Выставка «Фрагменты эпох», Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Выставка в соответствии со своим названием не имеет привязки к определенному этапу во времени или какой-либо одной теме. Ее цель – показать богатство фондов, которым не хватало воздуха, а еще – дать зрителям возможность полюбоваться адаптированными по музейное пространство парадными залами второго этажа. Искусство и особняк усиливают друг друга, погружая посетителя в настроения города на Неве.
Выставка «Фрагменты эпох», Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
В залах сконцентрировано все, за что любят Петербург. За окнами – и нарядный канал Грибоедова с Львиным мостиком, и дворы-колодцы с лесенками, пристройками, флигелями и подвалами. Их музею еще предстоит освоить – в бывших конюшнях сейчас располагаются мастерские и склады, но помещений еще столько, что, кажется, хватит на несколько кафе, резиденции для художников, конференц-залы и прочее. С другой стороны, заглянув однажды в гости к художникам озерковской группы, которые живут и работают в Коломягах, понимаешь, что больше всего площади необходимы для хранения – дома буквально ломятся от скульптур всевозможных размеров.
Выставка «Фрагменты эпох», Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Выставка «Фрагменты эпох», Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Феномен коломяжских мастеров представлен на выставке особо. Памяти Виктора Данилова посвящена небольшая комната – странной формы, с окном и старомодными обоями. Здесь кураторы постарались не только воспроизвести уют и творческую атмосферу петербургской дачи, утопающей в яблочном цвету, но и подлинную расстановку мебели в доме художника. Центральную часть занимает королева на троне – когда-то она сидела прямо за столом как член семьи, домочадцы с ней могли и поговорить.
Темы других залов – музыка, материнство, бессознательное, женская красота, миф. В одном помещении могут встретиться живописное полотно с Летним садом и скульптурное изваяние армянского композитора Комитаса, Эдит Пиаф и Дмитрий Шостакович. Произведения искусства вступают в диалог не только друг с другом, но и с пространством. Ниши, окошки, розетки и даже печные заглушки дают куратором большой простор для компоновки, акцентирования и переплетения сюжетов.
Особняк, построенный в конце XVIII века, за годы существования, конечно, изменился. Но еще не был «зареставрирован». Поэтому отдельный повод прийти на выставку – это сам дом, который кажется живым из-за множества подлинных деталей, а также «неправильностей», пробуждающих любопытство. Что за закуток, в котором стоит страшноватый Лель? Куда ведет эта дверь? Почему половина арки прервалась стеной?
Выставка «Фрагменты эпох», Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Выставка «Фрагменты эпох», Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Выставка продлится до 11 января. Билеты и расписание ищите на сайте музея.