Наложение структур

Подробно рассматриваем претендентов на «Золотое сечение» 2019 года: от метро и реновации до синхрофазатрона и спортклуба ОМОНа.

mainImg
На открытии Николай Шумаков, ныне президент сразу двух союзов архитекторов: Москвы и России, обмолвился, что в ответственных кругах рассматривают идею превратить конкурс в ежегодный. Хотя и «если хватит сил», так что пока это не обещание, а, надо думать, гипотеза. «Золотое сечение» вручают с 1997 года, всегда через год, чтобы накопился материал, хотя в какой-то момент, около 2007, ввели дополнительную премию и фестиваль «Перспектива», с которым «сечение» чередуется, как Арх Москва со своим NEXTом. Если золотое ушко «сечения» начнут вручать каждый год, это будет революционная реформа, поскольку в целом премия, как и большинство профессиональных наград, консервативна.
ЖК в Екатеринбурге, T+T architets. Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Николай Шумаков, Андрей Таранов, открытие, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вот и развеска в зале третьего этажа не меняется, заходишь туда как в своего рода знакомый интерфейс, всё как по нотам, ничто не отвлекает от изучения содержимого. К слову об интерфейсах: фестиваль второй год предлагает посетителям мобильное приложение (Android iOS) , в нем не только программа дискуссий и лекций, но и схема зала с местом размещения и количеством работ: реализаций в самой обширной номинации «зданий и сооружений» – 32, проектов в той же номинации 31. Всего участвует 112 работ, это немало, но надо сказать, что два года назад было 138, а четыре года назад 188. Так что все хорошо, на открытии несколько раз прозвучало: проекты хорошие, но пожалуй в такой динамике я бы с двухлетнего ритма на ежегодный не решилась перейти. С другой стороны динамика количественного спада замедлилась. И здесь надо сказать: пусть числом не взяли, зато проекты какие хорошие. Да в общем хорошие проекты. Всего одна затесалась неоманьеристическая вилла, да и то исполненная довольно старательно, всего две-три группы небоскребных призраков, которые в хорошую компьютерную игрушку бы не взяли, да пара парков отдыха с замысловатыми муляжами. Остальные твердо стоят на земле, преданы идеалам современности и хорошего вкуса, ну дальнейшее зависит от выучки, таланта и старания, словом, как всегда.
Вилла «Грибово», Евгений Болотный, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Безусловная звезда – Клаугу Муйжа Тотана Кузембаева, это определенно был тонко просчитанный выход на сцену, даром что его запрятали в середину зала и разделили на две части, видимо, отмечать будут по частям. Других отзывов, помимо восторженных, я об этом проекте не слышала, что справедливо, чего стоит одна консоль, развесившаяся как диковинный цветок. Подворачивается замечание одного талантливого критика, который больше не пишет: проект нарисовать все могут, а ты поди построй. Здесь построено, и даже об усадьбе издана внушительная, столь же замечательная, книга. Кстати во время открытия фестиваля президент дружественного союза архитекторов Таджикистана Бахром Юсупов сказал со сцены: я смотрел в основном постройки… Так что да, реализации по-прежнему ценятся выше.
Вилла Каугу Муйжа, Тотан Кузембаев, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, на входе нас встречает стенд с четырьмя постройками: ЖК «Серебряный бор» АБ «Остоженка» с ломаными линиями золотистых фасадов; гостиница Four Points by Sheraton в Краснодаре от АБ ATRIUM, образец сдержанной, скажем так, умеренной и устойчивой, нелинейности. На противоположной стороне того же стенда Edison house Алексея Бавыкина в Электрическом переулке, пример свойственных автору поисков новой образности городского дома в историческом центре. Здания представляют собой довольно-таки любопытную группу: с одной стороны, они – типичные представители породы «зданий», не комплексы, не варианты типовой застройки, а именно дома. С другой стороны – довольно разные в своем жанре и в то же время определенно авторские высказывания. То, на чем всегда специализировалось «Золотое сечение», и чего в последнее время потоков благо- и градоустройства стало немного – а именно, работы архитектора с совершенно определенным, конкретным домом. Может быть поэтому их вынесли вперед, создав при входе некую квитэссенцию премии. Во всяком случае организаторы отрицают, что здесь вывесили претендентов на главную премию. Не знаю, не хотелось бы заранивать пустых надежд, и между тем два года назад ЖК «Литератор», отмеченный гран-при, был выставлен именно на входе.

