Меняя город, меняя себя

В середине июня в Выксе прошел очередной фестиваль «Арт-Овраг», в программе которого было собрано все, над чем работали и работают в течении последних лет его организаторы вместе с администрацией города и горожанами.

author pht

Автор текста:
Елена Петухова

mainImg

Капля воды
В этом году «Арт-Овраг» проходит в девятый раз и как всегда организаторы фестиваля: Объединенная металлургическая компания, Благотворительный фонд «ОМК-Участие» и администрация города Выкса, а также команда кураторов проектной группы «8 линий» под руководством Юлии Бычковой и Антона Кочуркина, подготовили насыщенную и разнообразную программу, сфокусировав в трех днях достижения нескольких последних лет. Для внимательного зрителя фестиваль может служить той «каплей воды», по которой можно судить о существовании «океана» усилий и каждодневной работы множества людей, жителей Выксы и гостей города, приезжающих сюда, чтобы поделиться своими талантами, знаниями и опытом.
Детский воркшоп в одном из павильонов на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Панорама берега пруда Лебединка. Выкса
© ARCHI.RU. Фотография Елены Петуховой

Польза и параметрика
Последние несколько лет организаторы фестиваля при выборе проектов для реализации отдают предпочтение объектам функциональным и практичным. Это эффективный способ дать горожанам возможность познакомиться с современным дизайном и архитектурой в их витрувианской трактовке. К коллекции «полезного искусства» в этом году добавился весьма весомый и эффектный экспонат – в центральном парке на берегу пруда «Лебединка», рядом с одним из неофициальных символов города – огромным единорогом, собранным из множества дощечек (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), 2013), открылся павильон, получивший название «Павильон будущего». Архитекторы бюро «Новое» соединили в проекте традиции парковой архитектуры и современные приемы параметрического моделирования, благодаря которым в компактном объеме удалось уместить несколько многофункциональных пространств. Подробнее о проекте «Павильона будущего» читайте в интервью с архитектором Сергеем Неботовым. В одном из самых популярных уголков парка появилась площадка, где будут проходить открытые мастер-классы, лекции, кинопоказы, выставки и даже уроки танца. И судя по интересу к павильону со стороны горожан во время фестиваля, пустовать он не будет. Тем более что в разработке программы мероприятий участвуют сами жители Выксы.
Вид на «павильон Будущего» – главный объект фестиваля «Арт-Овраг 2019»
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
«Павильон будущего». Выкса. Проект бюро «Новое». 2019
© Бюро «Новое». Фотография Ильи Иванова

Время и энергия
Вновь в число реализованных на «Арт-Овраге» объектов вошел проект, придуманный жителем Выксы. В прошлый раз это было огромный футбольный мяч (2018 – год ЧМФ), а в этом – гигантская мультимедийная скульптура, похожая на спираль ДНК, названная «Бинарные часы» (автор Андрей Матчин), показывающая время в бинарной системе и одновременно служащая тестером настроений горожан благодаря системе подсветки, цвет которой меняется в зависимости от результатов онлайн-опроса на странице портала «Выксавкурсе» в VK. Зеленая подсветка означает, что большинство респонентов счастливы, а красная – что людей что-то не устраивает. Объект был изготовлен на ОМК и поставлен на одном из самых оживленных круговых перекрестков города.
Объект «Бинарные часы». Автор Андрей Матчин. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Еще одну инсталляцию, художницы Марии Кечаевой, установили на главной фестивальной площади Металлургов. Группа ярко-желтых велосипедов на подпорках, снабженных самими разным вертушками, лампочками и шумелками, напоминала тренажерный зал, но символизировала не пользу здорового образа жизни, а необходимость искать альтернативные источники энергии, в том числе – позитивную энергию людей, в первую очередь детей, с удовольствием крутивших педали.
Инсталляция «Фабрика будущего». Автор Мария Кечаева. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Инсталляция «Фабрика будущего». Автор Мария Кечаева. Арт-Овраг 2019. Выкса
© ARCHI.RU. Фотография Елены Петуховой

