Объявлены лауреаты "Золотого сечения"-2007

Сегодня вечером в доме архитекторов вручили «Золотое сечение», премию смотра-конкурса Союза московских  архитекторов. Лауреатов премии пять: Сергей Киселев за дом «Авангард», Алексей Бавыкин за проект дома в 3-м Автозаводском проезде, Тотан Кузембаев – за проект моста для Венеции плюс две книги: Heritage at risk и монография о С.Х. Сатунце

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

19 Апреля 2007
mainImg
0

Премия вручается шестой раз за 12 лет, потому что ее присуждают один раз за два года. В нынешнем году она ощутимо реформировалась, о чем мы уже дважды писали – суть изменений в том, что процесс отбора занимает теперь не пару лет, а несколько месяцев. Кроме того, «сечение» утратило иерархию и разделилось на премию и смотр, которые существуют параллельно, самостоятельно выбирая фаворитов из одних и тех же  участников.

Собственно говоря, премия – основной гвоздь программы, ее лауреатам сегодня вручили красивых золотистых улиток, уже давно ставших символом мероприятия. Премию присудил «Комитет» из пяти известных архитекторов (Евгений Асс, Владимир Плоткин, Александр Скокан, Сергей Скуратов и Никита Явейн), причем четверо их них москвичи и один – по уже сложившейся традиции приглашенный к судейству «московской» премии петербуржец. Число судей совпало с количеством награжденных, которых тоже пять – это позволило каждому члену жюри вручить «барельеф с изображением золотого сечения» одному лауреату.

Состав главных победителей можно интерпретировать по-разному.
Например, уже замечено, что на нынешнем «сечении» было довольно-таки много готовых домов: строительный бум медленно, но срастается с архитектурой. Казалось бы, вот они, настоящие достижения – только награждай, а среди лауреатов всего только одна постройка. Спору нет, смелая и яркая, среди московских элитных башен своего рода прорыв, но все же то, что реализация одна, а книг целых две, наталкивает на мысль, что может быть и нет никакого бума, а наоборот, все ушли в теорию.

С другой стороны, ряд из пяти лауреатов выглядит как аккуратная жанровая подборка: дом, проект, концептуальный проект, большая книга об исчезающем наследии и монография о персоналии. А с третьей – все неплохо подверстывается под идею победы авангарда на отдельно взятом смотре: дом Сергея Киселева с названием «Авангард», проект Алексея Бавыкина на тему авангарда Ильи Голосова, «бумажный», по сути тоже авангардный проект Тотана Кузембаева, издание о наследии 1920-х …
Мост Кузембаева, правда, не вполне концептуальный: он был сделан для вполне определенного конкурса моста венецианской Академии, где занял второе место – итальянцы поколебались и в конце концов решили восстановить каменный мост XIV века, бывший на этом месте.

Как бы то ни было, лауреаты названы, и их список со стороны выглядит убедительно.
Однако есть и второй слой сечения, смотр, лауреаты которого получат дипломы. Он состоит из нескольких списков, расширенную часть которых обнародовали 2 апреля, а сейчас мы публикуем все результаты в окончательном варианте, кроме того, по списку «общественного признания» – с количеством голосов, поданных за каждый проект. Причем те, кто попал в списки от 2 апреля получат дипломы и называются дипломантами, а тем, кто «прошел» в списки от сегодня, тоже дадут дипломы, но там будет написано, что они лауреаты, но – тут внимание! …не премии, а смотра. Дипломантов совсем немного больше – в списке Совета смотра их 27, а лауреатов, которых объявили сегодня – 25. В списках прессы дипломантов 11, а лауреатов только 2. В сводном списке общественного признания соответственно 17 и 10. Но списки пересекаются между собой, поэтому есть всего три дипломанта, которым не повезло стать лауреатами. Так второй слой разделяется еще на два, в одном немного больше названий, ну, а во втором быть несколько почетнее. В целом получается уже три слоя.
Хотя заметим, что есть участник, который не вошел ни в один из списков смотра, а получил только премию – монография про С.Х. Сатунца, и это, совершенно очевидно, есть следствие свободы, обретенной  «комитетом».

