Я ДЕЛАЮ/I DO - новый проект школы МАРШ и бюро «Практика»

Архи.ру расспросил инициаторов и организаторов Григория Гурьянова и Дениса Чистова (бюро «Практика») и Никиту Токарева (архитектурная школа МАРШ) о целях проекта.

mainImg
Проект Я ДЕЛАЮ/I DO должен продемонстрировать весь спектр творческих и профессиональных позиций нового поколения практикующих архитекторов, также он призван запустить общественную дискуссию об основах архитектурной деятельности.
 
Для этого был выбран простой формат: презентация архитектора и следующая за ней дискуссия, в ходе которой архитектор обсудит свою позицию с приглашенным оппонентом и публикой.
 
В результате этой серии дискуссий, как надеются инициаторы проекта, сформируется картина актуальных мнений и представлений об основах, целях и задачах профессии. Кроме того, будет создан важный прецедент прямого и равного взаимодействия архитектора и критика в публичном пространстве. По результатам проекта его создатели планируют издать каталог с высказываниями архитекторов и фрагментами дискуссий.
 
Таким образом, в рамках своего нового проекта школа МАРШ и бюро «Практика» предлагают заявить о своей позиции архитекторам и архитектурным бюро, активным молодым профессионалам, имеющим собственную практику. Их собеседниками станут авторитетные архитекторы, архитектурные критики и теоретики: Е.Асс, Е.Гонсалес, С.Ситар, В. Кузьми и В. Савинкин. Также планируется пригласить к участию Н.Тютчеву, В.Плоткина, А.Ложкина, А.Раппапорта, В.Паперного, Ю.Григоряна, Б.Голдхорна, А. Муратова


 
zooming
Манифест проекта Я ДЕЛАЮ/I DO
zooming
Григорий Гурьянов (бюро «Практика»). Фото предоставлено школой МАРШ

Архи.ру: Что такое «профессиональная позиция архитектора» на ваш взгляд как организаторов дискуссий? Почему ее надо отстаивать? Может быть, лучше свои архитектурные взгляды выражать в собственно творческих работах, а критикам оставить вычитывание из этих работ, как это обычно и делается?
 
ГГ: Позиция – это, во-первых, осознанная система принципов и ценностей, которые служат точкой опоры в работе, во-вторых – некоторое сообщение, идея, которую архитектор предлагает обществу. В проекте <Я ДЕЛАЮ> нас интересуют простые, осмысленные и рациональные категории – почему, зачем, для кого. Для нас творческая работа вытекает из профессиональной позиции архитектора, а не наоборот.

ДЧ: Мы пригласили высказаться представителей нового поколения практикующих архитекторов, к которому мы сами принадлежим. Если есть что сказать – надо говорить. Это критерий отбора участников. Нас интересует, кто что делает, и как осмысливает то, что делает. В первую очередь нам интересно послушать прямую речь наших коллег.
 
НТ: Согласен с коллегами. Если позиция есть, то ее можно сформулировать и обсуждать, если ее нет, то вычитать нечего. В этом случае чаще происходит «вчитывание», т.е. идеи критика вкладываются в архитектуру, которая их не содержит. Мы не ограничиваем жанр и форму выражения своей позиции, оставляя свободу высказывания от высокой поэзии до вполне практических ответов на житейские вопросы, главное чтобы форма позволяла вести дискуссию, т.е содержала утверждения, аргументы, выводы.
 
На мой взгляд, современная российская архитектура бедна высказываниями: эстетическая, этическая, общественная или политическая, наконец, позиция архитектора не выражена. За малым исключением, мы не склонны задумываться о своей мотивации, о целях работы. В результате разговор об архитектуре сводится к «красиво-некрасиво» и повестку дня формирует власть, девелопер, журналист, кто угодно, но не архитектор.

