Сны о чем-то большем. Биеннале Бецки

Венецианская биеннале хороша в числе прочего тем, что длится два с лишним месяца. Выставка завершится 23 ноября и сейчас она в разгаре. Поэтому предлагаем Вашему вниманию записки об XI биеннале

mainImg

На пресс-конференции перед открытием биеннале ее президент Паоло Баррата очень хвалил куратора Аарона Бецки, предложившего для проходящей сейчас в Венеции архитектурной выставки – самой представительной архитектурной выставки в мире – сложный для понимания девиз ‘Out there. Architecture beyond building’. По словам Барраты, эта тема многогранна, многозначительна и плодотворна. Она провоцирует к творческим поискам и поэтому нынешняя архитектурная биеннале едва ли не лучшая за последние десять лет. Куратор Аарон Бецки принял комплимент благосклонно – после чего ему пришлось долго отвечать на вопросы журналистов, объясняя, что на самом деле он любит здания и вовсе не собирался превратить архитектурную биеннале в филиал биеннале современного искусства, а также – что он вовсе не утопист, не витает в облаках и мечты предпочитает реализованные.

Итак, заданная Бецки тема по части неоднозначности, кажется, превзошла все предыдущие выставки. Мало того, что ее можно перевести по-разному – то ли «вне», то ли «до», то ли «сверх». Еще словечко ‘beyond’, расклеенное сейчас по всей Венеции (особенно много в итальянском павильоне) переводится как «загробная жизнь». С этим неожиданно перекликается тот факт, что куратор биеннале определил здания как «гробницы архитектуры» – архитектура, по его мнению, это способ думать о зданиях, а когда они построены, она умирает. В Венеции, музейном городе, тихо уходящем под воду, это звучит особенно умиротворяющее и волей-неволей заставляет вспомнить русский город Китеж.

Впрочем, задачу куратора надо понимать как раз наоборот – он, конечно же, хотел не убить архитектуру, а оживить ее (и выставку) обычным способом – путем выхода за рамки собственно архитектурного мира в поисках обновления. Аарон Бецки призвал участников биеннале экспериментировать, обращаясь к сферам кино, арта, дизайна, ландшафтной архитектуры и перформанса. Эксперименты, по его словам, могут принимать формы временных конструкций, а также образов «подчас неясных».

Последнее кажется важной частью концепции Бецки. Неясность – это хаос, а из хаоса полагается рождаться чему-то новому. Предположим, что главная мечта каждого критика и теоретика – не только описывать наблюдаемый процесс, но и воздействовать не него. Когда это получается, в искусстве возникают очень мощные, теоретически обоснованные течения. Возвращаясь к архитектуре несложно заметить, что в ней после восторгов от появления нелинейной архитектуры за последние годы ничего особенного не происходило, намечается застой. Биеннале – самая влиятельная архитектурная выставка и неудивительно, что именно с ее помощью Бецки предпринял свою попытку «разбудить» современную архитектуру, создать хаос, из которого ожидается появление чего-то нового. Хаос, правда, бывает разный – продуктивный и деструктивный, хаос порождения и разрушения (иногда, правда, один перерастает в другой). Еще хаос бывает натуральный, происходящий от естественных причин, а бывает искусственный, и кажется что хаос, который куратор попытался создать на своей биеннале – именно искусственный. А вот продуктивный он или нет – можно будет только со временем понять. Если лет этак через десять эту биеннале станут упоминать как рубеж – тогда затея, без сомнения, удалась. Если же нет – то провалилась.

Пока же мы можем только руководствоваться эмоциями. Итальянский павильон, целиком посвященный экспериментальной архитектуре, производит впечатление хаоса скучноватого. В нем много экспозиций (55), насыщенных текстами и мелкими картинками, которые изредка перемежаются макетами и инсталляциями – вместе все это сливается в массу, сложную для восприятия еще и потому, что тексты местами встречаются очень уж загадочные – видимо, ради достижения той самой «подчас неясности». Чтобы разбавить пестроту молодежных экспериментов, а также показать, как именно следует экспериментировать, среди них поместили  залы маститых «звезд» с подзаголовком «мастера эксперимента». В одном из них – живопись Захи Хадид, действительно очень похожая на авангард 20-х, но только чуть более орнаментальная и от этого красивая – хотя рядом с этими картинами как-то слишком уж уместно смотрится на полу ковер, выполненный по ее мотивам. В другом – дудлы Фрэнка Гери, получившего в этом году «Золотого льва» за «жизненный вклад». Doodles – переводится как «каракули», то, что рисуется непроизвольно, но в данном случае также и то, что лепится, складывается, сминается с разной степенью непроизвольности – прообразы архитектуры Гери – которая, таким образом, рождается из каракулей. Но заметнее всех инсталляция Херцога & Де Мерона, сделанная совместно с китайским художником Ай Вейвеем: просторный зал при входе в павильон целиком занят конструкцией из длинных бамбуковых жердей, к которым прикреплены бамбуковые стулья, висящие, таким образом, в воздухе. Получилось довольно-таки воздушно и очень загадочно.