Если взять лауреатов смотра, то здесь четыре списка: от 30 членов Совета смотра, от 15 журналистов, и от 820 человек по результатам именного голосования в интернете, он самый обширный, однако не обнародуется, а только косвенно влияет на четвертый, суммарный – список «Общественное признание», где всего 10 названий, отобранных по общему числу голосов за каждого, и это число известно. Эти числа вместе с решением жюри прессы, самым коротким и от этого самым внятным, позволяет назвать двух безусловных фаворитов «второго слоя «Золотого сечения»: дом на Страстном Николая Лызлова и проект горнолыжного трека Михаила Хазанова. Учитывая точность попадания, хочется предложить организовать для этой верхушки второго слоя, серебряное сечение, что ли – ну, или «второе золотое», есть ведь в геометрии такое понятие.

Итак, задача реформ профессионального смотра московских архитекторов была в том, чтобы привлечь новые имена – так как заметная часть новых московских проектов и построек в престижном «сечении» по разным причинам не участвовала: маститые мэтры, получив по две-три премии, самоустранились из скромности, а молодые, точнее среднего возраста авторы не подавали работ на конкурс неизвестно почему, возможно, просто не рассчитывая на победу.

Этой цели достичь удалось: по данным организаторов, почти половина всех авторов в этом году участвуют в смотре впервые, половина имен – для «сечения» новые, и это хороший результат. Среди них, например, Владимир Могунов, чей проект голубятни в Малаховке оказался в трех списках дипломантов и в двух списках лауреатов, а также Вера Бутко и Антон Надточий (группа «Атриум») – две постройки которых, школа-интернат в Кожухове и дом в Соснах, стали и дипломантами и лауреатами. В сумме все списки нынешнего «сечения» дают хорошую пищу для размышлений: на этот раз организаторам вновь (вспомним самые первые сечения) удалось создать, скажем так, срез интересного из новой архитектуры. Справедливости ради – пока что он неполный, но по сравнению с 2005 годом заметно ближе к наполнению.

Вообще говоря, все списки в целом больше похожи не на премию, а на многоуровневый рейтинг, где один на другой наложены мнение мэтров, потом – еще 30 архитекторов, потом «широкой», но тоже архитектурной общественности. Любопытно разбираться с этим материалом, вертеть его и так и сяк, проверять, совпадают мнения или не совсем, и кто же наконец лидирует. Словом, увлекательное собрание нового архитектурного материала, и в этом смысле премию можно честно признать ожившей.

Одного только не хватает получившейся системе – определенности. Из-за ее отсутствия результаты, а их много – три списка дипломантов, три списка лауреатов смотра и пять самых главных лауреатов премии, превращаются в набор рисунков на кальках – они перекрывают один другой, какое-то обобщение вроде бы вырисовывается, но не отпускает чувство, что все это на интуиции.

У неопределенности две причины: первая это необходимость дать диплом всем, кого заметили. Понятно, что идеальная премия должна быть одна, как Притцкер. Однако вряд ли такое возможно для любого союзовского конкурса. Что, возможно, и к лучшему – не так-то просто выбрать одного, самого достойного. Какая постройка может взять на себя ответственность за всю московскую архитектуру последних двух лет? Сложно сказать. Отсюда – оперирование массивами, срезами, слоями и множество награжденных.

Вторая причина запутанности – вероятно, в том, что не во всех списках понятно, чье же мнение они представляют. Более-менее очевидно высказывание профессионального жюри «мэтров» - но архитектурных жюри два и их решения напрямую не связаны друг с другом. Можно понять желание маститых архитекторов не зависеть в своем выборе от подготовительного шорт-листа, но, возможно, при двухступенчатом отборе все было бы более ясно. К тому же самый обширный список интернет-голосования не обнародуется, а сливается в нечто общее с прессой и архитекторами из Совета.

