Вся мудрость океана

В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.

mainImg
Архитектор:
Александр Ткаченко
Мастерская:
Бюро музейной сценографии «Метаформа»
Проект:
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Россия, Калининград, Набережная Петра Великого, 1в

Авторский коллектив:

Метаформа
Генеральный директор
– Александр Ткаченко; творческий директор, музейный сценограф, куратор концепции сценографии – Виктория Тарасова; генеральный продюсер – Артём Алексашин; продюсер – Елена Галиаскарова, Радмила Лурия; руководитель проекта – Андрей Зорькин; координатор проекта – Ольга Новожилова; главный инженер проекта – Сергей Логвинов; главный инженер мультимедиа – Дмитрий Казак; инженер мультимедиа – Олег Косульников; главный редактор – Сергей Серейчик; редактор и научный коммуникатор – Фёдор Кондрашов, Алина Черчинцева; дизайн-директор – Иван Пряженников; дизайнер-визуализатор – Андрей Торопов, Владислав Звезинцев; арт-директор – Татьяна Нехаева; графический дизайнер – Вера Качур, Мария Стенина; архитектор-проектировщик – Елизавета Игошева, Александр Сменцарев

Музей Мирового океана
Президент – Светлана Сивкова, генеральный директор – Денис Миронюк, заместитель генерального директора по научной работе – Лариса Зубина, заместитель генерального директора – Виктор Стрюк (до 2017), заместитель генерального директора по флоту – Алексей Штукин, заместитель генерального директора – Алексей Буданов, главный хранитель – Оксана Латышева, начальник отдела капитального строительства – Юлия Осинцева, заведующий отделом природы – Василина Медведева, заведующий отделом аквариумистики – Юрий Тришкин, заведующий отделом выставок – Марина Королева, заведующий художественно-оформительской мастерской – Дмитрий Литвин, главный инженер-рыбовод – Татьяна Аксёнкина, старшие научные сотрудники – Ирина Байкова, Людмила Гимбицкая, Николай Мартынович, Эдуард Мычко, Лариса Емельянова, Ольга Виноградова, Ирина Хабидова, научный сотрудник – Александр Тепляков

3.2022 — 4.2023 / 4.2023 — 5.2024

Генеральный подрядчик: Строймонолитсервис
Аквариумисты или аквариумная технология: Аква лого инжиниринг

Заказчик: Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»
Музей Мирового океана – большая и серьезная институция, которая начала развиваться в 1990 году. Первой площадкой стал борт научно-исследовательского судна «Витязь», в числе прочего доставлявший ученых для измерения глубины Марианской впадины. Сегодня «флот» музея расширился не только судами различного типа, но и зданиями – от исторических пакгаузов до специально построенных корпусов. Все они концентрируются на участке набережной Петра Первого в Калининграде, которая представляет собой что-то вроде тематического парка – заходишь на территорию музея и погружаешься в мир шпангоутов, якорей, маяков и батометров. 

Накопленные музеем знания обширны, коллекции – многочисленны и специфичны. В фонд входит, например, огромный скелет кашалота, или глубоководный аппарат «Мир-1», который участвовал в съемках фильма «Титаник» – режиссер Джеймс Кэмерон до сих пор на связи с основателем и президентом музея Светланой Сивковой. Вместе с тем растет востребованность – в этом году музей занял 9 место по посещаемости в России.  
Экспозиционно-образовательный центр Планета Океан
Фотография предоставлена пресс-службой ГК ориентир
Музейная одиссея
В день географа 18 августа открылся новый экспозиционный корпус «Планета Океан» – тот самый «шарик», который несколько лет украшал набережную Петра Великого, обещая жителям и гостям Калининграда новую достопримечательность. 

Открытия ждали долго: международный конкурс на концепцию прошел еще в 2011 году. Больше всего жюри тогда понравился проект мастерской петербургского архитектора Олега Романова – здание в виде земного шара, с козырьком-волной. Завершить строительство планировали к Чемпионату мира по футболу 2018 года, однако смена подрядчиков заставила то и дело откладывать сроки. 