Экспозиция в Арсенале, где Бецки разместил инсталляции приглашенных им знаменитостей, создает ощущение хаоса вовсе не скучного, а мощного, очень выразительного, мрачноватого и пугающего. Возможно, это потому, что пространство Кордери само по себе большое и темноватое, толстые круглые колонны напоминают грубовато сделанный романский собор, но Кордери длиннее собора, и смена залов в какой-то момент кажется бесконечной. А инсталляции – большие, они с размахом вписаны в это пространство, заимствуя от него масштаб и размах. «Звезд» пригласили не зря, каждый сработал профессионально, инсталляции цельные, узнаваемые и яркие – Кордери превратилось в череду образов – в выставочный аттракцион. Для выставки это хорошо, а для замысла куратора не очень, потому что среди манифестов нынешней биеннале промелькнула мысль о том, что архитектура-аттракцион – это не очень хорошо, и архитектуре следовало бы подумать о том, как бы дать нам почувствовать себя в этом мире «как дома». Эта мысль – про «как дома» – повторяется в текстах Бецки много раз и кажется одной из основных. Но звездные инсталляции никоим образом не пробуждают «чувства дома», а напротив, скорее порождают беспокойство.

Другая проблема – узнаваемость. Оказавшись в Арсенале, звезды не стали экспериментировать в поисках смутных образов нового или иного, а наоборот – каждый показал, что умеет. Образы-то может быть где-то и неясные, но их смысл кажется каким-то одинаковым – все это резюме творческих концепций, итог, а не начало, прошлое, а не будущее. Очень узнаваем Фрэнк Гери: он соорудил фрагмент фасада, похожего на Бильбао, из дерева и глины. Вогнутовыгнутые поверхности постепенно обмазывают глиной, она высыхает и трескается. Делается это медленно, к концу биеннале в ноябре весь «фасад» будет обмазан глиной: так в инсталляции возникают черты перформанса, что динамично, но взгляд-то все равно обращен назад – глядя на этот перформанс, вспоминаешь про Бильбао и весь он кажется большим и эффектным выставочным стендом, призванным показать самую заметную вещь из порфолио Гери. То же самое происходит и с Захой Хадид – она установила в Арсенале очередную свою текучую форму, про которую в экспликации написано, что она – прообраз мебели. Но Заха Хадид уже давно проектирует такую ни на что непохожую мебель. Подобный же объект Заха установила внутри виллы Фоскари в честь 500-летия Андреа Палладио; но вот что интересно – внутри Палладио или в Арсенале – очень похожие вещи, так в чем же смысл? Грег Линн подключил долю юмора – сделав тоже мебель, но из «переработанных игрушек». Из игрушек получились яркие скульптуры, которые, надо сказать, заняли меньше всех места – за них жюри и вручило «Золотого льва».

Помимо перечисленных, в Арсенале много впечатляющих образов. Красивой выглядит кружевная паутинообразная инсталляция Мэтью Ричи и Аранды Лаш «Вечерняя линия». Она состоит целиком из орнамента – частично вырезанный из металла, частично состоящий из теней и видеопроекции, вписанной в металлический рисунок на стене. Что это значит, неясно (чего и добивались?), но выглядит заманчиво и актуально – сейчас архитекторы любят орнаменты. Unstudio поместили в Кордери объемный предмет размером с небольшую комнату, изогнутую наподобие ленты Мёбиуса – этот объект примечателен тем, что в него можно войти внутрь. Объект семейства Фуксасов – наоборот, очерчен желтой линией, которую рекомендуется не пересекать (чего никто не соблюдает): это два гигантских зеленых фургона с маленькими окошками, сквозь которые можно увидеть бытовые сценки в формате стереокино. Очень несложно повели себя Дилер и Скорфидио – их инсталляция сравнивает видеоролики с двумя Венециями – настоящей и игрушечной американской из Лас-Вегаса. Неясно, как это раскрывает тему Бецки, но в Венеции смотрится замечательно и стулья постоянно заняты. Баркоу Лейбингер соорудил «кочевой сад» из разрезанных лазерным способом металлических труб – благодаря однородности материала и простоты решения, по-моему, это одна из заметных инсталляций Арсенала. А вот Филипп Рахм привлек внимание к своей инсталляции тем, что в первые дни работы выставки (не знаю как потом) там возлежало два голых человека, а рядом четверо хиповато одетых играло какую-то гитарную музыку: проект посвящен глобальному потеплению, но вот откуда это следует? Из раздетости?

