«Крыша дома» на новом месте: подведены итоги X Международного фестиваля архитектуры и дизайна

Известный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» на свой 10-летний юбилей поменял крышу Дома на Брестской – на здание на Крымском валу, где его приняла сама Третьяковка. Таким образом, фестиваль не только тематически, но и пространственно влился в проходящую в том же здании архитектурную биеннале. Вчера состоялось вручение как всегда многочисленных наград его участникам

mainImg

В этом году «Крыша дома» осваивала новые для нее пространства Третьяковки на Крымском валу. Планшеты с проектами разместили в основном в фойе 3-го этажа, фойе 2-го заняли инсталляции участников. «Вход» на фестивальное пространство отмечает «триумфальная арка» «Бюро Слобода», дощатый каркас которой сплошь завешан разноцветными лентами-флагами. Двигаясь дальше, у окна – «комнатка» с зелено-оранжевой мебелью, прорастающей длинными «усами», и засыпанным камушками полом от известного дизайнера Елены Теплицкой. Тут же рядом пирамида из табуреток Дмитрия Букача. А инсталляцию «10 крыш» архитекторы Гикало и Купцов придумали специально к юбилею фестиваля. Самым эффектным объектом стала «Поляна» группы «А-Б» –настоящая, с грунтом и травкой. Выкопанный кусок дерна авторы уложили в металлическую форму сложной конфигурации, поставив все это на тонких ножках прямо на уровне глаз посетителей.

Обширного места третьяковских фойе все равно не хватило для плодовитых дизайнеров и архитекторов – «урезали», например, инсталляцию Бориса Уборевича-Боровского, оставив из семи проволочных конструкций «вертолетов», дотягивающихся до 3 этажа, только одну. Планшеты на третьем этаже теснятся и отнимают зрительское внимание друг у друга, и от этого изобилия и смешения всего со всем начинаешь попросту теряться. При беглом осмотре можно разу отметить преобладание модернистских проектов, соседствующих, правда, и с эклектикой и с откровенным кичем. Достойную альтернативу модернизму составила, главным образом, неоклассика Михаила Филиппова.

На фоне обилия дорогих и модных, но в большинстве своем не очень оригинальных «современных» проектов оформления квартир, гораздо интереснее выглядели проекты загородных домов, демонстрирующие разные подходы к организации жилого пространства в рамках модернизма, от авангардной романтики до утилитаризма. Здесь и «типовые» дома Владимира Сударикова в духе голландского модернизма, который становится тиражируемым в заводских масштабах. И, к сожалению не отмеченный жюри, но очень остроумный «дом-нора», который вместе с загородным домом бюро АРДЕПО разрабатывает актуальную тему «закапывания» здания в землю. В проекте «мобильного дома» Романа Леонидова узнается парафраз «передвижных» жилячеек советских 1920-х. А «Вилла Панорама» бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура» демонстрирует новый виток корбюзианства в подходе к формообразованию.

Такую разношерстность работ, очень разных по уровню исполнения, видимо, ощутило и жюри. Входившие в него Барт Голдхорн, Левон Айрапетов, Николай Малинин и другие судили на этот раз довольно сурово, что и к лучшему. Много номинаций остались без наград, зато действительно лучшие были выужены из всего этого многоликого и разноголосого хора. На судейство повлияла еще и промодернистская ориентация жюри – по признанию Николая Малинина, им было особенно трудно с «декорированием интерьера», где сквозь «модернистскую цензуру» удалось прорваться всего лишь одному неоклассическому проекту.

Награждение на этот раз, как впрочем и весь фестиваль, проходило не так, как обычно. Во-первых, потому что юбилей. По такому случаю перед церемонией гостей ждал сюрприз – короткий фильм-шутка под названием «собачья работа», в котором организаторы фестиваля предстали в виде четвероногих друзей разных пород и мастей, с бешеным рвением бегающих, выполняя очередное задание начальства. К10-летию приурочили и выставку победителей предыдущих лет.

