Матчин), показывающая время в бинарной системе и одновременно служащая тестером настроений горожан благодаря системе подсветки, цвет которой меняется в зависимости от результатов онлайн-опроса на странице портала «Выксавкурсе» в VK. Зеленая подсветка означает, что большинство респонентов счастливы, а красная – что людей что-то не устраивает. Объект был изготовлен на ОМК и поставлен на одном из самых оживленных круговых перекрестков города.
Объект «Бинарные часы». Автор Андрей Матчин. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Еще одну инсталляцию, художницы Марии Кечаевой, установили на главной фестивальной площади Металлургов. Группа ярко-желтых велосипедов на подпорках, снабженных самими разным вертушками, лампочками и шумелками, напоминала тренажерный зал, но символизировала не пользу здорового образа жизни, а необходимость искать альтернативные источники энергии, в том числе – позитивную энергию людей, в первую очередь детей, с удовольствием крутивших педали.
Инсталляция «Фабрика будущего». Автор Мария Кечаева. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Инсталляция «Фабрика будущего». Автор Мария Кечаева. Арт-Овраг 2019. Выкса
© ARCHI.RU. Фотография Елены Петуховой

Металл и краски
Второй день ознаменовался запуском единственного в своем роде Индустриального стрит-арт парка на территории ОМК. Муралы и граффити, созданные за прошлые фестивальные годы, стали одним из самых заметных и привлекательных для гостей Выксы элементов городской среды. Отношение к росписям со стороны жителей было неоднозначным и, может быть поэтому, или для дополнительного стимулирования активно развивающейся программы индустриального туризма, в рамках которой все желающие могут попасть в цеха Выксунского металлургического завода, – но теперь новые произведения монументального графического искусства будут создаваться на стенах корпусов ВМЗ. Концепция стрит-арт парка, разработанная куратором Ольгой Погасовой, предполагает последовательное художественное осмысление одного цеха за другим. На основе конкурса, в течении 10 лет, будут отбираться художники, которые смогут трансформировать специфику того или иного производственного процесса в произведение искусства и воплотить его в макромасштабе.
Первый экспонат Индустриального стрит-арт парка. Автор мурала Алексей Лука. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

На открытии парка была представлена первая работа, созданная московским художником Алексеем Лукой: он запечатлел геометрию выпускаемых цехом деталей в собственной абстрактной манере. Эскиз мурала согласован с рабочими завода, которые затем приняли участие в росписи и сами построили несколько арт-объектов, установленных рядом со зданием во время открытия стрит-арт парка.
Алексей Лука – автор первого мурала на территории Индустриального стрит-арт парка. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Первый экспонат Индустриального стрит-арт парка. Автор мурала Алексей Лука. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Инсталляции из деталей и продукции цеха для Индустриального стрит-арт парка. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Колеса и доски
Хотя известность «Арт-Оврагу» принесли арт-объекты, в его программу с самого начала были включены спортивные мероприятия. Идея проводить в Выксе фестиваль родилась у руководства Фонда «ОМК-Участие» как ответ на проблему с распространением наркотиков среди молодежи. Популяризация и развитие инфраструктуры для занятий спортом, особенно его модными разновидностями вроде паркура, воркаута и скейтбординга, стали одними из основных направлений деятельности фонда. Кроме проведения соревнований и выступлений спортивных звезд на фестивале, фонд строит спортивные площадки в разных районах города. В этом году рядом с одной из центральных площадей, на месте бывшего пустыря, был открыт новый скейт-парк. В церемонии открытия принимал участие губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, причем не ограничился речью и перерезанием красной ленточки, а прокатился и на самокате, и на скейте. Затем скейтпарк протестировали несколько членов российской сборной по скейтбордингу.
Открытие нового скейт-парка на Площади Октябрьской революции. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Показательные выступления спортсменов в новом скейт-парке на Площади Октябрьской революции. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Театр и рэп
В фестивальные дни город Выкса живет в особом режиме непреходящего праздника. Кто-то вместе с детьми идет на главную площадь, кто-то всей семьей отправляется в парк, на стадион, на выставку в музей или галерею, чтобы послушать лекцию или принять участие в воркшопе. Фестивальная программа задействовала каждую популярную площадку городаы.
Воркшоп с участием местных жителей в арт-пространстве “Ex Libris”. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Праздник в дворе «Радужный мир» на улице Пирогова, 6. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Выставка «масштаб 1:100» в арт-резиденции VYKSA AIR Авторы – творческая группировка из Омска Саша Хохлова и Дима Рубэн. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