Итак, часть экспозиции, призванная отозваться на призыв куратора, состоит из 55 маленьких выставок в Итальянском павильона и 23 больших инсталляций в Арсенале. Все вместе они складываются в попытку пробуждения архитекторов – от коммерческой практики к «бумажному» фантазированию – ради обновления, поворота, в общем, рождения нового. Павильон Италии представляет, по замыслу куратора, одновременно прошлое и будущее этого процесса: молодежные выставки – надежда на будущее, ретроспективные выставки мастеров – своего рода учебник того, как надо экспериментировать. Все это дополняется статьей Бецки по истории послевоенного модернистского экспериментирования – его истоки куратор возводит к политическому кризису 1968 г. и энергетическому 1973-го. Бецки называет имена, выстраивает историю и предлагает молодым архитекторам ее продолжить. Экспозиция Арсенала, с другой стороны, обращает тот же призыв поэкспериментировать к маститым мастерам – по идее, вся архитектурная общественность должна была в результате оказаться вовлеченной в процесс создания «каракулей» – из которых впоследствии должен был произойти новый всплеск размышлений, новый поворот. И что же происходит? Молодежная экспозиция вышла мелковатой и перенасыщенной (хотя при желании в ней можно разглядеть любопытные вещи) – а «звездная» вместо динамики и новизны воспроизвела собственные приемы «звезд». Порыв искусственной инъекции творческого хаоса в архитектуру, как будто, провалился. Может, потому, что искусственной? Хотя – как уже было сказано – только лет через десять станет окончательно ясно, принесла ли эта попытка хоть какие-нибудь плоды и привела ли к повороту. Пока же, глядя на экспозицию, кажется, что вряд ли.

Но вот что странно. Непонятно, пробудил ли Бецки архитекторов. А вот природные силы, надо думать, пробудил. Было нетрудно заметить, что церемония открытия биеннале, куратор которой в своем манифесте заявил, что мол, в нашем мире защититься от дождя это не главное – пришлась на такой ливень, какие в Венеции случаются нечасто. Из-за этого дождя открытие пришлось перенести из Джардини в Арсенал – и перед входом стояла толпа мокрых и замерзших журналистов. Но это было бы еще ничего. Так ведь, рассуждая о значении экономических и прочих неурядиц для развития концептуальной мысли, куратор нынешней биеннале, судя по всему, не только дождь, но и кризис сглазил. Кризис – налицо. Ждем экспериментов.

Ботаники и кочевники

Толкуя для публики и участников биеннале свою путаную тему, куратор Аарон Бецки изъяснялся преимущественно апофатически, то есть от противного. Не здание, потому что это могила человеческих надежд и природных ресурсов, не утопия и не абстрактное решение социальных проблем – но образы и загадки, о которых можно мечтать. Он призвал выйти за рамки здания и архитектуры как дисциплины – и экспериментировать. Но куда точно выйти, все-таки не сказал, сохраняя энигматическую загадочность.

Все отреагировали на эту загадочность по-разному, здесь имеется кино, дизайн и мебель. Многие критики сочли архитектурную биеннале слишком похожей на биеннале современного искусства и таким образом утратившей профессиональную специфику. Ведь выйдя за рамки можно не только приобрести, но и утратить – это, вообще говоря, увлекательное, но и опасное занятие – пересекать границы.

Однако наиболее очевидным способом отреагировать на тему оказался самый прямолинейный: просто выйти из здания. Было бы любопытно, если бы выставочные залы вообще оставили пустыми, а экспозиции разбили снаружи, но до такой степени буквализма биеннале все же не дошла. Однако по части бегства от архитектуры на природу и строительства там, вовне, разных «временных конструкций» архитекторы могли бы обратиться к богатому опыту советских дачников – те тоже бежали от упадка модернизма и, убежав, разбивали огород.

