Рикен Ямамото: «дом-офис»

Московскую биеннале посетил известный японский архитектор Рикен Ямамото (Riken Yamamoto), выступивший с лекцией о новых подходах к организации жилого пространства в условиях высокой плотности населения и об использовании алюминия в массовом жилищном строительстве

mainImg
Архитектор:

В крупных жилых проектах последних лет Рикен Ямамото обращается к актуальной сегодня идее «дома-офиса», где совмещение жилого и офисного пространства происходит не так, как мы привыкли – на уровне отдельных частей здания, а в каждой конкретной ячейке, которая может трансформироваться как в одно, так и в другое.

Рикен Ямамото
zooming
Shinonome Canal Court, Токио

Японцы вынуждены мириться с очень высокой плотностью населения, а потому поиски новых возможностей пространства для жизни для них первостепенны. Социальное жилье попросту не может дать семьям большие площади, и архитектор должен искать выходы, как при минимуме места сделать это жилое пространство гуманным, комфортным и рациональным. Рикен Ямамото нашел выход в системе офисно-жилой ячейки, которую он называет «сохо», а также в использовании прозрачных материалов, позволяющих визуально расширить эти миниатюрные частные покои. По мнению Ямамото, кроме рационального использования пространства тип дома-офиса дает еще и «легкий выход связи с внешней средой».

zooming
Shinonome Canal Court, Токио

В 2003 году Рикен Ямамото вместе с Тойо Ито и несколькими другими архитекторами начал работать над большим проектом в центре Токио – «Шинономэ» (Shinonome Canal Court), недалеко от токийского вокзала по заказу крупной японской строительной корпорации. Проблема заключалась в негативном имидже самого района, плотно застроенного промышленными объектами. Люди попросту не захотели бы там жить, и городские власти обратились с предложением к Ямамото сделать такой проект, который бы изменил сам облик этой промзоны.

zooming
Shinonome Canal Court, Токио

«Изначально ограничивающими параметрами, рассказывает Рикен Ямамото – были цвет комплекса и его допустимая высота». Являясь на тот момент главным архитектором проекта, он выбрал основные направления здания и высоту. В итоге получился комплекс из 14-тажных корпусов и расположенных внутри 10 этажных, между которыми проходит внутренняя S-образная улица. «Поскольку «Шинономэ» находится в центре города, мы сразу настояли на том, что использование комплекса должно быть комбинированным, т.е. частично офисным, тогда это, безусловно, создаст связь с внешней средой, т.к. деятельность, связанная с бизнесом, всегда идет вне стен этого офиса».

zooming
Jian Wai SOHO, Пекин

«Шинономэ» – это смесь домов и рабочих мест, а не домов рядом с рабочими местами – говорит Рикен Ямамото. «Мы попробовали увеличить потенциал коллективного жилья, помещая функцию офиса в это жилье». Поскольку площади отдельных офисно-жилых ячеек очень небольшие, архитектор решил «разомкнуть» их при помощи так называемых «общих террас» в два этажа, хаотично размещенных по всему зданию. Они напоминают небольшие дворики, как бы «врезанные» в массу стены, из которой вынули огромные квадратные блоки. Благодаря террасам здание, по мнению Ямамото, максимально открыто к внешней среде. Еще одной структурной особенностью этого комплекса стали «foyer-rooms», комнаты, которые можно использовать и как детские, и для занятий хобби. Каждая «общая терраса» окружена этими комнатами восьми жилых ячеек, в итоге примерно одна четверть всего пространства небольшой квартиры-офиса в 55 кв. м. открыта к естественному свету. Для того, чтобы сделать такие большие квадратные комнаты «фойе» при ограниченной площади, кухни и ванные, которые в маленьких квартирах обычно втиснуты в зону, примыкающую к коридору, здесь отнесены, наоборот, к окну, что дает им еще и дневной свет.

zooming
Jian Wai SOHO, Пекин

Остальные «юниты» отделены от коридоров стеклянными перегородками, причем сами внутренние коридоры получают дневной свет и обмен воздуха за счет тех самых террас, которые идут по всему зданию. Везде в жилой части Рикен Ямамото использовал прозрачный материал, чтобы добиться максимально светлых помещений, которые к тому же и визуально просторны при маленькой площади за счет того, что внутренние стены можно поменять или вообще убрать, превратив ячейку в единое пространство. «Сохо» обладает большой гибкостью и вариабельностью и легко трансформируется, наподобие традиционного японского дома. Тут есть, кстати, и вариант «дуплекса», где внизу офис, наверху – жилье.

zooming
Jian Wai SOHO, Пекин

Комплекс насыщен всей необходимой офисно-жилой инфраструктурой. Вдоль внутренней улицы Рикен Ямамото сделал детский сад, ресторан, центр для пожилых людей, небольшие магазины, площадь которых при желании можно использовать и как отельное семейное жилье – Ямамото подчеркивает, что это очень гибкое решение. «Я думаю, что ситуацию в целом переломить легко – говорит архитектор о задаче проекта «Шинономэ».  «Просто мы всегда жили с сознанием того, что наш дом должен быть чем-то своим, полностью отсеченным от окружающего. Но я думаю это неправильный подход. Идея «Шинономэ» простая, я всего лишь поменял материал, сделал его прозрачным, и весь образ жизни в ограниченном пространстве полностью изменился».