Диаметр шара, на поверхность которого нанесены снимки из космоса, – 42 метра. Внутри на девяти уровнях размещается основная экспозиция и вспомогательные помещения, а в примыкающем кубе – образовательный центр «ОКЕАНиЯ».
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Фотография © Иван Сорокин / предоставлена пресс-службой бюро Метаформа
Музей Мирового океана – «Планета Океан»
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Научиться быть человеком
На открытии первой очереди «Планеты Океан» Светлана Сивкова несколько раз повторяла фразу, приписываемую разным авторам: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить как люди». Именно такую сверхзадачу ставит себе музей: чтобы посетитель выходил из здания немного другим – словно съездил в экспедицию и многое понял. 

Концепция и сценарий экспозиции разработан Музеем Мирового океана, создавшим уникальное повествование. Светлана Сивкова и многочисленная команда музея – главные идеологи, консультанты и научные редакторы экспозиции, собиравшие материалы для нее в течение 10 лет. Однако в «Планету» коллекции и аквариумы из нынешнего главного корпуса не просто переезжают – с помощью современного экспозиционного дизайна они сложатся в единое высказывание, цель которого – познакомить посетителя с важностью процессов, происходящих в мировым океане, но также и вдохновить его.
cic = 1

Лариса Зубина, заместитель генерального директора Музея Мирового океана по научной работе

Идея будущей экспозиции, рассказывающей о Мировом океане, была заложена еще в 1990 году. Принадлежит она основателю и президенту музея Светлане Геннадьевне Сивковой и тому небольшому коллективу, который стоял у истоков музея. В архиве музея хранится первая концепция экспозиции «Мировой океан», впоследствие получившая имя «Планета Океан». Мы представляли, о чем хотим рассказать и что хотим показать посетителю. Расширенная тематическая структура и эскизный проект на основе этих идей были создан в 2018 году. Над реализацией проекта с нами трудились научные сотрудники Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Балтийского федерального университета им. И. Канта и других крупных вузов страны.

Соединение всех материалов в понятный и увлекающий посетителя сюжет – задача, которую удалось решить бюро «Метаформа». Команда отвечала за нарративный дизайн, подготовку содержательной части, создание внутренней архитектуры и мультимедиа. Особую сложность вызвали интерактивные экспонаты – их создание было сродни изобретательской работе, подготовка требовала вникать в сложные физические явления. Сложная для экспозиции форма шара также не упрощала задачу. Проектирование заняло почти год, реализация – еще три.
cic = 1

Александр Ткаченко, директор и со-основатель бюро музейной сценографии «Метаформа»

Создание крупнейшей в России научной экспозиции стало для нас значительным профессиональным вызовом. В реализации проекта была задействована многопрофильная команда специалистов. Одним из итогов работы стала, например, разработка ряда инсталляций, не имеющих аналогов в мире, и объединение их в цельную повествовательную линию. Я искренне благодарен сотрудникам музея. Вместе мы разработали принципиально новый подход к научной коммуникации и, кажется, использовали все современные технологии, доступные сегодня при создании экспозиций.

Основной нарратив «Планеты Океан» – это экспедиция: посетитель получает посадочный талон и отправляется в путешествие, исследуя в тематических лабораториях те или иные аспекты океана. На семи этажах расположились шесть таких лабораторий, а также зал «Большой Океан», «Аквариумы», библиотека и вспомогательные помещения. 
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Предоставлено пресс-службой ГК ориентир
Живая жизнь

Самая, пожалуй, очаровательная часть экспозиции – это аквариумы. После открытия «Планеты Океан» коллекция гидробионтов, которая размещалась в старом корпусе, увеличится почти в 10 раз: с 338 единиц до 3000 – во время экскурсии возникает ощущение, что каждую из этих единиц сотрудники знают в лицо и готовы рассказывать о них бесконечно. Для подводных жителей – от морских звезд и водорослей до медуз и акул – построено 29 аквариумов, а также 12-метровый «панорамный» тоннель. Все вместе они вмещают 1 200 000 литров воды. 