Самый большой огород на биеннале сооружен Густафсонами. Часть увитой лианами дикой растительности Сада Девственниц, расположенного на краю Арсенала, на месте разрушенного бенедиктинского монастыря – окультурена британско-американским проектом «сквозь Рай» (towards paradise). Капуста, лук и укроп (символы сытости) перемежаются с цветами, в центре композиции – изгибающийся улиткой холм, покрытый аккуратнейшей травой. Травянистая улитка призвана быть местом для созерцания, на ней должны быть расставлены подушки для сидения, но в дождливый день открытия над холмистой лужайкой парили только белые шарики. Далее, в старой часовне (или церкви?) вдоль стен на полках расставлены свечи, а на стенах написаны латинские названия исчезнувших животных и растений (выходит довольно-таки много). Надо признать, что этот ландшафный проект – самый масштабный на биеннале. Ради него даже срубили несколько старых деревьев, что в Венеции не приветствуется.

Кстати сказать, тема Рая удачно вписывается в кураторское ‘out there’ и ‘beyond’ – нет ничего более потустороннего, чем Рай. По-своему она раскрыта в павильоне Германии: яблоки растут на ветках, воткнутых в горшки, к веткам присоединены капельницы с жидкостью зеленого цвета. Сами ли плоды выросли на тонких черенках и как этого удалось добиться, не объяснено, зато символическая экспозиция сопровождена рассуждением насчет того, что люди, стремясь создать для себя рай на земле, уничтожают ради этого техногенного рая целые экосистемы. Яблоки под капельницами, вероятно, и должны обозначать техногенный рай.

Павильон Японии окружен цветами, рассаженными внутри эфемерных конструкций, напоминающих контуры башен, увитых зеленью. Это схемы многоэтажных домов, населенных растительностью – они же изображены внутри павильона на стенах карандашом. Кроме рисунков, больше в павильоне ничего нет – он совершенно белый, как разновидность бумажного листа, опрокинутого в интерьер. Этот по-синтаистки лаконичный и созерцательный павильон многим понравился.

Американский огород поменьше и не столь глубокомыслен, зато социален – посвящен, в частности, воспитанию детей посредством садоводства (такое воспитание у нас сейчас практикуется во многих монастырях). Американцы спрятали имперскую дорику фасада за полупрозрачной сеткой, перед колоннадой разбили огород, а павильон наполнили разного рода социальными проектами. В павильоне Дании развернута очень серьезная и разноплановая ‘ecotopedia’ – энциклопедия экологических проблем.

Экологическая тема популярна и среди экспериментальных проектов в павильоне Италии. Идеи, правда, в основном знакомые: зеленые города, где внизу лес, а техника и цивилизация «на втором ярусе» и зеленые небоскребы, из которых особенно заметен один – Жульена де Смедта, проект, предназначенный для китайского города Шенжен, расположенного на материке напротив Гонконга. Это гигантский небоскреб, населенный в равной мере людьми и зеленью, который, по замыслу авторов, должен заменить исчезнувшие в этом районе лесистые горы, став большой рукотворной горой. Что бы ни говорил мудрец из Цинциннати о пользе смутных наитий, а реальный проект на их фоне очень выигрышно смотрится.

Другой путь ухода «от здания» – в шалаш. Он, как ни странно, не очень популярен, зато близок нам по духу. Главный «шалаш» в виде юрты соорудил на набережной Арсенала Тотан Кузембаев и поместил внутрь небольшой автомобильчик. Смысл заключается в совмещении кочевых принадлежностей двух культур – древней и современной. От современной цивилизации внутри юрты развешены разные технические принадлежности, сотовые телефоны, ноутбуки и проч., используемые не по назначению, а как атрибуты шамана. Чтобы выжить с современном мире – пишет Тотан Кузембаев в экспликации к «Номаду», надо подстраиваться. И тогда либо возникнет что-то новое, либо глобализм все поглотит, что будет грустно – заключает он.

С другой стороны, между Арсеналом и раем Густафсонов китайские архитекторы построили несколько разных домиков – из коробок, из фанеры, из оргалита – домики большие, трехэтажные, но внутри неуютно и тесновато, как в поезде. В этот же ряд вписывается также и шалаш-пергола, построенная Николаем Полисским на террасе павильона России – сооружение красивое, но, к сожалению, не очень заметное из-за того, что оно находится со стороны лагуны.

Еще и более абстрактный путь ухода – например, от формы в звук и видео. Здесь красив и совершенно неархитектурен павильон Греции, состоящий из интерактивных тумб с мониторами и наушников со звуками города. В нем темно, и висят светящиеся пластиковые нити.

И наконец, можно уйти от архитектуры, опустошив павильон – так поступили в павильоне Бельгии, где на полу рассыпано разноцветное конфетти («После вечеринки»), или Чехословакии, где стоят смешные холодильники с наборами продуктов для разных персонажей.

