Всего было пять команд. Из примерно ста студентов-архитекторов второго, третьего, четвертого курсов разных вузов кураторы от бюро, по портфолио и мотивационным письмам, выбрали по три созвучных им человека с нужными навыками.
Стенд победителей, команды BuroMoscow, был выстроен на АрхМоскве при входе на основной уровень Манежа. Стенд назван «Место встречи» и состоит из девяти инсталляций, посвященных станциям Стромынке, Новопеределкино, Кленовый бульвар, Мневники, Нагатинский затон и другим. Причем инсталляции ухватывают главный пластический мотив каждой станции (сырные дырки в Солнцево, трубки-стебли в Стромынке). Зрители выставки моментально полюбили это пространство, тусовались там то по двое, то по одиночке, сидели с ноутбуками, общались, фотографировались.
На презентации в лектории Москомархитектуры куратор «Открытого города» Ирина Кузнецова в кратком вступительном слове объяснила, что все проекты настолько хороши, что их защите (она состоялась 16 мая на Арх Москве) решили посвятить отдельное мероприятие. А для студентов это был шанс проявить себя и получить возможность стажировки.
Всем участникам конкусра я задала один и тот же вопрос: чем был полезен новый опыт, и чем он отличается от проектирования в вузе. А кураторов от бюро соответственно спросила, возьмут ли они ребят на работу после конкурса.
Кинетическая скульптура
Главная идея команды Nefa Architects (куратор Дарья Туркина, Айзаада Бакытбай, МИТУ-МАСИ, Ольга Вихляева, ГУЗ, Наталья Новикова, РГУ им.Косыгина) – в переплетении прозрачных труб, по которым бегают разноцветные «поезда», а на самом деле шарики – их цвета соответствуют линиям метро. Двигаться в трубках шарики заставляет технология пневмопочты. Трубки практически самонесущие, фиксирующие их вертикальные стойки сведены к минимуму. Найти компанию, которая бы изготовила эту инсталляцию, оказалось не так просто. Но не исключено, что идея будет реализована в другом месте.Ольга Вихляева, ГУЗ: «Работа в бюро была полезна тем, что наши идеи услышали, это был совершенно новый потрясающий опыт».
Куратор Дарья Туркина: «Критерием отбора ребят было знание нужных программ. Хотя мы не сторонники раздувания штата, мы решили привлекать студентов на стажировки. Как только будет вакантное место, они – первые в очереди».
Медные трубы
Главная идея проекта Ai Architects (куратор Анастасия Нудина, Софья Гущина, Институт бизнеса и дизайна; Анна Шпунтова, МАрхИ; Мария Симошенко, МГСУ) – обыграть темы портала и туннеля. Портал является входом в раздвоенный туннель, который разводит потоки посетителей при входе в Манеж. Медная фольга, неоновая подсветка плюс свод создали запоминающийся образ. Член жюри Даниил Никишин сказал, что этот красивый проект, хотя и не прост в реализации, достоин входа на Венецианскую биеннале.Куратор Анастасия Нудина: «Было приятно работать с ребятами, они внесли элемент сумасшедшинки в жизнь бюро».
Мария Симошенко: «Нас направил на конкурс преподаватель, архитекторы выбирали нас по портфолио плюс мы писали мотивационное письмо. Работа в бюро – осознанный опыт. Если в институте тебе в каком-то смысле навязывают тему проекта, то на конкурсе была возможность самим предлагать идеи».
«Слишком много ног» как метафора метро
У команды Blank Architects (Куратор Александра Разина; Алена Лангольф, МАрхИ; Мария Ожиганова, МАрхИ; Татьяна Чумаченко, МАРШ) была целая программа. Проект назывался «В центре зала» и представлял собой сложное пространство с узким входом и просторной центральной частью. Причем есть и акустическое сопровождение: снаружи слышен звук поезда и сердцебиения, а внутри он затихает. Снаружи виден цилиндр и много ног, а внутри происходит встреча с детством, и дети рассказывают свои истории. То есть это еще и путешествие во времени. «Тема ног жюри очень понравилась, потому что это метафора метро и перемещения, а дети вообще всех умилили», – сказал член жюри Илья Мукосей.Алена Лангольф и Мария Ожиганова рассказали, что «работа в бюро понравилась тем, что они в силу близости возраста говорили с архитекторами на одном языке и получили больше самостоятельности, тогда как в институте приходится подстраиваться под преподавателя, и разница в возрасте и взглядах гораздо больше. Можно было сломать мозг, так много было идей, вдохновлялись в том числе и не архитектурой». Куратор Александра Разина сообщила, что девушек на стажировку в бюро уже взяли.
Подземная телепортация
Идея команды Za bor (куратор Арсений Борисенко; Марина Чебуркина, ГУЗ; Полина Прокопенкова, МГСУ; Ульяна Горячева, МАрхИ) – создать арт-объект, не буквальный и не навязчивый образ. Вдохновлялись историческими мотивами: туннелями, колоннами, порталами. Инсталляция состоит из акриловых зеркал, повернутых под углом в 3 градуса, из-за чего все отражения смещаются и возникает ощущение телепортации. Что и соответствует идее метро. Еле заметная пленка при отражении усиливает цвет.
Музей новых станций московского метро
Победители BuroMoscow (куратор Инна Сафиулина; Анастасия Шабалова, МАрхИ; Полина Власова, МАрхИ; Дмитрий Гарин, ГУЗ) предложили стенд «Место встречи». Это и «встреча с внутренним ребенком» на станции Солнцево и «встреча с новым в Новопеределкино», «встреча с рыбой» на станции «Нагатинский затон» и «свидание вслепую» на станции Стромынка, и «встреча с самим собой», и «встреча со старыми друзьями», и так далее. Этот стенд отразил проводимые Москомархитектурой многочисленные конкурсы на дизайн станций московского метро. Причем в интерпретации команды они оказались очень узнаваемыми. Вспоминаются макеты шедевров архитектуры, выставленные в русском павильоне на Венецианской биеннале в качестве банка идей. Только в Манеже не макеты, а инсталляции. Произошла наглядная музеефикация построенного. Это, а также ясность идеи и легкость изготовления инсталляций позволило команде победить. В этой команде был единственный из 15 студентов представитель мужского пола. Это к вопросу о гендерном перекосе, который в последние годы произошел в архитектуре.Дмитрий Гарин: «Работа в бюро гораздо ближе к реальному рабочему процессу. Есть техническое задание, максимальная цена, срок проектирования. Единственное, мы не знали, как это будет выглядеть в пространстве, поскольку имели только карту, а высоту соседних павильонов предугадать не могли. Мы сделали макет, который наглядно показывал будущую лаунж-зону для селфи».
Надо отметить, что все презентации были яркими, а во всех проектах читалась главная идея, так что представление проектов больше не является слабым звеном в образовании. Инициативу конкурса можно только поприветствовать. Объединение студентов и молодых успешных бюро и знакомство их более маститыми коллегами, входящими в жюри, – вполне себе социальный лифт и ступенька в профессиональной карьере.
***
Жюри конкурса:
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы;
Михаил Бейлин и Даниил Никишин, основатели бюро Citizenstudio;
Никита Асадов, руководитель «Архитектурного бюро Асадова»;
Илья Мукосей, преподаватель Школы дизайна Института общественных наук РАНХиГС, основатель архитектурного бюро mukosey;
Ирина Кузнецова, куратор выставочных и образовательных программ Москомархитектуры;
Виктория Раубо, начальник управления стратегических проектов Москомархитектуры;
Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления Архитектурного совета;
Андрей Попов, начальник Управления общественных связей Москомархитектуры.