С другой стороны, главный приз в этом году впервые присуждали мэтры-архитекторы. Раньше в состав «Комитета» входили академики РААСН, но по правилам судействовать было можно только один раз и уважаемые академики… попросту закончились, все успели уже поучаствовать, и работать в жюри стало некому. Поэтому теперь привлекли архитекторов, уже получавших гран-при «сечения» (у Сергея Скуратова – три премии, у Владимира Плоткина и Александра Скокана – по две у Евгении Асса – одна). «Мэтры» могли выбрать – подать работы на конкурс или участвовать в голосовании. Таким образом решилось сразу две проблемы – часть известных мастеров оказалась в жюри, часть – на выставке. Так что усилиями реформаторов премия оживилась, и процесс оценки достижений если и не дошел до совершенства, то двинулся куда-то вероятно в правильном направлении.

Ниже мы помещаем таблицу, по которой несложно сравнить все списки лауреатов и дипломантов «Золотого сечения», в том числе и предварительные от 2 апреля. В ней приводятся работы, которые упомянуты хотя бы в одном списке.

 

названия объектов,
авторские коллективы

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ от 19 апреля 2007
= лауреаты премии и лауреаты смотра

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ от 2 апреля 2007 = дипломанты смотра
Лауреаты
премии "Золотое сечение"
(определил
Комитет
Премии: Асс Е.В., Плоткин В.И., Скокан А.А., Скуратов С.А., Явейн Н.И.;
всего 5 лауреатов
премии )
Лауреаты
"Общественного
призания", всего
12 дипломов 
Лауреаты
Смотра, всего 24 диплома

Выбор
жюри
прессы
(всего 15 голосов, 2 диплома )

  Совет Смотра
(всего 27 позиций)
Жюри прессы (всего
11 позиций)
Общественное признание
(всего 17 позиций)
  реализации 1 постройка 5 построек 11 построек 1 постройка   11 построек 7 построек 7 построек
1
Жилой комплекс "Авангард"
Киселев Сергей Борисович, ГАП Бармин Виктор Михайлович, Хомякова Анастасия Алексеевна, Палей Екатерина Сергеевна, Дедюля Елена Викторовна, гл.инженер Шварцман Игрь Зиновьевич
ДА ДА
( 27 голосов;
лучшее
жилое здание )
ДА     ДА ДА ДА
2
Административный центр по адресу: г.Москва, Страстной бульвар, д.9
Лызлов Николай Всеволодович, Каверина Ольга Александровна, Дмитриев Михаил Юрьевич, Крохин Александр Юрьевич, при участии Аврамец Ольги Ивановны, инженер Шац Соломон Борисович
 

ДА
( 31 голос;
лучшее
административное
здание )

ДА ДА
( лучшее
здание
7 из 15
голосов )
  ДА ДА ДА
3
Школа-интернат для детей-сирот в Кожухово
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Гурчев Виктор Анатольевич, Шапиро Анна Семеновна, Харитонова Светлана Юрьевна, Валуйских Елена Константиновна
 

ДА
( 26 голосов;
лучшее
общественное
здание )

