Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.08.2016

В шафрановых тонах

Елизавета Эбнер

Инсталляция «Плавучий пирс» Христо и Жанны-Клод на итальянском озере Изео.

Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Инсталляция на озере Изео в Италии под названием «Плавучий пирс» (или «Плавучие пирсы», The Floating Piers) американского художника болгарского происхождения Христо Владимирова Явашева и его жены, француженки Жанны-Клод де Гийебон сейчас уже закрылась: она длилась всего лишь с 18 июня по 4 июля. Но ее хронологические границы не совпадают с официальными рамками функционирования, ведь даже до открытия сочные золотые полосы, соединяющие острова Монте-Изола, Сан-Поло и прибрежный городок Сульцано привлекли внимание всего мира, а число посетителей этой работы превысило все самые оптимистические прогнозы.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Идея создания такой инсталляции возникла у супругов-художников еще в 1970: они пытались реализовать свой «Плавучий пирс» в Аргентине и Японии, но не получили на это разрешения. Их смелые работы в жанре лэнд-арта всегда долго получают одобрение местных властей, но, когда это все же происходит, неизменно вызывают неподдельное восхищение. К сожалению, Жанна-Клод, которая умерла в 2009 году, не увидела, как ее муж, воплотив их замысел, подарил возможность пройти по воде огромному количеству людей. Кстати, Христо реализовал инсталляцию стоимостью около 15 млн евро полностью на собственные средства, вырученные от продажи других своих произведений.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Озеро Изео очень красиво, но не так популярно, как Гарда, Маджоре или Комо. Следующие туда поезда часто почти пусты, среди пассажиров преобладают местные жители. Удивительно, что, чтобы привлечь в это окруженное живописными холмами место зарубежных и итальянских туристов, оказался нужен человек издалека. Несмотря на мировую славу Христо, коммуна не до конца верила в успех предприятия и, когда инсталляция была открыта, была откровенно удивлена наплывом желающих ее увидеть. Не стоит и говорить, что в связи с этим фактом организация транспорта, парковочных мест, очередей, обеспечение указателями и даже санузлами оказались из рук вон плохи.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Чтобы насладиться магией хождения по воде и, как предлагал сам художник, снять обувь и проникнуться окружением, нужно было сообразить, как и на чем доехать до Сульцано и затем отстоять многочасовую очередь под палящим солнцем. Нужно отдать должное итальянцам: в отличии от многих других европейских стран, они оказались человеколюбивы, и люди с ограниченными возможностями, а также семьи с детьми могли пройти без очереди.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео. Очередь на вход © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео. Очередь на вход © Елизавета Клепанова

Когда вы все же попадали на «Плавучий пирс», становясь непосредственным участником инсталляции, то обещанная и ожидаемая магия, уже изрядно подточенная утомительной дорогой и стоянием в очереди, продолжала рассеиваться. Огромный поток людей, кричащий и двигающийся в бодром темпе, не оставлял практически никакой возможности остановиться и насладиться красотой пейзажа. Если же кто-то пытался подойти ближе к краю пирса или опустить в воду ноги, к нему тут же подлетали служащие, расставленные, как конвой, по всему периметру инсталляции, и грозно свистели. Из-за жары некоторых посетителей уносили постоянно дежурившие поблизости врачи. А те, кто, следуя совету художника, пытался пройти босиком по ткани в оттенках шафрана, сталкивались с тем, что она оказывалась раскаленной.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Но насладиться работой Христо и Жанны-Клод все-таки было возможно: для этого надо было вскарабкаться по крутой каменной лестнице на один из холмов и оттуда в тишине, покое и прохладе наблюдать за превратившимися в темные точки сотнями посетителей на рассекающих синюю гладь ярких полосах. Сделать это, правда, было под силу немногим из-за все той же невероятной жары.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Стоит заметить что, по идее авторов, инсталляция должна была быть доступной для посещения круглые сутки, но, так как ткань стала изнашиваться гораздо быстрее, чем ожидалось, «Плавучий пирс» закрывали с полуночи до 6 утра. Неизменным оставалось лишь то, что его посещение было абсолютно бесплатным. Хотя и это утверждение, в результате, оказывалось более чем спорным: ведь нужно было заплалить за дорогу, а за любые напитки или еду – даже переплатить, так как предприимчивые торговцы взвинтили цены на самые элементарные вещи вроде воды в несколько раз.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Но как получилось, что «Плавучий пирс» мгновенно стал одним из самых популярных мест в Италии? Как 220 тысяч плотных полиэтиленовых кубов, покрытых золотистой тканью и поднимающихся над водной гладью на 50 см, привлекли к себе внимание людей из разных стран? Все просто: ведь эта инсталляция стала удачным объектом для сегодняшнего мира хэштегов и сэлфи для Facebook – она не требовала выдающихся интеллектуальных усилий для понимания, при этом была живописна и доступна и потому с первых же секунд стала популярной, «обязательной» для посещения. И, конечно, она обещала сказку, настоящую магию – пусть лишь на 16 дней.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

В идеальном мире, где нет жары, других посетителей, криков продавцов, автобусов без кондиционера, пятен от обуви на шафрановой ткани, и где можно спокойно опустить уставшие ноги в холодную воду озера или даже, оттолкнувшись от пирса, уплыть в туман, инсталляция Христо и Жанны-Клод в окружении величественных разноцветных холмов была бы абсолютно прекрасна.
 
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова

Но если – или даже особенно если – вам не удалось увидеть «Плавучий пирс», не проезжайте мимо озера Изео и окружающих его городков, купите там билет на водный трамвайчик или возьмите на прокат велосипед, и вы обязательно почувствуете магию этого незаслуженно обделенного вниманием туристов места, которая была здесь всегда, но, возможно, кто-то должен был ее открыть для всего мира.
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова
Христо и Жанна-Клод. «Плавучий пирс» на озере Изео © Елизавета Клепанова