English version

Золотое сечение: срез в новом формате

Выставку претендентов на премию «Золотое сечение», которая открыта сейчас в ЦДА, безусловно стоит посмотреть: срез архитектуры, выросшей на строительном буме последних лет, получился красивым. Это конечно же заслуга архитекторов, но в не меньшей степени – организаторов, решившихся на перемены формата проведения смотра-конкурса. Огранизаторы любезно сообщили корреспонденту Агентства архитектурных новостей состав жюри премии, которое будет определять лауреатов "сечения" этого года

mainImg

На выставке участников смотра-конкурса «Золотое сечение-2007» можно увидеть все работы, поданные на премию. Одновременно идет голосование для составления шорт-листа премии – те, кто туда попадет, будут выставлены в Белом зале ЦДА в апреле. Тогда же, 19 апреля, будет вручена шестая по счету премия, история которой в целом насчитывает 12 лет, так как награда присуждается один раз в два года.

Сегодняшнее «Золотое сечение» ощутимо реформировано: во-первых, процесс отбора из двухступенчатого превратился в прямой, достаточно простой и понятный. Премию по-прежнему дают каждые два года, но присуждение теперь укладывается в несколько месяцев.

Раньше ежегодно составляли два списка номинантов, а немного погодя, из их числа – лауреатов.  Теперь двухступенчатость сохранилась, но приобрела рекомендательный характер: одна комиссия, «Совет смотра» сейчас занята шорт-листом премии, в который после закрытого голосования попадут по 10 работ в каждом разделе (постройка, проект, публикация). Однако если несколько участников наберут равные баллы, то число может быть увеличено. Лауреатов, однако, в апреле будут выбирать не обязательно из шорт-листа, а из общего списка участников – иными словами, главное жюри, «Комитет премии», не ограничено жесткими рамками, оно может ориентироваться на мнение первого, а может и нет. Соответственно работа первого жюри («совета») влияет на то, кого наградят дипломами номинантов, а решение второго («комитета») – называет лауреатов, и между собой они пересекаются в необязательном порядке, а исходя из материала. К тому же «комитет» вообще не обязан присуждать итоговой премии, буде не отыщется достойных – внутри одного раздела можно наградить нескольких равных, а можно – никого. Таким образом, может быть премировано, например, три постройки и ни одного проекта или наоборот.

В целом изменения можно оценить так: все стало проще и яснее, приблизившись по структуре к Биеннале, теперь о «Золотом сечении» мы будем вспоминать раз в два года, а не постоянно, каждый год лихорадочно соображая, что это за тур и когда будет итоговое награждение. Время между «сечениями» займет молодежная премия «Перспектива», что логично. Свобода выбора и взаимодействия, представленная двум жюри тоже сама по себе вызывает симпатию, однако нельзя не заметить, что она же и накладывает большую ответственность на судей – иными словами, теперь все несколько больше зависит от людей, и тем более интересны их имена.

Корреспонденту Агентства архитектурных новостей удалось узнать от организаторов состав «Комитета премии», который будет определять лауреатов. В комитет входят лауреаты прежних премий, они по выбору могли либо войти в жюри, либо выставиться как участники. В состав Комитета премии «Золотого сечения» вошли Евгений Асс, Александр Скокан, Сергей Скуратов, Владимир Плоткин, Никита Явейн.

Соответственно, работ членов жюри нет на выставке. Зато есть многие московские «мэтры», в частности, Сергей Киселев, который не участвовал в прошлом «сечении» 2005 года, Дмитрий Александров, Павел Андреев, Александр Асадов, «Атриум», Алексей Бавыкин, Андрей Боков, Николай Лызлов, Михаил Хазанов  выставка получилась красивой и представительной. Здесь удачно перемежаются маститые и сравнительно молодые участники, соблюден баланс между домами загородными небольшими и городскими гигантскими, и даже общий «разброс», который говорит о широте мероприятия, лег как-то удачно – концептуальный венецианский мост Тотана Кузембаева в одном углу экспозиции резко оттеняется псевдорусским проектом школы в противоположном конце коридора, где храм без окон, а крепостная башня вся покрыта витражами. Есть градостроительство, есть реставрация, среди явного большинства модернистских проектов есть хорошая классика Дмитрия Бархина. Причины такой взвешенности получившегося набора претендентов на премию – отчасти в прогрессирующем строительном буме, но во многом это, безусловно, заслуга организаторов, сумевших решиться на изменения в принципах работы премии.

Надо добавить, что в этом году впервые участников собирали с помощью мультимедийной системы,  теперь все работы можно посмотреть на виртуальной выставке, там же открыто народное интернет-голосование по проектам на «приз зрительских симпатий».

zooming
zooming
zooming

28 Февраля 2007

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Пресса: «Золотое сечение»: смена формата. По итогам Смотра-конкурса-2007
19 апреля в ЦДА состоялась церемония награждения лауреатов смотра-конкурса на премию «Золотое Сечение-2007». Изменение формата конкурса повлекло за собой пересмотр в том числе механизма распределения призов...
Пресса: Массовые награждения или аттракцион неслыханной...
Если нынешнее «Золотое сечение» и отличается от всех предыдущих смотров, то в первую очередь ожиданиями больших перемен, о необходимости которых говорилось достаточно много и возможность которых подтверждалась большим количеством методических и технических новшеств в проведении конкурса, запланированных организаторами. Все — и участники, и организаторы— очень сильно хотели начать все заново, оставив позади нелучшие из накопленных привычек. В чем-то это удалось, в чем-то нет…
Пресса: Наградостроительная концепция
Вручена главная архитектурная награда Москвы – приз Союза московских архитекторов "Золотое сечение". Пожалуй, единственное, что в этой премии не вызывало никаких вопросов, это решение жюри. Жюри в составе московских архитекторов Евгения Асса, Владимира Плоткина, Александра Скокана, Сергея Скуратова и петербуржца Никиты Явейна присудило "Золотое сечение" трем работам, за которые я бы тоже, наверное, проголосовал.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?