Еще любопытно различие типологий и историй этих домов: один жилая башня, московский ЖК, другой гостиница и на юге, третий – апартаменты со сложной историй, проект, столкнувшийся с протестами, остановками строительства и трижды переделанный. А четвертый сосед – офис продаж башен «Чкалов» на Курской Амира Идиатулина, здание-преддверие со сложным амплуа, поскольку башни строит SPEECH, на «сечении» не представленный, а офис продаж, как теперь принято, отдали другим авторам, в данном случае IND architects.
ЖК «Серебряный бор», АБ «Остоженка», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Edison house, Алексей Бавыкин, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дальше, в основной части экспозиции, начинается настоящая современная московская жизнь, поданная «пластами» – большие проекты. Сначала, опять же по традиции, московское метро. Во-первых, оно активно строится, во-вторых, глава авторского коллектива Метрогипротранса, он же президент двух союзов архитекторов, Николай Шумаков. Показывают линию «Деловой центр» – «Савеловская» – «ЦСКА». Справа кровля над метро Сокольнической линии, Тимура Башкаева. Слева на стене тему поддерживают молодые герои: ARCHSLON и опять же IND architects со станциями «Кленовый бульвар» и «Нагатинский затон», заказчики агентство Центр и Мосинжпроект, заметим, здесь Метрогипротранс уже не участвует. Впрочем приятно видеть спроектированные, а не технические наземные павильоны – ведь в начале работы Сергея Кузнецова даже построили несколько таких по конкурсам, а потом дело как-то заглохло.
Московское метро, линия «Деловой центр» – «Савеловская» – «ЦСКА», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Следом за метро предсказуемо же идет московская реновация. Ну то есть не совсем она, хотя если хорошенько поисследовать объекты, оказывается, что многих случаях все же она. Здесь очень помогает карта стартовых объектов от московской мэрии. Процесс довольно трудоемкий, но увлекательный, даже позволяет сделать пару попыток изучения процессов, происходящих в специфической сфере деятельности, которую принято называть «рынком архитектурных услуг», хотя на полноту и точность претендовать не приходится, а все же. К примеру смотрим на два больших дома Моспроекта-4 – даже удивительно вспоминать, что когда-то этот институт специализировался на музеях, театрах и стадионах. Руководитель коллективов Вадим Греков, глава арт-группы «Камень». Заказчик – АО Управление экспериментальной застройки микрорайонов, ранее, с 1990-х занятое, в том числе, и реконструкцией пятиэтажек, еще «старой» программой. Дом на Аминьевском шоссе, 16 этажей – стартовый, хотя на стенде об этом ни слова, все про «помещения БКФН», «пандусы для МГН», да «дренаж для отвода конденсата», язык сломаешь. И две пестро-разноцветные башни по 18 этажей на углу улицы Дмитрия Ульянова и Севастопольского проспекта тоже находятся на карте стартовых. Интересно, почему об этом не сказано? На стенде читаем: «варианты решений муниципального жилья в условиях ограниченного бюджета при максимально эффективных планировках». Дом на улице академика Илюшина, 12 этажей, рядом с Аэробусом Владимира Плоткина, но вовсе не такой собранный с геометрическом и композиционном плане – не значится среди стартовых, но на риелторских сайтах помечено «не продается», а в форумах горожане делают предположения – наверное, переселенческий. Словом, пройдясь по объектам с интернетом в руках, думаю, можно обнаружить немало интересного.
Дом на Аминьевском шоссе, Моспроект-4, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Башни на ул. Дмитрия Ульянова, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чуть поодаль на стене среди проектов четыре дома того же Моспроекта-4, заказчик не указан, но зато уже сказано, что они предназначены для переселения. Высота 24 этажа, дома похожие, в плане ромбовидные со скругленными углами. А стоят они по улицам Онежской и Флотской, в кварталах Головинского района – пилотной площадки, конкурс на которую выиграло бюро Асадова. Сколько ни всматривалась в проект, там есть высокие башни и даже по 24 этажа, но ничего похожего не нашла. Что-то мне подсказывает, что что-то тут не так. Если архитекторы выиграли конкурс на территорию, вроде бы на ней не должно быть стартовых башен другого бюро? Или вот ЖК «Береговой», который здесь тоже выступает от коллектива Моспроекта-4, некоторое время назад позиционировался как связанный с работой целой группы архитекторов из разных бюро. И что характерно, здесь тоже обнаруживаются стартовые дома реновации, целых три адреса. Впрочем, чур, чур меня, тема запутанная и не очень, признаться, прозрачная. Скажу только что предложение Моспроекта-4 для Серебрянической набережной вместо проекта «Антики плюс», которое рассматривали на архсовете 2015 года и которое до сих пор видим на официальном сайте комплекса – интереснее, хотя золотых срезов в нем, может, и многовато, но зато как распилено, очень любопытно. Этот дом, ЖК «Титул», конечно, вовсе не стартовый, а очень даже престижный, и такие попадаются.
ЖК на Серебрянической набережной, 7-11, Моспроект-4, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тема реновации, что радует, представлена на смотре со всех сторон: в глубине зала среди проектов – опальные предложения по реконструкции без сноса, созданные Алексеем Кротовым по заказу компании «Городская реконструкция пятиэтажек» (на стенде опечатка – написано «государственная»). Почему опальные? Да потому, что Валерия Чернышова, гендиректора компании ГРП, чьи предложения неплохо прозвучали в начале новой истории московской реновации, в декабре арестовали (см. подробнее «Новые известия» и «Новая газета». Других новостей пока нет). Между тем предложенный метод – расширение дома без отселения – недавно, в исполнении Lacaton & Vassal, получил главную европейскую премию Миса ван дер Роэ. Что тут скажешь: один и тот же метод здесь гонят силами правоохранительных органов – для того, чтобы убедиться в этом, ну или занять противоположную позицию, достаточно прочесть приведенные выше статьи – в Европе же награждают и продвигают. С чем останемся в результате, несложно догадаться. У кого «конец неопределенности» (см. начало нашей статьи про премию), а у кого только начало. Алексея Кротова стоило бы отметить за одну только инициативу. Хотя, положа руку на сердце, с формообразованием, чтобы дотянуть до Лакатон/Вассаля, стоило бы еще поработать. Но не в таких же, под СК, условиях, – скажете вы. И будете неправы. Как говорили Стругацкие, если ты под давлением, надо именно работать.