ДА     ДА ДА ДА
4
Офис "Перфоратор". Москва, Б.Дмитровка, 16, стр.2
Александров Дмитрий Всеволодович, Кочетков Григорий Феликсович, Корначева Марина Сергеевна, Фомичев Владимир Николаевич, Асеева Елена Евгеньевна
  ДА
( 20 голосов;
лучшее
здание в
историческом
контексте )
ДА     ДА ДА ДА
5
Частный жилой дом в Соснах
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Сизюк Андрей Алексеевич
  ДА ( ? число голосов неизвестно ) ДА     ДА ДА ДА
6
Административно-офисное здание с подземной автостоянкой по адресу: Краснопролетарская ул., д.2/4-6 Киселев Сергей Борисович, ГАП Лабутин Владимир Сергеевич, Хайкина Наталья Марковна, Харитонова Галина Владимировна, Дедюля Елена Викторовна, при участии Дерябина Дмитрия Игоревича, главный инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
    ДА     ДА ДА ДА
7
Московский метрополитен, ст.Маяковская (2-й выход)
Шумаков Николай Иванович, Мун Галина Сергеевна, при участии Мун Яны Владимировны, художник Лубенников Иван Леонидович
    ДА     ДА ДА  
8
Офисный особняк "Туполев - Плаза 2"
Бархин Дмитрий Борисович, Бархин Андрей Дмитриевич, Басангова Надежда Алексеевна
    ДА     ДА   ДА
9 Реконструкция офисного комплекса по адресу: г.Москва, ул. Шарико-подшипниковская, д.38
Зайцев Пётр Михайлович, Борисенко Арсений Михайлович
    ДА     ДА    
10 Лечебно-клинический комплекс на территории ГКБ им.С.П.Боткина
Архитекторы Крышталь Михаил Валентинович, Леонова Марина Михайловна, при участии Легошина Владимира Константиновича, Ткаченко Лилии Георгиевны, Шуниной Евгении Михайловны, Крыловой Любови Павловны, Новиковой Натальи Александровны, Ловцовой Ольги Сергеевны, инженеры Елецкий Георгий Алексеевич, Родиченко Петр Юрьевич
    ДА     ДА    
11 Линия мини-метро в Москве
Борзенков Леонид Леонидович, Вигдоров Александр Львович, Орлов Александр Юрьевич, Некрасов Александр Владимирович, при участии Фарстовой Ольги Юрьевной, Сычевой Виктории Олеговны, Петровой Ольги Викторовны, Мингалеевой Анастасии Михайловны
    ДА     ДА    
  проекты 2 проекта 5 проектов 11 проектов 1 проект   8 проектов 4 проекта 7 проектов
12
Реконструкция административно-офисного здания с подземной автостоянкой.
Москва 3-й Автозаводский пр. вл.13
Бавыкин Алексей Львович, Марек Михаил Максимович, Збарская Людмила Николаевна, Щепетков Иван Николаевич
ДА   ДА          
13
diffusion gradient
Кузембаев Тотан Байдуйсенович, Сафиуллин Данир Рафикович, Кузембаев Олжас Тотанович
ДА

ДА
( 17 ;
лучший
концептуальный
проект )

ДА     ДА   ДА
14
Центр всесезонных видов спорта по адресу: г.Москва, Электролитный пр., вл. 7Б
Архитекторы Василевский И.А., Дегтярёв Д.В., Омельяненко Г.Б., Акулова Е.В., Размахнин Д.В., Чистяков М.А., Никишин П.Ю., Березовская О.Л., Бурулева Н.В., Ковалев Ю.Г., Астафуров И.А., Величкина М.Л., Гульнева О.С., Земляновская Н.Д., Гутман Е.В., Дмитриев И.Е., Мурышкина М.Г.,
Григоревский Р.Н., Калашникова М.Г., Колос Л.В., Елин Ю.В., Плужник С.Г., Хазанов М.Д., конструкторы Канчели Н.В., Митюков М.М., Батов П.А., инженеры Фахри С.А., Перченок М.Б.,Каплан Б.Л., технолог-консультант Ариевич Г.Э.
 

ДА
( 22 голоса;
лучший проект
спортивного
комплекса )

ДА ДА
( лучший проект -
5 из 15 голосов )
  ДА ДА ДА
15
Реконструкция Голубятни в п. Малаховка
Могунов Владимир Валерьевич
  ДА
( 17 ;
лучший проект малого объекта )
ДА     ДА ДА ДА
16
Музей частных музыкальных коллекций, г.Москва, ул.Солянка, 14 Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Федосеенко Анна Георгиевна, Холковский Петр Петрович, визуализация - Раков Евгений Викторович, ГИП Ракова Татьяна Петровна
  ДА
( 18 ;
лучший проект
общественного
здания )
          ДА
17
Жилой поселок "Гнездо морского орла". Греция, о.Крит Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Холковский Петр Петрович, Кеслер Иван Михайлович, Федосеенко Анна Михайловна, Раков Евгений Викторович
 

ДА
( 18 ;
лучший
ландшафтный
проект )

