Константинов: путь к архитектуре

До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.

mainImg
Александра Константинова знают как автора масштабных инсталляций, полосатых и клетчатых домов и деревьев из цветного скотча, этакой штриховой суперграфики, встроенной в город. Вокруг настоящие здания и деревья, а среди них – как будто эскизы цветным фломастером, только в натуральную величину. Своего рода дополненная реальность. Впечатляющее зрелище.
Фрагменты видеоролика. Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фрагменты видеоролика. Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фрагменты видеоролика. Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

А он математик, даже доктор наук. Рисовал с детства, в изостудиях, но в МАРХИ поступать не решился – родственников не было. Математиком стал в числе прочего из-за того, что профессия была относительно свободной и позволяла работать дома. До конца 1980-х рисовал «в стол». Затем показал свои работы Леониду Бажанову, а тот ему – «откуда ты такой готовый мастер?» Что Константинова очень вдохновило, и он начал работать как художник в составе группы «Эрмитаж», потом увлекся крупными объектами в духе лэнд-арта, покрывал землю у Ферапонтова монастыря, а потом на греческом Паросе «Покровом» с крестами как с епископского облачения, встраивал и в города, и в поля домики, архитектурные фрагменты и клетчатые, из крупной штриховки деревья. Начал работать с архитектурными бюро, российскими и зарубежными, над проектами, в том числе большими, есть даже один жилой комплекс. Он, впрочем, наименее интересен. Так что, отказавшись в свое время от МАРХИ ради математики и домашнего рисования Константинов, сделав обширный круг, к архитектуре все же пришел. Так бывает.
Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Все это рассказала вдова художника Наталья Константинова на открытии его выставки-ретроспективы в Западном крыле ГТГ (бывшем ЦДХ) на Крымском валу. Выставка – в зале на первом этаже справа. Это один, но большой высокий зал с закутком для видео в углу. Он вполне подходит: на стенах рисунки, которые с долей условности можно назвать станковыми, на полу объекты, а видео позволяет погрузиться в инсталляции Константинова и заполнить пробелы в своем образовании. Вроде бы и работ не очень много, но ретроспектива выглядит вполне представительной. Для каждого из направлений там есть свой представитель, остальное дополняет ролик. Кроме того, выставка заметно и намеренно закольцована по смыслу: сами устроители сказали «от дерева до дерева», и это двум причинам. В центре зала показано несколько рисунков пером 1984 года, на них кроны деревьев (вообще Константинов начал с рисования деревьев) обобщены контрастной и довольно редкой штриховкой с линиями, наложенными почти что строго под углом 90°. 
  • zooming
    Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рядом – тоже дерево из штриховки, но из алюминиевых плашек, чуть повыше человеческого роста, реконструкция фрагмента инсталляции «Яблоневый сад» 2012 года, сделанная для выставки (при участии Екатерины Власовой) в мастерских «Своды» ГЭС-2. Она позволяет оценить и сходство, и разницу между деревьями с рисунке и деревом-инсталляцией. Однако среди других работ в зале можно найти деревья-стволы, такие же сетчатые, но совсем без кроны, 1986 года, и, что более важно, недалеко от входа-выхода примостился «Итальянский пейзаж» 2019 года – бумага, цветная тушь, акварель, перо, – с такой же уверенной сеткой штрихов. Получается, автор никогда не расставался ни в темой, ни с техникой. 

В конце 1980-х, после прихода к Бажанову, когда Константинов начинает работать как художник, у него появляются объекты из дерева и металла, в основном дерево преобладает и инкрустируется медными гвоздями и прочей сплющенной металлической фурнитурой, но иногда, особенно в ранних работах, металл преобладает, – и, кажется, почти одновременно, абстрактные рисунки, уже безо всяких деревьев. Линии, которые складываются в композиции, похожие на деревенские коврики. Причем такие же «коврики», цветные, рельефные, даже с вкраплениями раскрашенной дерюги, встречаются и из дерева тоже. 
  • zooming
    Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Чуть позже, кажется с начала – середины 1990-х, появляются хорошо известные в узких кругах сетки «формуляров» и «миллиметровок». Надо думать, самый ранний из показанных на выставке – «Пейзаж в формуляре» 1992 года, сочетающий остатки фигуративности в виде древесных силуэтов и клетки «формуляра», в который они встроены, вполне себе в духе московского концептуализма, как святые на Минеях Четьих, порядовкой. 

Особенность сеток – тоже из арсенала позднего концептуализма. Сетки придумал, как кажется, Мондриан, и тогда их оживлял только цвет, причем яркий, основной: красный, синий, желтый. Как долго сетки могут быть статичными? Их надо оживлять. Асимметрия была в них всегда, концептуализм придумал оживлять смыслом – то есть сетка можно быть сканадализованно-скучной, намеренно-однообразной, но у этого свойства есть объяснение, поскольку она формуляр, таблица для хранения данных, превращенная, по примеру Дюшана, из практически-полезного предмета в предмет искусства методом простого переноса из сферы применения в мастерскую художника, а затем уже в выставочный зал. 

