Осколки реальности

В ЦДА открылся двадцатый фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем претендующих на главную премию для московских архитекторов.

mainImg
Выставка номинантов на премию «Золотое сечение» 2017 года расположилась на третьем этаже ЦДА. Раньше ее размещали в коридоре второго, но потом Григорий Ревзин написал статью «Миллиарды в коридорах» – он был не вполне прав, миллиарды-то достаются в основном не архитекторам, но выставку перенесли наверх, в большой светлый зал. Примерно тогда же «Сечение» превратилось из премии в фестиваль с множеством дискуссий. В этом году куратор фестиваля – Никита Асадов, тема «Пространство качества» (у фестиваля Зодчество осенью будет тема «Качество»); в день открытия обсуждали качество принятия градостроительных решений.
Золотое сечение 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Золотое сечение 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Золотое сечение 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Золотое сечение 2017. Елена Зайцева, преподаватель Высшей школы средового дизайна МАРХИ; Михаил Уткин, профессор МАРХИ. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На сей раз премия собрала 138 проектов, в предыдущий раз, в 2015 было 188, теперь получилось примерно на треть меньше, и между планшетами, размещенными на прежней металлической конструкции, образовались некоторые цезуры. Впрочем ничего удивительного в этом нет: пожалуй только в первые годы существования «Золотого сечения», да и может быть, пару раз в 2000-е срез был и впрямь представительным в своей полноте. В данном случае мы видим на выставке вовсе не всех – скорее очень разных представителей очень разных направлений, а может быть даже слоев современной московской архитектуры, понемногу. Те, кто получил прошедшей осенью высшие награды всероссийского Зодчества, на всемосковской премии не показались, видимо не желая повторяться. Но перечислять отсутствующих слишком апофатично, рассмотрим присутствующих.

Из построенного сразу обращают на себя внимание два жилых комплекса: «Литератор» Алексея Медведева / СКиП на улице Льва Толстого, апарт-комплекс Re-Form бюро БАДР5 рядом с Преображенской площадью. Кредо этих домов понятно: кирпич, не слишком большая этажность, образность, раскрывающая тему «центр города или то, что стремится им быть». Дома эти как правило дорогие, но приятные даже для прохожего: они формируют тот самый комфортный город, о котором сейчас так много говорят. И то самое качественное городское пространство, которому посвящен фестиваль. Характерно, что на всю выставку их всего два: построено и спроектировано их больше, но не намного. Такие дома – элитная косточка, вишенка на торте; но уж очень они вишенка, очень их немного и очень они дороги.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Нежилой корпус на углу улиц Толстого и Россолимо. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Апарт-комплекс Re:Form
Фотография © Илья Иванов

ЖК «Астра» Антона Барклянского в Перми уже несколько перерастает масштаб, недаром его двор превратился в стеклянное ущелье, но все еще находится в рамках центрально-городской типологии.
В общем-то ясно, что главная тенденция и главной вопрос архитектуры современного жилья это вопрос масштаба. В последние годы она страшно перерастает сама себя, прямо выходит из берегов, – хотя конечно же, это проблема не архитектуры, а девелопмента, вопрос же к архитектору один: оформлять – не оформлять. Недаром куратор Никита Асадов в своем манифесте сказал вот так: «…смогут ли архитекторы стать драйвером этого процесса и предложить свою методологию, либо продолжат исполнять чужую волю, зависит прежде всего от профессионального сообщества» – звучит гордо, но по мне так больше похоже на риторический вопрос: «смогут ли?» – пока не очень могут. Но сложно упрекать их в этом, просто-таки невозможно. Представим себе забастовку архитекторов. Получается?
Жилой комплекс «ASTRA». Витраж в пространстве двора. Фотография © Дмитрий Шардаков

Из большого масштаба обращает на себя внимание «градостроительный комплекс» ПИК на Варшавском шоссе, 141. Бывают намного больше, тут 13-этажное каре, я бы назвала его квартало-мирорайоном, и 25-этажные башни; для Москвы даже умеренно, и все же большой, очень большой. Но хорошо оформлен buromoscow, привычными к масштабу московских строек. Или вот еще в том же масштабе, но уже не постройки, а проекты: градкомплекс в Нагатинской пойме бюро Юрия Виссарионова, с овальными башнями и дугообразными домами. Лидер жанра среди проектов – наверное, первая очередь ЖК «Символ» Веры Бутко и Антона Надточего, часть комплекса, строящаяся уже сейчас на месте завода «Серп и молот» – прежде всего благодаря его реальности в нем архитектуры гнутых форм. ПТУ от ГлавАПУ на соседнем планшете выглядит по сравнению с ним прямо-таки облаком.
 