          ДА
18 Вилла "ПАНОРАМА"
Гуманков Владимер Николаевич, Керимов Рустам Анварович, Мануилова Елена Викторовна, ГИП Готовцева Татьяна Юрьевна
    ДА     ДА    
19 Многофункциональный жилой комплекс в 1-м Смоленском переулке
Надточий Антон Геннадьевич, Бутко Вера Анатольевна, Матвиенко Татьяна Тимофеевна, Соколова Ольга Владимировна, Малыгин Александр Геннадьевич
    ДА     ДА    
20 Офисный центр по адресу: г.Москва, ул.Лесная, 27
Руководитель Террис Раймонд, ведущий архитектор Гемуев Шамиль, Рыбаченко Анна, Чечельницкий Ярослав, Йованович Миа
    ДА     ДА    
21 Культурно-деловой комплекс "Дом Хельсинки" по адресу: 4-ый Ростовский пер., д.1/2
Рутковский Евгений Олегович, Десяткин Андрей Владимирович, Лукин Роман Евгеньевич
    ДА     ДА    
22 Проект музеефикации и приспособления ансамбля Ферапонтова монастыря
Руководитель Куликов Сергей Борисович, Дроздов Дмитрий Анатольевич, Гиршевич Сергей Александрович, Куликов Алексей Борисович, Казаков Михаил Юрьевич, инженер-технолог Сизов Борис Тимофеевич, инженер-конструктор Стрельбицкий Иван Георгиевич
    ДА     ДА    
23 Деловой центр "Красная Роза" с подземной автостоянкой по адресу: ул. Тимура Фрунзе, д. 11
Киселев Сергей Борисович, ГАП Швецов Валерий Викторович, Заянчковский Сергей Леонтьевич, Литовский Антон Сергеевич, Илюшина Полина Игоревна, ГИП Шварцман Игорь Зиновьевич, инженер Спиридонов Константин Юрьевич
    ДА       ДА  
24 Дом "be_tone" ГАП Белугина Наталья Евгеньевна, архитектор Прохина Наталья Анатольевна, конструктор Белугин Сергей Евгеньевич, визуализация - Гарбузов Илья Сергеевич     ДА         ДА
25 Коттеджный поселок Барвиха-CLUB
Архитекторы Асадов Александр, Вдовин Евгений, Коновалова Татьяна, Баталова Юлия, Асадов Андрей, Биндеман Владимир, инженер Небытов Алексей
            ДА  
26 House 4L Гикало Сергей Георгиевич, Купцов Александр Юрьевич               ДА
  публикации 2 публ. 2 публ. 3 публ. --   3 публ. -- 3 публ.
27
Издательский проект "Heritage at Risk. Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное наследие"
Наталья Душкина (автор концепции издательского проекта), по изданиям 1) и 2): Александр Кудрявцев (ответственный редактор), Наталья Душкина (автор-составитель и научный редактор), по изданиям 3) и 4): Сергей Ткаченко (руководитель), Наталья Броновицкая и Анна Броновицкая (авторы текста), Владислав Ефимов (фотографии), Татьяна Царева (координатор), Наталья Чистова и Оксана Егорова (картографы), дизайнеры издательского проекта:
Евгений Корнеев, Кирилл Заев, Иван Александров
ДА ДА
( 32 ;
лучший издательский проект )
ДА     ДА   ДА
28
Степан Христофорович Сатунц. Анцута Е.Б.
ДА              
29 МАРХИ XX век
Сборник воспоминаний о Московском архитектурном институте в 5-ти томах.
Авторы-составители - профессора МАРХИ А.Некрасов и А.Щеглов.
225 авторов воспоминаний. Более 2000 страниц текста. Более 3500 черно-белых иллюстраций. Издательство "САЛОН-ПРЕСС", Москва, 2006 г.
    ДА     ДА   ДА
30 Бревенчатый Иерусалим
Ополовников А.В.(1911-1994), Ополовникова Е.А., Цыганов В.А.
    ДА     ДА    
31 «Высотное строительство". Цикл статей в журналах ARX №№ 02, 03, 04 за 2006 год Петухова Елена Геннадьевна   ДА           ДА
zooming
Жилой комплекс «Авангард» Киселев Сергей Борисович, ГАП Бармин Виктор Михайлович, Хомякова Анастасия Алексеевна, Палей Екатерина Сергеевна, Дедюля Елена Викторовна, гл.инженер Шварцман Игорь Зиновьевич
Реконструкция административно-офисного здания со встроенной автостоянкой по адресу: Москва, 3-й Автозаводский пр-д, вл. 13. Алексей Львович Бавыкин, Михаил Максимович Марек, Людмила Николаевна Збарская, Иван Щепетков
zooming
diffusion gradient Кузембаев Тотан Байдуйсенович, Сафиуллин Данир Рафикович, Кузембаев Олжас Тотанович
Административный центр по адресу: г.Москва, Страстной бульвар, д.9 Лызлов Николай Всеволодович, Каверина Ольга Александровна, Дмитриев Михаил Юрьевич, Крохин Александр Юрьевич, при участии Аврамец Ольги Ивановны, инженер Шац Соломон Борисович
zooming
Центр всесезонных видов спорта по адресу: г.Москва, Электролитный пр., вл. 7Б Архитекторы Василевский И.А., Дегтярёв Д.В., Омельяненко Г.Б., Акулова Е.В., Размахнин Д.В., Чистяков М.А., Никишин П.Ю., Березовская О.Л., Бурулева Н.В., Ковалев Ю.Г., Астафуров И.А., Величкина М.Л., Гульнева О.С., Земляновская Н.Д., Гутман Е.В., Дмитриев И.Е., Мурышкина М.Г., Григоревский Р.Н., Калашникова М.Г., Колос Л.В., Елин Ю.В., Плужник С.Г., Хазанов М.Д., конструкторы Канчели Н.В., Митюков М.М., Батов П.А., инженеры Фахри С.А., Перченок М.Б.,Каплан Б.Л., технолог-консультант Ариевич Г.Э.