Большинство участников старательно интерпретировало тему, но есть и фрондеры – те, кто вопреки девизу, все-таки показал здания. Ведь национальным павильонам не обязательно следовать теме. Очень хорош павильон Великобритании, где дорогая, тщательно сделанная экспозиция посвящена пяти архитекторам, строящим жилье в британских городах. Оказывается, сейчас в Британии – на родине города-сада и новых типов жилища в начале XX века – жилья строится все меньше. Павильон Франции наполнен множеством макетов: каждый из них помещен в прозрачный пластикой ящик и прикреплен к стене подвижной консолью – рассматривая, макеты можно крутить. Архитектура Испании тоже показана очень подробно и традиционно – картинками и макетами. В этот ряд – впервые за много лет – попал и павильон России, о котором – чуть позже.

Русские в Венеции

Получилось так, что среди тех людей, с которыми мне удалось поговорить в Венеции, журналисты оценивали концепцию Аарона Бецки в основном положительно, а архитекторы в основном отрицательно. Есть, безусловно, и исключения, но в целом очевидно – архитекторы приезжают в Венецию посмотреть на архитектуру, и ее почти полное отсутствие было для них не самым приятным сюрпризом.

В павильоне России все произошло наоборот: показаны не смутные провидения, а здания, много зданий. Раньше, когда на биеннале выставляли проекты и реализации, в русском павильоне устраивали инсталляции, а теперь, когда наконец было решено показать реальную архитектуру, Аарон Бецки сформулировал прямо противоположное «задание». Впрочем, для национального павильона тема не обязательна… Следовало ли отбросить идею впервые показать срез реальной российской архитектуры и подстроится под девиз? Сложно сказать. Но, строго говоря, очевидно, что тема, заданная Бецки для биеннале соответствует ситуации некоторой скуки и пресыщения «звездами», сложившейся в архитектуре мира. А тема, заданная куратором российского павильона Григорием Ревзиным, созвучна ситуации строительного бума в России. И выставка довольно-таки точно представляет срез российской архитектуры на сегодняшний день. В том числе и свойственные для нее пестроту и скученность, активный, витальный и не очень-то контролируемый рост разнообразных зданий.

Выставка состоит из двух частей. Современными проектами и зданиями занят верхний этаж – в нем три зала, один основной и два дополнительных. Дизайнеры Влад Савинкин и Владимир Кузьмин решили их в трех разных цветах: первый зал, в котором показан электронный каталог, белый, третий зал – в нем представлены девелоперы, черный, а главный, центральный зал – красный. Его пол расчерчен на шахматные клетки, на красных стоят здания российских архитекторов, на белых – макеты, сделанные по проектам иностранцев, строящих в России. Между макетами россиян и иностранцев, по замыслу куратора, происходит условная шахматная партия – акцентирующая тему конкуренции между «местными» и «пришлыми» архитекторами.

Вторая часть выставки – деревянные конструкции Николая Полисского, еще не архитектура, а, по определению куратора русского павильона Григория Ревзина, выражение мечты русского ландшафта. Работы Полисского пронизывают русский павильон – в зале первого этажа они образуют лес, разреженный пятнами света. Там же, в соседнем зале показаны основные работы Полисского и – видеороликами – процесс их создания силами слаженной команды жителей деревни Николо-Ленивец. Базируясь на первом этаже, конструкции Полисского дальше прорастают повсюду – в виде импровизированной арки перед входом, перголы на террасе (так и названной ‘beyond building’) и даже ножки у стола в зале девелоперов сделаны из тех же кривоватых стволов.

Надо признать, что конструкции Николая Полисского заметно отличаются от других ландшафтных проектов биеннале и не только тем, что в них напрочь отсутствует «райская» тема сада-огорода, а материал – дикий, природный, едва очищенный. Они к природе значительно ближе, чем экологические проекты, принадлежащие, по сути, в большей степени миру технологий. «Лес» Полисского диковат и страшноват, хотя внутри павильона ему несколько недостает масштаба – развернуться негде. Но надо понимать, что это «экспортный» лес, леший на гастролях. В Николо-Ленивце ландшафтные проекты Полисского и крупнее, и витальнее.

В этом году россияне поучаствовали во всех основных частях биеннале. Тотан Кузембаев, недавно получивший второе место в конкурсе на мост через венецианский Большой канал – был приглашен Аароном Бецки участвовать в кураторской экспозиции Арсенала и соорудил на улице перед ним уже упомянутую юрту. Борис Бернаскони, недавно разделивший первое место в международном конкурсе на Пермский художественный музей с Валерио Олжиати, был приглашен куратором в выставке павильона Италии – и употребил это приглашение на борьбу с проектом бюро Нормана Фостера «Апельсин». Надо сказать, что Аарон Бецки на своей пресс-конференции отдельно упомянул проект Бернаскони и очень хвалил в том смысле что молодой архитектор осмелился протестовать против самого Фостера.