ЖК на Варшавском шоссе, 141. 2015-2018. ПИК-Проект, buromoscow. Переснято со стенда, 2017
Архитектурно-градостроительная концепция застройки в Нагатинской пойме. Проект, 2016 © ПТАМ Виссарионова
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б). Проект, 2016 © ATRIUM

А вот еще пример масштаба, тут целая тема: Моспроект-4 показывает проекты домов для переселения из ветхого жилфонда. Заказчик – ОАО «УЭЗ», КП УГС. Они вовсю уже строятся и имеют адреса, но не они ли предназначены в том числе для замены московским пятиэтажкам? Хотя надо думать, все сложнее. Но это какой-то очень частный пример, неизвестно как просочившийся. Авторы километровых многоэтажных застроек, в изобилии показавшиеся на выставке 2015 года, теперь попрятались, надо думать, внутрь Мосинжпроекта и других крупных структур. Вообще наступило время секретной осторожности. Все чаще слышишь, что заказчики запретили-закрыли-велели-снять-с-сайта какой-либо проект, а то и несколько. Лет пять назад мы получили от застройщика письмо: снимите проект с сайта, компания сейчас не заинтересована в его пиаре; а проект на архсовете рассматривали, на публичном мероприятии. Теперь, кажется, распространение информации все чаще удается пресечь заранее. Но не всегда, пока не всегда. Возвращаясь к масштабу, то же ГлавАПУ, одна из редких организаций тех еще времен, которая на сей выставилась достаточно изобильно, показывает низкоэтажные районы; впрочем, это не проекты даже, а предпроектные исследования. Таких «баз» для будущей разработки территории сейчас все больше.
Жилые дома для переселения из ветхого фонда. Моспроект-4. О.В. Макарова, К.А. Анисимов, О.Н. Будаев, М.А. Лифанова, А.А. Милеева, О.В. Комарова, А.А. Разоренов, А.Е. Фадеева, М.В. Вожаева. Москва, ул. Красных зорь, 59Б; р-н Котловка, 18, корп 6 и 8; ул. Гжатская, 16, корп. 1. Фотография со стенда, 2017

Заметно, что масштаб «новых урбанистов» возможен в дальних пригородах и вообще подальше от Москвы. Тут процветают проекты трех- пятиэтажных районов-городов. Арсений Леонович показывает конкурсный проект «Сны города» для местности близ деревни Палкино на границе Твери – 3-7 этажей, чистый красивый проект, жалко, что конкурсный. В принципе, и «Символ», если все получится и туда будут пускать посторонних, и такой вот поселок – будут качественным городским пространством, только создается оно «с нуля» и пока не так много реализованных примеров, именно с пространством целиком.
Жилой комплекс около деревни Палкино. Вариант 1. Проект, 2016 © PANACOM

Отдельная тема «Сечения» как этого, так и предыдущего раза – транспорт. В прошлый раз метро было ох как много, на этот раз меньше, зато интересней: три станции «салатовой» Люблинско-Дмитровской линии: Бутырская, Фонвизинская, Петровско-Разумовская. Они глубокого залегания и решены классично, в духе «Серпуховской» Леонида Павлова (1950), с подчеркиванием тоннельного скругления в контурах опор; впрочем и не без иронии – особенно хороши пляшущие столбы на «Бутырской». Второй крупный транспортный проект – 23 прагматически-лаконичных наземных терминала МЦК Тимура Башкаева (Моспроект-3).
Станция Бутырская Люлинско-Дмитровской линии московского метрополитена. «Метрогипротранс». Реализация, 2010-2016. Н.И. Шумаков, А.В. Некрасов и др. Переснято с планшета, 2017