19 Апреля 2007

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Бегом по набережной
В июне в Самаре прошел пятый по счету фестиваль набережных «ВолгаФест». Впервые в его рамках был представлен проект «Резиденции волжских городов». Нижний Новгород, Ульяновск, Казань, Саратов получили свое архитектурное, художественной и медийное воплощение прямо на самарской набережной.
Формула Шухова
Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.
В ритме квартальной застройки
На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Кома парка
В субботу в «Арт-усадьбе Веретьево» открылся парк, спроектированный Александром Бродским. Это самый большой арт-объект автора – 7 га, и его первый ленд-арт-объект. Его сопровождает коллекция книг, подобранных Анной Наринской, коллекция смыслов, предложенных Григорием Ревзиным, и музыкальный перформанс. Предлагаем рассматривать парк как синтетическое произведение современного искусства, наделенное, в то же время, практической функцией.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Павильон готов
Сегодня биеннале архитектуры в Венеции открывается для посетителей. Публикуем фотографии павильона России в Джардини, любезно предоставленные организаторами его реконструкции.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Верх деликатности
Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.
Другой Вхутемас
В московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева открыта выставка к столетию Вхутемаса: кураторы предлагают посмотреть на его архитектурный факультет как на собрание педагогов разнообразных взглядов, не ограничиваясь только авангардными направлениями.
Пресса: «Золотое сечение»: смена формата. По итогам Смотра-конкурса-2007
19 апреля в ЦДА состоялась церемония награждения лауреатов смотра-конкурса на премию «Золотое Сечение-2007». Изменение формата конкурса повлекло за собой пересмотр в том числе механизма распределения призов...
Пресса: Массовые награждения или аттракцион неслыханной...
Если нынешнее «Золотое сечение» и отличается от всех предыдущих смотров, то в первую очередь ожиданиями больших перемен, о необходимости которых говорилось достаточно много и возможность которых подтверждалась большим количеством методических и технических новшеств в проведении конкурса, запланированных организаторами. Все — и участники, и организаторы— очень сильно хотели начать все заново, оставив позади нелучшие из накопленных привычек. В чем-то это удалось, в чем-то нет…
Пресса: Наградостроительная концепция
Вручена главная архитектурная награда Москвы – приз Союза московских архитекторов "Золотое сечение". Пожалуй, единственное, что в этой премии не вызывало никаких вопросов, это решение жюри. Жюри в составе московских архитекторов Евгения Асса, Владимира Плоткина, Александра Скокана, Сергея Скуратова и петербуржца Никиты Явейна присудило "Золотое сечение" трем работам, за которые я бы тоже, наверное, проголосовал.
Пресса: Будет больше авангарда. Архитектура – глазами «Золотого...
