Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.02.2007

Золотое сечение: срез в новом формате

Юлия Тарабарина

Выставку претендентов на премию «Золотое сечение», которая открыта сейчас в ЦДА, безусловно стоит посмотреть: срез архитектуры, выросшей на строительном буме последних лет, получился красивым. Это конечно же заслуга архитекторов, но в не меньшей степени – организаторов, решившихся на перемены формата проведения смотра-конкурса. Огранизаторы любезно сообщили корреспонденту Агентства архитектурных новостей состав жюри премии, которое будет определять лауреатов "сечения" этого года

На выставке участников смотра-конкурса «Золотое сечение-2007» можно увидеть все работы, поданные на премию. Одновременно идет голосование для составления шорт-листа премии – те, кто туда попадет, будут выставлены в Белом зале ЦДА в апреле. Тогда же, 19 апреля, будет вручена шестая по счету премия, история которой в целом насчитывает 12 лет, так как награда присуждается один раз в два года.

Сегодняшнее «Золотое сечение» ощутимо реформировано: во-первых, процесс отбора из двухступенчатого превратился в прямой, достаточно простой и понятный. Премию по-прежнему дают каждые два года, но присуждение теперь укладывается в несколько месяцев.

Раньше ежегодно составляли два списка номинантов, а немного погодя, из их числа – лауреатов.  Теперь двухступенчатость сохранилась, но приобрела рекомендательный характер: одна комиссия, «Совет смотра» сейчас занята шорт-листом премии, в который после закрытого голосования попадут по 10 работ в каждом разделе (постройка, проект, публикация). Однако если несколько участников наберут равные баллы, то число может быть увеличено. Лауреатов, однако, в апреле будут выбирать не обязательно из шорт-листа, а из общего списка участников – иными словами, главное жюри, «Комитет премии», не ограничено жесткими рамками, оно может ориентироваться на мнение первого, а может и нет. Соответственно работа первого жюри («совета») влияет на то, кого наградят дипломами номинантов, а решение второго («комитета») – называет лауреатов, и между собой они пересекаются в необязательном порядке, а исходя из материала. К тому же «комитет» вообще не обязан присуждать итоговой премии, буде не отыщется достойных – внутри одного раздела можно наградить нескольких равных, а можно – никого. Таким образом, может быть премировано, например, три постройки и ни одного проекта или наоборот.

В целом изменения можно оценить так: все стало проще и яснее, приблизившись по структуре к Биеннале, теперь о «Золотом сечении» мы будем вспоминать раз в два года, а не постоянно, каждый год лихорадочно соображая, что это за тур и когда будет итоговое награждение. Время между «сечениями» займет молодежная премия «Перспектива», что логично. Свобода выбора и взаимодействия, представленная двум жюри тоже сама по себе вызывает симпатию, однако нельзя не заметить, что она же и накладывает большую ответственность на судей – иными словами, теперь все несколько больше зависит от людей, и тем более интересны их имена.

Корреспонденту Агентства архитектурных новостей удалось узнать от организаторов состав «Комитета премии», который будет определять лауреатов. В комитет входят лауреаты прежних премий, они по выбору могли либо войти в жюри, либо выставиться как участники. В состав Комитета премии «Золотого сечения» вошли Евгений Асс, Александр Скокан, Сергей Скуратов, Владимир Плоткин, Никита Явейн.

Соответственно, работ членов жюри нет на выставке. Зато есть многие московские «мэтры», в частности, Сергей Киселев, который не участвовал в прошлом «сечении» 2005 года, Дмитрий Александров, Павел Андреев, Александр Асадов, «Атриум», Алексей Бавыкин, Андрей Боков, Николай Лызлов, Михаил Хазанов  выставка получилась красивой и представительной. Здесь удачно перемежаются маститые и сравнительно молодые участники, соблюден баланс между домами загородными небольшими и городскими гигантскими, и даже общий «разброс», который говорит о широте мероприятия, лег как-то удачно – концептуальный венецианский мост Тотана Кузембаева в одном углу экспозиции резко оттеняется псевдорусским проектом школы в противоположном конце коридора, где храм без окон, а крепостная башня вся покрыта витражами. Есть градостроительство, есть реставрация, среди явного большинства модернистских проектов есть хорошая классика Дмитрия Бархина. Причины такой взвешенности получившегося набора претендентов на премию – отчасти в прогрессирующем строительном буме, но во многом это, безусловно, заслуга организаторов, сумевших решиться на изменения в принципах работы премии.

Надо добавить, что в этом году впервые участников собирали с помощью мультимедийной системы,  теперь все работы можно посмотреть на виртуальной выставке, там же открыто народное интернет-голосование по проектам на «приз зрительских симпатий».