Юлиан Вейер: «Причина международного успеха датских архитекторов – в нашей способности правильно объяснять свои идеи»

Партнер датского бюро C. F. Møller Юлиан Вейер – о концептуальности датского образования, важности групповой работы и пользе от выпускников архитектурных вузов в других профессиях.

mainImg
C. F. Møller – одна из старейших и крупнейших архитектурных фирм Скандинавии. Ее 350 сотрудников работают в головном филиале в Орхусе, а также в отделениях в Копенгагене, Ольборге, Осло, Стокгольме и Лондоне.
Бюро было основано датским архитектором Христианом Фредериком Мёллером (Christian Frederik Møller) в Копенгагене в 1924.

Юлиан Вейер. Фото © Henk ten Bouwhuis



Архи.ру:
– Как в Дании можно получить архитектурное образование? Нужно ли как-то заранее готовиться к поступлению в профильный вуз?

Юлиан Вейер:
– В последние годы в этом вопросе все кардинально поменялось. Изначально, чтобы стать архитектором, в Дании нужно было выучиться ремеслу, например, плотника, а в шестидесятые–семидесятые годы люди просто стали получать высшее архитектурное образование. В то время, когда я окончил институт, в профессии сосуществовали люди с ремесленным образованием, те, кто получил высшее архитектурное образование – как я, а также те, кто просто проявлял талант в области архитектуры, в том числе даже художники.

– При поступлении в датские архитектурные институты нужно сдавать рисунок или что-то подобное?

– Нужно пройти тест, который оценивает пространственное мышление абитуриента. Нужно сделать некую абстрактную композицию из различных материалов, и уже на ее основе определяются способности человека мыслить в пространстве. Я думаю, это хороший экзамен, так как он позволяет увидеть, есть ли у абитуриента навыки, важные для профессии архитектора. Но сегодня поступающие долго готовятся к этому тесту, даже появляются небольшие художественные центры и школы, где учат, как сделать такую композицию.

– В российских архитектурных школах большой акцент делается на индивидуальную работу студента, а в Дании, наоборот, предпочтение отдается работе в группе. Что на твой взгляд лучше и почему?

– В Дании работа в группе необязательна. Можно работать в одиночку, но это – негласно – не приветствуется. Причина элементарна: в дальнейшем так или иначе придется взаимодействовать с другими людьми и лучше быть готовым к этому заранее. Всегда, конечно, есть студенты, которые предпочитают работать индивидуально, и они даже сдают в итоге экзамены, но, скорее всего, им будет непросто, и их будут оценивать более строго. Я считаю, что групповая работа – это положительное явление, она помогает облегчить дальнейшую профессиональную интеграцию, поэтому мы стараемся ее поощрять. Когда я учился в институте, то часто работал либо вдвоем с другом, либо с кем-то вчетвером. Когда ты заканчиваешь вуз, такие контакты часто перетекают в создание совместной мастерской.

Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod
Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod
Campus Hall – студенческое общежитие Университета Южной Дании © Torben Eskerod



– Ты затронул интересную тему: я как раз хотела спросить о том, как обычно развивается судьба выпускников: сколько из них устраивается работать в архитектурные бюро, открывает собственные мастерские или работает в государственных структурах?

– Это зависит от состояния экономики в стране. Существует ограниченное число рабочих мест в частных мастерских. В Дании выпускаются 200–250 архитекторов в год. Где-то треть из них может получить работу в бюро, и это максимум. Мы, конечно, ищем самых талантливых. Талантливыми все быть не могут – это очевидно. Некоторые люди уходят работать в государственные структуры, но их совсем не много. Остальные же идут в какие-то другие профессии. В Дании архитектурное образование – достаточно абстрактное, и дальше выпускник может спокойно заниматься чем-то другим.

Архитектурное образование в Дании дешевое, и в профильные институты здесь очень легко поступить. Для этого не нужно иметь какие-то фактические знания, как, например, в медицине. Архитектурное образование здесь учит мыслить как архитектор и работать как архитектор, но не дает конкретной технической базы. Это очень концептуальная школа. На государственном уровне это хорошая идея: обучать архитектуре больше студентов, чем нужно, и выпускать интересных и творческих людей, которые впоследствии смогут найти себя в какой-то другой сфере.

Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk
Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk
Офисный комплекс компании Bestseller © Adam Mørk



– А как насчет иностранцев? Если они получили архитектурное образование в Дании, знают датский язык и несколько других иностранных языков, каковы их шансы устроиться на работу в датскую мастерскую?

– Зависит от того, откуда человек. Конечно, если он из Евросоюза, то у него хорошие шансы получить работу. Если человек не из ЕС, то, чтобы принять его в бюро, придется оформить много документов, что не способствует желанию работодателя взять его на работу. Но если ты талантливый архитектор, оканчиваешь архитектурный вуз в Дании, и мы тебя заметили еще в процессе твоей учебы, то, конечно, мы поможем в оформлении необходимых документов для работы в нашей мастерской.