Металл и краски
Второй день ознаменовался запуском единственного в своем роде Индустриального стрит-арт парка на территории ОМК. Муралы и граффити, созданные за прошлые фестивальные годы, стали одним из самых заметных и привлекательных для гостей Выксы элементов городской среды. Отношение к росписям со стороны жителей было неоднозначным и, может быть поэтому, или для дополнительного стимулирования активно развивающейся программы индустриального туризма, в рамках которой все желающие могут попасть в цеха Выксунского металлургического завода, – но теперь новые произведения монументального графического искусства будут создаваться на стенах корпусов ВМЗ. Концепция стрит-арт парка, разработанная куратором Ольгой Погасовой, предполагает последовательное художественное осмысление одного цеха за другим. На основе конкурса, в течении 10 лет, будут отбираться художники, которые смогут трансформировать специфику того или иного производственного процесса в произведение искусства и воплотить его в макромасштабе.
Первый экспонат Индустриального стрит-арт парка. Автор мурала Алексей Лука. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

На открытии парка была представлена первая работа, созданная московским художником Алексеем Лукой: он запечатлел геометрию выпускаемых цехом деталей в собственной абстрактной манере. Эскиз мурала согласован с рабочими завода, которые затем приняли участие в росписи и сами построили несколько арт-объектов, установленных рядом со зданием во время открытия стрит-арт парка.
Алексей Лука – автор первого мурала на территории Индустриального стрит-арт парка. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Первый экспонат Индустриального стрит-арт парка. Автор мурала Алексей Лука. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Инсталляции из деталей и продукции цеха для Индустриального стрит-арт парка. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Колеса и доски
Хотя известность «Арт-Оврагу» принесли арт-объекты, в его программу с самого начала были включены спортивные мероприятия. Идея проводить в Выксе фестиваль родилась у руководства Фонда «ОМК-Участие» как ответ на проблему с распространением наркотиков среди молодежи. Популяризация и развитие инфраструктуры для занятий спортом, особенно его модными разновидностями вроде паркура, воркаута и скейтбординга, стали одними из основных направлений деятельности фонда. Кроме проведения соревнований и выступлений спортивных звезд на фестивале, фонд строит спортивные площадки в разных районах города. В этом году рядом с одной из центральных площадей, на месте бывшего пустыря, был открыт новый скейт-парк. В церемонии открытия принимал участие губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, причем не ограничился речью и перерезанием красной ленточки, а прокатился и на самокате, и на скейте. Затем скейтпарк протестировали несколько членов российской сборной по скейтбордингу.
Открытие нового скейт-парка на Площади Октябрьской революции. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Показательные выступления спортсменов в новом скейт-парке на Площади Октябрьской революции. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Театр и рэп
В фестивальные дни город Выкса живет в особом режиме непреходящего праздника. Кто-то вместе с детьми идет на главную площадь, кто-то всей семьей отправляется в парк, на стадион, на выставку в музей или галерею, чтобы послушать лекцию или принять участие в воркшопе. Фестивальная программа задействовала каждую популярную площадку городаы.
Воркшоп с участием местных жителей в арт-пространстве “Ex Libris”. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Праздник в дворе «Радужный мир» на улице Пирогова, 6. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Выставка «масштаб 1:100» в арт-резиденции VYKSA AIR Авторы – творческая группировка из Омска Саша Хохлова и Дима Рубэн. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

На главной площади, почти по средневековой традиции, объединили ярмарку и балаган с приезжими артистами. За «мистерию» отвечал инженерный театр АХЕ, лауреат, в частности, «Золотой маски» – он показал спектакль «Пена Дней» по книге французского писателя Бориса Виана. Сложнейшие перипетии и драмы были разыграны внутри остроумной декорации: деревянного каркасного куба, который превращался то в комнату, то в город, открывая бесконечный простор для фантазии зрителей. Конечно, не обошлось без обязательного выдувания огня и отдельного подарка детской аудитории в виде обильного потока мыльной пены.
Спектакль «Пена дней». Инженерный театр АХЕ на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Спектакль «Пена дней». Инженерный театр АХЕ на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Спектакль «Пена дней». Инженерный театр АХЕ на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© ARCHI.RU. Фотография Елены Петуховой