В очень красивый проект превратилась, приехав в Венецию, выставка «Роддом» (кураторы Юрий Аввакумов и Юрий Григорян). Впервые выставка была показана в Москве в галерее ВХУТЕМАС, потом – в Петербурге. Надо сказать, что на биеннале выставка, придуманная за год до этого, оказалась очень кстати: она состоит из скульптурных зародышей архитектуры, интерпретаций темы рождения, произведенных архитекторами, среди которых много россиян, но много и иностранцев. Осмелюсь даже предположить, что здесь основная мысль Бецки выражена если не точнее, то лаконичнее, чем в Арсенале. Разместившись в венецианской церкви Сан-Стае, выставка заметно трансформировалась: все экспонаты оказались помещенными в ячейки внутри стен картонного домика с продырявленными стенами. Это сооружение уподоблено церковному реликварию и одновременно хлеву-вертепу. Эволюция выставки представляется очень логичной. Причем создается впечатление, что какую-то роль здесь сыграла сама Венеция – город, в котором почти что каждая стена несет в себе киот со скульптурной иконой. От чего город кажется освященным весь целиком – качество, уже утраченное другими европейскими городами – и даже брутальный «Роддом» здесь превращается в рождественский вертеп. Чудесный все-таки город Венеция.

Деревянная конструкция «Триумфальной арки», установленная в Джардини для лауреатов «Золотого льва» биеннале архтектуры. Из-за дождя в день церемонии арку использовать не удалось и триумфа не получилось
Аарон Бецки на пресс-конференции. Фотографии Юлии Тарабариной
В павильоне Италии (экспозиция «экспериментальная архитектура»). Выставка IaN+ «Архитектура как экологическая система» представляет из себя стеклянный лабиринт
Итальянский павильон, «экспериментальная архитектура». Стефано Боэри, проект «Вне пьедестала. Аргументы в пользу не-антопоцентрической этики города» представляет из себя несколько версий экологического города, в том числе приподнятого над лесом
Итальянский павильон, «экспериментальная архитектура». Жульен де Смедт. Проект небоскреба для Шенжена Китай. Название выставочного проекта – «Большая борьба»
Небоскреб для Шенжена, деталь
Павильон Италии, «мастера эксперимента». Дудлы (каракули) Френка Гери – представляют способ творческих поисков знаменитого архитектора, который, размышляя о будущем здании, делает множество макетов, больше похожих на абстрактные скульптуры. Такой же способ работы Гери прививает молоым архитекторам, работающим в его мастерской
Дудлы Френка Гери
Павильон Италии, «мастера эксперимента». Абстрактная живопись Захи Хадид – и ковер
Арсенал, Кордери, основная экспозиция куратора Аарона Бецки. Инсталляция Фрэнка Гери
Кордери. Инсталляция Филиппа Рахма. На первом плане поют, на втором – «загорают» под электрическими лампочками нагишом
Кордери. Объект Unstudio
Кордери. Инсталляция Максимилиано и Дорианы Фуксас
Кордери. Инсталляция Захи Хадид
Кордери. Инсталляция Захи Хадид
Кордери. Инсталляция Баркоу Лейбингера
Инсталляция Баркоу Лейбингера. В интерьере Кордери она напоминает утонувший в плоскости пола церковный оргАн
«Переработанные игрушки» Грега Линна в Кордери
Кордери. Проект Грега Линна, получивший «Золотого льва» за участие в кураторской экспозиции. Прототипы мебели из «переработанных игрушек»
«Переработанные игрушки» Грега Линна в Кордери
Кордери. Мэтью Ричи и Аранды Лаш «Вечерняя линия»
Кордери. Мэтью Ричи и Аранды Лаш «Вечерняя линия»
«Пузырь» от Куп Химмельб(л)ау
