пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Александр Константинов. Дом из воздуха и линий

выставка Арт, Архитектура
  дата: 08.02.2024 - 26.05.2024
  город: Москва
  адрес: Болотная набережная, 15
  организатор: Дом культуры «ГЭС-2» при поддержке Третьяковской галереи
  ссылки: Подробнее о проекте>>>
  архитекторы:
Александр Константинов
  Инсталляции архитектора, художника и математика Александра Константинова, специально воссозданные для программы «ГЭС-2: Проспект»
  пресса-статьи:
  Юлия Тарабарина. Константинов: путь к архитектуре, 23.05.2024
 


Изображение: ges-2.org
связанные события:
06.02.2024 - 26.05.2024
выставка

Александр Константинов. От линии до архитектуры
пресс-релиз:
Александр Константинов родился и жил в Москве, но работал по всему миру: его инсталляции можно встретить на площадях и в парках десятков стран, от России до Японии. Занимаясь одновременно изобразительным искусством и архитектурой, Константинов предлагал нестандартные подходы и в искусстве, вдохновленном архитектурой, и в архитектуре, обусловленной искусством.

Работы, представленные на Проспекте Дома культуры, можно рассматривать как диалог художника с итальянским зодчим Ренцо Пьяно, автором реконструкции здания электростанции ГЭС-2.

Александр Константинов (1953–2019) был художником, архитектором и ученым. Доктор физико-математических наук, он более тридцати лет преподавал в университете, одновременно занимаясь изобразительным искусством и, позже, архитектурой.

В 1990-е Константинов работал в графике и скульптуре, экспериментировал с новыми техниками и материалами. В 1992 году у него — одного из первых среди современных художников — состоялась персональная выставка в Третьяковской галерее.

В начале 2000-х годов Константинов начал работать с городским пространством, внедряя в ландшафт гигантские изображения, выполненные разноцветным скотчем.

С 2006 года всерьез занялся архитектурой, сотрудничая с ведущими бюро в России и за рубежом: он стал автором более 30 инсталляций и 25 архитектурных и парковых проектов в 15 странах мира.

Парки занимают особое место в наследии Константинова: в Москве он работал над преобразованием парков «Фили» и «Сокольники», а в американском Массачусетсе создал проект TurnPark Art Space.

Объекты и инсталляции Константинова всегда перекликаются с пластикой, историей и даже мифологией того места, для которого они созданы. «Дом под липой» появился в 2008 году в австрийском городе Хоэнемсе. Там, на старой текстильной фабрике, расположился частный музей — коллекция Вильгельма Оттена. «Дом», построенный в пропорциях соседней часовни, служит входом в музей, красным цветом обозначая пространство как территорию искусства. Общий же вид дома в пейзаже — небольшие строения, фабричная башня — напоминает работы итальянского живописца Джорджо де Кирико.

«Голубые деревья» были придуманы в 2011 году для загородного дома в штате Нью-Йорк (США). Словно сойдя с ранних графических листов самого Константинова, сохранив свою двумерность, они превратились в часть реального пейзажа. Воспроизводя собственную параллельную штриховку, выполненную на этот раз из алюминия, Константинов как бы накладывает гигантский рисунок на панораму частного парка. За счет голубого цвета деревья сливаются с небом — и кажется, что само небо придумало эту хулиганскую выходку: заштриховать воздухом деревья в реальном пространстве.

Архитектура, природа и их взаимодействие всегда служили отправной точкой проектов Константинова. Точно так же проницаемость, свет, воздух и связь с окружающей природой волновали Ренцо Пьяно при создании «фабрики искусств» «ГЭС-2». Итальянский архитектор начинал с ярких и острых жестов (таких, как Центр Помпиду в Париже), но по мере обретения силы и славы пришел к тому, что Константинов, кажется, знал всегда. Обновляя ГЭС-2, классик хай-тека ничего не перестраивал, а лишь сделал явным то, что уже и так присутствовало в здании. Металлический каркас стал белым и пророс тонкими линиями новых конструкций, свет пролился сквозь стены, и старая электростанция обернулась воздушным дворцом или собором. Стены кажутся заштрихованными, купол расчерчен, а по полу разлетелись диагонали теней — ровно так, как любил Константинов.

Перемещение объектов Константинова внутрь пространства Ренцо Пьяно становится любопытным экспериментом. Работы Константинова теряют связь с контекстом, для которого они были созданы, и в них с очевидностью проявляются характерные черты, присущие лучшим образцам современной архитектуры. Легкими и воздушными средствами создаются монументальные формы, отсылающие к архаическим образам — дерево, дом, храм. Это сочетание полета и вечности, легкого и основательного, тонкого и глубокого.

 нас на глазах происходит возвращение архитектуры к первоосновам, проявление архетипа сквозь толщу декораций, редукция здания до каркаса. Ну а «Голубые деревья» не только дополняют тот лес, который Пьяно посадил на территории «ГЭС-2», но и не теряют связь с небом, которую архитектор подчеркнул, покрасив трубы электростанции в синий цвет.

Кураторы: Андрей Василенко, Ольга Дружинина
Архитектор: Екатерина Власенко:
Продюсеры Вероника Лучникова, Саша Чистова
Техническая команда: Артем Канифатов, Ксения Косая
Кураторы программ доступности: Вера Замыслова, Влад Колесников, Оксана Осадчая
Тактильные модели: Мастерская тактильных макетов Михаила и Ольги Шу

Дом культуры «ГЭС-2» благодарит Наталью Константинову и Юлию Туловскую за консультации и поддержку проекта.

Проект осуществлен в сотрудничестве с Государственной Третьяковской галереей.


Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки