Лауреаты смотра-конкурса Перспектива-2006

Предлагаем Вашему вниманию список лауреатов премии Перспектива 2006, а также описания проектов-победителей

mainImg

ГРАН-ПРИ "БОЛЬШАЯ ПЕРСПЕКТИВА":
Александр Купцов
Жюри единогласно отметило большой потенциал и
разнообразие творческих исканий архитектора
на смотре были  представлены следующие работы с участием А. Купцова:

«COMMUNICATION TUBE»
Купцов Александр, Гикало Сергей, Колоярская Лидия,Мазаев Денис, Масталерж Наталья, Тюленев Михаил
Проект ориентирован на создание акцента центрального входа на пристань: коммуникация между землей и водой. Помимо этого «Communication tube» выполняет такие функции как единственное (в зоне пляжа) укрытие от дождя, беседка, аркада парадного входа. Формально, вербальная основа названия – фраза, вырванная из контекста фильма «АССА». Заданный строительный материал – деревянный брус, привнесенные – фанера, сотовый поликарбонат. Габаритные размеры «Сommunication tube» определены конструкциями реконструируемой пристани (ригели из металлического швеллера и существующая лестница), а модульные размеры – номенклатурой бруса, листов фанеры и сотового поликарбоната. Существующая неравномерность настила пристани – это неравномерность заполнения ограждающих конструкций «Сommunication tube». Выбор материала: земля - фанера, вода - сотовый поликарбонат. «Градиент» стен – формальное воспроизведение графического приема изображения цилиндрических форм, т.е. буквальное обыгрывание названия -«…tube» Фанерные панели в последующем насыщаются «наскальными рисунками» - автографами и граффити – посетители оставляют свой «след на земле»

«Оригами. Домики для бомжей»
Купцов Александр
«Орельское шитьё»
Купцов Александр (50%), Гикало Сергей (50%)
Квартира на Фрунзенской
Купцов Александр

ОТ ПОТОПА ДО ПОТОПА
Купцов Александр Юрьевич, Гикало Сергей, Шапурова Екатерина
Город третьего тысячелетия, попытка вдохнуть новую жизнь. Что это? Рождение города заново, как жизнь на планете родилась в воде. Вода, давшая жизнь и при этом всемирный потоп, затопивший Атлантиду Платона. Сегодня глобальное потепление грозит человечеству новыми катастрофами: увеличение осадков + повышение уровня мирового океана. Но при этом вода - неистощимый кладезь открытий, когда областью физического является подлинная феноменальность реального. Вода становится градообразующим фактором не в двухмерном планировании, а в трехмерном, будучи новым городским каркасом на основе «следов» старого. В таком случае можно произвести подлинное уплотнение и расширение существующего пространства. Подобный город размещался бы не только перед вами, сзади или рядом, но также над и под вами. Город, в котором нулевого уровня больше не существует, он растворен в многочисленных и одновременно присутствующих уровнях. В подобном мире пространственное качество уже не переводится на язык морфологии или геометрии, а переходит в категории обогащенности, многообразия, наличия, приближенности. Уже нельзя говорить "находиться что-то под землей (водой)" или "над ними". Архитектурный облик большого города как бы вывернется наизнанку. На месте провалов, незаполненных пустот, разрезающих городскую застройку на отдельные, плохо связанные в функциональном и пространственном отношении части, будет сформирована система высокоурбанизированных пространств, объединяющих эти разрозненные элементы в новое композиционное целое. Такое решение дает нам генетический код Земли, сама ее природа. Рождается город мирового масштаба, единая модель универсальности, город, основанный на повторении. Город концентрирует в себе гиперлокальность и гиперглобальность, становится мультирасовым и мультикультурным.

-------------------------------

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ:

-------------------------------

премия "УСПЕШНЫЙ СТАРТ"
Муниципальный жилой дом
Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл. 21
Виноградов Петр Анатольевич

------------------------------

премия "БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ":

1.
Центр космических исследований
Василий Данилов, Мария Венцкут
Основной идеей создания международного центра является объединение «под одной крышей» двух направлений исследований космоса и мира вокруг нас, которые до сих пор ведутся независимо друг от друга. Это так называемое «традиционное» направление (астрономия, астрофизика, космонавтика и т. д.) и «нетрадиционное» (уфология, темпорология, уфокосмонавтика, аномалистика, цереология, и т. д.). Вслед за этим - создание единой информационной базы данных, накопленных за всю историю космических исследований. Появление такого рода центров, на наш взгляд, могло бы дать возможность человечеству шагнуть далеко вперед в познании законов Вселенной и осуществлении контакта с внеземным разумом, существование которого вызывает сегодня все меньше сомнений.
Центр представляет собой комплекс зданий, расположенных в степной зоне страны на обширной открытой равнинной территории.
За основу планировочной структуры комплекса были взяты гигантские геометрические узоры (известные всем круги на полях), которые, как предполагается, оставили на Земле инопланетяне. Таким образом, генплан центра, имеющий протяженность 2,5 км в длину и 1,5 км в ширину, рассчитан на восприятие из космоса и показывает, что посещение не осталось без внимания. Центр подразделяется на несколько функциональных зон: зона фундаментальных исследований (лабораторные корпуса, информационный центр, конструкторское бюро, радиотелескопы), зона экспериментального производства (производственные цеха, ангары, испытательные полигоны), общественная зона (музеи, планетарий, обсерватория, и пр.), жилой поселок. Мощные радиотелескопы, необходимые для пристального наблюдения за всем, что происходит во Вселенной, могут работать как по отдельности, выполняя индивидуальные задачи, так и объединяться в единую сеть для проведения более точных и подробных исследований. Информационный центр - многоэтажное здание, в котором размещаются библиотеки, медиатеки, конференц-залы, пресс-центр, подземная стоянка для автомобилей, а также вертолетные площадки. Предусмотрена возможность внутренней переорганизации пространства здания информационного центра благодаря специальной конструкции перекрытий. В ограждающих конструкциях здания предполагается использование энергосберегающих светопрозрачных материалов, меняющих свои свойства в зависимости от состояния окружающей среды. Вокруг здания информационного центра располагаются лабораторные корпуса (подземные и надземные). В них будут проводиться научные опыты, эксперименты. В конструкторском бюро будут производиться разработки в области уфокосмонавтики (разработка летательных аппаратов нового поколения и пр.). Результаты этих разработок будут воплощаться в жизнь и проходить испытания в зоне экспериментального производства. Общественная зона образована зданиями общественной обсерватории и зданием общественного центра.
Транспортное сообщение с окружающим миром - автотранспортные дороги, а также воздушный транспорт (вертолеты). Внутреннее сообшение - автодороги и монорельсовый транспорт, проходящий через все здания комплекса.
Предполагается возможность дальнейшего развития, расширения комплекса, а вместе с тем и его планировочной структуры.

2.
Михаил Крымов за проекты организации сверхвысотного многоуровневного района города и многофункционального гостиничного комплекса "Россия":

Организация сверхвысотного района города
Михаил Крымов, Сергей Кондратьев, Алина Васильева
Сегодня небоскреб часто рассматривается как независимый объект, лишь номинально связанный с окружением, несмотря на то, что высотные здания крайне редко стоят в одиночестве. Строительство небоскреба обуславливается экономическими и социальными причинами, действующими в рамках целых районов, и поэтому высотные здания группируются в такие районы как Манхеттен, лондонский Сити и т. д. Мы считаем, что идея небоскреба переросла идею шпиля и сегодня необходимо комплексно решать вопросы района высотных и сверхвысотных зданий.
В предлагаемый проект изначально заложена идея организации единой структуры района высотных зданий, что позволяет более эффективно решать вопросы компоновки вертикальных связей и планировочной структуры. Из-за членения комплекса на блоки высотой 90 метров человек, находясь внутри, ощущает себя не на дне бездонного колодца, что случается в мегаполисах, а находится на сети пешеходных улиц, соединяющей более привычные по масштабу 30-ти этажные корпуса. Структура независимых ферм, являющихся основаниями для блоков и организация вертикального метро позволяет создать несколько новых полноценных уровней города.
Проект представляет собой объемную структуру размерами 300*300*300 метров. Конструктивно он состоит из трех находящихся друг над другом блоков высотой 90 метров и опирающихся на открытые объемные фермы размерами 300*300*10. Несущими вертикальными конструкциями 30-этажных корпусов являются металлические колонны, идущие с шагом 10 метров и опирающиеся на ферму 100*100 метров, закрепленную в углах за основную ферму 300*300 метров. Фасады и перегородки корпусов выполняются из легких композитных материалов. При эксплуатации комплекса предполагается использование датчиков, вмонтированных в конструкции и позволяющих оценивать изменение нагрузок и другие факторы в реальном времени.From flood to flood / От потопа до потопа
Александр Купцов, Сергей Гикало, Екатерина Шапурова
Город третьего тысячелетия, попытка вдохнуть новую жизнь. Что это? Рождение города заново, как жизнь на планете родилась в воде. Вода, давшая жизнь и при этом всемирный потоп, затопивший Атлантиду Платона. Сегодня глобальное потепление грозит человечеству новыми катастрофами: увеличение осадков + повышение уровня мирового океана. Но при этом вода - неистощимый кладезь открытий, когда областью физического является подлинная феноменальность реального. Вода становится градообразующим фактором не в двухмерном планировании, а в трехмерном, будучи новым городским каркасом на основе «следов» старого. В таком случае можно произвести подлинное уплотнение и расширение существующего пространства. Подобный город размещался бы не только перед вами, сзади или рядом, но также над и под вами. Город, в котором нулевого уровня больше не существует, он растворен в многочисленных и одновременно присутствующих уровнях. В подобном мире пространственное качество уже не переводится на язык морфологии или геометрии, а переходит в категории обогащенности, многообразия, наличия, приближенности. Уже нельзя говорить "находиться что-то под землей (водой)" или "над ними". Архитектурный облик большого города как бы вывернется наизнанку. На месте провалов, незаполненных пустот, разрезающих городскую застройку на отдельные, плохо связанные в функциональном и пространственном отношении части, будет сформирована система высокоурбанизированных пространств, объединяющих эти разрозненные элементы в новое композиционное целое. Такое решение дает нам генетический код Земли, сама ее природа. Рождается город мирового масштаба, единая модель универсальности, город, основанный на повторении. Город концентрирует в себе гиперлокальность и гиперглобальность, становится мультирасовым и мультикультурным.
3.
Многофункциональный гостиничный комплекс «Россия»
Крымов Михаил Дмитриевич

--------------------------------------------------------

в номинации "Концептуальный проект"
Ruskyscraper - русский небоскрёб
Евгений Стаунэ
Современной России, стране экзистенциальных контрастов, необходимо здание, в полной мере отвечающее требованиям уклада жизни.
Ruskyscraper - "русский небоскрёб" - ответ на поставленную задачу.
Небоскрёб воплощает вечное стремление человека ввысь, к небу, к лучшей доле.
Для России, родины множества шедевров деревянного зодчества, деревянный небоскрёб является символом стойкости духа простого народа и надежды на лучшее.
Ruskyscraper - небоскрёб "экономкласса" из дерева - недорогого и широко распространённого в России материала, эстетически близкого каждому человеку.
Предназначенный, в первую очередь, для сельской местности, Ruskyscraper впишется в окружающую среду, создав высотную доминанту и вступая в диалог времён с покосившимися от древности избами.
Однако и в окружении современных построек здание гармонично подчеркнёт преемственность архитектуры.
Ruskyscraper - архитектурно-планировочное решение:
В здании запроектировано 25 этажей.
На первом этаже располагается входная зона и служебные помещения.
Выше находятся офисы с предполагаемой свободной планировкой помещений.
Высота этажа - 3,3 м.
Солнечный свет проникает в здание через витражи и узкие щелевидные окна.
Ruskyscraper - конструктивное решение.
Ядром жёсткости являются четыре состыкованных между собой сруба. Спиралевидные стены опираются на восемь столбов, соединённых балками с основным объёмом через каждые 3,3 м по вертикали для обеспечения пространственной жёсткости сооружения.

-----------------------------------------------------

в номинации "Романтический проект"
Театр моря (Театр на воде)
Уткина Екатерина Ильинична

----------------------------------------------------

в номинации "ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА":

1.
Посёлок в области Родакино (о. Крит)
Александров Дмитрий Всеволодович,
Иванов Андрей Анатольевич,
Холковский Петр Петрович,
Кеслер Иван Михайлович,
Федосеенко Анна Георгиевна
Реновации береговой линии
г. Киркинесс (Норвегия).
Иванов Андрей Анатольевич,
Холковский Петр Петрович,
Кеслер Иван Михайлович,
Федосеенко Анна Георгиевна

2.
за проекты, представленные в разделе "Портфолио":
Проект жилого комплекса п. Жуковка
Проект центра продаж автомобилей конкурсный проект
Предложение на реконструкцию гостиницы «Минск»
Куклинов Георгий Владимирович,
Кадлубинский Павел Владимирович,
Климачёв Николай

3.
Megapolis. Megahouse; Орельский lodging; Башни в Измайлово; Past. Present. Perfect
Иванова Анастасия Львовна,
Бердникова Ксения Андреевна

в номинации "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ"
за портфолио под названием "AK-REFLECTION"
(Дарц-план Москвы и др.)
Юзбашев Владимир Андреевич,
Невзоров Алексей Юрьевич,
Шевченко Марианна,
Родиановская Мария,
Спирин Михаил,
Шестопалов Сергей,
Сажин Илья,
Косин Денис,
Кунин Влад,
Мейтув Евгений

--------------------------------------------------

за учебное пособие
Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре
Забелина Елена Владимировна

---------------------------------------------------

Лауреаты Смтора получают право вступления в Союз московских архитекторов без прохождения комиссии по приему - после предоставления ими необходимых документов в установленном порядке

---------------------------------------------------

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ

1.
Реконструкция торгово-офисного здания на ул. Покровка, д.8\2.
Архитектор Александр Юрьевич Крохин (AM Лызлова)

2.
«COMMUNICATION TUBE». Архитекторы: Александр Купцов,
Сергей Гикало, Лидия Колоярская, Денис Мазаев, Наталья Масталерж,
Михаил Тюленев

3.
«Баня». Архитектор Игорь Викторович Метёлки (мастерская
Величкина и Голованова)

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ: ПРОЕКТ

1.
Стадион «Спартак». Архитектор Екатерина Макаревич

2.
Учебный корпус РГУ инновационных технологий
и
предпринимательства. Архитектор Юрий Викторович Хованчук

3.
Музей архитектуры. Архитектор Екатерина Андреевна Петрова
«Русский небоскрёб». Архитектор Евгений Стаунэ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ: ПОРТФОЛИО

1.
«АК REFLECTION». Архитекторы Владимир Юзбашев, Алексей
Невзоров, Марианна Шевченко, Мария Родиановская, Михаил Спирин,
Сергей Шестопалов, Илья Сажин, Денис Косин, Влад Кунин, Евгений
Мейтув

2.
Градостроительные концепции - посёлок в области Родакино (о. Крит)
и реновация береговой линии г. Киркинесс (Норвегия). Архитекторы
Андрей Анатольевич Иванов, Пётр Петрович Холковский, Иван
Михайлович Кеслер, Анна Георгиевна Федосеенко
и
«Оригами. Домики для бомжей», «Орельское шитьё», квартира на Фрунзенской. Архитектор Александр Купцов, Сергей Гикало

3.
«Мегаполис Мегахаус», «Орельский лоджинг», «Башни в Измайлово»,
«Past, Present, Perfect». Архитекторы Анастасия Львовна Иванова,
Ксения Андреевна Бердникова

 

 



zooming
Гран-при: Александр Купцов
«COMMUNICATION TUBE»
Купцов Александр, Гикало Сергей, Колоярская Лидия, Мазаев Денис, Масталерж Наталья, Тюленев Михаил
zooming
Гран-при: Александр Купцов
«COMMUNICATION TUBE»
Купцов Александр, Гикало Сергей, Колоярская Лидия, Мазаев Денис, Масталерж Наталья, Тюленев Михаил
zooming
Гран-при: Александр Купцов
«COMMUNICATION TUBE»
Купцов Александр, Гикало Сергей, Колоярская Лидия, Мазаев Денис, Масталерж Наталья, Тюленев Михаил
«Успешный старт»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ
Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл. 21 Виноградов Петр Анатольевич
zooming
«Успешный старт»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ
Москва, ул. Нижняя Красносельская, вл. 21 Виноградов Петр Анатольевич
zooming
Александр Купцов: Гран-при «Большая перспектива»
ОТ ПОТОПА ДО ПОТОПА
Купцов Александр Юрьевич, Гикало Сергей, Шапурова Екатерина
zooming
Александр Купцов: Гран-при «Большая перспектива»
ОТ ПОТОПА ДО ПОТОПА
Купцов Александр Юрьевич, Гикало Сергей, Шапурова Екатерина
zooming
Александр Купцов: Гран-при «Большая перспектива»
ОТ ПОТОПА ДО ПОТОПА
Купцов Александр Юрьевич, Гикало Сергей, Шапурова Екатерина
«БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ»
ЦЕНТР КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Данилов Василий Александрович, Венцкут Мария Арнольдовна
«БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ»
СВЕРХВЫСОТНЫЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ РАЙОН ГОРОДА
Крымов Михаил Дмитриевич, Кондратьев Сергей Владимирович, Васильева Алина Сергеевна
zooming
«БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ»
СВЕРХВЫСОТНЫЙ МНОГОУРОВНЕВЫЙ РАЙОН ГОРОДА
Крымов Михаил Дмитриевич, Кондратьев Сергей Владимирович, Васильева Алина Сергеевна
«Романтический проект»
ТЕАТР МОРЯ (ТЕАТР НА ВОДЕ)
Уткина Екатерина Ильинична
zooming
«Романтический проект»
ТЕАТР МОРЯ (ТЕАТР НА ВОДЕ)
Уткина Екатерина Ильинична
zooming
«Романтический проект»
ТЕАТР МОРЯ (ТЕАТР НА ВОДЕ)
Уткина Екатерина Ильинична
«Концептуальный проект»
RUSKYSCRAPER – «РУССКИЙ НЕБОСКРЁБ»
Стаунэ Евгений Сергеевич
zooming
«Концептуальный проект»
RUSKYSCRAPER – «РУССКИЙ НЕБОСКРЁБ»
Стаунэ Евгений Сергеевич
zooming
«Концептуальный проект»
RUSKYSCRAPER – «РУССКИЙ НЕБОСКРЁБ»
Стаунэ Евгений Сергеевич
zooming
«Концептуальный проект»
RUSKYSCRAPER – «РУССКИЙ НЕБОСКРЁБ»
Стаунэ Евгений Сергеевич
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
г. Мытищи Московской обл.
Куклинов Георгий Владимирович, Кадлубинский Павел Владимирович, Климачёв Николай
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
г. Мытищи Московской обл.
Куклинов Георгий Владимирович, Кадлубинский Павел Владимирович, Климачёв Николай
zooming
Александр Купцов: Гран-при «Большая перспектива»
Купцов Александр
ОРИГАМИ. ДОМИКИ ДЛЯ БОМЖЕЙ
zooming
Александр Купцов: Гран-при «Большая перспектива»
Купцов Александр
ОРИГАМИ. ДОМИКИ ДЛЯ БОМЖЕЙ
zooming
Александр Купцов: Гран-при «Большая перспектива»
Купцов Александр (50%), Гикало Сергей (50%)
ОРЕЛЬСКОЕ ШИТЬЁ
zooming
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
Посёлок в области Родакино (о. Крит)
Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Холковский Петр Петрович, Кеслер Иван Михайлович, Федосее
zooming
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
Посёлок в области Родакино (о. Крит)
Александров Дмитрий Всеволодович, Иванов Андрей Анатольевич, Холковский Петр Петрович, Кеслер Иван Михайлович, Федосее
zooming
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
РЕНОВАЦИИ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ
г. Киркинесс (Норвегия)
Иванов Андрей Анатольевич, Холковский Петр Петрович, Кеслер Иван Михайлович, Федосеенко Анна Георгиев
zooming
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
РЕНОВАЦИИ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ
г. Киркинесс (Норвегия)
Иванов Андрей Анатольевич, Холковский Петр Петрович, Кеслер Иван Михайлович, Федосеенко Анна Георгиев
zooming
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
ПРОЕКТ ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА п. Жуковка
Куклинов Георгий Владимирович, Кадлубинский Павел Владимирович, Климачёв Николай
zooming
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
ПРОЕКТ ЦЕНТРА ПРОДАЖ АВТОМОБИЛЕЙ
Куклинов Георгий Владимирович, Кадлубинский Павел Владимирович, Климачёв Николай
«БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС «РОССИЯ»
Крымов Михаил Дмитриевич
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ»
ДАРЦ-ПЛАН МОСКВЫ
Юзбашев Владимир Андреевич, Невзоров Алексей Юрьевич, Шевченко Марианна, Родиановская Мария, Спирин Михаил, Шестопалов Сергей, Сажи
zooming
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ КОМАНДА»
Иванова Анастасия Львовна, Бердникова Ксения Андреевна
zooming
за учебное пособие
Забелина Елена Владимировна

13 Апреля 2006

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Пресса: Архитектор в перспективе
Молодежной архитектуры не существует. Рискованное начало для заметки о выставке и конкурсе молодых архитекторов «Перспектива», проведенном в апреле этого года. Но тут уж ничего не поделаешь: или архитектура есть, или ее нет — возраст авторов ни при чем. Иван Леонидов, например, мог навсегда остаться участником молодежных выставок (если бы они тогда существовали), сделав основные свои проекты между 25 и 35 годами.
Пресса: Кто в «Перспективе»?
В марте завершился Смотр-конкурс молодых архитекторов г.Москвы «Перспектива», организованный Союзом московских архитекторов. Рассматривалось 103 работы, из них в разделе «Реализация» – 13 работ, в разделе «Проект» – 64, «Портфолио» – 26. Жюри в составе Е.В.Асса (председатель), А.Л.Бавыкина, Д.В.Гейченко, Р.В.Леонидова, В.В.Савинкина и В.И.Сударикова подвело итоги и присудило Гран-при Александру Купцову, отметив большой потенциал и разнообразие творческих исканий архитектора. Лауреатами также стали: в номинации «Реализация» – Петр Виноградов за реализацию муниципального жилого дома (ул. Нижняя Красносельская, вл. 21).
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.