Кордери. Инсталляция Куп Химмельб(л)ау - большой пластиковый пузырь, напоминающий кабину фантастического космического корабля
Вход в Кордери открывает видеоинсталляция «Холл экспериментов». На вогнутые поверхности проекцируются то точки, похожие на звезды, то яркие абстрактные композиции. Внизу – экраны, показывающие фрагменты кинофильмов. Все вместе – светомузыка. Он не входит в состав 23 инсталляций основной выставки куратора, а представлен отдельно, в том числе ему уделен один из пяти томов каталога
Одна из первых по порядку инсталляция Кордери - от Ассимптоты
Кордери. Инсталляция PENEZIC&ROGIN architects под названием "Кто боится большого злого волка и век цифровых технологий?". Очень уж путаная, но цветная и хорошо освещенная
Сад девственниц на краю Арсенала. Проект «Сквозь Рай» Густафсонов. Свечи и список исчезнувших видов в бывшей часовне (?)
Проект «Сквозь Рай». Сад-огород для души медитации
Павильон Японии. Воздушные конструкции с цветами внутри. Некоторые даже увиты лианами
Цветы вокруг павильона Японии
Нарисованные цветы - карандашом на белых стенах в павильоне Японии (там все белое, даже белый стул приклеен к полу и тоже покрыт рисунками)
Райские яблочки под капельницами в павильоне Германии. Иллюстрация конфликта техногенного и первозданного Рая
Старая дорика и новые капустные грядки - все для воспитания. Павильон США
Кочевая юрта (номад) Тотана Кузембаева - одна из кураторских экспозиций Кордери
Teatro alle Vergini. Временные домики китайских арихеткторов. Тот, который слева - предназначен заодно и для сбора воды; тот, который справа - трехэтажный и даже в верхнем ярусе имеет смотровую площадку
Еще один домик. Из трубок и коробок
Павильон Бельгии – «после вечеринки». Все прошло, ничего не осталось...
Павильон Франции. Макеты на шарнирах
Павильон Австралии
Лауреат «Золотого Льва» за национальный павильон – павильон Польши. Проект «Отель Полония». По-моему, жюри было дезориентировано и выбрало все самое смешное: испорченные Грегом Линном игрушки, забавные коллажи в польском павильоне...
Куратор российского павильона Григорий Ревзин дает интервью журналистам в день открытия павильона России
Павильон России. Главный («красный») зал
Павильон России. Главный («красный») зал
Павильон России. Макет «Римского дома» Михаила Филиппова
Павильон России. Зал девелоперов («черный»). На столе – шахматы. Ножки стола исполнены Николаем Полисским
Павильон России. Зал электронного каталога («белый»). 16 компьютеров, 30 архитектурных студий, преставлено более 300 объектов. Разработка и реализация – Архи.ру
Арка Николая Полисского перед входом в павильон России
Пергола Николая Полисского на террасе павильона России. Сделана специально для куратора биеннале, так и называется: 'beyond building' - и с этим не поспоришь, она определенно вовне. За перголой - вид на лагуну, и в солнечню погоду внутри этой решетчатой конструкции очень приятно находиться
Та же пергола изнутри – «купол» из сучьев
Выставка Бориса Бернаскони в павильоне Италии направлена против «Апельсина» Фостера. Много апельсинов, много Фостера. Лаконично, экономично, политично...
Ажурный домик Аввакумова/Григоряна в церкви Сан-Стае. Чудесные трансформации РодДома в вертеп/реликварий
РодДом в церкви Сан-Стае
На открытии выставки РодДом. Крайний слева - Томас Лизер, крайний справа - куратор павильона России Павел Хорошилов
РодДом изнутри. Сооружение поставлено над могилой дожа Мочениго