Здесь же на площади проходил единственный в своем роде хип-хоп баттл «Король поэтов», в котором выпускники «Фристайл-мастерской» Льва «RE-pac» Киселева бросили рэп-вызов классической поэтической традиции.
Хип-хоп баттл «Король поэтов» на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Хип-хоп баттл «Король поэтов» на Площади Металлургов. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Организаторы фестиваля проявили неожиданную чуткость к новейшим тенденциям в музыкальной культуре и сделали рэп едва ли не главным музыкальным направлением программы. К уже упомянутым фристайл-рэперам, сопровождавшим рифмованными экспромтами важные события «Арт-Оврага», в том числе открытие Индустриального стрит-арт-парка, можно добавить выступление одного из самых популярных в России хип-хоп-исполнителей – рэпера Feduk, яркую финальную точку фестиваля. Концерт хэдлайнера программы собрал многотысячную аудиторию, состоявшую не только из его молодых поклонников из числа жителей Выксы, но и из их родителей.
Выступление фристайл-рэперов на открытии Индустриального стрит-арт парка. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Выступление хэдлайнера музыкальной программы фестиваля, рэпера Feduk на Площади Октябрьской революции. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой
Зрители концерта рэпера Feduk на Площади Октябрьской революции. Арт-Овраг 2019. Выкса
© Арт-Овраг 2019. Фотография Юлии Абзалтдиновой

Вчера, сегодня, завтра
В качестве девиза фестиваля Арт-Овраг 2019 года кураторы выбрали провокационный слоган «Когда сегодня становится завтра». Провокационность его заключается в очевидном контрасте между тем, что представляет собой Выкса: несмотря на десятилетия усилий ОМК и Фонда «ОМК-Участие», она по-прежнему похожа на сотни российских городов, – и футуристическими образами, которые рисует наше воображение. Да, сегодняшняя Выкса – город с множеством типичных для малых городов России проблем: разбитыми дорогами, хаотичной и ветшающей застройкой, на фоне которой аляповатыми заплатками смотрятся вывески торговых сетей, но этому городу, в отличие от многих других, повезло с руководством завода и администрацией, которые решили сделать альтернативное будущее возможным и начали менять город шаг за шагом, площадь за площадью, двор за двором. Пусть изменения происходят не так быстро, как хотелось и мечталось вначале, но зато они реализуются системно, изобретательно и целенаправленно. «В рамках фестиваля мы показываем преобразования города Выкса, каждое из которых представляет частичку того будущего города, к которому мы стремимся» – так комментировал выбор слогана куратор фестиваля Антон Кочуркин.

Но за футуристической трактовкой слогана скрыт еще один смысловой уровень, который важно увидеть. Слово «завтра», обычно трактуемое как символ отдаленного будущего, может быть понято и буквально, как следующий день, который наступит после окончания фестивального «сегодня». И в этом случае оказывается, что фестиваль служит демонстрационной площадкой для тех проектов и концепций, которые сейчас внедряются и реализуются в городе. Сегодняшняя презентация новой скейт-площадки в торжественной обстановке с участием губернатора, или арт-галереи, или параметрического павильона, завтра сменяется на режим нормального, полноценного функционирования с участием местных жителей. Так, буквально, в Выксе «сегодня» становиться «завтра» и «послезавтра», и «после-после-завтра», а потом уже никто и не может вспомнит о том «вчера», когда у горожан не было замечательных остановок, дворов, светящихся оптимистичных надписей в лесу, граффити на стенах, инсталляций на набережных, единорогов в парках, а главное – того ощущения, что город жив и развивается, что у него есть будущее, которое хочется воплотить, чтобы увидеть своим глазами.
 

11 Июля 2019

author pht

Автор текста:

Елена Петухова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.