zooming
Jian Wai SOHO, Пекин

Следующий проект, использующий ту же идею с ячейками типа «сохо», это подобный предыдущему смешанный комплекс Jian Wai SOHO в центре Пекина, который  Рикен Ямамото демонстрировал на биеннале в Венеции. Он огромен – общая площадь превышает 700 тыс. кв. м., но при этом выстроили его невероятно быстро – начали в 2000 году и уже завершили. Это потому, что используются стандартные, как называет их Ямамото, «полуфабрикаты», собирающиеся как конструктор. SOHO выглядит как большая ячеистая структура, с плотной сеткой из колонн и перекрытий на фасаде. Комплекс составлен из 100 и 50-тиметровых башен, где первые имеют однородную структуру, а пониженные – более разнообразную пространственную композицию.

zooming
Pan-Gyo Housing, Сеул

Первые три этажа отданы под офисы и рестораны, а основную площадь башен занимают те самые ячейки «сохо», совмещающие дом и маленький офис, как в «Шинономэ», только тут класс выше и размеры ячеек значительно шире – 216 кв. м, а самой мелкой – 72 кв. м.  Рикен Ямамото рассказал, что социальное жилье, примером которого является «Шинономэ», после расселения предусмотренного количества людей, может продаваться по договорным ценам. Но проблема в том, что эти социальные проекты имеют обычно крошечные ячейки, в то время как среди людей более состоятельных существует спрос на «большие единицы», как в проекте SOHO. Проживание в такой квартире – это символ особого положения в обществе для китайцев. 

zooming
Pan-Gyo Housing, Сеул

Все внутреннее пространство комплекса отдано пешеходам, машины при въезде сразу же отправляются вниз, в подземный гараж. Пространственные связи между улицами и зданиями выстроены по схеме так называемых «палуб», многоярусной структуры, которая, как заметил Рикен Ямамото, может с таким же успехом применяться и в Токио, и в Нью-Йорке. Обширный внутренний двор, окруженный высотками, это, как объяснил архитектор, что-то вроде «двойной палубы», т.е. наземное пространство как бы дублирует себя под землей, уходя вниз на 4 яруса.

zooming
Алюминиевый дом

По сравнению с предыдущими двумя гигантскими комплексами, проект социального жилья для Амстердама кажется очень небольшим. Он к тому же совсем низкобюджетный, но по словам Рикена Ямамото,  у него как раз довольно хорошо получается с таким дешевым строительством. У городских властей уже была своя концепция этого жилья – чередование более высоких и более низких объемов, что Ямамото не слишком понравилось. Он придумал нечто иное – единое здание с «ячеистым» фасадом. Здесь жилплощади очень ограниченные, миниатюрные студенческие квартирки-студии, поэтому Рикен Ямамото вновь, как в «Шинономэ», использовал прозрачный материал, чтобы раскрыть пространство. Еще он придумал оригинальный дизайн кресла, вписав его в очертания окна: можно вот так полусидеть-полулежать и наблюдать за происходящим на улице. Где-то кресла вывели наружу, на балконы.  

zooming
Алюминиевый дом

Жилой «поселок» Pan-Gyo Housing в Сеуле – это пример организации жилья по типу отдельно стоящих вилл. Рикен Ямамото участвовал здесь в международном конкурсе на творческий проект экологичного и малоэтажного семейного жилья в новом корейском городе Паньо в 2006 году. В итоге будут реализовывать проект Рикен Ямамото совместно с финским и американским архитекторами. Строительство начнется уже в будущем году.

zooming
Алюминиевый дом

Две основные идеи, предложенные Ямамото – это кластерное расположение отдельных объектов и создание так называемых общих «палуб», что-то вроде больших совместно используемых холлов. Всего на участке разместились 9 кластеров или групп домиков, каждая из которых состоит из 9-13 жилых единиц в 3-4 этажа. Общая «палуба» на втором уровне соединяет светлые прозрачные пространства, называемые "Shiki", каждой отдельной квартиры в единый холл-гостиную. "Shiki" это обширное и очень вариативное пространство, которое может использоваться для самых разных функций – в качестве домашнего офиса, художественного ателье, гостиной, бильярдной и пр. Поскольку эта «палуба» прозрачна, она является соединяющим, переходным пространством между кластерами и окружающей средой.     

Материалы для строительства домов стандартны, от древнейших камня и дерева до железобетона, стекла и стальных конструкций в индустриальную эпоху. Но сегодня, кажется, зарождается эра нового материала – алюминия, из которого стали делать навесные фасады. Рикен Ямамото предложил больше – он спроектировал дом, целиком сконструированный из алюминия, показав, насколько этот материал может быть прочным, легко собираться, быть трансформируемым и очень прозрачным. Внешний вид такого дома целиком зависит от материла, которым вы его оформите, главное тут было придумать надежную алюминиевую структуру.