Спорт. Достроен большой, 147 200 м2, стадион «Арена ЦСКА» на 3-й Песчаной улице, проектировать который «Моспроект-4» начал в 2007 году; он и выглядит пришельцем из того времени, хотя одновременно напоминает об олимпиаде: большой квадрат, углы которого приподняты, намекая на «ленту Мёбиуса», кажется подставкой к башне-факелу.
Стадион «Арена ЦСКА». Москва, 3-я Песчаная ул. ГУП МНИИП «Моспроект-4». А.В. Боков, Д.В. Буш, С.Н. Чуклов, А.В. Орлов, Е.Е. Бекмухамедов, М.И. Кельман. 2007-2016. Переснято со стенда, 2017

Офисов сейчас строят мало – это общеизвестно, но зато то, что получается, бывает довольно любопытным. Рустаму Керимову удалось соорудить в Краснодаре небольшую штаб-квартиру компании, занятой, по словам архитекторов, инновационными исследованиями городской среды. В связи с этим на перфорированную сетку фасада нанесен план квартальной сетки города, которая блестит днем и светится по ночам, дополненная вставками окон молочного стекла.
Здание компании «Краснодарская Межрегиональная Негосударственная Экспертиза». Краснодар, ул. Гаражная. 2017 © А-ГА

Другой симпатичный офис – совместный проект бюро «Четвёртое измерение» и Оскара Мамлеева для Нагатинской улицы в Москве, покрыт регулярной рябью стеклянных каннелюр.
Деловой комплекс «Ёлки парк». АБ «Четвертое измерение». Нагатинская, 3а. В.Н. Медведев, О.Р. Мамлеев (автор концепции), О.В. Мединский, М.Н. Канунников, П.В. Корочкова. Переснято со стенда, 2017

Далее открываемся от типологии и обратимся к любопытным открытиям. Проект музея археологии Зарядья Юрия Аввакумова и Георгия Солопова, по неподтвержденным слухам, реализован не будет. А зря, симпатичный музей – он кажется продолжением того фрагмента Китайгородской стены, который все выходящие из метро могут видеть в начале Варварки. Только здесь застекленного белого камня стен было бы много, и еще много подсвеченных и тоже застекленных раскрытых свай как возможность взглянуть под землю. Надо ли говорить, что подобные археологические аттракционы популярны в европейских музеях, к примеру, в Лувре или Флорентийском соборе.
Проект подземного музея в Зарядье. Проект, 2016. (с) Юрий Аввакумов, Георгий Солопов
Проект подземного музея в Зарядье. Проект, 2016. (с) Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

Второе открытие – проект реконструкции здания ТАСС, построенного в 1971 году по проекту Виктора Егерева. И не подумал прятаться. Он предусматривает полную замену фасадов на новые из «предизготовленных элементов, выполненных точно под исходную геометрию». Эта неожиданно заявленная реконструкция одного из ярких примеров классического модернизма, пусть не имеющего статуса памятника, обещает быть более чем спорной.
Комплексная реконструкция здания ТАСС. Москва, Тверской бульвар, 2. «Аврора групп» при участии AukettSwanke. Проект 2014-2015. М. Неретин, А. Никульшин, С. Шалли. Переснято со стенда, 2017

Частных домов тоже немного, но их сфере давно устоялась планка качества – частный заказчик требователен. Все показанные дома в основном лаконичной архитектуры, но встречаются и размышления о голландском городе. Достроен дом с деревянной фермой, придуманный Тотаном Кузембаевым.
Дом «Успенский лес». АМ Тотана Кузембаева. 2016. Тотан Кузембаев, Александр Первенцев, Константин Мошкович, Критина Разумова. Переснято со стенда, 2017
Дом в Шатуре. Le Atelier. Сергей Колчин, Надежда Торшина. Реализация, 2015-2016. Фотография © Илья Иванов
Villa R. «Гикало Купцов архитекторы». Сергей Гикало, Александр Купцов и др. Реализация, 2012-2015. Переснято с планшета, 2017

Вольности, напротив, процветают в обширно представленных проектах и зданиях школ и детских садов – то ли их так много строят по причине госпрограммы, то ли авторы рассчитывают на популярность данного жанра в глазах жюри и экспертов, и выбирают для экспонирования именно их. Преобладает пиксельное разноцветье, поскольку, как говаривал Аркадий Райкин, детям свойственно стремление к яркому; но встречаются и удивительные вещи, к примеру, дом-теремок. Могли бы и весь раскрасить.
ДОУ на 180 мест. «Предприятие Арка». МО, пос. совхоза им. Ленина. Реализация, 2015-2017. Н.А. Белоусов, А.С. Смурова и др. Переснято со стенда, 2017