В случае концептуализма помимо переноса есть еще две особенности. Во-первых, формуляр заполняют иным, не характерным для его банального функционирования, смыслом, как правило либо возвышенным, типа деревьев, похожих на силуэты святых (опять Четьи Минеи), либо бытовым в смысле личным, опечатками пальцев друзей, и так далее. Во-вторых, формуляр не просто переносят, а вместо того, чтобы размножать на печатном станке, ротапринте или ксероксе, рисуют руками. Что даже самой уверенной руке дает хоть иногда, но дрогнуть, немного, но оживить. Плюс разные «жизненные» дополнения типа бумажной плесени и пятен от кофе. В этом втором пункте Константинов много преуспел: мысль о том, как человек от руки, но точно и рядом, день за днем проводит эти линии, вызывает холодок по спине, и опять заставляет думать о святых, поскольку это какой-то сродни монашескому подвиг аскезы. 

Далее, рисунки-конструкции сеток Константинов помещает на отдельных листах – для клеток надо много листов, – а показывает их не ортогонально, параллельно стене, а под небольшим углом, как крылья. Тем еще больше, но нюансированно, усложняя восприятие сеток, на первый взгляд очень простых. 
  • zooming
    Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Довольно вскоре – вероятно, когда издадут каталог и будет полноценное исследование, будет яснее, когда, а то на выставке часть работ датирована точно, а часть нет – в работах Константинова начинается укрупнение, приводящее ко всем этим деревьям, которые мы видим в ГЭС-2 и в ролике. 

Параллельно он происходит и в работах, где линия, проведенная рукой, исчезает, сменяясь более жесткими конструктами, подобными компьютерным платам, которые Константинов – опять же, не он один, но и он тоже – активно использует. Тут и Линейка, на входе в зал, и Мишень напротив нее: перекликаются-переговариваются через зал, и набор «плат» за спиной столба, на котором висят самые ранние деревья. 
  • zooming
    Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, параллельно с крупными ландшафтными и ландшафтно-городскими объектами Константинов в 2000-е работает над увеличенными масштабно линейками и мишенями, а раньше, параллельно параллельно с формулярами и миллиметровками над деревянными объектами, придавая брускам емкую форму, прорезая, начиняя их металлом – что очень красиво, или просто работая в металле, складывая в композиции. 

Константинов также сотрудничал с архитекторами в работе над вполне архитектурными проектами, у него было два соавтора, один постоянный швейцарский, Beng Architects & Assosies, вот пример их совместной работы, другой Яузапроект Ильи Заливухина, с которым он построил ЖК Циолковский. В последние годы Константинов также работал в Екатериной Власенко, тоже над зданиями на рубежом; она – автор реконструкции его объектов в ГЭС-2. Все эти здания совершенно не похожи на работы Константинова как художника, даже неясно, как это он в них так растворился и зачем тогда было сотрудничать. 

Другая «архитектура Константинова» показана на выставке. Кажется даже, что ее отыскивает в Константинове как художнике Евгений Асс как автор экспозиции. На открытии выставки в ГТГ он произнес загадочное: я тут выстроил, кто увидит, тот увидит. Надо сказать, ничего загадочного, видно сразу. Ранние, ну или среднего периода, работы Константинова похожи на фасады и макеты городских зданий – очень похожи, на красивые и интересные, фасады и макеты зданий. Вот Евгений Асс и выстроил из них макет города, который мог бы быть современным городом или его частью. Своего рода «город Константинова»: макеты на подиуме, «фасады» на стене. 
Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Не очень только понятно, почему сам Асс об этом не говорит, а замирает в ожидании, когда его довольно очевидный по всем параметрам замысел будет разгадан. И еще одна загадка, стилизуя под математику, хотя не претендуя на докторскую степень в ней, назовем ее загадкой Константинова-Асса. На открытии объектов в ГЭС-2 Евгений Асс говорил не о той архитектуре, которая просматривается в его экспозиции на выставке в ГТГ, а другой, «постмодернисткой», то есть об архитектуре клетчатых объектов Константинова позднего времени, достаточно крупных, чтобы занимать в городской и не-городской среде место сродни тому, которое занимает архитектура. 

Словом, выходит, у Александра Константинова две, а может, и три архитектуры: та, которую он делал с архитектурными бюро, и на него не похожая; архитектура макетов и рисунков 1990-х и архитектура объектов 2000-х. Выбирай любую. 
Выставка «Александр Константинов. От линии до архитектуры». ГТГ, Западное крыло, 06.02.2024 – 26.05.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В прошлом 2023 году Константинову бы исполнилось 70 лет, выставки – отчасти юбилейные. 
***

UPD: Евгений Асс был назван в этом тексте куратором, это ошибка – он автор экспозиции, – она исправлена.

Перечислим авторов проекта: куратор выставки в ГТГ – Ирина Горлова, заведующая отделом новейших течений. Кураторы выставки в ГЭС-2 –Андрей Василенко и Ольга Дружинина

Процитирую Евгения Асса: «Моя роль в вашей заметке сильно преувеличена».

Может, да, а может и нет, но теперь, надеюсь, справедливость восстановлена, авторы проекта названы. А проект замечательный и очень душевный. Еще не поздно посмотреть. 

23 Мая 2024

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.