Кстати, о правоохранительных. Их здания бросаются в глаза. Первое общественно-спортивный центр ОМОНа в Строгино от МАХПИ Полянского – режет без ножа игривой красно-синей, наверное в цветах флага, деконструкцией. Здание как будто встало в боевую позу каратэ. Напоминает опыты нижегородской школы и Александра Асадова 1990-х, но только отчасти. Казалось бы, так уже не строят, а вот ведь. Второе – отдел полиции (что характерно, на стенде оба слова написаны с большой буквы, ку) в Коммунарке от «Точки сборки». Большое, и, в отличие от предыдущего, по-своему модное, даже может быть решенное в стиле Владимира Плоткина, который построил тамошнюю мэрию. И тоже не совсем то. С одной стороны, фасады вьются и круглятся, форма современная и даже за белыми ламелями проглядывает стекло – хочется увидеть тут символику прозрачности власти, как в новых постройках Тбилиси. С другой стороны – господа, ну что ж вы так нечувствительны к метафорам – белые ламели так часто поставлены, что напрашивается простецкое «друзья в полосочку» и лермонтовское сами знаете что. Словом, используя форму, думайте же наконец о содержании. И о сходстве с ТРЦ «Хорошо!» от IQ Studio Эрика Валеева.
Отдел полиции, Коммунарка, «Точки сборки», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем вернемся к жилью. Большими проектами представлено бюро «Крупный план» Сергея Никешина, взять хотя бы дом-змею с арками в Московской области, хотя судя по тому, что отсутствует заказчик и дата, на стройку рассчитывать на приходится. А вот их же ЖК New Time в Петербурге, где пока еще нет реновации, немного пугает, особенно сверху, поскольку «два типа домов», выстроенных «в стохастической логике», похожи на костяшки домино или пятнашки, все как-то одного роста, хотя и видно, что над фасадами много и старательно работали. Вообще говоря, неудивительно, что Бахром Юсупов, говоря о проектах «сечения», немного запутался – конкурс все же московский или российский? Тогда почему не так много других городов? Или все же много? Спешу напомнить: конкурс московский, но рассматривает работы московских архитекторов в других городах и странах тоже.