Число храмов тоже не убывает, как настоящих, так и концептуальных. Причем как в любой империи периода упадка наряду с помпезными официальными на «Сечении» присутствуют разные эзотерические темплы, вот, например, Вселенской истины.
На первом плане : концептуальный проект, Храм Мира Вселенской истины. ТМА Чаленко, 2015-2016. На втором плане: проект реставрации Ново-Иерусалимского монастыря. ФГУП ЦНРПМ. С. Куликов, М. Казаков, Н. Краснощекова и др. 2012. Переснято со стенда, 2017
Кафедральный собор Рождества Христова в составе Мемориального комплекса в честь 70-летия окончания Второй мировой войны. ФГУП НИИСУ. Южно-Сахалинск, пл. Победы. Реализация, 2012-2017. В.В. Захаров, А.Г. Соломин и др. Переснято с планшета, 2017
Градостроительный комплекс– Спасо-Преображенский морской кафедральный собор города Мурманска. Проект, 2015-2016. «Мастерские Андрея Анисимова». А.А. Анисимов, И.С. Земляков и др. Переснято с планшета, 2017

Не уменьшился и объем форм мягко говоря несколько избыточных, которые, радуя глаз, сбивают ориентиры в экспозиции почти любой премии, и никогда не знаешь, хорошо это или плохо. Скорее никак, скорее интересно. В данном случае, к примеру, авторы вдохновившись успехом сравнительно небольшой улитки и вырастили из нее, пока в проекте, гигантское существо для кавказского склона.
Флора-Блоб. Студия ландшафтного дизайна. Архитектурная фирма «Стилистика». В. Бурмистрв, И. Зверьков. Реализация, 2012-2015. Переснято со стенда, 2017
Отель «Скала», туристический гостиничный комплекс. Архитектурная фирма «Стилистика». В. Бурмистров, И. Зверьков. Проект, 2015-2016. Переснято со стенда, 2017

Особняком и обширно представлены «Русские промышленные дома» Петра Виноградова. Им посвящено несколько планшетов, причем появился новый дом – труба с пропеллером на двух ногах, стоящих, кажется, где-то в океане, как нефтяная платформа. Множество спаянных железных макетов – мы их видели уже на многих выставках – стоят и на лестнице ЦДА; так сказать, обволакивают экспозицию со всех сторон. Я слышала, как ребенок лет шести спросил маму – что это такое? – дом, дом… – нет, мам, совсем не похоже, больше похоже на завод.
Концептуальный проект. Русские промышленные дома. 2015-2017. «Проектная группа А2». Петр Виноградов и др. Переснято с планшета, 2017

Из еще неназванного на премию претендуют известные проекты: реконструкция Флигеля-Руины музея архитектуры от Наринэ Тютчевой, павильон Рубена Аракеляна и Айка Навасардяна на ВДНХ. Реставрация Нового Иерусалима, о которой мне приходилось слышать не слишком лестные отзывы, тоже претендует, но показана на очень лаконичном планшете, из которого понять качество работы невозможно, можно только пунктирно проследить нелегкую судьбу памятника.
Павильон на ВДНХ. Постройка, 2016. Wall. Рубен Аракелян, Айк Навасардян. Фотография © Илья Иванов

Не будем делать выводов, уж очень пунктирными они получаются. Как будто рыбки выпрыгивают из воды, показываются на минуту и погружаются обратно в пучины практики, а другие, невидимые здесь стаи плавают в теплых течениях. Выставка кажется калейдоскопом фрагментов архитектурной реальности, иногда очень интересных, иногда... ну, когда как. Пусть уж резюмированием мозаики займется жюри, оно ведь уже работает.
Виктор Николаевич Логвинов оценивает проекты. Золотое сечение 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

15 Апреля 2017

Похожие статьи
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Осколки реальности
В ЦДА открылся двадцатый фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем претендующих на главную премию для московских архитекторов.
Пространство качества
Представляем программу фестиваля «Золотое сечение», который будет проходить в Центральном доме архитектора с 13 по 26 апреля.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.