– Ты мог бы описать идеального нового сотрудника для C.F. Møller?

– Мы ищем «сырой», ничем не испорченный талант. Архитектурное образование сегодня настолько концептуальное, что выпускник часто не имеет ни малейшего представления о том, как построить дом. Если бы только что окончивший институт медик не знал, как работает человеческий организм, то это было бы огромной проблемой, но в архитектуре, как мне кажется, гораздо важнее, что ты можешь мыслить как архитектор. Все технические детали придут позже: всему этому можно научиться в процессе работы, когда вчерашний выпускник трудится плечом к плечу с более опытными коллегами. Так что мы ищем людей, у которых есть талант создавать что-то интересное.

– Но как ты можешь оценить, есть ли у человека тот талант, о котором ты говоришь? Только на основании портфолио?

– Да, в основном так. Сейчас еще выпускники в Дании получают оценки. Но на них мы обычно не смотрим, так как они кажутся нам очень субъективными. Как ты помнишь, в наших институтах люди в основном работают в группах, и важно выяснить, какую именно часть работы выполнял человек, который пришел устраиваться к нам на работу. Конечно, на 100% никогда ни в чем быть уверенным нельзя, поэтому у нас есть испытательный срок в 3 месяца, за который обычно все становится ясно. Как правило, мы делаем правильный выбор, но, конечно, бывали и исключения.

Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer
Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer
Административный центр порта Орхуса © Julian Weyer



– Каков уровень зарплаты начинающего архитектора в Дании? Еще было бы здорово, если бы ты немного рассказал про налоги в твоей стране.

– Каждый из нас платит достаточно высокий подоходный налог. Взамен мы получаем многое бесплатно, например, медицину и образование. Максимальный подоходный налог – 68%, но, конечно, его платит далеко не каждый гражданин. Я, например, плачу как раз 68% налогов, так как у меня очень высокая зарплата и нет детей. Но, так как я понимаю, что получаю взамен определенный уровень жизни, то я не против отдавать так много государству. У нас в Дании в некотором смысле – социализм, который стремились, но не смогли создать страны Восточного блока. Из-за высоких налогов стоимость жизни в Дании также достаточно высока: сегодня мы одна из самых дорогих стран в мире. Все здесь в среднем на 25% дороже, чем в Германии. Возвращаясь к твоему вопросу о зарплате для выпускников архитектурных вузов в Дании, она составляет 4 000 евро.

– Брутто или нетто?

– Если ты начинающий архитектор, то будешь платить с 4000 евро 50–55% налога. Но кажется безумием, что такую зарплату получает человек, который не знает, как построить здание.

– Давай немного поговорим о маркетинге в архитектуре. Датские архитекторы отличаются невероятным дружелюбием, желанием со всеми сотрудничать и с легкостью идут на контакт с прессой и коллегами из других стран. Вы все с большим удовольствием принимаете участие в различных выставках и выступаете с лекциями. Это работает? Вам удается таким образом привлечь заказчиков?

– Да. То, что мы открыты к общению – одна из причин международного успеха датской архитектуры. Наверное, странно проводить такие параллели, но меня ужасает, когда я приезжаю на лекцию, например, в Австрию, и вижу профессора, который выдает пространные философские рассуждения на фоне черно-белых слайдов с нечитаемыми подписями под картинками и говорит об идеях, которые стали неактуальными еще в 1990-х: так он представляет свои проекты потенциальным клиентам. Я же могу выйти и четко объяснить, почему мое здание работает. Так что международный успех датских архитекторов во многом – от нашей способности правильно объяснять свои идеи, а не тем, что мы лучшие архитекторы в мире или еще чем-то. Мы знаем, что мы становимся сильнее, когда сотрудничаем друг с другом. Мы понимаем, что Дания – маленькая страна, где говорят на языке, на котором больше не говорит никто. Концепция представления нас на международной арене как части единого большого движения нам очень помогла. Сейчас, например, так пытается делать Германия, где увидели, что у нас такой подход сработал.

Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller



– У архитектурной мастерской обычно есть некое послание, message, которое часто формулируется как ее девиз. Какой девиз у C.F. Møller?

– О, мы как раз горячо обсуждаем этот вопрос. Мы думаем, что это простота, ясность и скромность. У основателя нашей фирмы было другое определение: здравый смысл и романтизм. С здравым смыслом все ясно: ведь то, что мы проектируем, должно быть для людей, интересно и удобно в использовании. А вот романтизм значит, что здания должны затрагивать человека эмоционально. Это некий дуализм, так как архитектура – точно не о том, как просто технически идеально создать здание, а о чем-то гораздо большем.
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller
Кампус Университета Орхуса. С 1936 © C.F. Møller

28 Сентября 2016

Похожие статьи
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.