Поэтому бюро «Архиматика», начавшее работать в Киеве, но теперь открывшее офисы в Москве и Нью-Йорке, показывает здесь, скажем, проект для Екатеринбурга. Московские T+T architects выставляют IT-кластер для того же Екатеринбурга, победитель конкурса, как и проект парка Будущих поколений в Якутске от архитекторов ATRIUM. Оба, возможно, будут построены, и достаточно скоро. Вообще экспансия московских архитекторов по стране ощутима и выглядит довольно убедительной. В отличие от, простите меня, экспансии в Дубай. Какой-то там, что ли, воздух не всегда тот, во всяком случае, получается не всегда. Хотя ажурная мечеть от двух очаровательных девушек не в платках – не верится в нее, но любопытен факт. Хочется, впрочем, пристроить ее в компьютерную игрушку.

А Москва представлена не целиком: свой построенный дом-лот ЗилАрта показал только «Мезонпроект». Нет и многих других московских проектов, а может, зря, картина получается немного скачкообразная, но это беда многих премий, на них ведь надо еще и подать проект, взвесив «за» и «против». А вдруг не присудят ничего и будет обидно? Но большие-московские дома присутствуют, в частности «А-Проект.К», архитектурное бюро компании КРОСТ, выступает с двумя: Голландским домом Поля де Врума в Хорошево, и ЖК «Невский» на улице Академика Макарова с элементами позднего голландского же маньеризма, с рельефами в виде морских коньков и звезд.
Голландский дом, А-Проект.К, Крост, Поль де Врум, выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Стоит обратить внимание на проект 13 мастерской Моспроекта-2, хорошо известной как мастерская Владимира Либсона, – восстановления ГЭС-1 на Раушской набережной. И их же, совместный с мастерской №1 того же Моспроекта-2, проект реставрации и приспособления подковообразного мельниковского гаража на Новорязанской улице. Оба здания знаковые, и мастерская с хорошей репутацией, стоит, возможно, ждать позитивных новостей. Почему-то эти две реставрации/реконструкции затесались в здания и сооружения. Про реставрацию церкви Людовика на Лубянке сложно что-либо сказать по планшету, но хорошо уже, что ее отреставрировали (авторы Ракурс-проект).

Общественное сооружение нашлось одно – костровая в Артеке, зато от Дмитрия Буша, ПИ «Арена». Не знаю, заменит ли концертно-эстрадный комплекс лесной костер, но продуваться с моря будет отличным образом из-за арок в мембране, и еще он напоминает смотрящий в море античный амфитеатр, выстроенный по всем правилам.

Отмечу реализацию «Крупного плана», и даже не жилье, а научно-производственный комплекс по производству электроники на Нагорной улице – отличнейшая консоль на «ногах» и кирпичный рельеф. Может быть, форма жестоковата, а волны отчетливо напоминают Novatek на Ленинском проспекте, а все же взгляд притягивает. И проект «АрхКвартала» на Таганке, не слишком большой жилой комплекс на крутом склоне, включающий исторический дом с открытым кирпичным фасадом. Пестроватый, но неплохой и как будто немного из прошлого. Или вот подмосковный проект спорткомплекса «Миллениум спорт» архитекторов бюро «Четвертое измерение», с консолью на большой наклонной ноге.
Научно-производственный комплекс по производству электроники на Нагорной улице, АБ «Крупный план», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Жанр виллы стоит особняком и во многих случаях демонстрирует высокую степень отточенности, это вам не дома эконом-класса, которые у нас никак не вырвутся из панельного плена. Жанру, пожалуй, 30 лет взлетов и падений. Борис Уборевич-Боровский экспериментирует с лаконичной таинственностью молочного стекла, АБ ARCHSLON щеголяет отточенным черным минимализмом, Роман Леонидов салютует хайтековскими консолями Тотану Кузембаеву. Почему-то только в жанре малой формы выступило бюро ASADOV.

В не вполне правильном положении на смотре оказался реализованный проект АБ «Остоженка» в Красково – единственная реализация в номинации «градостроительный комплекс», как бы безальтернативный, – но ведь продуманный и интересный в своем жанре, выстраивающий вокруг себя и внутри новое городское пространство, один из ответов бюро на задачу пластически освоить тему масштабной жилой застройки, раз уж в таком городе, как Москва, без нее никуда не деться.
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заслуживает внимания проект ревитализации Морозовских фабрик на улице Ленина (84, 86, 99, 103) в Орехово-Зуево от Влада Кунина. Проект пестрит схемами, задача – редевелопмент центральной части города и повышение его «социально-экономической устойчивости». Два музея, деловой центр на 900 рабочих мест, просветительский центр, гостиница.

