В шафрановых тонах

Инсталляция «Плавучий пирс» Христо и Жанны-Клод на итальянском озере Изео.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

01 Августа 2016
mainImg
Инсталляция на озере Изео в Италии под названием «Плавучий пирс» (или «Плавучие пирсы», The Floating Piers) американского художника болгарского происхождения Христо Владимирова Явашева и его жены, француженки Жанны-Клод де Гийебон сейчас уже закрылась: она длилась всего лишь с 18 июня по 4 июля. Но ее хронологические границы не совпадают с официальными рамками функционирования, ведь даже до открытия сочные золотые полосы, соединяющие острова Монте-Изола, Сан-Поло и прибрежный городок Сульцано привлекли внимание всего мира, а число посетителей этой работы превысило все самые оптимистические прогнозы.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Идея создания такой инсталляции возникла у супругов-художников еще в 1970: они пытались реализовать свой «Плавучий пирс» в Аргентине и Японии, но не получили на это разрешения. Их смелые работы в жанре лэнд-арта всегда долго получают одобрение местных властей, но, когда это все же происходит, неизменно вызывают неподдельное восхищение. К сожалению, Жанна-Клод, которая умерла в 2009 году, не увидела, как ее муж, воплотив их замысел, подарил возможность пройти по воде огромному количеству людей. Кстати, Христо реализовал инсталляцию стоимостью около 15 млн евро полностью на собственные средства, вырученные от продажи других своих произведений.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Озеро Изео очень красиво, но не так популярно, как Гарда, Маджоре или Комо. Следующие туда поезда часто почти пусты, среди пассажиров преобладают местные жители. Удивительно, что, чтобы привлечь в это окруженное живописными холмами место зарубежных и итальянских туристов, оказался нужен человек издалека. Несмотря на мировую славу Христо, коммуна не до конца верила в успех предприятия и, когда инсталляция была открыта, была откровенно удивлена наплывом желающих ее увидеть. Не стоит и говорить, что в связи с этим фактом организация транспорта, парковочных мест, очередей, обеспечение указателями и даже санузлами оказались из рук вон плохи.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Чтобы насладиться магией хождения по воде и, как предлагал сам художник, снять обувь и проникнуться окружением, нужно было сообразить, как и на чем доехать до Сульцано и затем отстоять многочасовую очередь под палящим солнцем. Нужно отдать должное итальянцам: в отличии от многих других европейских стран, они оказались человеколюбивы, и люди с ограниченными возможностями, а также семьи с детьми могли пройти без очереди.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео. Очередь на вход © Елизавета Клепанова

Когда вы все же попадали на «Плавучий пирс», становясь непосредственным участником инсталляции, то обещанная и ожидаемая магия, уже изрядно подточенная утомительной дорогой и стоянием в очереди, продолжала рассеиваться. Огромный поток людей, кричащий и двигающийся в бодром темпе, не оставлял практически никакой возможности остановиться и насладиться красотой пейзажа. Если же кто-то пытался подойти ближе к краю пирса или опустить в воду ноги, к нему тут же подлетали служащие, расставленные, как конвой, по всему периметру инсталляции, и грозно свистели. Из-за жары некоторых посетителей уносили постоянно дежурившие поблизости врачи. А те, кто, следуя совету художника, пытался пройти босиком по ткани в оттенках шафрана, сталкивались с тем, что она оказывалась раскаленной.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Но насладиться работой Христо и Жанны-Клод все-таки было возможно: для этого надо было вскарабкаться по крутой каменной лестнице на один из холмов и оттуда в тишине, покое и прохладе наблюдать за превратившимися в темные точки сотнями посетителей на рассекающих синюю гладь ярких полосах. Сделать это, правда, было под силу немногим из-за все той же невероятной жары.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Стоит заметить что, по идее авторов, инсталляция должна была быть доступной для посещения круглые сутки, но, так как ткань стала изнашиваться гораздо быстрее, чем ожидалось, «Плавучий пирс» закрывали с полуночи до 6 утра. Неизменным оставалось лишь то, что его посещение было абсолютно бесплатным. Хотя и это утверждение, в результате, оказывалось более чем спорным: ведь нужно было заплалить за дорогу, а за любые напитки или еду – даже переплатить, так как предприимчивые торговцы взвинтили цены на самые элементарные вещи вроде воды в несколько раз.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Но как получилось, что «Плавучий пирс» мгновенно стал одним из самых популярных мест в Италии? Как 220 тысяч плотных полиэтиленовых кубов, покрытых золотистой тканью и поднимающихся над водной гладью на 50 см, привлекли к себе внимание людей из разных стран? Все просто: ведь эта инсталляция стала удачным объектом для сегодняшнего мира хэштегов и сэлфи для Facebook – она не требовала выдающихся интеллектуальных усилий для понимания, при этом была живописна и доступна и потому с первых же секунд стала популярной, «обязательной» для посещения. И, конечно, она обещала сказку, настоящую магию – пусть лишь на 16 дней.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

В идеальном мире, где нет жары, других посетителей, криков продавцов, автобусов без кондиционера, пятен от обуви на шафрановой ткани, и где можно спокойно опустить уставшие ноги в холодную воду озера или даже, оттолкнувшись от пирса, уплыть в туман, инсталляция Христо и Жанны-Клод в окружении величественных разноцветных холмов была бы абсолютно прекрасна.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Но если – или даже особенно если – вам не удалось увидеть «Плавучий пирс», не проезжайте мимо озера Изео и окружающих его городков, купите там билет на водный трамвайчик или возьмите на прокат велосипед, и вы обязательно почувствуете магию этого незаслуженно обделенного вниманием туристов места, которая была здесь всегда, но, возможно, кто-то должен был ее открыть для всего мира.
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова


01 Августа 2016

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».