Во-вторых в этом году «Крыша дома» стала частью архитектурного биеннале. В связи с этим она переехала на Крымский вал, а председателем жюри пригласили куратора Барта Голдхорна. Фестиваль, надо заметить, все свои 10 лет только и делал, что отвечал на вопрос «как жить», а потому в тему нынешней биеннале он вписался довольно органично, что не скажешь про его соседа – выставку Генплана Москвы этажом ниже. Представленные на смотр-конкурс интерьеры Барту Голдхорну в общей массе понравились, но скорее как некий хороший уровень в целом, из которого, между тем, ни одна интерьерная работа не заслужила первого места и это очень симптоматично. Все гладко и дорого, и нет ни одного, кто бы, по словам Голдхорна, выглядел «совсем новым».

Возможно, по этой причине из всех ярко выделялся один объект, причем отметили его в совсем разных номинациях – и «деталь», и «жилой дом», и «жилой интерьер», и «декорирование». Это отель «Friendhouse» Юрия Рынтовта (Харьков), которому жюри присудило гран-при. Хочется назвать его «отель-колобок» за причудливые формы, напоминающие колобки из теста с дырками от пальцев, которыми автор заменил обычные пилоны. Массивные доски перекрытия «продавливают» тесто, отчего оно оседает и как будто пружинит. Мотив повторяется и в оформлении стен отдельных номеров, с дырками-окошками, и в интерьере, где из того же «теста» вылеплены грибообразные колонны, вырастающие в потолок. Такая живая неровная фактура стены с ощущением ручной работы перекликается с украинскими избами-мазанками, отчего отель с иностранным названием «Friendhouse» становится похож на украинский хутор, но не всерьез, а несколько иронично.

Первое место за «реализованный жилой дом» получила «Вилла Панорама» бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура», которая заставляет вспомнить о постройках Ле Корбюзье благодаря прекрасно выявленной форме и чистому белому цвету. Вместе с авторами награде радовался и Николай Малинин, поскольку этот объект ему понравился задолго до конкурса, в связи с чем он опубликовал его в последнем номере своего журнала «Made in Future». С номинацией «проект-идея загородного жилого дома» для присуждения 1 места вышли разногласия, поскольку члены жюри справедливо решили разграничить два разных понятия «идея» и «проект». Поэтому за «идею» 1-е место дали коллективу бюро «А-Б», а в качестве «проекта» отметили частный жилой дом в поселке Малаховка мастерской «Атриум». Внешний «деконструктивистский беспорядок» этого дома на самом деле имеет ясную структуру – это анфилада комнат, закручивающаяся в спираль наподобие ракушки. Возникают и другие ассоциации, например, чешуя, сланец, знаменитая Сиднейская опера. Инженерно проект интересен системой так называемого «безимпостного остекления».

Самой лучшей «деталью интерьера» жюри нашло «болид» Веры и Алексея Лобановых из «Бюро Слобода». Он был, кстати, единственным объектом, представленным на выставке в материале, а не только на фотографиях. Болид, или крупный метеор параболической формы, образуемой сгорающим огненным «хвостом», понравился авторам своей обтекаемостью, и они многократно повторили его в различных деталях интерьера, от мягкой мебели до светильников.

Среди многих проектов, получивших награды, отдельного упоминания заслуживает дом в поселке Бенелюкс бюро АРДЕПО, получивший 2-е место в номинации «проект-идея загородного дома», потому что он, во-первых, привлекает манерой подачи материала, очень сдержанной, почти минималистской, и при этом толковой. А таких проектов всего-то два против тотального и навязчивого изобилия – еще один это «мобильная архитектура» Романа Леонидова, также четко и графично поданная на белом фоне. А во-вторых, этот объект соединяет экологичный подход, поскольку почти наполовину вкопан в землю, с супрематическим планом, который отчетливо виден при взгляде на объект сверху. Барт Голдхорн отметил этот проект «за очень грамотное решение с такой хорошей традицией, как дома Френка Ллойда Райта».

Барт Голдхорн, кстати, справедливо заметил, что с интерьером и частным домом в России ситуация куда приглядней, чем с социальным жильем, что демонстрирует нынешняя биеннале, и объяснил почему: «Именно с интерьера в России началось обновление жилья, в этой сфере впервые появились высококачественные работы. Интерьер стал самым важным вкладом российской архитектуры в мировую архитектурную дискуссию благодаря появлению такого понятия как свободная планировка. Частные дома показывают уже следующий шаг к улучшению качества жилья в России». А что после индивидуального дома? Конечно же, массовое жилье, за которое радеет Барт Голдхорн. Так что «Крышу дома» в этом контексте можно вполне рассматривать как красивый пролог к еще не написанной нами книге о хорошей жилой архитектуре.