Каждый аквариум воспроизводит ту или иную экосистему – рядом с обитателями Преголи можно рассмотреть биоразнообразие Амазонки или озера Байкал. Фонами служат снимки, сделанные из космоса. Выверенной емкие сопроводительные тексты помогают сориентироваться в названиях рыб, а также усвоить более глубокую информацию – об эндемиках, промысловых видах, поведенчески особенностях. Инфографика подталкивает к собственным исследованиям: определить стадию развития медузы, сравнить глубину водоемов или даты открытия тех или иных видов.  


Под аквариумами – целый «завод», где готовится вода необходимой фильтрации, температуры, уровня солености, ионизации и насыщенности кислородом. Одним из самых сложных в реализации оказался аквариум Белого моря – там необходимо поддерживать температуру на уровне 9 градусов. Воду в самих аквариумах очищают с помощью ультрафиолета, угольных фильтров, комплекса бактерий, микроорганизмов и водорослей. Для соли, которую привозят тоннами, предусмотрены ворота и грузовой лифт. 
 
Главный аквариум занимает половину общего объема и выходит за пределы своего этажа – его нижняя часть начинается в «Лаборатории Балтийского моря», а верхнюю можно увидеть в зале «Большой океан». Высота столба воды составляет 8 метров –  такая глубина оптимальна для тренировочных погружений аквалангистов.
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Фотография © Иван Сорокин / предоставлена пресс-службой бюро Метаформа
Храм воды
Из зоны аквариумов посетители попадают в зал «Большой океан». Его главное назначение – поразить и дать почувствовать мощь и красоту океана. Размещенные здесь объекты очень большие – под стать самому пространству, которое поднимается на несколько этажей. На 16-метровом экране в виде гигантской волны демонстрируют специально созданный для музея видеоряд. Орган со светодинамическими трубами – голос океана. Над ним разместился «Глобус» – трехметровая мультимедийная сфера, на оболочку которой выводят характеристики Мирового океана: как распределяются течения, меняется температура поверхности воды, состав соли. На всю высоту зала растянулась инсталляция «Равновеликие» – подводные существа разного размера, расположенные в такой последовательности, что при взгляде снизу кажется, что они одной величины. По периметру тянутся волнообразные кресла, на которых можно устроиться, чтобы все как следует рассмотреть, послушать орган или посмотреть видео. Сотрудники сравнивают этот зал с храмом, что-то сакральное в нем действительно есть. 
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Буря в стакане и мокап черной дыры
Самая познавательная и насыщенная объектами часть экспозиции – это так называемые лаборатории: залы, раскрывающие ту или иную тему, связанную с океаном. Всего их шесть, и каждую можно воспринимать как отдельный музей: Балтийского моря, Жизни, Воды и воздуха, Технологий, Космоса и земли, Красоты. Всего в экспозиции будет реализовано около 300 интерактивных инсталляций, разработанных командой бюро «Метаформа» специально для музея.
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Фотография © Иван Сорокин / предоставлена пресс-службой бюро Метаформа
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Фотография © Иван Сорокин / предоставлена пресс-службой бюро Метаформа
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Фотография © Алена Кузнецова / Архи.ру
Своей любимой проектировщики называют «Лабораторию воды и воздуха» – ее можно будет увидеть в конце года после полного открытия «Планеты». Интерактивные инсталляции продемонстрируют и объяснят множество привычных и специфических явлений: как образуются волны, цунами, тайфуны и айсберги; чем приливная волна отличается от стоячей; из чего состоит вода и какие формы она принимает; какие оптические и электрические явления бывают в атмосфере; как устроены озоновые дыры. 
 