Проекты в номинации градостроительных комплексов достаточно многочисленны и среди них встречаются, помимо упомянутых выше, сюжеты из разряда тех, о которых стоит знать, что «оно строится» или хотя бы проектируется. Например, «архитектурно-планировочные решения» кампуса университета технологий, механики и оптики к югу от Петербурга (РТДА Марины Лепешкиной и Дины Дридзе + Allies and Morrison LLP). Или из другой оперы: парк «Хрустальный» и музейный центр в Севастополе – Гипрогор. Или опять из другой: синхрофазотрон в Протвино, 135 000 м2, по заказу Курчатовского института. Эскизный проект. Автор Мария Елизарова при участии Натальи Сырбу. Чудны дела твои, Господи, почему мне кажется, что синхрофазатрон должны проектировать человек 10-15? Надо думать, предубеждение. Сам по себе факт его проектирования любопытен, хотя дата строительства неизвестна, проект эскизный. Но заказчик ведь есть.
Выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Проекты детских садов, в меньшей степени школ – просто отдельная тема. Мало того, что каждый, пожалуй, шестой или седьмой проект в рассылке Москомархитектуры сейчас – детский сад. Не все они прекрасны, но наконец-то детей будет куда деть. От детских садов предсказуемо рябит. Детсад от T-Construcion – в виде игрушечного Гданьска в центре двора, окруженного панельными гигантами, вышибает слезу об утраченных надеждах российской урбанистики, так этот сад-игрушка сиротлив среди домов, как пресловутый ребенок на велосипеде перед омоновцами. Всё как будто кричит – мы хотим жить так, но нам дают только поиграться в детском саду, а потом – добро пожаловать во взрослый мир, детка.
Макеты ППФ «Проект Реализация», выставка смотра-конкурса «Золотое сечение» 2019
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромный объем планшетов и единиц проектирования занимает ППФ «Проект Реализация» Ольги Бумагиной. Только эти архитекторы привезли еще и макеты, сгруппированные, видимо, как неформат, в углу при сцене.

И да. Петр Виноградов, человек крайне упрямый, строит свои ПРОМ.дома в Зарайске, на улице Коммунаров, 29/20. И как ему удалось еще найти такую подходящую улицу. Обещает построить прямо в 2019 году.

Резюмировать весь этот объем разнонаправленных тем довольно сложно. Строительная и проектная активность, что бы там ни говорили о кризисе, налицо. Между собой пересекаются государственные и столичные программы, масштабные настолько, что хочется забиться от них в какой-нибудь угол и пересидеть. Но живы альтернативные проекты и просто-проекты, не ангажированные властью, хотя возможно намечается тенденция их обратного измельчания, ухода в частный заказ, в виллы из многоквартирных домов, в реконструкции и в другие города. Куда бежали русские люди? За Урал, в Сибирь. Как бы не сбежала туда московская архитектура. Хотя куда она, конечно, денется, вся не убежит. Мы, конечно, наблюдаем, скажем так, «определенные изменения в структуре архитектурного рынка» (прямо и говорить боюсь), и даже выставка их отражает, но очевидно, что на конкурс подано не всё, картина не полная в отличие от ранних лет премии, охватывавших почти все интересное в Москве. По-прежнему довольно много отказников – тех, кто не выставился потому что «не имеет смысла».

Но нет оснований утверждать, скажем, что основные московские – или молодые московские – архитекторы все реализуются только в других городах; или только с эскизных концепциях. Это будет правда, но не вся. Скорее на смотре-конкурсе мы наблюдаем своего рода «наложение структур», по-прежнему живую многовариантность. Другое дело что одни варианты еле теплятся, а другие разрастаются по разным причинам. И все же все работают, уж очень большой конгломерат эта Москва. В одночасье не упростишь.

Награды «Золотого сечения» объявят в четверг, 25 апреля, вечером. 

24 Апреля 2019

Похожие статьи
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Наложение структур
Подробно рассматриваем претендентов на «Золотое сечение» 2019 года: от метро и реновации до синхрофазатрона и спортклуба ОМОНа.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.