Позицию (творческую) надо отстаивать, хотя и не обязательно ходить для этого на митинг. Механизм нашего проекта – не «защита», не экзамен, а диалог с умным собеседником, позволяющий позицию сформулировать и обсудить. Пять лет назад, когда выходил первый номер «Татлина» про молодых архитекторов, я написал в обзорной статье: «что может предложить архитектура, кроме упаковки квадратных метров, какую позицию, идею, общественно значимую тему – остается неясным». Неясно и до сих пор, вот мы и пытаемся прояснить. Credo значит «верую», во что веруем-то?

 
zooming
Денис Чистов (бюро «Практика»). Фото предоставлено школой МАРШ

Архи.ру: Поставленная задача выглядит как вызов, как по-вашему, многие ли согласятся представить свои убеждения на публичное обсуждение, и что это даст участникам, помимо стресса?

ГГ: Безусловно, участие в проекте – это вызов, и речь не о защите своих взглядов перед кем бы то ни было. Это вызов самому себе: сформулировать и заявить профессиональную позицию. Приглашенные собеседники – авторитетные и уважаемые коллеги, способные задать высокий уровень профессиональной полемики. Через дискуссию с ними мы хотим прийти к критическому осмыслению высказываний нового поколения архитекторов. Получится ли разглядеть идентичность поколения через суммирование позиций и творческих практик? В этом для нас заключается интрига проекта <Я ДЕЛАЮ>.

НТ: Я добавлю еще простое соображение: кроме стресса наш проект дает известность. Мы хотим инициировать общественную дискуссию, которая бы вышла за рамки проекта. а в идеале и за рамки архитектуры. Слышно того, кто говорит. Мы планируем собирать коллег, студентов, журналистов на обсуждения, публиковать высказывания и фрагменты дискуссий, выступить на Московской архитектурной Биеннале, по итогам проекта выпустить книжку на русском и английском. Одним словом, сделать высказанные позиции общественным, медийным событием.

Архи.ру: Кто был инициатором этого проекта, почему именно бюро «Практика», планирует ли бюро начать с себя или остаться в тени как организатор?


ГГ: Некоторое время назад мы поняли, что нам не хватает настоящего содержательного общения с коллегами, обсуждения того, что волнует нас в повседневной работе. Есть ощущение некоторого вакуума. Поэтому мы придумали этот формат публичных дискуссий, мотивирующий на осмысленное высказывание. Этот вызов мы придумали и для себя тоже, поэтому безусловно примем участие. Нам интересно высказаться самим, и соотнести свою позицию с тем, что скажут другие. Это что-то вроде выстраивания такой актуальной системы координат, в которой высказанные позиции сложатся в некое смысловое облако. Это было бы интересно.
 
zooming
Никита Токарев (МАРШ). Фото предоставлено школой МАРШ

Архи.ру:  Почему школа МАРШ решила перейти от открытых лекций гуру к разговору с молодыми бюро? Что именно ждет МАРШ от этих дискуссий?
 
НТ: Работая в МАРШ с британскими коллегами, увидев британское образование изнутри, мы поняли какое значение придается тому что называется statement, argument, т.е той самой позиции и умению ее обосновать и проявить. Позиция – это не просто произвольное «я так хочу», а система взглядов и убеждений на которых базируется архитектура. Что совершенно не исключает художественной интуиции и воображения. Поэтому для нас процесс часто не менее важен, чем результат: студенты половину времени на проекте посвящают аналитической и исследовательской работе, постоянно ведут дневник своего проектного процесса, пишут эссе на разные темы. Итогом работы становится портфолио, включающее все подготовительные материалы, все этапы проектирования от идеи до детали.
 
Для нас формулировка позиций – не просто средство обучения студентов, а важное дело для развития архитектуры в России. Если идет соревнование форм, кто «круче», а не позиций, то архитектура всегда будет в тисках коммерции. МАРШ мы видим не просто как место учебы на два года, а как дискуссионную площадку, исследовательскую лабораторию, и, если хотите, как «клуб думающих архитекторов», который объединит не только студентов и преподавателей, но и выпускников, и наших коллег разных поколений.
 
Поэтому мы с радостью согласились на предложение бюро «Практика» сделать этот проект вместе и надеемся что в нем примут участие архитекторы не только из Москвы, но и из других регионов.
Первые обсуждения в рамках проекта пройдут в МАРШ 10 и 17 апреля, информация на сайте МАРШ www.march.ru и странице в Facebook https://www.facebook.com/ya.delayu.

24 Марта 2014

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.