Ниже приводим полный список награжденных:

Гран-При

Отель «Friendhouse» Юрий Рынтовт (Харьков)

I место

В номинации «Деталь интерьера»
- «Болид». Вера и Алексей Лобановы, «Бюро Слобода».

В номинации «Декорирование интерьера»
- Квартира «Гинтарас». Иван Шалмин

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Проект загородного дома. Андрей Савин, Михаил Лабазов, Андрей Чельцов. Архитектурное бюро «А-Б»
- Частный жилой дома в поселке Малаховка. Антон Надточий, Вера Бутко, Екатерина Голованова, Алексей Калашников. Архитектурная мастерская «Атриум».

В номинации «Реализованный жилой дом»
- «Вилла Панорама». Рустам Керимов, Владимир Гуманков, Елена Мануилова. Архитектурное бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура»

В номинации «Общественный интерьер»
- Рекреационное пространство многофункционального комплекса «деловой дом Знаменка». Олег Попов, Ксения Скороход, Иван Свирин, Вита Данилова, Мария Свирина. Архитектурная мастерская «Попов и архитекторы».

Спецприз Москомархитектуры в номинации «Проект-идея загородного дома»
- Серия домов заводского изготовления. Владимир Судариков. Архитектурная мастерская 56

II место

В номинации «Декорирование интерьера»
- Квартира в Москве 150 кв.м. Марина Филлипова, Лейла Улуханова. D’Studio Style.

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Проект загородного дома в поселке Бенелюкс. Павел Абрамов, Алексей Волков. Архитектурное бюро АРДЕПО.

В номинации «Реализованный жилой дом»
- Дом в Кратово. Михаил Филлипов, Мастерская Михаила Филлипова.

В номинации «Жилой интерьер»
- квартира «Воробьевы горы». Борис Уборевич-Боровский, Дарья Осипова. Архитектурное бюро «Uborevich Design»
- квартира-студия в Москве. Андрей и Мария Горожанкины

В номинации «Общественный интерьер»
- офис компании Yandex в Санкт - Петербурге. Петр Зайцев, Арсений Борисенко. Архитектурное бюро «za bor»
- бутик «Le Present» в Испании. Алексей Козырь, Илья Бабак, Александр Константинов, Мария Шустрова. Архитектурная мастерская Алексея Козыря

III место

В номинации «Жилой интерьер»
- «Дом-Кино». Дмитрий Овчаров, Борис Воскобойников. Студия «Nefaresearch».

Звание «Лауреата»:

В номинации «Деталь интерьера»
- Стол для переговоров. Архитектурное бюро «Рудаков и архитекторы».

В номинации «Проект-идея загородного дома»
- Мобильная архитектура. Роман Леонидов. Архитектурное бюро Романа Леонидова
- «Tokyo House». Сергей Наседкин. Архитектурное бюро ARCH.625

"Реализованный жилой дом"
- «117 футов». Константин Ларин
- «Дом-скат» на Клязьминском водохранилище. Тотан Кузембаев, Сергей Саванец, Мария Салина. Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева.
- «Дом над лесом». Анна Щетинина. Архитектурное бюро «Терра»

В номинации «Жилой интерьер»
- Апартаменты. «Gabellini & Sheppard» (Нью-Йорк)
- «Отель-квартира». Виктор Фрейденберг

В номинации «Общественный интерьер»
- Флагманский офис компании «Симметрон. Электронные компоненты». Дмитрий Мелитонян