Этот экспериментальный проект начался с заказа компании SUS, которая производит точные инструменты с использованием алюминия. «Наша идея с алюминиевой архитектурой – рассказывает Рикен Ямамото, состояла в том, чтобы достигнуть нового структурного выражения, которое не было бы возможно со сталью. Алюминий настолько гибок, что из него можно выплавить практически любую форму, очень точно и легко. Вообще-то алюминий, конечно, не самый дружественный материал в плане контакта с окружающей средой, поскольку для поддержания дома из алюминия, а также для его производства требуются большие затраты энергии. В Японии 50 % алюминиевых бокситов импортируется и 85 % всего алюминия повторно используется. Но стоимость алюминиевого дома все равно выходит низкая». 

Рикен Ямамото долго усовершенствовал основную модульную конструкцию – панель шириной 1.20 метра, «прозрачный кирпич», из которого собирается здание. «Стоимость здания из алюминия, говорит Ямамото, зависит от его общего веса, у нас сначала получилось 21 кг на кв. м. В первоначальной конструкции и прозрачность была не самая идеальная. Потом мы сделали «ячеистую» панель шириной 1.2 м, что прекрасно вписалось в необходимую площадь стен, и довели ее вес до 13 кг. Крепеж между соседними ячейками сделан по принципу замка, так что получившаяся прямоугольная панель не нуждается в дополнительных креплениях и сама по себе способна нести большие нагрузки». В итоге несущая стена этого дома состоит из перекрещенных алюминиевых панелей, которые имеют гибкое и надежное соединение, причем такая система сборки рассчитана на массовое производство, а сам процесс очень прост и занимает всего месяц, включая строительство фундамента.

«Эту структуру сверху мы можем декорировать любым другим материалом, считает Ямамото. В данном случае здесь все сделано из алюминия, даже мебель, плюс стекло, за счет которого помещение очень светлое. Элементы можно варьировать и располагать по-разному, легко контролировать освещенность». Первый алюминиевый дом в качестве образцовой модели открылся в Tosu, Кюсю.

В конце своей лекции Рикен Ямамото отметил, что, занимаясь долгое время проектированием жилых домов, он убедился – архитекторы, изменив свои концепции и подходы к организации системы жилья, могут повлиять на социальную составляющую и значительно ее улучшить. «Наша задача – не только заниматься дизайном и архитектурой, но всегда думать о взаимодействии архитектуры и общества. Это не такая уж трудная задача». 

Архитектор:

02 Июня 2008

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: Cергей Cкуратов: высотная провокация
«Сергей Скуратов Architects» сегодня одно из немногих московских бюро, чьи работы неизменно вызывают повышенный интерес как у коллег, так и у широкой публики. Сооружения, построенные по проектам Сергея Скуратова, всегда отличаются яркой узнаваемой архитектурой и относятся к разряду архитектурных событий первого ряда. Большое внимание в профессиональной прессе уделялось его проекту небоскреба, но многие интересные аспекты создания этого высотного комплекса остались незатронутыми. Корреспонденту нашего журнала обладатель звания «Архитектор года 2008» Сергей Скуратов рассказал об особенностях возведения «Дома на Мосфильмовской» и специфике работы с компанией «ДОН-Строй», а также поделился своими впечатлениями о недавно прошедшей Венецианской архитектурной биеннале
Пресса: Фестиваль Lifestyle. Приглашает Б.Уборевич-Боровский
Одним из мероприятий Московской архитектурной биеннале стал фестиваль дизайна интерьера Lifestyle. Его запуск состоялся 2 июня. Место проведения – интерьерные бутики в районе метро «Фрунзенская», где были представлены работы ведущих архитекторов: арт-объекты, фотографии, инсталляции, призванные отразить качество жилого пространства и высокий дизайн в интерьере. В общей сложности пять площадок, на которых различные архитектурные бюро (среди них – АРХ4, Савинкин/Кузьмин и др.) пытались дать свой ответ на вопрос «Как жить».
Пресса: «Хорошему человеку – красивую жизнь»
В мае-июне прошла Первая московская архитектурная биеннале, в которую переродилась «Арх Москва». Ее тема – «Как жить» – сформулирована куратором Бартом Голдхоорном, оставшимся верным себе: в прошлом году он, так же будучи куратором тогда еще фестиваля, выбрал не менее неудобную как для архитекторов, так и для критиков тему «Городские пространства». И та, и другая, если и воспринимаются отечественным профессиональным сообществом, то боковым зрением. В первом случае профессиональное внимание имеет крен в сторону архитектурного объекта, «фигуры», а не «фона», во втором – вопросы «что?» и «сколько?» оказываются не в пример более культуросообразными, нежели «как?».
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОртОст-Фасад», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Херсонес Таврический» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...