На протяжении последних 12 лет раз в 2 года Московский союз архитекторов отмечает наиболее талантливые постройки, проекты и публикации об архитектуре премией «Золотое сечение». Прошло такое награждение и в этом году. В весьма торжественной обстановке, что, впрочем, не столь важно. Профессиональное жюри, состоявшее из пяти известных архитекторов (4 московских и 1 из Санкт-Петербурга), отобрало 4 работы вышеупомянутых жанров и одну конференцию: жилой комплекс «Авангард» (раздел – реализация), концептуальный проект diffusion gradient и реконструкцию административно-офисного здания со встроенной автостоянкой в 3-м Автозаводском проезде (проект), монографию «Степан Христофорович Сатунц» (публикация), конференцию «Сохранение архитектуры ХХ века». Кроме того, вручили множество дипломов и специальных призов.
Объявлены лауреаты "Золотого сечения"-2007
Сегодня вечером в доме архитекторов вручили «Золотое сечение», премию смотра-конкурса Союза московских  архитекторов. Лауреатов премии пять: Сергей Киселев за дом «Авангард», Алексей Бавыкин за проект дома в 3-м Автозаводском проезде, Тотан Кузембаев – за проект моста для Венеции плюс две книги: Heritage at risk и монография о С.Х. Сатунце
Предварительные результаты конкурса "Золотое сечение-2007"
Публикуем списки дипломантов смотра-конкурса "Золотое сечение-2007". Всего проголосовало 820 человек, 30 членов "Совета Смотра", состоящего из лауреатов прошлых смотров, 15 журналистов, в именном голосовании через интернет участововало больше 750 человек. Это предварительные списки. На церемонии награждения, которая состоится 19 апреля, будут названы лауреаты смотра и лауреаты премии. Тогда же, после награждения, станет известно, сколько голосов было отдано за каждую работу, представленную на конкурс
Пресса: Миллиарды в коридоре
В Центральном доме архитектора проходит выставка конкурса-смотра Союза московских архитекторов "Золотое сечение". На ней можно увидеть около 100 проектов и построек сегодняшней Москвы. Но только если постараться: наши архитекторы теперь не стремятся к публичности.
Золотое сечение: срез в новом формате
Выставку претендентов на премию «Золотое сечение», которая открыта сейчас в ЦДА, безусловно стоит посмотреть: срез архитектуры, выросшей на строительном буме последних лет, получился красивым. Это конечно же заслуга архитекторов, но в не меньшей степени – организаторов, решившихся на перемены формата проведения смотра-конкурса. Огранизаторы любезно сообщили корреспонденту Агентства архитектурных новостей состав жюри премии, которое будет определять лауреатов "сечения" этого года
Технологии и материалы
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Укорененный музей
В Гонконге открылся музей M+ по проекту архитекторов Herzog & de Meuron – флагманский проект нового Культурного района Западного Коулуна.
Небоскреб на биомассе
В ходе Конференции ООН по изменению климата в Глазго архитекторы SOM представили проект Urban Sequoia – небоскреба, поглощающего CO2 из атмосферы.
Эконом-вилла
Доступный, просторный и эстетичный каркасный дом от бюро ISAEV architects предназначен для отдыха от города и созерцания природы.
Солнце встает над Амуром
В компактном и эффективном с точки зрения планировок аэропорту Хабаровска немецкое бюро WP|ARC обыгрывает тему речной волны и света и добавляет капельку иронии в виде белого медведя.