27 Октября 2008

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Пресса: Обнадеживающий кризис. Третий выпуск Клуба архитектурной...
Газета «Время новостей» и агентство P-Arch («Пи-Арх») представляют третий выпуск Клуба архитектурной критики, в котором известные обозреватели оценивают события в российской архитектурной жизни последних трех месяцев.
Пресса: Архитектура – не там
ARCHITECTURE OUT THERE – была переведена на русский язык более чем странно: «АРХИТЕКТУРА – НЕ ТАМ». Поскольку я обсуждала с Аароном концепцию не один раз, могу утверждать: его такая трактовка несколько изумила. Тем не менее она оказалась пророческой.
Пресса: (По)мимо зданий: синдром или случайность? С XI Венецианской...
В Венеции прошла XI Архитектурная Биеннале. Ее тема – «Не там. Архитектура помимо зданий» - сформулирована куратором, известным архитектурным критиком, бывшим директором Архитектурного института Нидерландов Аароном Бетски. Принципиальная открытость темы вовне породила множественность ответов – остроумных и надуманных, приоткрывающих будущее и приземленных, развернутых и невнятных.
Пресса: Поворот к человеку
Интервью с Григорием Ревзиным, одним из кураторов российского павильона на XI Архитектурной биеннале
Пресса: Дом-яйцо и вертикальное кладбище
23 ноября в Венеции завершается XI Архитектурная биеннале. Множество площадок, 56 стран-участниц, звезды мировой архитектуры, девелоперы — и тема: «Снаружи. Архитектура вне зданий». Финансовый кризис добавил этой теме иронии: многие проекты зданий, представленных в Венеции как вполне реальные, в ближайшее время воплощены явно не будут.
Пресса: 7 вопросов Эрику Ван Эгераату, архитектору
Голландец Эрик Ван Эгераат — архитектурная звезда с мировым именем и большим опытом работы в России. Он участвовал в русской экспозиции на XI Венецианской биеннале, придумал проекты насыпного острова «Федерация» возле Сочи и комплекс зданий Национальной библиотеки в Казани. Для Сургута он разработал торгово-развлекательный центр «Вершина», для Ханты-Мансийска сделал генплан.
Пресса: Москва, которая есть и будет
Царицыно, "Военторг", гостиница "Москва", "Детский мир". Эти, говоря казенным языком, объекты вызывают яростные споры у жителей столицы, обеспокоенных архитектурным обликом города. Где проходит грань между реконструкцией и реставрацией? Что отличает реконструкцию от новодела? Что стоит сохранять и оберегать, а что, несмотря на возраст, так и не стало памятником зодчества и подлежит сносу? Какие по-настоящему хорошие и интересные проекты будут реализованы в Москве? Что вообще ждет столицу в ближайшие годы с точки зрения архитектуры? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил сокуратор российского павилиона на XI Венецианской архитектурной биеннале, специальный корреспондент ИД "Коммерсант", историк архитектуры Григорий Ревзин.
Пресса: Хотели как лучше
В русском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале стало как никогда очевидно: за десять лет строительного бума российская архитектура так и не нашла своего "я".
Пресса: Лопахин против Раневской. XI Международная биеннале...
Когда вы будете читать эти строки, Биеннале, работавшая с 13 сентября, завершится и павильоны разберут. Подметут разноцветные конфетти, рассыпанные у бельгийского павильона, Венеция растворится в туманах декабря.
Пресса: Картинка с выставки
В этом году открытие российской экспозиции на архитектурной выставке в Венеции La Biennale di Venezia сопровождалось проливным дождем, который буквально залил павильон. Выставочное здание, в котором выставляются национальные экспозиции во время биеннале, сегодня находится в удручающем состоянии.
Пресса: "Биеннале -- это звезды. Мы приведем биеннале в русский...
Сокуратором российского павильона в этом году был специальный корреспондент ИД "Коммерсантъ" ГРИГОРИЙ РЕВЗИН. Он рассказал, почему экспозиция называется "Партия в шахматы. Матч за Россию". А также поведал о том, откуда на главный архитектурный смотр мира набирались в 2008 году российские участники.
Пресса: "Решительно не понравилась". Интервью с Евгением Ассом
Архитектор ЕВГЕНИЙ АСС дважды — в 2004 и 2006 годах — был художественным руководителем российского павильона на Биеннале архитектуры в Венеции. Российская экспозиция, представленная в этом году, ему решительно не понравилась. О том, почему так случилось, он рассказал в интервью корреспонденту BG ОЛЬГЕ СОЛОМАТИНОЙ.
Пресса: Сады Джардини
Русские выставки стали "обживать" Венецию еще до открытия знаменитого щусевского павильона в Giardino Publico. Первой отечественной экспозицией, приглашенной в этот итальянский город, стала выставка, устроенная Сергеем Дягилевым в 1907 году. Затем в 1909 году венецианцы пригласили русский раздел международной выставки в Мюнхене. В целом же до открытия павильона в 1914 году в Венеции "побывало" еще пять различных выставок Российской империи. С 1895 года там устраиваются экспозиции Биеннале современного искусства, а с 1975 года — Биеннале современной архитектуры.
Пресса: Архитектурная биеннале в Венеции не увидит "Апельсин"...
Григорий Ревзин, сокуратор Русского павильона 11-ой венецианской архитектурной биеннале сообщил на днях, что концепт-проект "Апельсин", разработанный совместными усилиями российской компании "Интеко" и известного британского архитектора Нормана Фостера, как и проект комплексного освоения территории в районе Крымского Вала в Москве на 11-ой венецианской биеннале архитектуры представлены не будут.
Пресса: "Хотя если бы дали "Золотого льва" французам, я бы понял,...
В скором времени в Венеции закончит свою работу XI архитектурная биеннале. Об итогах показа российских проектов, о проблемах в отечественном строительстве и общих впечатлениях от биеннале рассказал в интервью «Интерфаксу» комиссар российского павильона на ХI архитектурной биеннале Григорий Ревзин.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.