Фотографии Натальи Коряковской
zooming
Открытие экспозиции в ГТГ на Крымском валу в рамках биеннале 27 мая
zooming
Открытие экспозиции в ГТГ на Крымском валу в рамках биеннале 27 мая
Гран-При. Отель «Friendhouse» Юрий Рынтовт (Харьков)
Гран-При. Отель «Friendhouse» Юрий Рынтовт (Харьков)
I место «Деталь интерьера». «Болид». Проект частной квартиры. Вера и Алексей Лобановы, «Бюро Слобода».
I место. «Проект-идея загородного дома». Частный жилой дома в поселке Малаховка. Антон Надточий, Вера Бутко, Екатерина Голованова, Алексей Калашников. Архитектурная мастерская «Атриум».
I место. «Реализованный жилой дом». «Вилла Панорама». Рустам Керимов, Владимир Гуманков, Елена Мануилова. Архитектурное бюро «А-ГА» & «Проектный центр Экотектура»
Спецприз Москомархитектуры. Серия домов заводского изготовления. Владимир Судариков. Архитектурная мастерская 56
II место «Общественный интерьер». Офис компании Yandex в Санкт - Петербурге. Петр Зайцев, Арсений Борисенко. Архитектурное бюро «za bor»
II место «Декорирование интерьера». Квартира в Москве 150 кв.м. Марина Филиппова, Лейла Улуханова. D’Studio Style.
II место «Жилой интерьер». «Квартира студия в Москве». Андрей Горожанкин и Мария Горожанкина
II место «Жилой интерьер». Квартира «Воробьевы горы». Борис Уборевич-Боровский, Дарья Осипова. Архитектурное бюро «Uborevich Design»
II место. «Реализованный жилой дом». Дом в Кратово. Михаил Филиппов, Мастерская Михаила Филиппова.
II место. «Реализованный жилой дом». Дом в Кратово. Михаил Филиппов, Мастерская Михаила Филиппова.
II место «Проект-идея загородного дома». Проект загородного дома в поселке Бенелюкс. Павел Абрамов, Алексей Волков. Архитектурное бюро АРДЕПО
III место «Жилой интерьер». «Дом-Кино». Дмитрий Овчаров, Борис Воскобойников. Студия «Nefaresearch».
Звание «Лауреата». «Дом-скат» на Клязьминском водохранилище. Тотан Кузембаев, Сергей Саванец, Мария Салина. Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева.
Звание «Лауреата». “Tokyo House”. Сергей Наседкин. Архитектурное бюро ARCH.625
Звание «Лауреата». «Дом над лесом». Анна Щетинина. Архитектурное бюро «Терра»
Звание «лауреата». «Мобильная архитектура». Роман Леонидов. Архитектурное бюро Романа Леонидова
Звание «Лауреата». Флагманский офис компании «Симметрон. Электронные компоненты». Дмитрий Мелитонян
Звание «Лауреата». Стол для переговоров. Архитектурное бюро «Рудаков и архитекторы».
Дом-нора за Великими Луками. Леонид Сенявский
«Триумфальная арка». «Бюро Слобода»
Инсталляция. Владимир Судариков
Инсталляция Елены Теплицкой
«Устойчивая связь». Дмитрий Букач
Проект «Мультипикселизация». Виктор Фрейденберг
«10 крыш». Гикало и Купцов

06 Июня 2008

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: Фестиваль Lifestyle. Приглашает Б.Уборевич-Боровский
Одним из мероприятий Московской архитектурной биеннале стал фестиваль дизайна интерьера Lifestyle. Его запуск состоялся 2 июня. Место проведения – интерьерные бутики в районе метро «Фрунзенская», где были представлены работы ведущих архитекторов: арт-объекты, фотографии, инсталляции, призванные отразить качество жилого пространства и высокий дизайн в интерьере. В общей сложности пять площадок, на которых различные архитектурные бюро (среди них – АРХ4, Савинкин/Кузьмин и др.) пытались дать свой ответ на вопрос «Как жить».
Пресса: «Хорошему человеку – красивую жизнь»
В мае-июне прошла Первая московская архитектурная биеннале, в которую переродилась «Арх Москва». Ее тема – «Как жить» – сформулирована куратором Бартом Голдхоорном, оставшимся верным себе: в прошлом году он, так же будучи куратором тогда еще фестиваля, выбрал не менее неудобную как для архитекторов, так и для критиков тему «Городские пространства». И та, и другая, если и воспринимаются отечественным профессиональным сообществом, то боковым зрением. В первом случае профессиональное внимание имеет крен в сторону архитектурного объекта, «фигуры», а не «фона», во втором – вопросы «что?» и «сколько?» оказываются не в пример более культуросообразными, нежели «как?».
Пресса: Перерождение АрхМосквы: взгляд из Петербурга
После первой российской архитектурной биеннале и выставки АрхМосква прошло два месяца — время достаточное для того, чтобы можно было оценить результаты и перспективы не только развития этих выставок, но и участия в них мастерских. Мы попросили это сделать постоянных участников кураторских проектов выставки АрхМосква, представителей петербургских архитектурных студий «Витрувий и сыновья» и «Студия 44»
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.