Не менее сложной в реализации была «Лаборатория космоса и земли», хотя архитекторам и помогал опыт работы с Пензенским планетарием. Для некоторых объектов прототипы уже существуют – в Китае или том же московском Лунариуме, но на просчет аналогичных моделей уходят месяцы. Другие же инсталляции приходится изобретать с нуля – например, симулятор землетрясения и вулканизма, который поможет понять разницу этих двух явлений. В этой лаборатории расскажут об устройстве Солнечной системы и Вселенной, космических явлениях, земной коре, дрейфе континентов. В планетарии можно будет посмотреть научные фильмы и послушать звуки космоса.  

Отдельного пояснения требует и «Лаборатория красоты», куда посетитель попадает под конец путешествия. Здесь рассказывается, как океан проявился в искусстве, спорте, путешествиях, медицине и повседневной жизни человека. Каждый желающий сможет посетить каюты здоровья: водяную, соляную, ледяную, янтарную, а также пройтись по вулканическим породам на «каменной тропе». 
Корабельную тему поддерживают и вспомогательные помещения: кафе «Кают-компания», сувенирный магазин «Лавка боцмана», доска объявлений «Вахтенный журнал», гардероб в трюме. Под самым куполом шара располагается библиотека: уютное и эффектное пространство с отличным видом на набережную, корабли и порт. Работники носят форму стюартов и выдают билет в виде посадочного талона. 

Сейчас «Планета Океан» работает в тестовом режиме для организованных групп – посетители могут увидеть аквариумы, зал «Большой океан», лаборатории Балтийского моря и Красоты, а также библиотеку. До конца 2025 года ожидается открытие второй и финальной третьей очередей.


Архитектор:
Александр Ткаченко
Мастерская:
Бюро музейной сценографии «Метаформа»
Проект:
Экспозиция нового корпуса Музея Мирового океана – «Планета Океан»
Россия, Калининград, Набережная Петра Великого, 1в

Авторский коллектив:

Метаформа
Генеральный директор
– Александр Ткаченко; творческий директор, музейный сценограф, куратор концепции сценографии – Виктория Тарасова; генеральный продюсер – Артём Алексашин; продюсер – Елена Галиаскарова, Радмила Лурия; руководитель проекта – Андрей Зорькин; координатор проекта – Ольга Новожилова; главный инженер проекта – Сергей Логвинов; главный инженер мультимедиа – Дмитрий Казак; инженер мультимедиа – Олег Косульников; главный редактор – Сергей Серейчик; редактор и научный коммуникатор – Фёдор Кондрашов, Алина Черчинцева; дизайн-директор – Иван Пряженников; дизайнер-визуализатор – Андрей Торопов, Владислав Звезинцев; арт-директор – Татьяна Нехаева; графический дизайнер – Вера Качур, Мария Стенина; архитектор-проектировщик – Елизавета Игошева, Александр Сменцарев

Музей Мирового океана
Президент – Светлана Сивкова, генеральный директор – Денис Миронюк, заместитель генерального директора по научной работе – Лариса Зубина, заместитель генерального директора – Виктор Стрюк (до 2017), заместитель генерального директора по флоту – Алексей Штукин, заместитель генерального директора – Алексей Буданов, главный хранитель – Оксана Латышева, начальник отдела капитального строительства – Юлия Осинцева, заведующий отделом природы – Василина Медведева, заведующий отделом аквариумистики – Юрий Тришкин, заведующий отделом выставок – Марина Королева, заведующий художественно-оформительской мастерской – Дмитрий Литвин, главный инженер-рыбовод – Татьяна Аксёнкина, старшие научные сотрудники – Ирина Байкова, Людмила Гимбицкая, Николай Мартынович, Эдуард Мычко, Лариса Емельянова, Ольга Виноградова, Ирина Хабидова, научный сотрудник – Александр Тепляков

3.2022 — 4.2023 / 4.2023 — 5.2024

Генеральный подрядчик: Строймонолитсервис
Аквариумисты или аквариумная технология: Аква лого инжиниринг

Заказчик: Публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»

27 Августа 2025

Похожие статьи
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Технологии и материалы
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Сейчас на главной
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.