На главной площади, почти по средневековой традиции, объединили ярмарку и балаган с приезжими артистами. За «мистерию» отвечал инженерный театр АХЕ, лауреат, в частности, «Золотой маски» – он показал спектакль «Пена Дней» по книге французского писателя Бориса Виана. Сложнейшие перипетии и драмы были разыграны внутри остроумной декорации: деревянного каркасного куба, который превращался то в комнату, то в город, открывая бесконечный простор для фантазии зрителей. Конечно, не обошлось без обязательного выдувания огня и отдельного подарка детской аудитории в виде обильного потока мыльной пены.
Спектакль «Пена дней». Инженерный театр АХЕ на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Спектакль «Пена дней». Инженерный театр АХЕ на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Спектакль «Пена дней». Инженерный театр АХЕ на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© ARCHI.RU. Фотография Елены Петуховой

Здесь же на площади проходил единственный в своем роде хип-хоп баттл «Король поэтов», в котором выпускники «Фристайл-мастерской» Льва «RE-pac» Киселева бросили рэп-вызов классической поэтической традиции.
Хип-хоп баттл «Король поэтов» на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Хип-хоп баттл «Король поэтов» на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Организаторы фестиваля проявили неожиданную чуткость к новейшим тенденциям в музыкальной культуре и сделали рэп едва ли не главным музыкальным направлением программы. К уже упомянутым фристайл-рэперам, сопровождавшим рифмованными экспромтами важные события «Арт-Оврага», в том числе открытие Индустриального стрит-арт-парка, можно добавить выступление одного из самых популярных в России хип-хоп-исполнителей – рэпера Feduk, яркую финальную точку фестиваля. Концерт хэдлайнера программы собрал многотысячную аудиторию, состоявшую не только из его молодых поклонников из числа жителей Выксы, но и из их родителей.
Выступление фристайл-рэперов на открытии Индустриального стрит-арт парка. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Выступление хэдлайнера музыкальной программы фестиваля, рэпера Feduk на Площади Октябрьской революции. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Зрители концерта рэпера Feduk на Площади Октябрьской революции. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Вчера, сегодня, завтра
В качестве девиза фестиваля Арт-Овраг 2019 года кураторы выбрали провокационный слоган «Когда сегодня становится завтра». Провокационность его заключается в очевидном контрасте между тем, что представляет собой Выкса: несмотря на десятилетия усилий ОМК и Фонда «ОМК-Участие», она по-прежнему похожа на сотни российских городов, – и футуристическими образами, которые рисует наше воображение. Да, сегодняшняя Выкса – город с множеством типичных для малых городов России проблем: разбитыми дорогами, хаотичной и ветшающей застройкой, на фоне которой аляповатыми заплатками смотрятся вывески торговых сетей, но этому городу, в отличие от многих других, повезло с руководством завода и администрацией, которые решили сделать альтернативное будущее возможным и начали менять город шаг за шагом, площадь за площадью, двор за двором. Пусть изменения происходят не так быстро, как хотелось и мечталось вначале, но зато они реализуются системно, изобретательно и целенаправленно. «В рамках фестиваля мы показываем преобразования города Выкса, каждое из которых представляет частичку того будущего города, к которому мы стремимся» – так комментировал выбор слогана куратор фестиваля Антон Кочуркин.

Но за футуристической трактовкой слогана скрыт еще один смысловой уровень, который важно увидеть. Слово «завтра», обычно трактуемое как символ отдаленного будущего, может быть понято и буквально, как следующий день, который наступит после окончания фестивального «сегодня». И в этом случае оказывается, что фестиваль служит демонстрационной площадкой для тех проектов и концепций, которые сейчас внедряются и реализуются в городе. Сегодняшняя презентация новой скейт-площадки в торжественной обстановке с участием губернатора, или арт-галереи, или параметрического павильона, завтра сменяется на режим нормального, полноценного функционирования с участием местных жителей. Так, буквально, в Выксе «сегодня» становиться «завтра» и «послезавтра», и «после-после-завтра», а потом уже никто и не может вспомнит о том «вчера», когда у горожан не было замечательных остановок, дворов, светящихся оптимистичных надписей в лесу, граффити на стенах, инсталляций на набережных, единорогов в парках, а главное – того ощущения, что город жив и развивается, что у него есть будущее, которое хочется воплотить, чтобы увидеть своим глазами.
 

11 Июля 2019

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Похожие статьи
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Келья для кофе
Намеренно аскетичная и умиротворяющая кофейня в Новороссийске с наливными полами, мебелью из бетона и разнообразными вариантами освещения: от имитации восхода до бликов воды.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Палата искусств
Культурный центр, отсылающий к салонам XIX века, расположился под белокаменными сводами Палат Хамовного двора. Авторы проекта использовали мебель с историей и работали с локальными мастерами.